ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1381/2016 от 21.02.2017 Тотемского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2-54/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 февраля 2017 года г. Тотьма

Тотемский районный суд Вологодской области

в составе судьи: Бердниковой Н.О.,

с участием прокурора: Сухорукова Р.И.,

при секретаре Трофимовой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тотемского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению <......> основная общеобразовательная школа» и Администрации <......> муниципального района о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей по устранению нарушений в сфере противодействия терроризму,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тотемского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МБОУ <......> ООШ» о признании незаконным бездействия по оснащению учреждения системой видеонаблюдения и кнопкой тревожной сигнализации и о возложении обязанности оснастить школу системой видеонаблюдения и кнопкой тревожной сигнализации в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере противодействия терроризму в МБОУ <......> Проверкой установлено, что в зданиях в д.<......> МБОУ <......> ООШ» отсутствует система видеонаблюдения и кнопка тревожной сигнализации. Нарушены требования, предъявляемые к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, в том числе нарушен ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ст.28 ФЗ «Об образовании в РФ», согласно которых оснащение образовательных учреждений системами видеонаблюдения является обязательным условием обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности образовательных организаций. Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательной организации, но и органов местного самоуправления. Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении нарушает права обучающихся несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время пребывания в школе. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Протокольным определением суда от 30.01.2017 по ходатайству прокурора в качестве соответчика привлечена Администрация <......> муниципального района.

В судебном заседании прокурор уточненные исковые требования поддержал по доводам искового заявления и просил установить систему видеонаблюдения и кнопку тревожной сигнализации во всех трех зданиях МБОУ «<......> ООШ».

Представитель ответчика МБОУ «<......> ООШ» директор ФИО1 исковые требования в части установки в здании школы в д.<......> системы видеонаблюдения и кнопки тревожной сигнализации признала, в части оборудования системой видеонаблюдения и установки кнопки тревожной сигнализации в зданиях школы в д.<......> не признала, т.к данные здания не являются объектами с массовым пребыванием людей, число пребывающих составляет менее 50 человек. Меры антитеррористической защищенности выполняются в полном объеме, территория зданий школы просматривается со всех сторон, люди в поселке бдительные. Связь мобильная неустойчивая, учитывая отдаленность и плохие дороги, установка кнопки тревожной сигнализации не окажет эффективного действия.

Представитель соответчика Администрации <......> муниципального района не явился, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, возражений по иску не представили.

Третье лицо представитель Управления образования Администрации <......> муниципального района по доверенности ФИО2 с исковыми требованиями в части установки системы видеонаблюдения и кнопки тревожной сигнализации в здании школы по адресу: <......> согласился, просил установить срок до 01.09.2017. Полагает, что в виду того, что здания школы в д.<......> не являются объектами с массовым пребыванием людей, поэтому нет обязанности устанавливать там систему видеонаблюдения. Учитывая отдаленность населенного пункта, нестабильность сотовой связи, изношенность зданий, установка кнопки тревожной сигнализации не будет эффективным расходованием бюджетных средств. Безопасность обучающихся обеспечивается физической охраной персонала, учитывая, что в п.<......> школу посещает только 8 воспитанников.

Третье лицо представитель Финансового управления <......> муниципального района в судебное заседание не явились, направили отзыв, в котором просили рассмотреть дело без участия представителя, указано, что бюджет района сформирован для учреждений по минимальной потребности на текущее содержание и не предусматривает расходы по вновь принимаемым обязательствам, имеется кредиторская задолженность бюджета, которую необходимо в 2017 году погасить, поэтому в связи со сложностями в исполнении бюджета определить срок выполнения требований прокуратуры до 01.09.2018.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные материалы, приходит к следующим выводам.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

МБОУ «<......> ОШ» является действующим юридическим лицом, общеобразовательной организацией, предметом деятельности является оказание услуг (выполнение работ) по реализации полномочий в сфере образования. Образовательная деятельность осуществляется в трех зданиях по адресу: <......>.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других органов государственной власти

Согласно ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» к основным принципам противодействия терроризму в Российской Федерации относятся, в том числе, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма, соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Согласно п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В соответствии с п.п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Статьёй 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения, в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 № Э84-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Однако в целях унификации действующего законодательства положения части 2 указанной статьи устанавливают необходимость применения понятия «свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Согласно п. 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 вышеприведенного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п. 2 Письма Министерства образования и науки РФ от 26.01.2011 № МК-70/15 «О мерах по предупреждению террористических актов и недопущению возникновения чрезвычайных ситуаций» в целях предупреждения террористических актов и недопущения возникновения чрезвычайных ситуаций следует незамедлительно принять меры, направленные на усиление антитеррористической защищенности и обеспечение противопожарной безопасности, а именно обеспечить дополнительные меры по охране организаций, ужесточить пропускной режим на объекты.

Согласно указанию Министерства образования и науки РФ, Министерства чрезвычайных ситуаций РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.03.2008 №№ АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» подготовку образовательных учреждений к новому учебному году необходимо вести в соответствии с перечнем мероприятий, направленных на создание единой системы обеспечения безопасности образовательных, научных учреждений и организаций Российской Федерации. В состав таких мероприятий включены, в т.ч. обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями; наличие тревожной сигнализации.

Приказом Министерства образования и науки РФ N 2013 от 11.11.2009 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Установлено, что при проверке готовности образовательных организаций к 2016-2017 учебному году во всех трех зданиях МБОУ «<......> ООШ», не обеспечено выполнение общих требований антитеррористической защищенности, а именно: отсутствует система видеонаблюдения и кнопка тревожной сигнализации.

По информации Тотемского отделения вневедомственной охраны – филиал ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Вологодской области» 11.01.2017 проведено обследование объектов МБОУ «<......> ООШ», в ходе которого установлено, что имеется техническая возможность по оборудованию кнопкой тревожной сигнализации зданий школы по адресу: <......>. Указанные объекты находятся в зоне устойчивой мобильной связи.

Отсутствие в зданиях МБОУ «<......> ООШ» системы видеонаблюдения и тревожной кнопки способствует созданию условий для наступления негативных последствий в учреждении, несвоевременного принятия мер, направленных на незамедлительное извещение правоохранительных органов о террористических действиях, совершении преступлений и иных правонарушений, что ставит под угрозу здоровье и жизнь неопределенного круга лиц.

По информации Администрации <......> муниципального района межведомственной комиссией по обследованию мест массового пребывания людей в <......> муниципальном районе проводилось обследование и категорирование мест массового пребывания людей. Перечень объектов массового пребывания людей на территории Вологодской области, подлежащих обследованию, категорированию и паспортизации утвержден 03.06.2016 первым заместителем Губернатора Вологодской области. В данный перечень входит здание МБОУ «<......> ООШ» по адресу: д.<......>, которое отнесено к 3 категории мест массового пребывания людей. Здания МБОУ <......> ООШ» по адресу: <......> (до 30 чел.) и п.<......>до 15 чел.)не являются местами массового пребывания людей.

Несмотря на то, что здания по адресу: д.<......> и п.<......> не отнесены к объектам с массовым пребыванием людей, в данных зданиях осуществляется образовательная деятельность, обучаются несовершеннолетние дети.

Как следует из Конвенции «О правах ребенка» государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. В пункте 3 статьи 3 Конвенции указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

В силу положений ст. ст. 2, 20, 41 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.

Таким образом, каждый ребенок имеет право на защиту и безопасные условия обучения, поэтому оснащению системой видеонаблюдения и кнопкой тревожной сигнализации подлежат все три здания образовательного учреждения.

В соответствии с п.п. 1.9, 1.11. Устава МБОУ «<......> ООШ» учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. Собственник имущества учреждения не несет ответственности по обязательствам учреждения. Учреждение от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции и арбитражных судах в соответствии с действующим законодательством РФ.

Противодействие терроризму в пределах своих полномочий осуществляют и органы местного самоуправления (ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму»).

Согласно п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

В силу ст.53 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу ст.86 Бюджетного Кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, данные расходные обязательства муниципального образования, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Также, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования, относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п. 1.4 Устава МБОУ «<......> ООШ» учредителем Учреждения является <......> муниципальный район. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Управление образования <......> муниципального района.

Согласно ст.4 Устава <......> муниципального района Вологодской области к вопросам местного значения <......> муниципального района, относится: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования.

Согласно ст.30 Устава <......> муниципального района Вологодской области к полномочиям администрации района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории <......> муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению как в отношении учебного заведения, так и в отношении Администрации <......> муниципального района, являющуюся органом местного самоуправления и субъектом антитеррористической деятельности. Судом установлено, что ответчиками не в полной мере выполняются требования законодательства РФ в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, в т.ч несовершеннолетних, и создать опасные условия для неопределенного круга лиц.

Учитывая, период учебного процесса, что финансирование школы осуществляется за счет средств районного бюджета, то, что план ПХД учреждения разрабатывается и утверждается в конце года, денежные средства на установку кнопки тревожной сигнализации в образовательных учреждениях в бюджете на 2017 не были заложены, с учетом количества и поэтапности оснащения образовательных учреждений района системой видеонаблюдения, то, что приемка образовательных учреждений к новому учебному году происходит в августе, то суд полагает возможным предоставить срок для исполнения решения суда до 01.08.2017.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «<......> основная общеобразовательная школа» и Администрации <......> муниципального района по оснащению зданий школы системой видеонаблюдения и кнопкой тревожной сигнализации.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «<......> основная общеобразовательная школа» и Администрацию <......> муниципального района установить в зданиях МБОУ «<......> основная общеобразовательная школа» по адресу: <......> и <......> систему видеонаблюдения и кнопку тревожной сигнализации в срок до 01.08.2017 года.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Тотемский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2017 года.

Судья Н.О. Бердникова