ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1380/19 от 23.07.2019 Нахимовского районного суда (город Севастополь)

Дело № 2-1380/2019

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

23 июля 2019 года Нахимовский райсуд города Севастополя в составе:

Председательствующего: судьи – Пекарининой И.А.

при секретаре - Балакиной К.С.

рассмотрев гражданское дело по иску Лавреновой ......, Куликова ...... к ООО «Стандарт Строй», ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации, ЖСК «Скифия», 3-и лица: Правительство Севастополя, ООО РБКСТРОЙ», Управление охраны объектов культурного наследия, Департамент архитектуры и градостроительства, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании недействительным и отмене разрешения на строительство, признании действий незаконными, обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы просят суд признать недействительным и отменить разрешение на строительство № ..., выданное 02.04.2012 года инспекцией государственного архитектурного контроля в г. ... заказчику – государственному космическому агентству Украины, национальный центр управления и испытаний космических средств, ЖБК «Скифия» и генеральному подрядчику – ООО «Стандарт-Строй», признать действия ООО «Стандарт-Строй» по застройке земельных участков с кадастровыми номерами № ... и № ... незаконными; обязать ООО «Стандарт-Строй», до получения в установленном законом порядке приостановить строительство многоквартирных домов на указанных земельных участках. В поданных заявлениях от 04.03.2019 года и от 23.07.2019 года истец Лавренова .... и ее представитель Куимов ... просили суд также признать незаконным и отменить разрешение на строительство от 04.10.2018 года № .... Указывают на то, что данными разрешениями нарушаются их права и охраняемые законом интересы в виде нарушения обязательных требований ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», поскольку застройка происходит в отсутствие предусмотренного законом письменного разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия. Строительные работы осуществляются в непосредственной близости к объектам культурного наследия регионального значения – «Братская могила 9-ти советских воинов» павших в боях при обороне Севастополя в период Великой отечественной войны 1991-1945 годов. Охранная зона утверждена решением исполкома Севастопольского городского Совета народных депутатов от 29.01.1991 годов № 3/185 «О дополнениях в списке памятников истории и культуры г. Севастополя»: «Охранная зона – 50 метров». В нарушение ст. 39 ГрК РФ ООО «Стандарт-Строй» не имеет разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

Представители ответчиков в судебном заседании, иск не признали, представили письменные возражения, в которых указали, что застройка земельных участков ведется на законных основаниях, на основании разрешительных документов.

Представитель 3-го лица: Управления охраны объектов культурного наследия г. Севастополя в судебном заседании поддерживал исковые требования, просил об их удовлетворении, по основаниям, изложенным истцами.

Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, исходя из следующего.

В соответствии с требованиями ст.3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой своих нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст. 10, 12 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

По содержанию ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказыванию подлежат обстоятельства, которые имеют значение для постановления решения по делу и в отношении которых у сторон и иных лиц, которые принимают участие в деле, возник спор.

В соответствии со ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство определяется как документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного регламента, проекта планировки территории и проекту межевания территории, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием и ограничениями, установленными законодательством. В перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, включены правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, положительное заключение экспертизы проектной документации. Истребование иных документов для получения разрешения на строительство не допускается.

Судом установлено, что 23.06.2016 года между ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации и ООО «Стандарт-Строй» заключен инвестиционный контракт, предметом которого является реализация инвестиционного проекта по адресу г. ..., ул. ......, ..., переданные инвестору (ООО «Стандарт-Строй») их предыдущим правообладателем Национальным центром управления и испытаний космических средств, которому указанные земельные участки были переданы на праве постоянного пользования решением Севастопольского городского Совета от 12.09.2007 года, в том числе земельные участки, кадастровые номера которых указаны истцами.

Согласно Распоряжению Правительства Севастополя № 195-РП, приложения к указанному распоряжению, земельный участок военного городка ... бухта ... передан в федеральную собственность из собственности города ....

Судом также установлено, что 04.10.2018 года Департаментом строительства Министерства Обороны Российской Федерации ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации, выдано разрешение на реконструкцию существующих объектов административно-служебной и жилой зоны по ул. ..., ... в б. ... с элементами нового строительства в рамках реконструкции с расширением (строительство жилых домов по генеральному плану: Комплекс 1 (ЖД 1.1, 1.2, 1.3, 2, 3.1, 3.2.); комплекс 2 (ЖД 4,5.1, 5.2, 3.3); комплекс 3 (ЖД 6.1., 6.2., 6.3., 6.4, 6.5,7.1, 7.2., 7.3., 7.4., 7.5); комплекс 6 (ЖД 10,11); комплекс 7 (ЖД 12, 13, 14., 15)) со встроенными нежилыми помещениями и паркингом». Основанием для выдачи вышеуказанного разрешения явились: положительная экспертиза землеустроительной документации от 15.03.2012 года, архитектурно-планировочное задание № ... утвержденное управлением градостроительства и архитектуры СГГА от 15.07.2008 года, ранее выданного разрешение на выполнение строительных работ от 02.04.2012 года. Данные документы признаются в соответствии со ст. 12.1, ст. 23 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь" N 6-ФКЗ от 21.03.2014.

Кроме того, в материалы дела представлено сообщение военного комиссара г. ... А.Астахова от 25.04.2018 года, согласно которому сведения о внесении указанного истцами захоронения на 2004 год в реестр недвижимых памятников объектов культурного наследия национального и местного значения по г. ... не имеется; указанное захоронение находилось на территории закрытой территории военной части ВМС Украины.

Частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации предписывается, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) (подпункт 1 статьи 1).

Согласно преамбуле этого Закона государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Статьей 6 названного Закона установлено, что под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 34 этого же Закона, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Согласно сообщения Севнаследия от 06.06.2018 года в адрес ООО «Стандарт-Строй» от 06.06.2018 года сведения о мемориальной доске на земельном участке по ул. ......, ... кадастровый номер ..., как об объекте культурного наследия, отсутствуют, захоронение представленное на фото, объектом культурного наследия не является (л.д. ...).

Из положений пункта 4 части 1 статьи 9.2 Закона N 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится, в том числе, государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения.

Постановлением администрации Волгоградской области от 19 декабря 2016 года N 697-п утверждено Положение о комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области, пунктом 2.1. которого определено, что комитет обеспечивает сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия, находящихся в собственности Волгоградской области.

В статье 9.3 Закона N 73-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, к которым отнесены:

сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований;

государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Данные полномочия как вопросы местного значения также закреплены за органами местного самоуправления городского округа пунктом 18 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В силу пункта 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия представляет собой меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Закона N 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Согласно статье 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Вышеуказанными нормами закона определены полномочия органов местного самоуправления, в число которых также входит разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований.

Таким образом, истцы не лишены возможности обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о сохранении исторического и культурного наследия.

Нарушений прав и охраняемых законом интересов истцов разрешениями на застройку, согласно изложенным ими обстоятельствам и приведенным им доказательствам, судом не установлено, разрешения выданы в соответствии с ранее действовавшим законодательством, а также на основании, признанных и действующих документов, в связи с чем, в удовлетворении иска следует отказать.

Руководствуясь ст. 3, 55-57, 67, 98, 193, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Лавреновой ......, Куликова ......, отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нахимовский районный суд города Севастополя.

Полный текст решения изготовлен 29 июля 2019 года.

Судья Нахимовского районного суда

города Севастополя И.А. Пекаринина