ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1381/11 от 02.09.2011 Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Г.Новокузнецк Кемеровской области 02 сентября 2011 года

Куйбышевский районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе:

председательствующего судьи Саруевой Е.В.,

при секретаре Приходько А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Куйбышевского района г.Новокузнецка к ОАО «Н» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Куйбышевского района г. Новокузнецка обратился в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц с иском к ОАО «Н» о понуждении к совершению действий.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Куйбышевского района г.Новокузнецка по заданию прокуратуры Кемеровской области проведена проверка исполнения требований ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001г. №115-ФЗ, в ходе которой установлены грубые нарушения требований федерального законодательства в деятельности ответчика. Так, в соответствии со ст. 5 ч.1 п.9 вышеуказанного закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся в том числе, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий. В соответствии со ст. 7 ч.2 вышеуказанного закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля организации разрабатываются в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом», а также в соответствии с рекомендациями, утвержденными Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2010г. №967-р. Правила внутреннего контроля организации подлежат согласованию с Государственными инспекциями пробирного надзора РФ пробирной палаты при Министерстве Финансов РФ. В силу п.1.8 Приказа Минфина РФ организации обязаны встать на специальный учет в соответствующей Государственной инспекции пробирного надзора. На основании п.1.3 Инструкции установленный порядок должны соблюдать все юридические лица, независимо от форм собственности, осуществляющие свою деятельность в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, а также использующие изделия, содержащие драгоценные металлы и камни. В соответствии с Постановлением Госстандарта РФ «О принятии и введении в действие ОКВЭД» оптовая торговля золотом и другими драгоценными металлами имеет код ОКВЭД 51.52.23. Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 16.05.2011г. ОАО «Н» занимается, в том числе, оптовой торговлей золотом и другими драгоценными металлами (код ОКВЭД 51.52.23). В нарушение требований закона в ОАО «Н» отсутствуют разработанные, утвержденные и согласованные в установленном порядке правила внутреннего контроля, не назначено специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ. Кроме того, ОАО «Н» не встало на учет в Государственной инспекции пробирного надзора. 09.06.2011г. прокурором Куйбышевского района г.Новокузнецка вынесено представление с требованием устранить выявленные нарушения, однако до настоящего времени нарушения продолжают иметь место, меры по устранению нарушений ОАО «Н» не приняты. Указанное недопустимо, поскольку препятствует деятельности государства, нарушает интересы общества и государства. Указанные выше обстоятельства позволяют прокурору в соот. со ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд в интересах РФ и неопределенного круга лиц. Просит обязать ОАО «Н» разработать Правила внутреннего контроля и программы их осуществления на основании Постановления Правительства РФ «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» от 08.01.2003г. №6, Распоряжения Правительства РФ от 10.06.2010г. №967-р, обязать ОАО «Н» назначить специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ их осуществления, обязать ОАО «Н» встать на специальный учет в Западно – Сибирской Государственной инспекции пробирного надзора, установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до 01.10.2011г.

В судебном заседании 30.08.2011г. ст.помощник прокурора Куйбышевского района г. Новокузнецка Маклакова М. Н. заявила ходатайство о прекращении производства по данному гражданскому делу в части обязания ответчика встать на специальный учет в Западно – Сибирской Государственной инспекции пробирного надзора в связи с отказом от исковых требований. Поскольку согласно сведений, представленных Западно – Сибирской Государственной инспекции пробирного надзора ответчик состоит на учете. Определением суда от 30.08.2011г. производство по делу в этой части прекращено ввиду частичного отказа истца от иска.

Представитель истца помощник прокурора Куйбышевского района Стачева О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные исковому заявлению, дополнила, что прокурор не имеет полномочий вмешиваться в торгово–экономическую деятельность ответчика, в связи с чем, проверить осуществляется ли ответчиком деятельность по скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий не представляется возможным. Однако полагала, что наличие кода ОКВЭД 51.52.23 в уставной деятельности ОАО «Н» возлагает на ответчика обязанность соблюдать требования, предусмотренные ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». Просит обязать ОАО «Н» разработать Правила внутреннего контроля и программы их осуществления на основании Постановления Правительства РФ «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» от 08.01.2003г. №6, Распоряжения Правительства РФ от 10.06.2010г. №967-р, обязать ОАО «Н» назначить специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ их осуществления, установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до 01.10.2011г.

Представитель ответчика ОАО «Н» Данильчук О.Ф., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что выводы истца не основаны на нормах действующего законодательства. В соответствии со ст.49 Гражданского кодекса РФ, юридические лица могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Наличие кода ОКВЭД в Едином государственном реестре юридических лиц само по себе не порождает гражданско-правовых или административных обязательств в отношении ответчика. Как указано в Письме ФНС РФ от 05.10.2006г. № ШТ-6-09/986@ на юридических лиц возлагается обязанность представлять для государственной регистрации документы, в которых указываются коды по ОКВЭД основных и иных предполагаемыхуставных видов деятельности. Исходя из смысла Закона операции с денежными средствами или иным имуществом- это всегда действия. Указывая в исковом заявлении на осуществление ответчиком деятельности по скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий их них и лома таких изделий, т.е. операций подлежащих внутреннему контролю в соответствии с Законом, истец не указал, какие конкретно операции осуществил ответчик - были ли заключены договоры купли-продажи, поставки драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий их них и лома таких изделий. Федеральная служба по финансовому мониторингу в Информационном письме «Типовые вопросы по применению некоторых норм Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 26 марта 2010 года также разъяснила, что операциями с денежными средствами и иным имуществом, признаются действияфизических и юридических лиц, в частности, сделки по купли-продажи (договора купли-продажи и его разновидности, договора поставки). Практика применения судами законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в частности арбитражных судов( Постановление ФАС Дальневосточного округа от 09.03.2005г. № Ф03-А51/04-2/4540), также свидетельствует о том, что отражение в Уставе организации, ЕГРЮЛ указанного вида деятельности (оптовой торговлей золотом и другими драгоценными металлами) при отсутствии факта реального осуществления такой деятельности, не является основанием для обязания ответчика выполнять требования ФЗ от 07.08.2001г. № 115-ФЗ. Таким образом, ОАО «Н» не подлежит обязательному контролю согласно ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Закон), так как не осуществляет скупку, куплю-продажудрагоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий,а также не относится к иным организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, как это предусмотрено ст.5 Закона. Соответственно, на ОАО «Н» не распространяется норма п.2 ст.7 Закона, обязывающая организации разрабатывать Правила внутреннего контроля и программы их осуществления, а также назначение специального должностного лица, ответственного за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ. В случае если ОАО «Н» начнет осуществлять деятельность по скупке, купле-продажедрагоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий требования ФЗ от 07.08.2001г. № 115-ФЗ будут обязательно соблюдены. На основании вышеизложенного, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель 3-го лица – Западно–Сибирской Государственной инспекции пробирного надзора, просил рассмотреть дело в их отсутствие, с исковыми требованиями согласны, предоставили отзыв, из которого следует, что ОАО «Н» состоит на учете с 2008г., согласно свидетельства о постановке на специальный учет от 15.04.2008г. со сроком действия до 15.04.2013г., однако правила внутреннего контроля до настоящего времени для согласования не представили.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, исходя из следующего:

В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц …

Суд приходит к выводу, что в данном случае прокурор на законных основаниях обратился в суд с заявлением к ОАО «Н» о понуждении к совершению действий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, поскольку исковые требования направлены на защиту прав граждан, интересов общества и государства.

Нормы, регулирующие защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотрены Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

В соответствии со ст.5 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» №115 (далее - Закон) к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся: кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; операторы по приему платежей; коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов; кредитные потребительские кооперативы; микрофинансовые организации.

В соответствии со ст. 7 ч.2 вышеуказанного закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Правила внутреннего контроля организации подлежат согласованию с Государственными инспекциями пробирного надзора РФ пробирной палаты при Министерстве Финансов РФ. В силу п.1.8 Приказа Минфина РФ организации обязаны встать на специальный учет в соответствующей Государственной инспекции пробирного надзора. На основании п.1.3 Инструкции установленный порядок должны соблюдать все юридические лица, независимо от форм собственности, осуществляющие свою деятельность в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, а также использующие изделия, содержащие драгоценные металлы и камни.

В соответствии с данным Законом Правительством Российской Федерации Распоряжением от 17.07.2002 N 983-р утверждены Рекомендации по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» под операциями с денежными средствами или иным имуществом понимаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с Постановлением Госстандарта РФ «О принятии и введении в действие ОКВЭД» оптовая торговля золотом и другими драгоценными металлами имеет код ОКВЭД 51.52.23.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 16.05.2011г. одним из видов экономической деятельности юридического лица- ОАО «Н» указана под №20- оптовая торговля золотом и другими драгоценными металлами (код ОКВЭД 51.52.23).

В судебном заседании установлено, что в уставе ОАО «Н» одним из видов деятельности общества является оптовая торговля золотом и другими драгоценными металлами.

Согласно отзыва Западно–Сибирской Государственной инспекции пробирного надзора, ОАО «Н» состоит на учете с 2008г., согласно свидетельства о постановке на специальный учет от 15.04.2008г. со сроком действия до 15.04.2013г., однако правила внутреннего контроля до настоящего времени для согласования не представили.

Согласно пункту 1 Рекомендаций по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к числу организаций, обязанных разрабатывать правила внутреннего контроля, относятся, в том числе организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Исходя из буквального толкования статей 1, 5, 7 Закона N 115- ФЗ, учитывая, что под операциями с денежными средствами или иным имуществом в данном Федеральном законе понимаются именно действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, обязанность по организации внутреннего контроля возлагается только на те юридические лица, которые фактически осуществляют соответствующие операции.

Основанием отнесения истцом ОАО «Н» к числу организаций, подпадающих под действие Федерального закона N 115-ФЗ, явился факт отражения в уставе ответчика в числе видов деятельности, которыми общество может заниматься, оптовой торговли золотом и другими драгоценными металлами.

Однако, по мнению суда, отражение указанного вида деятельности в уставе ОАО «Н» при отсутствии факта реального осуществления такой деятельности, не является основанием для вменения ОАО «Н» обязанности разработать Правила внутреннего контроля и программы их осуществления, назначения специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ их осуществления.

В материалах дела отсутствуют доказательства реального осуществления ответчиком деятельности по оптовой торговле золотом и другими драгоценными металлами, само по себе указание в уставе ОАО «Н» на то, что одним из основных видов своей деятельности общество считает оптовую торговлю золотом и другими драгоценными металлами., не является доказательством фактического осуществления ответчиком такой деятельности. Доказательств иного истцом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, в судебное заседание не представлено.

Следовательно, довод истца о том, что обязанность по соблюдению требований Закона N 115-ФЗ вытекает из положений устава ОАО «Н» и не зависит от фактического оказания ответчиком ОАО «Н» деятельности по оптовой торговле золотом и другими драгоценными металлами не основан на нормах права.

Таким образом, суду не предоставлено истцом достаточных доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных требований.

На основании изложенного, суд считает, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения исковых требования нет.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать прокурору Куйбышевского района г.Новокузнецка в удовлетворении исковых требований к ОАО «Н» о понуждении к совершению действий, а именно в обязании разработать Правила внутреннего контроля и программы их осуществления на основании Постановления Правительства РФ «О порядке утверждения Правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» от 08.01.2003г. №6 и Распоряжения Правительства РФ от 10.06.2010г. №967-р и назначения должностных лиц, ответственных за соблюдение Правил внутреннего контроля и реализацию программ их осуществления.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение изготовлено к окончательной форме 07 сентября 2011г.

Председательствующий:/подпись/