ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-137/2014 от 24.04.2014 Жуковского районного суда (Калужская область)

  Дело №

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 ДД.ММ.ГГГГ                                                                  г. Таруса Калужской области

 Жуковский районный суд Калужской области в составе

 председательствующего судьи Кондратьева А.Е.

 при секретаре судебного заседания Бобковой М.Е.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Тарусского района Калужской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Присмотрову Владимиру Анатольевичу об обязании предоставить проект освоения лесов,

 УСТАНОВИЛ:

      Прокурор Тарусского района Калужской области ДД.ММ.ГГГГ обратился в Жуковский районный суд Калужской области с иском к ответчику об обязании в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ после вступления решения суда в законную силу, предоставить в Министерство лесного хозяйства Калужской области на повторную государственную экспертизу разработанный с учетом требований Приказа Рослесхоза от 29 февраля 2012 года № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>.

      В судебном заседании помощник прокурора Тарусского района Калужской области ФИО3 исковые требования поддержал, в обоснование пояснил, что ответчиком не выполняются требования закона предоставить в Министерство лесного хозяйства Калужской области на повторную государственную экспертизу разработанный проект освоения лесов на лесной участок. Просил исковые требования удовлетворить.

      Ответчик Присмотров В.А. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, его представитель на основании ордера адвокат ФИО4 исковые требования считала необоснованными, поскольку требования прокурора ответчиком выполнены, просила отказать в удовлетворении исковых требований.

      Третье лицо - Министерство лесного хозяйства Калужской области своего представителя в судебное заседание не направили, представили суду заявление в письменном виде с просьбой рассмотреть дело без их участия, исковые требования прокурора поддерживают.

      Как установлено в судебном заседании, в ходе проведенной прокуратурой Тарусского района Калужской области проверкой, что Присмотровым В.А. при пользовании арендованным лесным участком, расположенным на территории <адрес> не соблюдается требования лесного законодательства Российской Федерации.

      В соответствии с ч.1 ст.3 Лесного кодекса РФ, лесное законодательство регулирует лесные отношения.

      Участниками лесных отношений, в соответствии с ч.1 ст. 4 Лесного кодекса РФ являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

      На основании ст.88 Лесного кодекса РФ на лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду возложена обязанность составления проекта освоения лесов в соответствии со ст.12 Лесного кодекса РФ.

      В соответствии со ст.12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов также осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются:

 1) организация использования лесов;

 2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;

 3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;

 4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

      В силу ст. 88 Лесного кодекса РФ состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

      Приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 года № 69 установлен порядок составления проекта основанием лесов и порядок его разработки.

      Согласно ч.1 ст.89 Лесного кодекса РФ, проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 89 Лесного кодекса РФ).

      Приказом Рослесхоза от 22 декабря 2011 года № 545 утвержден порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов.

      Как следует из п. 3 Порядка целью государственной или муниципальной экспертизы (далее - Экспертиза) является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.

      Для проведения Экспертизы проекта освоения лесов, согласно п. 4 Порядка лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов на бумажном носителе в двух экземплярах в прошитом и пронумерованном виде и в электронном виде.

      Исходя из положений п. 9 Порядка, по результатам Экспертизы оформляется заключение, утверждаемое органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным.

      Отрицательное заключение Экспертизы в соответствии с п. 11 Порядка оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также не соответствующие лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

      В силу п. 13 Порядка осуществление использования лесов при наличии отрицательного заключения Экспертизы на проект освоения лесов не допускается.

      На основании Положения о министерстве лесного хозяйства Калужской области, утвержденного постановлением Губернатора Калужской области от 01.04.2011 N 107, право проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов принадлежит Министерству лесного хозяйства Калужской области, являющегося правопреемником Министерства природных ресурсов Калужской области.

      Из ч.2 ст.24 Лесного кодекса РФ следует, что невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.

      Статьей 71 Лесного кодекса РФ определен порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно части первой данной статьи - в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам.

      Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Данное требование установлено ст. 93 Лесного кодекса Российской Федерации.

      Как установлено в судебном заседании Присмотровым В.А. с ДД.ММ.ГГГГ - по истечении ДД.ММ.ГГГГ с момента утверждения заключения отрицательной государственной экспертизы проекта освоения лесов на арендуемый им лесной участок и до настоящего времени, то есть до ДД.ММ.ГГГГ не представлен в Министерство лесного хозяйства Калужской области на повторную экспертизу разработанный в соответствии с Приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 года № 69 проект освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>.

      Суд находит, что не представление Присмотровым В.А. в Министерство лесного хозяйства Калужской области на повторную экспертизу разработанный в соответствии с Приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 года № 69 проект освоения лесов на лесной участок, нарушает действующее законодательство.

      Не предоставление Присмотровым В.А. на повторную экспертизу в установленные сроки проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по вышеуказанному адресу существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку арендатором данного лесного участка, которым является Присмотров В.А., на законных основаниях не могут проводиться мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, тем самым, не позволяя обеспечить гражданам благоприятные и безопасные условия для пребывания в лесах. Кроме того, при отсутствии проекта освоения лесов на арендуемом Присмотровым В.А. лесном участке не могут на законных основаниях проводиться мероприятия по противопожарной безопасности в лесах, поскольку он (Присмотров В.А.), в соответствии с п. 13 Порядка не имеет права пользоваться данным арендованным лесным участком.

      Факт непредставления на повторную экспертизу проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу<адрес> площадью <данные изъяты>. подтверждается: сведениями, представленными Министерством лесного хозяйства Калужской области (л.д.№).

      Согласно статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

      Суд с учетом изложенного находит исковые требования обоснованными и считает необходимым их удовлетворить, возложив на ответчика обязанность, не позднее ДД.ММ.ГГГГ после вступления решения суда в законную силу, предоставить в Министерство лесного хозяйства Калужской области на повторную государственную экспертизу разработанный с учетом требований Приказа Рослесхоза от 29 февраля 2012 года № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>.

      На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

      Обязать Присмотрова Владимира Анатольевича, не позднее ДД.ММ.ГГГГ после вступления решения суда в законную силу, предоставить в Министерство лесного хозяйства Калужской области на повторную государственную экспертизу разработанный с учетом требований Приказа Рослесхоза от 29 февраля 2012 года № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>.

      Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Жуковский районный суд (г.Таруса) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Председательствующий: подпись

 Копия верна: судья                                                                                                           А.Е. Кондратьев.