ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1380/2023 от 29.06.2023 Железнодорожного районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2-1380/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ульяновск 29 июня 2023 года

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Михайловой О.Н.,

при секретаре Токуновой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кожевникова В.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Альфаресурс», обществу с ограниченной ответственностью «УК «Звезда» о защите прав потребителей, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

УСТАНОВИЛ:

Кожевников В.В. обратился в суд с иском, уточненным в ходе слушания дела, к обществу с ограниченной ответственностью «Альфаресурс», обществу с ограниченной ответственностью «УК «Звезда» о защите прав потребителей.

Требования мотивированы тем, что истец является собственником квартиры <адрес>.

Поставку горячей воды и отопления в указанный многоквартирный дом осуществляет ООО «Альфаресурс».

Ранее жители обращались в прокуратуру по вопросу необоснованного взимания ООО «Альфаресурс» платы за коммунальные услуги по отоплению и горячего водоснабжения.

Прокуратурой Железнодорожного района г.Ульяновска в ходе проверки установлено, что ООО «Альфаресурс» осуществляет теплоснабжение многоквартирных домов по <адрес>

Для сбора с населения денежных средств между ООО «Альфаресурс» и ООО «РИЦ-Ульяновск» заключен агентский договор на оказание услуг по начислению и приему денежных средств с населения.

Дом <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ находится в управлении ООО УК «Звезда» на основании договора управления, заключенного ТСН «Л-12» на основании Устава.

Жителям многоквартирного дома <адрес> ООО «Альфаресурс» с ДД.ММ.ГГГГ напрямую начисляло плату за горячее водоснабжение и отопление.

Управляющей компанией ООО УК «Звезда» представлен протокол заседания Правления ТСН «Л-12» от ДД.ММ.ГГГГ, которым было принято решение о заключении прямого договора ресурсоснабжения с ООО «Альфаресурс».

Согласно поручению ООО «Альфаресурс» от ДД.ММ.ГГГГ в ООО «РИЦ-Ульяновск» начисления для собственников дома <адрес> производятся в рамках агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по начислению и приему денежных средств с населения.

В соответствии со ч. 1 чт. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

Согласно ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случаях:

В соответствии с ч. 1 ст. 147 Жилищного кодекса Российской Федерации правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.

В соответствии с п. 2 ч. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договора теплоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, решение, оформленное протоколом Правления ТСН «Л-12» от ДД.ММ.ГГГГ, принято в нарушение п. 2 ч. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, и за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время плату за отопление и горячее водоснабжение должна начислять управляющая компания.

Следовательно, исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению в силу закона является ООО «УК Звезда».

Более того, ООО «Альфаресурс» при начислении платы за отопление и горячее водоснабжение использует предельную стоимость тепловой энергии. Данный факт подтверждается предоставленными ООО «РИЦ-Ульяновск» платежными документами за ДД.ММ.ГГГГ.

Начиная с ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования «город Ульяновск» реализуется ценовая модель «альтернативной котельной» и действует ценовая зона теплоснабжения, в которой тарифы на тепловую энергию не регулируются.

Органом регулирования в ценовых зонах теплоснабжения предельные уровни цен на тепловую энергию устанавливаются строго в соответствии

с технико-экономическими показателями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 № 1562 «Об определении

в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая индексацию предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), и технико-экономических параметров работы котельных и тепловых сетей, используемых для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность)» (далее – постановление № 1562), а также с применением индексов, принятых в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации, одобренном Минэкономразвития Российской Федерации.

В актуализированной схеме теплоснабжения города Ульяновска до ДД.ММ.ГГГГ статус единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО) в системе теплоснабжения (котельная <адрес>) присвоен ООО «Альфаресурс».

Руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2010

№190-ФЗ «О теплоснабжении», распоряжением Правительства Российской Федерации № 1775-р от 09.08.2019, приказом Министерства энергетики Российской Федерации №1247 от 22.11.2019 между Администрацией муниципального образования г. Ульяновск ООО «Альфаресурс» заключено соглашение об исполнении схемы теплоснабжения города Ульяновска.

Наличие соглашения об исполнении схемы теплоснабжения предусмотрено ст. 23.13 Федерального закона от 27.07.2010

№190-ФЗ «О теплоснабжении» и пунктами 7 и 12 приказа Минэнерго России от 14.09.2018 № 770 «Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению целевой модели рынка тепловой энергии на территории поселения, городского округа». Указанным приказом разработана и утверждена типовая форма соглашения об исполнении схемы теплоснабжения между органом местного самоуправления и единой теплоснабжающей организацией с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2018 № 860 «Об отдельных вопросах ценообразования на тепловую энергию (мощность) в ценовых зонах теплоснабжения».

Согласно ст. 23.13 Федерального закона от 27.07.2010

№190-ФЗ «О теплоснабжении» муниципальное образование, от имени которого выступает исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, и единая теплоснабжающая организация заключают соглашение об исполнении схемы теплоснабжения. Соглашение об исполнении схемы теплоснабжения должно содержать следующие существенные условия:

Соглашение об исполнении схемы теплоснабжения в системе теплоснабжения может содержать иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в том числе:

Согласно пункту 2 статьи 23.4 главы 5.1 Федерального закона

от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям по договорам теплоснабжения, заключенным с единой теплоснабжающей организацией в соответствии с частью 2 статьи 23.8 Федерального закона № 190-ФЗ, определяются соглашением сторон договора, но не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

В связи с тем, что ООО «Альфаресурс» присвоен статус единой теплоснабжающей организации, данная организация находится в ценовой зоне теплоснабжения, а между Администрацией муниципального образования «город Ульяновск» и ООО «Альфаресурс» было заключено соглашение

об исполнении схемы теплоснабжения, то реализация тепла возможна по тем ценам, которые установлены в рамках указанного соглашения, но не выше утвержденной Агентством предельной цены тепловой энергии.

Индикативный предельный уровень цены на тепловую энергию

в ценовой зоне теплоснабжения – город Ульяновск (цена «альтернативной котельной») на ДД.ММ.ГГГГ установлен приказом Агентства от ДД.ММ.ГГГГ

.

Приказом Агентства от ДД.ММ.ГГГГ установлен предельный уровень цены на тепловую энергию для ЕТО ООО «Альфаресурс» с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>./Гкал с НДС, который равен индикативному предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность), утвержденному приказом Агентства от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и о внесении изменений

в некоторые акты Правительства Российской Федерации» предельный уровень индексации тарифов на ДД.ММ.ГГГГ установлен в размере %. В указанном постановлении предусмотрен срок индексации тарифов с ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ

внесены изменения в Правила определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации

от ДД.ММ.ГГГГ.

Увеличение рассчитанного с учетом изменений в законодательстве предельного уровня цены на тепловую энергию составило %

к утвержденному на ДД.ММ.ГГГГ.

Индикативный предельный уровень цены на тепловую энергию

в ценовой зоне теплоснабжения – город Ульяновск (цена «альтернативной котельной») на ДД.ММ.ГГГГ установлен приказом Агентства от ДД.ММ.ГГГГ

Приказом Агентства от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения - муниципальным образованием «город Ульяновск» Ульяновской области на ДД.ММ.ГГГГ» был утвержден предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), в том числе для единой теплоснабжающей организации ООО «Альфаресурс» в размере <данные изъяты> за 1 Гкал (с НДС).

Согласно п. 2.1.7.2 соглашения между Администрацией муниципального образования «город Ульяновск» и ООО «Альфаресурс» в отношении поставки тепловой энергии (мощности) во втором полугодии ДД.ММ.ГГГГ и в последующие периоды цена индексируется таким образом, чтобы ее уровень не превышал уровень тарифа на 2 полугодие ДД.ММ.ГГГГ, указанный в п. 2.1.7.1 соглашения, с учетом его ежегодной индексации на величину индекса совокупного платежа граждан на коммунальные услуги согласно прогнозу социально-экономического развития РФ, действующему в соответствующий календарный год, одобренному Правительством РФ, увеличенную на два процентных пункта.

Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ, одобренному Правительством РФ, индекс составляет %.

Таким образом, цена за тепловую энергию в ДД.ММ.ГГГГ может быть увеличена не более чем на % от <данные изъяты>./Гкал, то есть не более <данные изъяты>./Гкал.

Вместе с тем, ООО «Альфаресурс» применяет предельный уровень цен на тепловую энергию при расчетах платы за отопление и горячее водоснабжение по дому <адрес> в размере <данные изъяты>./Гкал, что не соответствует требованиям закона и соглашению.

Указывает, что действиями ответчика по неправомерному начислению платы истцу причинен моральный вред, который он оценивает в размере <данные изъяты>.

В связи с чем, ссылаясь на нормы действующего законодательства, истец просит признать незаконным начисления ООО «Альфаресурс» платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению для квартиры <адрес> с превышением порядка определения стоимости тепловой энергии, установленной п. 2.1.7.2 соглашения №2 об исполнении схемы теплоснабжения города Ульяновска, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Альфаресурс» и администрацией МО «город Ульяновск»; обязать ООО «Альфаресурс» прекратить деятельность по начислению платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению для квартиры <адрес> и ее взиманию с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором решение суда вступит в законную силу; обязать ООО «Альфаресурс» привести расчеты платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению для квартиры <адрес> в соответствии с п. п. 2.1.7.2 соглашения №2 об исполнении схемы теплоснабжения города Ульяновска, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Альфаресурс» и администрацией МО «город Ульяновск», за период с ДД.ММ.ГГГГ по последнее число месяца, в котором решение суда вступит в законную силу; обязать ООО «Альфаресурс», ООО «УК «Звезда» принять общедомовой узел учета теплоснабжения в доме по <адрес> в эксплуатацию; взыскать с ООО «Альфаресурс», ООО «УК «Звезда» компенсацию морального вреда по <данные изъяты>. с каждого; взыскать с ответчиков почтовые расходы в размере <данные изъяты>.

Истец Кожевников В.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.

Представитель ООО «Альфаресурс» в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен. В представленном отзыве исковые требования не признал, указал, что в ДД.ММ.ГГГГ ООО «Альфаресурс» направило в ООО «РИЦ-Ульяновск» письменное поручение о выполнении перерасчета платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по цене <данные изъяты>./Гкал, в ДД.ММ.ГГГГ перерасчет произведен.

Представители ответчика ООО «УК «Звезда», третьих лиц, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, ООО «РИЦ-Ульяновск», Администрации МО «город Ульяновск», ТСН «Л-12», в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещались.

Заслушав истца, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу требований ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Исходя из смысла ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, во всех случаях, когда в том или ином суде разрешается спор и есть стороны, они должны быть процессуально равны, иметь равные права и возможности отстаивать свои интересы.

Это конституционное положение и требование норм международного права содержится в ст. 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что суд в процессе состязательности не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства, которые в рамках своих процессуальных прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле.

Таким образом, на истце и на ответчике в равной степени лежит бремя доказывания выдвигаемых ими доводов и возражений.

Судом установлено, что истец Кожевников В.В. является собственником <адрес>.

Указанный многоквартирный жилой дом <адрес> находится в управлении ООО УК «Звезда».

Из материалов дела следует, что жителям многоквартирного дома <адрес> ООО «Альфаресурс» с ДД.ММ.ГГГГ напрямую начисляло плату за горячее водоснабжение и отопление.

Управляющей компанией ООО УК «Звезда» представлен протокол заседания Правления ТСН «Л-12» от ДД.ММ.ГГГГ, которым было принято решение о заключении прямого договора ресурсоснабжения с ООО «Альфаресурс».

Согласно поручению ООО «Альфаресурс» от ДД.ММ.ГГГГ в ООО «РИЦ-Ульяновск» начисления для собственников дома <адрес> производятся в рамках агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по начислению и приему денежных средств с населения.

ООО «Альфаресурс» при начислении платы за отопление и горячее водоснабжение использует предельную стоимость тепловой энергии, что подтверждается предоставленными ООО «РИЦ-Ульяновск» платежными документами за ДД.ММ.ГГГГ

Начиная с ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования «город Ульяновск» реализуется ценовая модель «альтернативной котельной» и действует ценовая зона теплоснабжения, в которой тарифы на тепловую энергию не регулируются.

В актуализированной схеме теплоснабжения города Ульяновска до ДД.ММ.ГГГГ статус единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО) в системе теплоснабжения (котельная <адрес> присвоен ООО «Альфаресурс».

Руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2010

№190-ФЗ «О теплоснабжении», распоряжением Правительства Российской Федерации № 1775-р от 09.08.2019, приказом Министерства энергетики Российской Федерации №1247 от 22.11.2019 между Администрацией муниципального образования г. Ульяновск ООО «Альфаресурс» заключено соглашение об исполнении схемы теплоснабжения города Ульяновска.

ООО «Альфаресурс» присвоен статус единой теплоснабжающей организации, данная организация находится в ценовой зоне теплоснабжения; между Администрацией муниципального образования «город Ульяновск» и ООО «Альфаресурс» было заключено соглашение об исполнении схемы теплоснабжения, то реализация тепла возможна по тем ценам, которые установлены в рамках указанного соглашения, но не выше утвержденной Агентством предельной цены тепловой энергии.

Индикативный предельный уровень цены на тепловую энергию

в ценовой зоне теплоснабжения – город Ульяновск (цена «альтернативной котельной») на ДД.ММ.ГГГГ установлен приказом Агентства от ДД.ММ.ГГГГ

.

Приказом Агентства от ДД.ММ.ГГГГ установлен предельный уровень цены на тепловую энергию для ЕТО ООО «Альфаресурс» с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>./Гкал с НДС, который равен индикативному предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность), утвержденному приказом Агентства от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений

в некоторые акты Правительства Российской Федерации» предельный уровень индексации тарифов на ДД.ММ.ГГГГ установлен в размере %. В указанном постановлении предусмотрен срок индексации тарифов с ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2022

№ 1985 внесены изменения в Правила определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации

от 15.12.2017 № 1562.

Увеличение рассчитанного с учетом изменений в законодательстве предельного уровня цены на тепловую энергию составило %

к утвержденному на ДД.ММ.ГГГГ.

Индикативный предельный уровень цены на тепловую энергию

в ценовой зоне теплоснабжения – город Ульяновск (цена «альтернативной котельной») на ДД.ММ.ГГГГ установлен приказом Агентства от ДД.ММ.ГГГГ

.

Приказом Агентства от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения - муниципальным образованием «город Ульяновск» Ульяновской области на ДД.ММ.ГГГГ» был утвержден предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), в том числе для единой теплоснабжающей организации ООО «Альфаресурс» в размере <данные изъяты> за 1 Гкал (с НДС).

Согласно п. 2.1.7.2 соглашения между Администрацией муниципального образования «город Ульяновск» и ООО «Альфаресурс» в отношении поставки тепловой энергии (мощности) во втором полугодии ДД.ММ.ГГГГ и в последующие периоды цена индексируется таким образом, чтобы ее уровень не превышал уровень тарифа на 2 полугодие ДД.ММ.ГГГГ, указанный в п. 2.1.7.1 соглашения, с учетом его ежегодной индексации на величину индекса совокупного платежа граждан на коммунальные услуги согласно прогнозу социально-экономического развития РФ, действующему в соответствующий календарный год, одобренному Правительством РФ, увеличенную на два процентных пункта.

Таким образом, цена за тепловую энергию в ДД.ММ.ГГГГ может быть увеличена не более чем на % от <данные изъяты>./Гкал, то есть не более <данные изъяты>./Гкал.

При этом, ООО «Альфаресурс» применяло предельный уровень цен на тепловую энергию при расчетах платы за отопление и горячее водоснабжение по дому <адрес> в размере <данные изъяты>./Гкал, что не соответствует требованиям закона и соглашению.

До рассмотрения дела по существу, ДД.ММ.ГГГГ ООО «Альфаресурс» направило в ООО «РИЦ-Ульяновск» поручение о необходимости произведения перерасчета по услугам «Теплоснабжение КПУ» и «ГВС» по цене <данные изъяты>. за 1 Гкал абонентам дома <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «РИЦ-Ульяновск» во исполнение поручения произведен перерасчет платы за отопление и горячее водоснабжение, в том числе по квартире <адрес>, что подтверждается представленной в материалы дела справкой о начислениях и оплате на указанную квартиру.

С ДД.ММ.ГГГГ ООО «РИЦ-Ульяновск» поручено применять цену за 1Гкао в размере <данные изъяты>.

Учитывая изложенное, оснований для признания незаконными начислений и возложении обязанности на ООО «Альфаресурс» произвести перерасчеты платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению для квартиры в соответствии с п.п. 2.1.7.2 соглашения №2 от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

Разрешая исковые требования о возложении обязанности на ответчиков принять общедомовой узел учета теплоснабжения в дома <адрес> в эксплуатацию суд исходит из следующего.

Подпунктом «д» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее Правила №354) указана обязанность потребителя обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в установленные Правилами сроки.

При этом под потребителем, в соответствии с п. 2 Правил № 354 понимается лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества установлено п. 33 Правил № 354.

В силу ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.

В соответствии с частью 1 - 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные, в том числе, к системам централизованного теплоснабжения.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

С целью осуществления такого учета до 1 июля 2012 года на собственников жилых домов и помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность по обеспечению оснащения таких домов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой тепловой энергии, что предусмотрено частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении.

Из материалов дела следует, что в многоквартирном доме <адрес> установлен прибор учета ресурсов теплоснабжения, вместе с тем, отсутствуют доказательства допуска его в эксплуатацию в установленном законом порядке.

В свою очередь, ООО «УК «Звезда», являясь управляющей организацией, с которой заключен договор управления многоквартирным домом, должна обеспечить эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, поскольку проведение мероприятий по вводу их в эксплуатацию отнесено именно к обязанностям управляющей организации.

В соответствии частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Пунктом 5 ч. 1.1 данной статьи, предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, предусматривает обеспечение постоянной готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Из положений части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регулируются Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила № 491), в соответствии с пунктом 16 которых надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (часть 5 статьи 161, статья 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Коллективные (общедомовые) приборы учета теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения входят в состав общего имущества многоквартирного дома, о чем указано в пункте 6 Правил № 491.

Подпунктом «к» пункта 11 Правил № 491 определено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

В Правилах № 354, также закреплена обязанность исполнителя коммунальных услуг, к которым в соответствии с пунктом 1 данных Правил относится ООО «УК «Звезда», по обеспечению установки и вводу в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (подпункт «с» пункта 31 Правил N 354).

Таким образом, обеспечение ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета, отнесено приведенными выше нормами к числу обязанностей управляющей организации на основании заключенного договора управления многоквартирным домом, в связи с чем, на ООО «УК «Звезда» следует возложить обязанность обеспечить ввод в эксплуатацию общедомового узла учета теплоснабжения в доме <адрес>

Одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренных статьей 12 ГК Российской Федерации, является компенсация причиненного морального вреда.

Частью 1 статьи 151 ГК Российской Федерации определено, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

При определении размера компенсации морального вреда суд в соответствии с положениями статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации принимает во внимание обстоятельства, при которых права истца были нарушены, длительность нарушения ответчиком прав истца и объем нарушенных прав, личность истца, в том числе характер причиненных ему нравственных страданий, степень вины ответчиков, а также учитывает требования разумности и справедливости.

С учетом изложенного суд определяет компенсацию морального вреда, подлежащего взысканию с ответчиков в пользу истца по <данные изъяты>. с каждого.

Оснований для взыскании компенсации морального вреда в большем размере суд не усматривает.

В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Сумма штрафа, подлежащая взысканию с ответчиков в пользу истца, составляет <данные изъяты> Оснований для уменьшения указанного размера штрафа в соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суд не усматривает.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В силу ст. 98 ГПК РФ, в ответчиков в пользу истца подлежат взысканию почтовые расходы по <данные изъяты>. с каждого ответчика. Несение истцом данных расходов документально подтверждено.

Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчиков, не освобожденных от уплаты государственной пошлины, в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ООО «Альфаресурс», ООО «УК «Звезда» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по <данные изъяты>. с каждого.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Кожевникова В.В. удовлетворить частично.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «УК «Звезда» обязанность обеспечить ввод в эксплуатацию общедомовой узел учета теплоснабжения в доме <адрес>.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» (ИНН ) в пользу Кожевникова В.В. (паспорт ) компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>., штраф в размере <данные изъяты>., почтовые расходы в размере <данные изъяты>.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «УК «Звезда» (ИНН ) в пользу Кожевникова В.В. (паспорт ) компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>., штраф в размере <данные изъяты>., почтовые расходы в размере <данные изъяты>.

В удовлетворении исковых требований в остальной части, - отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» (ИНН ), общества с ограниченной ответственностью «УК «Звезда» (ИНН ) в доход местного бюджета государственную пошлину по <данные изъяты>. с каждого.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Н. Михайлова

Мотивированное заочное решение изготовлено 06.07.2023