Дело № 2-84/2019г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 февраля 2019 года Ростовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего: судьи Бабич В.Е., при секретаре Кругловой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ростове гражданское дело по иску ФИО1 к администрации РМР о признании незаконным отказа предоставить в собственность земельный участок бесплатно, УСТАНОВЛЕНО: ФИО1 обратился в суд с иском к администрации РМР о признании незаконным отказа предоставить в собственность земельный участок бесплатно. В судебном заседании представители истца ФИО2 и ФИО3 исковые требования поддержали, пояснив, что на основании заявления ФИО1 о предоставлении земельного участка в аренду и Постановления Администрации Ростовского муниципального района от 18.02.22015г. № 267 между ФИО1 и Администрацией Ростовского муниципального района Управления муниципального имущества администрации Ростовского муниципального района Ярославской области 26.02.2015г. был заключен договор аренды земельного участка № 34/15. В соответствии с указанным договором Арендодатель предоставляет за плату в аренду земельный участок площадью 300 кв.м. категория земель - земли населенных пунктов, целевое назначение - для подсобного хозяйства для индивидуального использования кадастровый № сроком на 5 лет на период с 18.02.2015г. по 18.02.2020. 22.08.2018г. ФИО1 на основании п.4 ст. 2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» обратился к ответчику с заявлением о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым № площадью 300 кв.м. по адресу: <адрес> В соответствии с ответом Администрации Ростовского муниципального района от 13.09.2018г. № 2171 заявление ФИО1 не было рассмотрено по существу и истцу со ссылкой на пп.19 и п.п.15 п.2 ст.39.6 «Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах, и без проведения торгов» Земельного Кодекса РФ предложено подписать соглашение о расторжении договора аренды земельного участка с видом разрешенного использования «для подсобного хозяйства для индивидуального использования» и, в дальнейшем, обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка для «ведения личного подсобного хозяйства». Полагают, что указанный ответ является незаконным, а потому подлежит отмене по следующим основаниям. 1.Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014г. «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков». Вид разрешенного использования земельного участка «Для ведения личного подсобного хозяйства» в соответствии с классификатором определен под кодом 2.2. Все установленные ранее наименования видов разрешенного использования земельных участков были приведены уполномоченным органом в соответствие с действующим классификатором. Согласно сведениям ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым № - «личное подсобное хозяйство». Однако соответствующие изменения в договор аренды земельного участка не вносились, в договоре аренды указан вид разрешенного использования «для подсобного хозяйства для индивидуального использования». Вместе с тем, все действовавшие ранее виды разрешенного использования земельных участков признаются действительными вне зависимости от их соответствия классификатору видов разрешенного использования, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014г. № 540. Согласно позиции Министерства Экономического развития Российской Федерации изложенной в письме от 20.04.2017г. № 23и-2207 «О направлении информации» считаются равнозначными виды разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», «Подсобное хозяйство» и т.п. Аналогичная позиция содержится в ответе Министерства экономического развития Российской Федерации на заявление ФИО1 от 17.08.2018, согласно которому являются равнозначными виды разрешенного использования земельного участка «для подсобного хозяйства для индивидуального использования» и «для ведения личного подсобного хозяйства». 2. В соответствии с п.4 ст. 2 Закона Ярославской области от 27.04.2007г. № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» граждане имеют право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случае если земельные участки предоставлены гражданам для ведения личного подсобного хозяйства или садоводства независимо от вида предоставленных прав на земельные участки. При этом земельные участки, предоставленные в указанных целях на праве аренды, могут быть приобретены в собственность бесплатно не ранее чем через три года с момента заключения договора аренды при условии его надлежащего исполнения со стороны арендатора. Свои обязательства из договора аренды земельного участка от 26.02.2015г. № 34/15 ФИО1 (арендатор) исполнял надлежащим образом, ранее право на бесплатное предоставление земельного участка не использовал, за предоставлением в собственность земельного участка бесплатно обратился по истечении трех лет. Просят признать ответ Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области от 13.09.2018г. № 2171 на заявление ФИО1 от 22.08.2018г. о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым № площадью 300 кв.м. по адресу: <адрес> незаконным. Обязать Администрацию Ростовского муниципального района Ярославской области предоставить ФИО1 в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: личное подсобное хозяйство, площадь 300 кв.м, по адресу: <адрес>. Представитель ответчика Администрации РМР Ярославской области по доверенности ФИО4 исковые требования не признала, пояснив, что истец пользуется земельным участком площадью 300 кв.м., в договоре аренды которого обозначен вид разрешенного использования, не позволяющий ему бесплатно получить в собственность земельный участок. Представитель третьего лица УМИ администрации РМР Ярославской области, действующая по доверенности ФИО5 в судебном заседании полагала иск ФИО1 не обоснованным не подлежащим и пояснила, что по заявлению ФИО1 от 24.03.2014 г. (вх. № 1523) постановлением администрации Ростовского муниципального района от 12.11.2014 № 2278 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории <адрес>» утверждена схема расположения земельного участка ориентировочной площадью 300 кв.м. на кадастровом плане (карте) территории рп <адрес>, для подсобного хозяйства для индивидуального использования. Постановлением администрации РМР от 18.02.2015 № 267 «О предоставлении земельного участка ФИО1 в аренду» земельный участок с кадастровым номером: №, площадью 300 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, предоставлен истцу в аренду сроком на 5 лет для подсобного хозяйства для индивидуального использования. На основании данного постановления с ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка № 34/15 от 26.02.2015 г. Срок действия договора согласно п. 2 договора установлен с 18.02.2015 г. до 18.02.2020 г. Целевое назначение земельного участка в соответствии с договором - «для подсобного хозяйства индивидуального использования». Договор зарегистрирован 13.03.2015 № в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области. Статьей 39.5 Земельного кодекса РФ установлены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственно или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно. Согласно п. 7 указанной статьи предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. Закон Ярославской области от 27 апреля 2007 г. № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» регулирует отдельные вопросы бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в пределах полномочий Ярославской области как субъекта Российской Федерации. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 2 закона Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з граждане имеют право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случае если земельные участки предоставлены гражданам для ведения личного подсобного хозяйства или садоводства независимо от вида предоставленных прав на земельные участки. При этом земельные участки, предоставленные в указанных целях на праве аренды, могут быть приобретены в собственность бесплатно не ранее чем через три года с момента заключения договора аренды при условии его надлежащего исполнения со стороны арендатора. Согласно закону Ярославской области от 24.07.2007 № 22-з земельные участки с видом разрешенного использования для подсобного хозяйства для индивидуального использования не могут предоставляться в собственность бесплатно. Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В силу п. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на дату заключения договора аренды), продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. Пунктом 21 ст. 1 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.I «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». В соответствии с п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (действующей с 01.03.2015) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Пунктом 2 указанной нормы предусмотрены случаи, когда договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов. Одним из них является предоставление земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса РФ (п.п. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Статья 39.18 Земельного кодекса РФ регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, в частности, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта. В соответствии с п.1 указанной нормы, в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 Земельного кодекса РФ. При этом согласно п.п. 2 п. 2 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в извещении указывается информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (п. 4). Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (пп. 1 п. 5). В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (пп.1 п. 7). Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что и законодательство, действовавшее на момент заключения договора аренды спорного земельного участка, и законодательство, действующее на момент принятия оспариваемого решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, предусматривало общее правило предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства посредством проведения аукциона. Исключения из этого правила предусмотрены п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ. Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства и иных, указанных в статье 39.18 Земельного кодекса РФ целей. Эта процедура направлена на соблюдение баланса публичных интересов и прав граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок. Доводы истца о законности изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка со ссылкой Правила землепользования и застройки сельского поселения Поречье-Рыбное, считают несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм земельного и градостроительного законодательства, регулирующих порядок предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и порядок изменения вида разрешенного использования. Из системного анализа указанных норм следует, что произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в пределах видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам оборота земель. Разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке. При этом Земельным кодексом РФ установлены различные порядок и процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством. Земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен ФИО1 для целей, не связанных со строительством. Фактически этот вид предусматривал ведение огородничества без права возведения каких либо строений. Процедура предоставления земельного участка с видами разрешенного использования «подсобное хозяйство для индивидуального использования» и «ведение личного подсобного хозяйства» была различна в соответствии с редакцией Земельного кодекса РФ, действующей на момент предоставления земельного участка. Ст. 34 Земельного кодекса РФ в ранее действующей редакции регламентировала порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, и не предусматривала процедуру проведения торгов. В соответствии с действующим земельным законодательством (п.п. 19 п. 2 ст. 39.6 и ст. 39.18 Земельного кодекса РФ) процедура предоставления земельных участков для ведения огородничества и личного подсобного хозяйства также различна. Земельный участок для ведения огородничества предоставляется в аренду без проведения торгов сроком на три года. Земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства может быть предоставлен в аренду без проведения торгов только в том случае, если по истечении 30 дней с момента опубликования в средствах массовой информации извещения о предстоящем предоставлении земельного участка не поступило заявлений от иных граждан. Согласно письма филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области» от 18.01.2019 № 14-09/60 сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № внесены ДД.ММ.ГГГГ.на основании заявления ФИО1 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 19.08.2015 г. № и декларации о выбранном виде разрешенного использования земельного участка. Вместе с тем, соответствующие изменения в договор аренды истцом внесены не были. Согласно п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено указанным кодексом, другими законами или договором. Также п. 1 ст. 452 Гражданского кодекса РФ установлено, что соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное. В соответствии с п. 3 ст. 453 Гражданского кодекса РФ в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора. В связи с тем, что изменения, касающиеся изменения вида разрешенного использования земельного участка, не были внесены в договор аренды и оформлены в виде дополнительного соглашения, следовательно, они не повлекли правовых последствий, таких как истечение трехлетнего срока аренды земельного участка, после которого возможно приобретение земельного участка в собственность бесплатно. Представитель ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ярославской области в судебное заседание представителя не направил. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными, подлежащими удовлетворению в виду следующего. Установлено, что на основании заявления ФИО1 от 24.03.2014 г. (вх. № 1523) постановлением администрации Ростовского муниципального района от 12.11.2014 № 2278 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории рп <адрес> утверждена схема расположения земельного участка ориентировочной площадью 300 кв.м. на кадастровом плане (карте) территории <адрес>, для подсобного хозяйства для индивидуального использования. Постановлением администрации РМР от 18.02.2015 № 267 «О предоставлении земельного участка ФИО1 в аренду» земельный участок с кадастровым номером: №, площадью 300 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, предоставлен истцу в аренду сроком на 5 лет для подсобного хозяйства для индивидуального использования. На основании данного постановления с ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка № 34/15 от 26.02.2015 г. Срок действия договора согласно п. 2 договора установлен с 18.02.2015 г. до 18.02.2020 г. Целевое назначение земельного участка в соответствии с договором - «для подсобного хозяйства индивидуального использования». Договор зарегистрирован 13.03.2015 № в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области. Согласно сведениям ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым № - «личное подсобное хозяйство». Однако соответствующие изменения в договор аренды земельного участка не вносились, в договоре аренды указан вид разрешенного использования «для подсобного хозяйства для индивидуального использования». Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014г. «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков». Вид разрешенного использования земельного участка «Для ведения личного подсобного хозяйства» в соответствии с классификатором определен под кодом № Все установленные ранее наименования видов разрешенного использования земельных участков были приведены уполномоченным органом в соответствие с действующим классификатором. Вместе с тем, все действовавшие ранее виды разрешенного использования земельных участков признаются действительными вне зависимости от их соответствия классификатору видов разрешенного использования, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014г. № 540. Согласно позиции Министерства Экономического развития Российской Федерации изложенной в письме от 20.04.2017г. № 23и-2207 «О направлении информации» считаются равнозначными виды разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», «Подсобное хозяйство» и т.п. Аналогичная позиция содержится в ответе Министерства экономического развития Российской Федерации на заявление ФИО1 от 17.08.2018, согласно которому являются равнозначными виды разрешенного использования земельного участка «для подсобного хозяйства для индивидуального использования» и «для ведения личного подсобного хозяйства». Из пояснений представителя истца ФИО2 и справки выданной Врио главы сельского поселения Поречье Рыбное ФИО6 № 343 ( л.д. 64) следует, что ФИО1 использует земельный участок площадью 300 кв.м. для выращивания сельскохозяйственной продукции. Свои обязательства из договора аренды земельного участка от 26.02.2015г. № 34/15 ФИО1 (арендатор) исполнял надлежащим образом, ранее право на бесплатное предоставление земельного участка не использовал, за предоставлением в собственность земельного участка бесплатно обратился по истечении трех лет. Статьей 39.5 Земельного кодекса РФ установлены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственно или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно. Согласно п. 7 указанной статьи предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. Закон Ярославской области от 27 апреля 2007 г. № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» регулирует отдельные вопросы бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в пределах полномочий Ярославской области как субъекта Российской Федерации. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 2 закона Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з граждане имеют право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случае если земельные участки предоставлены гражданам для ведения личного подсобного хозяйства или садоводства независимо от вида предоставленных прав на земельные участки. При этом земельные участки, предоставленные в указанных целях на праве аренды, могут быть приобретены в собственность бесплатно не ранее чем через три года с момента заключения договора аренды при условии его надлежащего исполнения со стороны арендатора. Материалами дела подтверждено, что наименование вида разрешенного использования земельного участка истца «для подсобного хозяйства для индивидуального использования» было предусмотрено правилами землепользования и застройки, что подтверждается соответствующей выпиской. Вместе с тем, описание указанного вида (целевое назначение, функциональное использование) в них отсутствовало. Таким образом, правовое регулирование земельных участков с видом разрешенного использования: для подсобного хозяйства для индивидуального использования отсутствовало на момент предоставления земельного участка в аренду. Таким образом, доводы ответчика, о том, что указанный земельный участок был предоставлен фактически для огородничества без права возведения строений, голословны и не имеют никакого правового обоснования. Функциональное использование земельных участков с видом разрешенного использования для огородничества и ведения личного подсобного хозяйства различно. Согласно результатам проверки целевого использования земельного участка предоставленного ФИО1 в аренду летом 2018г. было установлено, что он используется для производства сельскохозяйственной продукции, никаких предписаний (актов в рамках муниципального земельного контроля) относительного нецелевого использования в отношении арендатора не составлялось Фактически единственным доводом ответчика является то, что земельный участок был предоставлен ФИО1 в аренду в соответствии с процедурой предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, в то время как он подлежал передаче в аренду через аукцион. Обратное свидетельствовало бы о том, что земельный участок был передан в аренду с нарушением процедуры его предоставления. По мнению суда, данные доводы ответчика являются необоснованными в виду того, что земельный участок с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства мог использоваться арендатором в границах населенного пункта, как для цели строительства, так и без таковой (ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», классификатор). Порядок предоставления земельного участка в аренду, определялся целью использования испрашиваемого земельного участка. Так, ввиду того, что ФИО1 не намеревался использовать земельный участок для целей строительства, согласно Постановлению Главы Администрации Ростовского муниципального района земельный участок ему был предоставлен согласно процедуре предоставления для целей не связанных со строительством. Фактически постановление определяло целевое использование по договору. Таким образом, никаких нарушений при предоставлении земельного участка ФИО1 в аренду, ответчиком не допущено. Однако право гражданина на приватизацию земельного участка по Закону Ярославской области № 22-з от 27.04.2007г. «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» не ставится в зависимость от целей использования земельного участка в рамках допустимых соответствующим видом разрешенного использования, в частности «для ведения личного подсобного хозяйства», в связи с чем, заявителю не могло быть отказано в праве на бесплатное предоставление земельных участков. Согласно приложению № 2 к договору № 34/15 от 26.02.2015г. расчет арендной платы производится на основании решения Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 04.04.2013г. № 40. В соответствии с указанным решением ФИО7 оплачивал арендную плату с коэффициентом кратности к ставке 0,4, что соответствует коэффициенту функционального использования для земельных участков с видом разрешенного использования: Земельные участки, занятые домами индивидуальной жилой застройки и предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства. При этом различий в определении размера коэффициента в зависимости и местонахождения земельного участка (полевой и приусадебный), соответственно возможности строительства им не предусмотрено. Иные виды разрешенного использования земельных участков, имеют также иные коэффициенты (в т.ч. огородничество). Таким образом, относительно существенных условий договора аренды у сторон разногласий не было, обе стороны исходили из того, что земельный участок предоставляется с видом разрешенного использования ведение личного подсобного хозяйства. Суд считает, что правоопределяющее значение для разрешения спора имеет вид разрешенного использования спорного земельного участка, обозначенный в ЕГРП, а не в договоре аренды. Пунктом 3 ст. 81 ЗК РФ (утр. силу с 01.03.2015 в связи с введением в действие Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) установлено, что предоставление гражданам земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве". В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 112-ФЗ личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (п. 1). Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (п. 2). Названный Федеральный закон предусматривает право дееспособных граждан, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства, использовать земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений. При этом земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях (п. п. 1, 3 ст. 3). На момент обращения ФИО1 с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентировался ст. ст. 34 ЗК РФ. Статья 34 ЗК РФ (утр. силу с 01.03.2015 в связи с введением в действие Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления для обеспечения процедур предоставления таких земельных участков обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на распоряжение земельными участками специальный орган; обеспечить подготовку информации о предоставляемых земельных участках и заблаговременную ее публикацию. Пунктом 2 ст. 34 ЗК РФ предусмотрен заявительный порядок предоставления земельных участков заинтересованным в этом лицам, проведение торгов при этом не предусматривается, поскольку земельный участок предоставляется лицу, произведшему кадастровые работы и кадастровый учет испрашиваемого участка, что прямо предусмотрено п. 5 ст. 34 ЗК РФ. Анализ приведенных выше правовых норм, действовавших на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства, с учетом того, что целями использования земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства является производство сельскохозяйственной продукции, а право возведения зданий, строений, сооружений является дополнительным правом, а не целью использования земельного участка, свидетельствует о том, что земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства должен предоставляться в порядке ст. 34 ЗК РФ, а не в соответствии со ст. 30 этого же Кодекса, то есть без проведения торгов. Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства и оценив их по правилам ст. 67 ГПК РФ, с учетом приведенных положений закона, прихожу к выводу о том, что ответ Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области от 13.09.2018г. № 2171 на заявление ФИО1 от 22.08.2018г. о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым № площадью 300 кв.м. по адресу: <адрес> является незаконным. Поэтому исковые требования подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Удовлетворить исковые требования: Признать ответ Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области от 13.09.2018г. № 2171 на заявление ФИО1 от 22.08.2018г. о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым № площадью 300 кв.м. по адресу: <адрес> незаконным. Обязать Администрацию Ростовского муниципального района Ярославской области предоставить ФИО1 в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: личное подсобное хозяйство, площадь 300 кв.м, по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в месячный срок со дня принятия в окончательной форме. Председательствующий: В.Е.Бабич |