ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1380 от 03.08.2011 Ухтинского городского суда (Республика Коми)

                                                                                    Ухтинский городской суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ухтинский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

№ 2-1380/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Чуриной О.Н., при секретаре Дышлевой Д.В.,   с участием прокурора Дорониной Н.Б., представителя ответчика Бужинского П.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 03 августа 2011 года гражданское дело по иску Сосногорского транспортного прокурора к Государственному унитарному предприятию Республики Коми «Комиавиатранс» о возложении обязанности по организации постоянной охраны воздушных судов и склада горюче-смазочных материалов филиала ГУП РК «Комиавиатранс» «Аэропорт Ухта»,

УСТАНОВИЛ:

Сосногорский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском к ГУП РК «Комиавиатранс».

В обоснование требований указал, что Сосногорской транспортной прокуратурой совместно с государственным инспектором Коми межрегионального Территориального Управления воздушного транспорта   проведены проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации об авиационной безопасности в филиале ГУП РК «Комиавиатранс» «Аэропорт Ухта». В ходе проверок было установлено, что в нарушение ст. 83, 84 Воздушного кодекса РФ, других нормативных актов, ответчиком не обеспечивается постоянная охрана ряда объектов, подлежащих такой охране. Между ФГУП «Комиавиатранс» и Уральским филиалом ФГУП «Управление ведомственной охраны Минтранса РФ» заключено дополнительное соглашение   к договору   на оказание услуг. Согласно приложению к данному дополнительному соглашению отделением №   команды №  Уральского филиала ФГУП «Управление Ведомственной охраны Минтранса России» защита аэропорта Ухта от противоправных посягательств осуществляется   постами. Пост №  склад ГСМ: склад смазочных материалов, емкости ЛВЖ, административное здание, автозаправочная станция, периметр склада ГСМ, насосные станции охрана ведется  . Пост №  места стоянок воздушных судов, воздушные суда и перрон, охрана ведется  . Пост №  охраняет периметровое ограждение аэропорта от предотвращения доступа сторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта, охрана выполняется  . Таким образом, с   до   охрана мест стоянок воздушных судов и склада ГСМ в аэропорту Ухта никем не осуществляется.
Руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, прокурор просит обязать ГУП Республики Коми «Комиавиатранс» в течение   со дня вступления решения суда в законную силу организовать в аэропорту Ухта постоянную охрану мест стоянок воздушных судов и склада ГСМ, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации или службой авиационной безопасности аэропорта Ухта.
В последующем прокурор исковые требования неоднократно уточнял, и с учетом всех уточнений в судебном заседании просил обязать ответчика в срок до  г. организовать постоянную охрану воздушных судов и склада ГСМ в аэропорту Ухта службой авиационной безопасности Филиала ГУП РК «Комиавиатранс» «Аэропорт Ухта».

Представитель ответчика в судебном заседании предъявленные исковые требования не признал, просил в иске отказать. В обоснование своей позиции указал, что ответчиком выполняются требования действующего законодательства РФ и Устава ГУП РК «Комиавиатранс», обеспечивается комплекс мер по авиационной безопасности, в т.ч. по охране склада ГСМ аэропорта «Ухта», воздушных судов (далее - ВС) на территории аэропорта «Ухта». Полагает, что обязанности по обеспечению охраны мест стоянок ВС  действующим законодательством РФ, в том числе нормами Воздушного кодекса РФ, Федеральными авиационными правилами «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденными Приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 г. №142, другими нормативными документами, регламентирующими организацию обеспечения авиационной безопасности в аэропортах, не предусмотрено. Охрана
склада ГСМ аэропорта «Ухта» обеспечивается силами Уральского филиала ФГУП «Управление ведомственной охраны Минтранса РФ» в рамках договора  , а также силами должностных лиц филиала ГУП РК «Комиавиатранс» аэропорт «Ухта», в соответствии с Наставлением по охране воздушных
объектов гражданской авиации (НОВС ГА-93), введенным в действие Приказом Департамента по воздушному транспорту Министерства транспорта РСФСР от 26.08.1993 г. №ДВ-115 (далее - Наставления) и локальными актами ГУП РК «Комиавиатранс».
Дополнительно осуществляется охрана склада ГСМ аэропорта «Ухта» силами должностных лиц службы ГСМ в соответствии с п.3.1 Наставлений. В
соответствии п.3.4. Наставления на складах ГСМ устанавливается пропускной и внутриобъектовый режим, ответственность за организацию и соблюдение которого возлагается на начальника службы ГСМ. Начальник службы ГСМ в свою очередь назначает лиц, ответственных за состояние пропускного и внутриобъектового режима склада, помещения насосной, резервуарного парка, сливной эстакады и др.
В пункте 3.5. Наставлений прописано, что обеспечение на складах ГСМ пропускного и внутриобъектового режима предполагает установление ответственности руководителей подразделений за контроль допуска работников, посетителей и транспорта на территорию склада и в служебные помещения, за охрану материальных ценностей, а также за соблюдение порядка осмотра объектов в режимно-охранном и противопожарном отношении, передачу их под охрану и прием от охраны.
В соответствии с п.3.6. Наставления на складе ГСМ двери всех производственных и складских зданий (насосных станций, лабораторий и др.), если в них не производятся работы, должны быть постоянно закрыты на замок, а складские помещения, в которых
хранятся спирты, ядовитые жидкости и материальные ценности, кроме того, должны быть опечатаны. Пунктом 3.7. Наставления предписано по окончании работ склады ГСМ закрываются и в установленном порядке передаются под охрану военизированной (сторожевой) охране. Контролируемая зона аэропорта Ухта, имеет периметровое ограждение, выполненное из сетки рабицы с козырьком из колючей проволоки. В контролируемую зону входит, в том числе склад ГСМ и ВС, расположенные на стоянке. Периметр ГСМ составляет   метров. На внешней стороне периметрового ограждения ГСМ на расстоянии   метров закреплены запрещающие аншлаги с надписью «Запретная зона поста». Для въезда на территорию ГСМ имеются металлические ворота с запорами. В соответствии с Перечнем объектов ГУП РК «Комиавиатранс», подлежащих охране подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России» к договору об оказании охранных услуг   защита аэропорта «Ухта» от противоправных посягательств осуществляется отделением №  команды №  Уральского филиала ФГУП «УВО Минтранса России». В соответствии с указанным договором ФГУП «УВО Минтранса России» обеспечивает охрану всей территории внутри периметрового ограждения аэропорта Ухта, в том числе склад ГСМ и воздушные суда на стоянках, охрана осуществляется в круглосуточном режиме методом патрулирования по установленному маршруту с периодичностью  , а также дополнительно в ночное время осуществляется охрана склада ГСМ, воздушных судов и авиационно-техническое оборудование на стоянках воздушных судов путем выставления стационарных постов охраны.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 83 Воздушного Кодекса Российской Федерации дано определение авиационной безопасности как состояния защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

В силу требований части 2 статьи 84 Воздушного Кодекса РФ авиационная безопасность обеспечивается посредством: предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих,
легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации «О милиции»; реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.

На основании части 2 статьи 83 Воздушного Кодекса РФ авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов и аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Частью 6 статьи 84 Воздушного Кодекса РФ установлено, что охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 84 Воздушного Кодекса РФ требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Требования авиационной безопасности к аэропортам и аэродромам, установлены Федеральными авиационными правилами «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденными Приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 № 142 (далее «Требования авиационной безопасности к аэропортам»).

В соответствии с пунктом 4 «Требований авиационной безопасности к аэропортам» авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэропортов и эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

Пунктом 9 «Требований авиационной безопасности к аэропортам» установлено, что служба авиационной безопасности аэропорта обеспечивает выполнение требований по авиационной безопасности.

Согласно пункту 20 «Требований авиационной безопасности к аэропортам» под постоянной охраной в контролируемой зоне аэропорта должны находиться: воздушные суда; территории отдельно стоящих объектов и транспортные средства с горюче-смазочными материалами, специальными жидкостями и газами; почтово-грузовые терминалы; цеха бортового питания; коммерческие склады; склады хранения опасных грузов; контрольно-пропускные пункты.

В судебном заседании установлено, что Государственное унитарное предприятие Республики Коми «Комиавиатранс» имеет филиал «Аэропорт Ухта»   . В соответствии с уставом ответчика, ГУП РК «Комиавиатранс» осуществляет следующие виды деятельности: перевозка воздушным транспортом пассажиров, почты, грузов (в том числе опасных грузов) и представление авиационных работ на внутренних и международных авиалиниях; обслуживание воздушных судов, авиапассажиров, физических и юридических лиц, пользующихся услугами предприятия, в том числе обеспечение приема, выпуска, предполетного, послеполетного и наземного обслуживания воздушных судов различных авиакомпаний, предоставление мест для кратковременной стоянки воздушных судов и для их базирования; обеспечение комплекса мер по авиационной безопасности, в том числе создание и функционирование службы авиационной безопасности, охрана аэропорта, аэродрома, воздушных судов и объектов гражданской авиации в пределах ответственности предприятия по обеспечению мер авиационной безопасности и в пределах границ землепользования.

Как установлено в судебном заседании,   между Федеральным ГУП «Комиавиатранс» (правопреемником которого в этой части является ответчик ГУП РК «Комиавиатранс») и Уральским филиалом ФГУП «Управление ведомственной охраны Минтранса РФ» заключен договор   на оказание охранных услуг. В действующей на момент вынесения решения суда редакции данного договора, в соответствии с дополнительным соглашением  , к перечню охраняемых объектов филиала «Аэропорт Ухта» отнесены: 1) периметр аэропорта, включая контрольно-пропускной пункт, ВПП, перрон, воздушные суда на стоянках воздушных судов аэропорта, объекты ССТ, РСУ, ЛСТО, склад ГСМ, в отношении которых установлен круглосуточный режим (24 часа) методом патрулирования по установленному маршруту с периодичностью  ; 2) воздушные суда на стоянках воздушных судов на стоянках воздушных судов аэропорта, в отношении которых установлен   стационарный режим работы поста; 3) склад ГСМ, в отношении которого установлен   стационарный режим работы поста; 4) контрольно-пропускной пункт на контролируемую территорию аэропорта, в отношении которого установлен   стационарный режим работы поста. Таким образом, с   до   часов охрана воздушных судов на стоянках воздушных судов и склада ГСМ в аэропорту Ухта никем не осуществляется.

Доводы ответчика о том, что охрана мест стоянок воздушных судов и склада ГСМ осуществляется в соответствии с требованиями п.п. 1.5, 2.1, 3.1 «Наставления по охране воздушных судов и объектов гражданской авиации» (НОВС ГА-93), введенными в действие приказом департамента по воздушному транспорту Министерства транспорта РСФСР от 26.08.1993 года №ДВ-115 (далее - Наставления), и Инструкции «О порядке размещения, приема-передачи и охраны воздушных судов в аэропорту Ухта, утвержденной директором филиала аэропорта Ухта ФГУП «Комиавиатранс»   и потому полностью соответствуют требованиям действующего законодательства, суд находит неосновательными по следующим основаниям.

В силу требований пункта 2.1. Наставлений воздушные суда должны находиться под постоянной надежной охраной: а) экипажа (пилота) - при использовании воздушного судна для производства полетов, при кратковременных стоянках на аэродроме продолжительностью до 2-х часов, если в составе экипажа имеется бортинженер (бортмеханик), а также при вынужденных посадках вне аэродрома;
б) инженерно-технического состава АТБ (ИАС) - во время технического обслуживания (ремонта) воздушного судна, а такие при кратковременных стоянках воздушного судна на аэродроме продолжительностью до 2-х часов, если в составе экипажа нет бортинженера (бортмеханика) или при стоянках на аэродроме превышающих 2 часа;
в) военизированной (сторожевой) охраны предприятия ГА при стоянках воздушных судов на аэродроме, когда на них не ведутся работы по техническому обслуживанию или ремонту и эти воздушные суда переданы под охрану; г) сторожевой охраны организации-заказчика, в интересах которой производятся авиационные работы - на временных аэродромах и посадочных площадках, когда на воздушных судах не производятся полеты или работы по техническому обслуживанию.

Пунктом 3.1 Наставления установлено, что склады ГСМ постоянно находятся под охраной военизированной (сторожевой) охраны или должностных лиц службы ГСМ.

Воздушный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 апреля 1997 г., в ч. 3 ст. 136 устанавливает, что до приведения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области авиации и действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с данным Кодексом законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Воздушному Кодексу РФ.

Поскольку пункт 3.1 Наставления не соответствует требованиям Воздушного Кодекса РФ, устанавливающим чёткий перечень лиц, служб аэропортов и аэродромов имеющих право осуществлять охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры, в который работники службы ГСМ аэропортов не входят, данный пункт Наставлений в соответствии с частью 3 статьи 136 ВК РФ применению не подлежит.

Кроме того, вопросы организации охраны аэропортов регламентируются Правилами охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 N 42. В соответствии с п.2-5, организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры. Охрана границ территории (далее - периметр) аэропорта осуществляется: в отношении международных аэропортов - подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации; в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации. Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.

Охрана объектов аэропорта, предназначенных для обслуживания воздушных судов и (или) пассажиров, осуществления операций с грузами, а также иных предназначенных для оказания услуг объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта, осуществляется службой авиационной безопасности аэропорта, а также может осуществляться на основании отдельных договоров подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации и подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

В соответствии в п.4 приложения к Положению о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. №897 «Нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности», воздушные суда должны находиться под постоянной охраной службы авиационной безопасности.

Таким образом, возложение руководством ГУП РК «Комиавиатранс» о6язанностей по охране в период с   часов мест стоянок воздушных судов на работников Ухтинской летной службы технического обеспечения ГУП РК «Комиавиатранс»; на работников службы ГСМ склада ГСМ не отвечает требованиям законодательства и не может трактоваться как обеспечение постоянной охраны объекта в соответствии с требованиями ВК РФ.

Ответчиком не оспаривается, что постоянная охрана воздушных судов на стоянках воздушных судов и склада ГСМ силами службы авиационной безопасности не выполняется, тогда как охрана указанных объектов силами ведомственной охраны не носит постоянного характера. Закрепление в договоре с Уральским филиалом ФГУП «Управление ведомственной охраны Минтранса РФ» условий о круглосуточной охране периметра аэропорта вызвано требованиями Постановления Правительства РФ №42 от 01.02.2011 г., прямо предусматривающими обязанность охраны периметра подразделениями ведомственной охраны Минтранспорта РФ, и не может расцениваться как постоянная охрана конкретных объектов, находящихся в пределах данного периметра.

Анализ приведенных нормативных актов, предусматривающих обязанность охраны объектов аэропорта службой авиационной безопасности аэропорта и постоянной охраны воздушных судов и территорий отдельно стоящих объектов с горюче-смазочными материалами (к числу которых относятся склады ГСМ) позволяет сделать вывод об обоснованности требований прокурора.

Отсутствие круглосуточной охраны мест стоянок воздушных судов и склада ГСМ в аэропорту Ухта может создать угрозу безопасности полётов, пассажиров, незаконного вмешательства в деятельность авиации.

При указанных обстоятельствах исковые требования Сосногорского транспортного прокурора суд полагает необходимым удовлетворить.

В соответствии со ст.ст. 98, 103 ГПК РФ государственную пошлину следует взыскать с ответчика в доход бюджета МОГО «Ухта».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сосногорского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать ГУП РК «Комиавиатранс» в срок до  г. организовать постоянную охрану воздушных судов и склада горюче-смазочных материалов в аэропорту «Ухта»    службой авиационной безопасности Филиала ГУП РК «Комиавиатранс» «Аэропорт Ухта».

Взыскать с ГУП РК «Комиавиатранс» государственную пошлину в доход бюджета МОГО «Ухта»  .

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд РК в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения через Ухтинский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 08 августа 2011 г.

Судья О.Н.Чурина