ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1382/19 от 03.09.2019 Евпаторийского городского суда (Республика Крым)

91RS0009-01-2019-002003-19

дело № 2-1382/2019

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Евпатория 03 сентября 2019 года

Евпаторийский городской суд Республики Крым

в составе:

председательствующего судьи Измайлова Р.М.,

при секретаре ФИО3,

с участием представителя третьего лица - Контрольно – счетной палаты городского округа Евпатория Республики ФИО4

представителя третьего лица - Администрации <адрес> Республики ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского обслуживания органов местного самоуправления муниципального образования городского округа Евпатория Республики Крым» к ФИО1, третьи лица: Контрольно-счётный орган – Контрольно – счетная палата городского округа Евпатория Республики Крым, Администрация <адрес> Республики Крым о возмещении ущерба.

установил:

Муниципальное казенное учреждение «Центр бухгалтерского обслуживания органов местного самоуправления муниципального образования городского округа Евпатория Республики Крым» обратилось в суд с иском к ФИО1 о возмещении ущерба в размере 4 789 236,71 руб. и судебных расходов в размере 32 146,00 руб..

В обосновании иска указано, что Муниципальным казенным учреждением «Центр бухгалтерского обслуживания органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» (далее - МКУ «ЦБО ОМС») приняты обязательства по организации и ведении бухгалтерского учета муниципального казенного учреждения «Центр информационно-аналитического и материально-технического обеспечения органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» (далее — МКУ «ЦИА и МТО») согласно договора об организации и ведении бухгалтерского учета от 30.12.2014г.. Согласно п.2.2. Устава МКУ «ЦБО ОМС» предметом деятельности централизованной бухгалтерии является, в том числе: представление интересов органов местного самоуправления и муниципальных (казенных, бюджетных и автономных) учреждений, находящихся на обслуживании учреждения, против другой стороны в судах или других судебных органах: консультирование и представительство в гражданских делах, консультирование и представительство в уголовных делах, консультирование и представительство в связи с трудовыми спорами; предоставление услуг по централизованному ведению бухгалтерского (бюджетного), налогового, статистического учета финансово-хозяйственной деятельности, расчетов по оплате труда и материально-имущественного учета в органах местного самоуправления и муниципальных казенных (бюджетных) учреждениях, находящихся на обслуживании Учреждения, в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Инструкции по бухгалтерскому учету и других нормативно-правовых актов. КСП ГО Евпатория РК проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности в МКУ «ЦИА и МТО» за период с 01.01.2015г. по 31.12.2015г. в результате которой, выявлены нарушения:

- согласно договору «О порядке выпуска и обслуживания банковских карт для сотрудников предприятия от 12.01.2015г. -УФД» заключенного между ОАО «<адрес>вой инвестиционный банк» и МКУ «ЦИА и МТО», заработная плата перечислялась на банковские карты, но по данным предоставленных УФК по РК копий платежных поручений, копий заявок на получение наличных МКУ «ЦИА и МТО» установлено, что получение наличных денег на заработную плату работникам осуществлялось с февраля по октябрь 2015г. на общую сумму 4 701 436,71 руб.. Таким образом, не подтверждено документально оприходование в кассу учреждения наличных денежных средств, полученных для выплаты заработной платы работникам МКУ «ЦИА и МТО» на общую сумму 4 701 436,71 руб.. УФК по РК на запрос КСП ГО Евпатория РК предоставлены копии платежных поручений (формы 0401060), заявок на получение наличных денег (формы 0531802) МКУ «ЦИА и МТО» за 2015 год, которые предоставлялись учреждением УФК по РК в 2015 году в электронном виде с применением средств электронной подписи. Из предоставленных УФК по РК копий документов установлено, что в 2015 году заявки на получение наличных денег МКУ «ЦИА и МТО» были подписаны с применением средств электронной подписи: директором МКУ «ЦБО ОМС» ФИО1 (первая подпись), заместителем директора - главным бухгалтером МКУ «ЦБО ОМС» ФИО6 (вторая подпись);

- в заявке на получение наличных денег в ОАО АК «Байкалбанк» указано «на выдачу по авансовым отчетам сотрудников (нотариальные услуги, автозапчасти, проведение специальной оценки условий труда)» через кассу учреждения на общую сумму 87 800,00 руб., не представлены документы, подтверждающие оприходование и выплату указанных денежных средств. Так же в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявки на получение наличных денег МКУ «ЦИА и МТО» были подписаны с применением средств электронной подписи: директором МКУ «ЦБО ОМС» ФИО1 (первая подпись); заместителем директора - главным бухгалтером МКУ «ЦБО ОМС» ФИО6 (вторая подпись). Во всех заявках на получение наличных денег, направленных МКУ «ЦИА и МТО», указано, что средства бюджета доверяется получить работнику - бухгалтеру ФИО2, при этом ФИО2 не являлась в 2015 году работником МКУ «ЦИА и МТО», договор о материальной ответственности не заключался, распорядительного документа о наделении работника правами и обязанностями кассира МКУ «ЦИА и МТО» не издавался. По результатам контрольного мероприятия КСП ГО Евпатория РК вынесено представление от 03.11.2016г. и составлен Акт от 09.09.2016г., с вышеуказанными нарушениями.

На основании трудового договора, заключенного администрацией <адрес> с ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 была назначена директором муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского обслуживания органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым».

Согласно должностной инструкции директора МКУ «ЦБО ОМС», утвержденной главой администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в должностные обязанности директора вменено обеспечение законности, своевременности, правильности оформления документов, расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в бюджеты соответствующих уровней, контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда оплаты труда, ведение работы по обеспечению соблюдения штатной финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законность списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранность бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив.

С указанной инструкцией ФИО1 ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.2.1 должностной инструкции директор МКУ «ЦБО ОМС» обязан обеспечивать устойчивое функционирование органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым и казенных учреждений, находящихся на обслуживании учреждения.

Согласно п. 2.2 инструкции директор контролирует осуществление управленческих функций по ведению учета исполнения бюджетной сметы органами местного самоуправления и муниципальными казенными учреждениями, находящимися на обслуживании учреждения.

Согласно п.2.7 инструкции директор обеспечивает законность, своевременность оформления документов, расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в региональный и местный бюджеты.

Согласно п 2.8 инструкции директор осуществляет контроль соблюдения порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда заработной платы установления должностных окладов работников МКУ «ЦБО ОМС», инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организаций бухгалтерского учета и отчетности.

Согласно п 2.9 директор ведет работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет и административно-хозяйственных и других расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив.

Согласно и. 24 трудового договора руководитель несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный учреждению, в соответствии со ст. 277 Трудового кодекса. Руководитель может быть привлечен к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно пп.6 гл. 2 договора об организации и ведении бухгалтерского учета от ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «ЦИА и МТО» и МКУ «ЦБО» закреплено, что МКУ «ЦБО ОМС» обязано обеспечить полный учет поступающих денежных средств, соблюдение финансовой и кассовой дисциплины, сохранность документов (первичных документов, регистров учета, как на бумажных носителях, так и на электронных носителях информации).

В соответствии с п.5.4, пп.1, 8 Устава МКУ «ЦБО ОМС» директор осуществляет свою деятельность на основании заключенного трудового договора и несет ответственность за состояние бухгалтерского учета, своевременность и полноту представления отчетности, в том числе бухгалтерской, бюджетной, налоговой и статистической, по установленным формам.

Нарушение допущено по вине бывшего директора МКУ «ЦБО ОМС» ФИО1 как лица, ответственного за обеспечение устойчивого функционирования и развития органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым и муниципальных казенных учреждений, находящихся на обслуживании учреждения, в части финансово-экономической деятельности (п.2.1.1, устава МКУ «ЦБО ОМС» и п.2.1, должностной инструкции).

Общая сумма ущерба, причиненного бюджету муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, МКУ «ЦИА и МТО» в результате незаконных действий ФИО1, составила 4 789 236,71 руб..

Таким образом, бывшим директором МКУ «ЦБО ОМС» ФИО1 в нарушение ч.1 ст. 7 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Устава МКУ «ЦБО ОМС», договора об организации и ведении бухгалтерского учета муниципального казенного учреждения «Центр информационно-аналитического и материально-технического обеспечения органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» от 30.12.2014г не был организован надлежащим образом бухгалтерский учет учреждения МКУ «ЦИА и МТО» в части формирования документированной систематизированной информации о фактах хозяйственной жизни, активах и расходах, и в части ведения операций по приему и выдаче наличных денег, в результате чего нанесен ущерб на общую сумму 4 789 236,71 руб. МКУ «ЦИА и МТО», бюджету городского округа Евпатория Республики Крым.

В целях возмещения ущерба МКУ «ЦБО ОМС» в адрес бывшего директора ФИО1, которой были подписаны заявки на получение наличных денег МКУ «ЦИА и МТО» направлена претензия заказным письмом с уведомлением о вручении от ДД.ММ.ГГГГ о возмещении ущерба.

По состоянию на 05.06.2019г. меры по возмещению ФИО1 ущерба, нанесенного МКУ «ЦИА и МТО», бюджету городского округа Евпатория Республики Крым, в сумме 4 789 236,71 руб. не приняты.

Руководствуясь ст.ст. 277-278 ТК РФ, ст.ст.15, 1064 Гражданского кодекса РФ, истец просит суд взыскать с ФИО1 в пользу бюджета городского округа Евпатория Республики Крым сумму причинённого ущерба в размере 4 789 236,71 руб. (четыре миллиона семьсот восемьдесят девять тысяч двести тридцать шесть рублей семьдесят одна копейка) и сумму расходов по уплате государственной пошлины в размере 32 146,00 руб. (тридцать две тысячи сто сорок шесть рублей).

Представитель третьего лица - Контрольно – счетная палата городского округа Евпатория Республики Крым ФИО7 не возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица - Администрации <адрес> Республики Крым – ФИО8 не возражала против удовлетворения исковых требований.

В судебное заседание представитель истца - МКУ «Центр бухгалтерского обслуживания органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» не явился, о дне и времени его проведения извещен в установленном порядке. С письменными ходатайствами и заявлениями не обращался, причины неявки суду не сообщил.

В судебное заседание ответчик не явилась, была надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела, кроме того информация о дне и времени судебного разбирательства по делу размещена на официальном сайте Евпаторийского городского суда Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - evpatoriya.krm@sudrf.ru, о причинах не явки не сообщила, с письменными ходатайствами и заявлениями не обращалась. В материалах дела имеются письменные пояснения ответчика относительно требований истца, в которых ответчик просит отказать в удовлетворении исковых требований. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд, с согласия представителей третьих лиц, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства в соответствии со ст. 233 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвовавших в судебном процессе, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.

В соответствии с абз.1 п.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон № 161-ФЗ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Согласно п.2 данной статьи, в Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).

П.1 ст. 21 Закона № 161-ФЗ предусмотрено, что руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.

Ст. 25 Закона № 161-ФЗ предусмотрено, что руководитель унитарного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно (пункт 1).

Руководитель унитарного предприятия несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия (пункт 2).

Собственник имущества унитарного предприятия вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных унитарному предприятию, к руководителю унитарного предприятия (пункт 3).

Из выписки Единого государственного реестра юридических лиц от 03.04.2019г. следует, что 27.12.2014г. на основании постановления Администрации <адрес> Республики Крым создано Муниципальное казенное учреждение «Центр бухгалтерского обслуживания органов местного самоуправления муниципального образования городского округа Евпатория Республики Крым»(л.д.115-120).

10.12.2014г. между Администрацией <адрес> Республики Крым в лице ФИО9 – главы администрации <адрес> Республики Крым и ФИО1, назначенная на должность директора муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского обслуживания органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» заключен трудовой договор (л.д.104-109).

Распоряжением Администрации <адрес>.2-01/29 от 10.12.2019г. ФИО1 назначена директором муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского обслуживания органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» (л.д.94).

Согласно пункту 1.5 Устава муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского обслуживания органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым», учредителем и собственником имущества учреждения муниципальное образование городской округ Евпатория, от имени которого функции и полномочия Учредителя осуществляет Администрация <адрес> Республики Крым (л.д.78).

Распоряжением Администрации <адрес> Республики Крым .2-03/120 от 04.03.2016г. ФИО1 освобождена от должности директора муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского обслуживания органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым», с 10.03.2016г. по истечению срока действия трудового договора ч.1 ст.79 ТК РФ(л.д.99).

В период с 22.04.2016г. по 25.08.2016г. Контрольно – счетной палатой городского округа Евпатория Республики Крым проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности в МКУ «ЦИА и МТО» за период с 01.01.2015г. по 31.12.2015г., о чем составлен акт от 09.09.2016г..

В соответствии с актом проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского обслуживания органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» за период с 01.01.2015г. по 31.12.2015г. от 09.09.2016г., подписанного в составе руководителя контрольного мероприятия – аудитора КСП ГО Евпатория РК ФИО10, исполнителей контрольного мероприятия – ведущих инспекторов КСП ГО Евпатория РК ФИО11, ФИО7, общая сумма ущерба, причиненного бюджету муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, МКУ «ЦИА и МТО» в результате незаконных действий ФИО1 составила 4 789 236,71 руб., в частности, по выявленным нарушениям относительно договора «О порядке выпуска и обслуживания банковских карт для сотрудников предприятия от 12.01.2015г. -УФД» заключенного между ОАО «<адрес>вой инвестиционный банк» и МКУ «ЦИА и МТО», заработная плата перечислялась на банковские карты, но по данным предоставленных УФК по РК копий платежных поручений, копий заявок на получение наличных МКУ «ЦИА и МТО» установлено, что получение наличных денег на заработную плату работникам осуществлялось с февраля по октябрь 2015г. на общую сумму 4 701 436,71 руб..

Таким образом, не подтверждено документально оприходование в кассу учреждения наличных денежных средств, полученных для выплаты заработной платы работникам МКУ «ЦИА и МТО» на общую сумму 4 701 436,71 руб..

УФК по РК на запрос КСП ГО Евпатория РК предоставлены копии платежных поручений (формы 0401060), заявок на получение наличных денег (формы 0531802) МКУ «ЦИА и МТО» за 2015 год, которые предоставлялись учреждением УФК по РК в 2015 году в электронном виде с применением средств электронной подписи.

Из предоставленных УФК по РК копий документов установлено, что в 2015 году заявки на получение наличных денег МКУ «ЦИА и МТО» были подписаны с применением средств электронной подписи: директором МКУ «ЦБО ОМС» ФИО1 (первая подпись), заместителем директора - главным бухгалтером МКУ «ЦБО ОМС» ФИО6 (вторая подпись).

В заявке на получение наличных денег в ОАО АК «Байкалбанк» указано «на выдачу по авансовым отчетам сотрудников (нотариальные услуги, автозапчасти, проведение специальной оценки условий труда)» через кассу учреждения на общую сумму 87 800,00 руб., не представлены документы, подтверждающие оприходование и выплату указанных денежных средств.

Так же в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявки на получение наличных денег МКУ «ЦИА и МТО» были подписаны с применением средств электронной подписи: директором МКУ «ЦБО ОМС» ФИО1 (первая подпись);заместителем директора - главным бухгалтером МКУ «ЦБО ОМС» ФИО6 (вторая подпись).

Во всех заявках на получение наличных денег, направленных МКУ «ЦИА и МТО», указано, что средства бюджета доверяется получить работнику - бухгалтеру ФИО2, при этом ФИО2 не являлась в 2015 году работником МКУ «ЦИА и МТО», договор о материальной ответственности не заключался, распорядительного документа о наделении работника правами и обязанностями кассира МКУ «ЦИА и МТО» не издавался(л.д.23-76).

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, исследованными в судебном заседании.

В силу ч.1 ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу ст.232 Трудового кодекса Российской Федерации сторона трудового договора, причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 238 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Согласно ст. 277 Трудового кодекса Российской Федерации руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.

Статей 273 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что руководителем организации является физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

В силу ст. 243 Трудового кодекса Российской Федерации материальная ответственность причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером.

В силу положений ч.1 ст.53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (пункт 3 статьи 53), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу. Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе, если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.

В соответствии с правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. п. 5, 6 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации», в соответствии с ч. 1 ст. 277 ТК РФ руководитель организации (в том числе бывший) несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Под прямым действительным ущербом согласно ч. 2 ст. 238 ТК РФ понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам. Руководитель организации (в том числе бывший) на основании ч. 2 ст. 277 ТК РФ возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями, только в случаях, предусмотренных федеральными законами (например, ст. 53.1 ГК РФ, ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ст. 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства, согласно которым под убытками понимается реальный ущерб, а также неполученные доходы (упущенная выгода) (ст. 15 ГК РФ).

Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

В соответствии с п.5.4, пп.1, 8 Устава МКУ «ЦБО ОМС» директор осуществляет свою деятельность на основании заключенного трудового договора и несет ответственность за состояние бухгалтерского учета, своевременность и полноту представления отчетности, в том числе бухгалтерской, бюджетной, налоговой и статистической, по установленным формам.

Согласно п.24 трудового договора с руководителем муниципального учреждения .2-01/29 от 10.12.2019г. руководитель несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный учреждению, в соответствии со ст. 277 Трудового кодекса. Руководитель может быть привлечен к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральным законом(л.д.104-109).

Согласно должностной инструкции директора МКУ «ЦБО ОМС», утвержденной главой администрации <адрес>ФИО9ДД.ММ.ГГГГ в должностные обязанности директора вменено обеспечение законности, своевременности, правильности оформления документов, расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в бюджеты соответствующих уровней, контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда оплаты труда, ведение работы по обеспечению соблюдения штатной финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законность списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранность бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив.

Согласно п.2.1 должностной инструкции директор МКУ «ЦБО ОМС» обязан обеспечивать устойчивое функционирование органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым и казенных учреждений, находящихся на обслуживании учреждения.

Согласно п. 2.2 должностной инструкции директор контролирует осуществление управленческих функций по ведению учета исполнения бюджетной сметы органами местного самоуправления и муниципальными казенными учреждениями, находящимися на обслуживании учреждения.

Согласно п.2.7 должностной инструкции директор обеспечивает законность, своевременность оформления документов, расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в региональный и местный бюджеты.

Согласно п. 2.8 должностной инструкции директор осуществляет контроль соблюдения порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда заработной платы установления должностных окладов работников МКУ «ЦБО ОМС», инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организаций бухгалтерского учета и отчетности.

Согласно п. 2.9 директор ведет работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет и административно-хозяйственных и других расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив(л.д.100-103).

Следовательно, причиненный ФИО1 ущерб в сумме 4 789 236,71 руб., должен быть возмещен ФИО1 как ответственного лица за состояние бухгалтерского учета, которая, обладая полномочиями по соблюдению порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда заработной платы установления должностных окладов работников МКУ «ЦБО ОМС», инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организаций бухгалтерского учета и отчетности, нарушила требования, установленные должностной инструкцией, Федеральным законом от 06.12.2011г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Указаний Банка России от 11.03.2014г. -У.

Таким образом, ФИО1 в период исполнения должностных обязанностей с 01.01.2015г. по 31.12.2015г. допущено нарушение, как лица, ответственного за обеспечение устойчивого функционирования и развития органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым и муниципальных казенных учреждений, находящихся на обслуживании учреждения, в части финансово-экономической деятельности.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (ч.2 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (ч. 2 ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

В данном случае истцом представлены доказательства, подтверждающие понесенные расходы, в то время как ответчик не представил допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о выполнении должностных обязанностей надлежащим образом и не в ущерб истцу.

Между тем, в силу требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Факт причинения ответчиком ФИО1 ущерба в размере 4 789 236,71 руб., истцом в судебном заседании доказан на основании письменного документа - акта от 09.09.2016г., составленного по результатам контрольного мероприятия – аудитором КСП ГО Евпатория ФИО10.

Как усматривается из претензии о возмещении ущерба, направленного директором МКУ «ЦБО ОМС» ФИО12 от 22.11.2018г. на почтовый адрес ФИО1, результаты проверки доведены до сведения ФИО1 и ей предложено в срок до 25.12.2018г. возвратить МКУ «ЦБО ОМС» денежные средства в общей сумме 4 789 236,71 руб.(л.д.110-111).

Из объяснений представителя истца, данных в судебном заседании, следует, что ответчик ФИО1 на указанное письмо не ответила и какие-либо доказательства в свое оправдание не представила. Денежные средства, связанные с ненадлежащей организацией бухгалтерского учета в бюджет МКУ «ЦБО ОМС» не возмещены.

В силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Как установлено судом, муниципальным казенным учреждением «Центр бухгалтерского обслуживания органов местного самоуправления муниципального образования городского округа Евпатория Республики Крым» при обращении с исковым заявлением в суд была оплачена государственная пошлина в размере 32 146,00руб. на основании платежного поучения от 30.05.2019г., в связи с чем, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию судебные расходы в размере 32 146,00руб..

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского обслуживания органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» о взыскании с ФИО1 суммы причиненного ущерба в размере 4 789 236,71руб. и судебных расходов подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199,233-237 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского обслуживания органов местного самоуправления муниципального образования городского округа Евпатория Республики Крым» к ФИО1, третьи лица: Контрольно-счётный орган – Контрольно – счетная палата городского округа Евпатория Республики Крым, Администрация <адрес> Республики Крым о возмещении ущерба, – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу бюджета городского округа Евпатория Республики Крым сумму причиненного ущерба в размере 4 789 236 (четыре миллиона семьсот восемьдесят девять тысяч двести тридцать шесть) рублей 71 копейка.

Взыскать с ФИО1 в пользу бюджета городского округа Евпатория Республики Крым сумму оплаченной госпошлины при подачи иска в размере 32 146 (тридцать две тысячи сто сорок шесть) рублей 00 копеек.

Ответчик вправе подать судье заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения судьи; а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения судьи об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Р.М. Измайлов