Производство № 2-137/2022
Дело (УИД): 28RS0012-01-2021-001162-13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Сковородино 03 марта 2022 г.
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Петрашко С.Ю.,
при секретаре Самохваловой М.В.,
с участием помощника Сковородинского транспортного прокурора Титова Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сковородинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Магдагачинского района о возложении обязанности обеспечить резервный источник энергоснабжения,
у с т а н о в и л :
Сковородинский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Администрации Магдагачинского района о возложении обязанности обеспечить резервный источник энергоснабжения.
В обоснование заявленных требований указал, что Сковородинской транспортной прокуратурой в соответствии с поручением Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка деятельности администрации Магдагачинского района по исполнению требований федерального законодательства, регулирующего порядок обеспечения бесперебойной поставки электрической энергии на социально значимые объекты коммунальной инфраструктуры, расположенные в селе .
В силу пунктов 4 и 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе: организация в границах муниципального района электроснабжения поселений в переделах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и об обеспечении условий существования, уважения чести и достоинства человека как важнейших социально-правовых ценностей.
Таким образом, на администрацию Магдагачинского района (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральным законодательством возложена обязанность организации электроснабжения в границах муниципального района, в том числе организация электроснабжения в селе .
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что на территории села имеется социально значимый объект коммунальной инфраструктуры, которым является водозаборная скважина села Гудачи, расположенная по адресу: , свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №.
По информации администрации Магдагчинского района от 20.12.2021 г. №04-01-08/4025/1, данная водозаборная скважина, является единственным источником водоснабжения села Гудачи.
Частью 1 статьи 28 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» определено, что целями государственного регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, являются обеспечение ее устойчивого, надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.
В рамках настоящей проверки осмотрена водозаборная скважина села Гудачи на предмет ее подключения к источнику электроснабжения, о чем 20.12.2021 г. составлен Акт проверки.
Из Акта проверки следует, что поставка электрической энергии на водозаборную скважину осуществляется от одного источника питания КТП ДРП-2 станции Гудачи, т.е от технологической линии 27,5 кВ от тяговой подстанции Гонжа и относится к третьей категории надежности. В помещении водозаборной скважины установлен распределительный пункт 0,4 кВ с прибором учета и коммутационными аппаратами. Второго (резервного) источника для обеспечения электрической энергией водозаборной станции на момент проверки не установлено.
Согласно Акту об осуществлении технологического присоединения от 03.09.2021 г. №36409-08-21 (далее-Акт), водозаборная скважина присоединена к технологической линии электропередач ОАО «РЖД», которая относится к третьей категории надежности.
Из объяснения главного инженера Магдагачинской дистанции электроснабжения ФИО1, привлеченного прокуратурой для проведения проверки в качестве специалиста, следует, что качество электрической энергии, поставляемой по технологической линии электропередач ОАО «РЖД», к которой присоединена водозаборная скважина, является не стабильным, имеются скачки напряжения, т.к на эту линию напрямую завязано движение поездов на межподстанционной зоне Талдан -Гонжа, о чем сообщено потребителю в п.7 Акта технологического присоединения от 03.09.2021.
Согласно пункту 10.3 «СП 31.13330.2012. свод правил, Водоснабжение, Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84», утвержденный приказом Минрегиона России, от 29.12.2011 №635/14 (далее -СНиП 2.04.02-84), в насосных станциях, дополнительно к постоянным источникам энергоснабжения следует обеспечивать резервное (автономное) энергоснабжение. В качестве резервного энергоснабжения допускается предусматривать автономные источники (дизельные или газотурбинные электростанции, двигатели внутреннего сгорания, соединяемые непосредственно с насосами и т.п.). Мощность этих источников должна обеспечивать номинальную производительность насосной станции в соответствии с принятой категорией системы водоснабжения.
Из объяснения главы администрации Гудачинского сельсовета ФИО2 следует, что в случае отключения водозаборной скважины от электроснабжения работа насоса и подача воды в резервуар прекращается, в связи с чем, жители села Гудачи могут оставаться без воды. С целью недопущения данной ситуации она, как глава поселения взяла на себя ответственность по использованию в качестве резервного источника электроснабжения водозаборной скважины, свой личный дизельный генератор, мощности которого достаточно для извлечения подземных вод в резервуар, но не достаточно для скорости работы насоса. Документов на дизельный генератор не имеется, приобретала для личных нужд.
Таким образом, бездействие администрации Магдагачинского района, выразившееся в непринятии мер к обеспечению социально значимого объекта коммунального хозяйства села Гудачи резервным источником снабжения электрической энергией, нарушает права жителей села Гудачи на бесперебойную поставку холодного водоснабжения.
На основании изложенного, просит суд возложить обязанность на администрацию Магдагчинского района Амурской области дополнительно к постоянному источнику энергоснабжения водозаборной скважины села Гудачи, обеспечить резервный (автономный) источник энергоснабжения.
В судебном заседании помощник Сковородинского транспортного прокурора Титова Ю.М. на удовлетворении заявленных исковых требований настаивает по основаниям, указанным в иске.
Ответчик администрация Магдагачинского района, в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, заявлений, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не представил.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд определил, рассмотреть дело в отсутствие ответчика администрации Магдагачинского района, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Третьи лица администрация Гудачинского сельсовета, ОАО «Российские железные дороги» в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, заявлений, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не представили.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд определил, рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав позицию помощника Сковородинского транспортного прокурора, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения-вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
На основании пунктов 4 и 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района.
Как следует из представленных документов Сковородинской транспортной прокуратурой в соответствии с поручением Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка деятельности администрации Магдагачинского района по исполнению требований федерального законодательства, регулирующего порядок обеспечения бесперебойной поставки электрической энергии на социально значимые объекты коммунальной инфраструктуры, расположенные в селе .
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что на территории села имеется социально значимый объект коммунальной инфраструктуры, которым является водозаборная скважина села Гудачи, расположенная по адресу: , свидетельство о государственной регистрации права от 05.06.2015 №.
По информации администрации Магдагчинского района от 20.12.2021 г. №04-01-08/4025/1, следует, что по состоянию на 01.12.2021 года, численность поселения составляет 353 человека. На территории муниципального образования находится 4 социально значимых объекта, в том числе водозаборная скважина, данная водозаборная скважина, является единственным источником водоснабжения села Гудачи. Резервный источник питания электрической энергии на объекте водоснабжения отсутствует.
В рамках настоящей проверки осмотрена водозаборная скважина села Гудачи на предмет ее подключения к источнику электроснабжения, о чем 20.12.2021 г. составлен Акт проверки.
Из Акта проверки следует, что поставка электрической энергии на водозаборную скважину осуществляется от одного источника питания КТП ДРП-2 станции Гудачи, т.е. от технологической линии 27,5 кВ от тяговой подстанции Гонжа и относится к третьей категории надежности. В помещении водозаборной скважины установлен распределительный пункт 0,4 кВ с прибором учета и коммутационными аппаратами. Второго (резервного) источника для обеспечения электрической энергией водозаборной станции на момент проверки не установлено.
Согласно Акту об осуществлении технологического присоединения от 03.09.2021 г. №36409-08-21 (далее-Акт), водозаборная скважина присоединена к технологической линии электропередач ОАО «РЖД», которая относится к третьей категории надежности.
Из объяснения главного инженера Магдагачинской дистанции электроснабжения ФИО1, привлеченного прокуратурой для проведения проверки в качестве специалиста, следует, что качество электрической энергии, поставляемой по технологической линии электропередач ОАО «РЖД», к которой присоединена водозаборная скважина, является не стабильным, имеются скачки напряжения, т.к. на эту линию напрямую завязано движение поездов на межподстанционной зоне Талдан -Гонжа, о чем сообщено потребителю в п.7 Акта технологического присоединения от 03.09.2021.
Из объяснения главы администрации Гудачинского сельсовета ФИО2 следует, что в случае отключения водозаборной скважины от электроснабжения работа насоса и подача воды в резервуар прекращается, в связи с чем, жители села Гудачи могут оставаться без воды. С целью недопущения данной ситуации она, как глава поселения взяла на себя ответственность по использованию в качестве резервного источника электроснабжения водозаборной скважины, свой личный дизельный генератор, мощности которого достаточно для извлечения подземных вод в резервуар, но не достаточно для скорости работы насоса. Документов на дизельный генератор не имеется, приобретала для личных нужд.
Частью 1 статьи 28 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» определено, что целями государственного регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, являются обеспечение ее устойчивого, надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.
В пункте 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 8 июля 2002 года N 204 (далее - Правила) установлено, что в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на категории: первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения; второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей; третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определение первой и второй категории.
В пункте 1.2.20 Правил закреплено, что электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
В соответствии с п. 1.1.1 Правил данные Правила распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ, в том числе на специальные электроустановки, рассмотренные в разделе 7 настоящих Правил. Вместе с тем, указанным пунктом также установлено, что требования настоящих Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.
Таким образом, бездействие администрации Магдагачинского района, выразившееся в непринятии мер к обеспечению социально значимого объекта коммунального хозяйства села Гудачи резервным источником снабжения электрической энергией, нарушает права жителей села Гудачи на бесперебойную поставку холодного водоснабжения и разрешая заявленные Сковородинским транспортным прокурором требования, суд исходя из того, что обеспечение социально значимого объекта коммунального хозяйства села резервным источником питания будет способствовать недопущению нарушений прав граждан на безопасное и качественное энергоснабжение, направлено на обеспечение уменьшения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, что соответственно, повышает надежность электроустановки, а также нацелено на создание безопасных условий жизнедеятельности, имея ввиду бесперебойную поставку холодного водоснабжения. При этом ответчиком не представлено доказательств технической невозможности применения требований указанных выше Правил в отношении данного объекта.
В связи с чем суд приходит к выводу о возложении на администрацию Магдагачинского района Амурской области обязанности обеспечить резервным (автономным) источником энергоснабжения водозаборную скважину села .
На основании ст.206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает срок достаточным для устранения выявленных нарушений администрацией Магдагачинского района в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Сковородинского транспортного прокурора в интересах неопределенного крага лиц к Администрации Магдагачинского района о возложении обязанности обеспечить резервный источник энергоснабжения, удовлетворить.
Обязать Администрацию Магдагачинского района дополнительно к постоянному источнику энергоснабжения водозаборной скважины села обеспечить резервным (автономным) источником энергоснабжения в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий С.Ю. Петирашко
Решение в окончательной форме принято – 05.03.2022 г.