ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1382/20 от 08.02.2021 Кандалакшского районного суда (Мурманская область)

Дело № 2-86/2021 (№ 2-1382/2020)

Мотивированное решение изготовлено 08 февраля 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 февраля 2021 года г. Кандалакша

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе председательствующего судьи – Татарниковой Н.Ю.,

при секретаре Чакиной А.С.,

с участием ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акционерного общества «Мурманэнергосбыт» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,

установил:

Акционерное общество «Мурманэнергосбыт» (далее по тексту – АО «МЭС») обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и судебных расходов.

В обоснование иска указано, что собственником нежилого помещения, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, с <дата> по <дата> являлась ответчик, которая в течение длительного времени не выполняла обязательства по внесению коммунальных платежей, поэтому образовалась задолженность за коммунальные услуги. В период с <дата> по <дата> истец выставлял ответчику счета. Таким образом, ответчик была уведомлена о ежемесячных начислениях и имеющейся задолженности, однако ею не были предприняты какие-либо действия по погашению сформировавшейся задолженности по внесению платы за коммунальные услуги.

Руководствуясь статьями 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом уточненных исковых требований, истец просит взыскать с ответчика задолженность за тепловую энергию за период с <дата> по <дата> в размере 317 546 рублей 35 копеек, издержки, связанные с направлением копии искового заявления в размере 68 рублей 40 копеек, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 375 рублей 35 копеек, возвратить излишне уплаченную государственную пошлину 232 рубля 00 копеек.

В судебном заседании представитель истца участие не принимал. Представитель АО «МЭС» ФИО, действующая на основании доверенности, направила ходатайство с просьбой рассмотреть дело без участия их представителя. В возражениях на отзыв ответчика указала, что начисление платы за тепловую энергию, потребленную нежилым помещением, производится по Договору, заключенному в устной форме, что предусмотрено пунктом 6 Постановления № 354, в соответствии с которым, поставка тепловой энергии в нежилое помещение в МКД осуществляется на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме непосредственного с ресурсоснабжающей организацией, в связи с тем, что нежилые помещения не являются самостоятельными объектами недвижимости, а входят в состав МКД, датой заключения договора теплоснабжения АО «МЭС» считает дату фактического подключения МКД к системе. Система отопления в многоквартирном доме является единой, взаимосвязанной, изменения в указанной системе, сделанные в отдельном помещении, отразятся на теплопотреблении в других помещениях в многоквартирном доме. Спорное помещение является структурной, неотъемлемой частью жилого многоквартирного дома, в который происходит подача тепловой энергии по централизованным системам отопления. До границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и сетей инженерно-технического обеспечения АО «МЭС» поставляет потребителям коммунальную услугу по отоплению в полном объеме в соответствии с требованиями действующего законодательства. Считает, что рассматриваемое нежилое помещение является полностью отапливаемым, а в случае несоответствия температурного режима, установленного Правилами № 354, можно сделать вывод лишь о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, однако жалоб на ненадлежащее качество коммунальных услуг от ответчика не поступало, соответствующих актов проверки качества предоставляемых коммунальных услуг не составлялось. Кроме того, отметила, что доказательств позволяющих определить законность перевода квартиры на альтернативный вид отопления ответчиком не представлено, не были внесены изменения в технический паспорт дома, тепловая нагрузка на дом не была изменена.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме, пояснив, что в помещении нет радиаторов отопления, трубы были демонтированы в 2016 году, документы представить не может, поскольку они не сохранились. Просила применить срок исковой давности.

Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354).

Правила № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Согласно пункту 6 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). В случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования).

Согласно пунктов 42 (1) и 43 Правил № 354 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 № 34) при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения № 2 к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом и нежилом помещениях определяется в соответствии с формулой 3 (1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии.

Как следует из положений статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» действующим законодательством не предусмотрена возможность отказа отдельного собственника в многоквартирном доме от отопления в отдельно взятом помещении дома, подключенного к централизованной системе теплоснабжения.

Исходя из системного толкования положений статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» и статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», действующее законодательство допускает учет потребления тепловой энергии либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем, исходя из утвержденных Правительством Российской Федерации нормативов. Иного способа определения объема потребления коммунальных услуг по отоплению действующее законодательство не предусматривает.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от <дата><номер>, нежилое помещение площадью <данные изъяты> кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, с <дата> по <дата> находилось в собственности ответчика ФИО1, номер государственной регистрации права <данные изъяты>, номер прекращения права <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>).

В судебном заседании также установлено, что истец АО «МЭС» в спорный период осуществлял снабжение многоквартирного <адрес> тепловой энергией.

Учитывая тот факт, что в многоквартирном <адрес> АО «МЭС» договор теплоснабжения в спорный период не был заключен ни с одной из управляющих организаций, то, в соответствии с подпунктом «б» пункта 17 Правил № 354, исполнителем коммунальных услуг в данном многоквартирном доме с <дата> является АО «МЭС».

Доказательств обратного суду не представлено.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в спорный период ответчик являлась собственником вышеуказанного нежилого помещения, и между сторонами путем совершения потребителем конклюдентных действий был заключен договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде.

Судом установлено, что многоквартирный дом не оборудован прибором учета тепловой энергии, индивидуальными приборами учёта потребления тепловой энергии помещение, принадлежащее ответчику, также не оборудовано.

Согласно техническому паспорту многоквартирного <адрес>, жилой дом подключен к централизованной системе отопления, в доме имеется отопление и горячее водоснабжение (л.д. <данные изъяты>).

Из системного толкования положений Правил № 354 следует, что в случае, если многоквартирный жилой дом оборудован централизованной системой отопления, потребителем услуги «отопление» являются все лица, пользующиеся на праве собственности или ином законном основании помещением в данном многоквартирном доме.

Отдельно приборы учета тепловой энергии по каждому помещению в многоквартирном доме не установлены, инженерные сети, по которым подается в многоквартирный дом теплоноситель, проходят через части дома, в котором расположено спорное помещение.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2015 года № 823-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 56501-2015 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования».

Согласно примечанию к пункту 3.18 ГОСТ Р 56501-2015 к элементам отопления, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся – полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота.

Как следует из актов обследования нежилого помещения, расположенного на 1 этаже <адрес>, составленных комиссией ООО «УК «КС», ООО «Коммунальный сервис» в присутствии собственника нежилого помещения ФИО1 <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, трубопроводы розлива отопления обрезаны и заизолированы, запорная арматура отсутствует, радиаторы системы отопления демонтированы (л.д. <данные изъяты>).

Ответчиком не представлены документы, подтверждающие правомерность произведенного в нежилом помещении демонтажа централизованной системы теплоснабжения многоквартирного дома, решения общего собрания собственников о согласии на такой демонтаж.

При таких обстоятельствах, отсутствие приборов отопления в нежилом помещении при наличии разводящего трубопровода и стояков внутридомовой системы теплоснабжения, при подключении многоквартирного дома к системе централизованного отопления, не свидетельствует о неоказании услуги по теплоснабжению в принадлежащем истцу нежилом помещении.

Поскольку многоквартирный жилой <адрес> оборудован системой централизованного отопления, то посредством данной системы отопления происходит отопление и общего имущества многоквартирного жилого дома, к которым относятся общая стена, конструктивные элементы кровли и фундамента, от которых также происходит теплоотдача через общие конструкции помещений дома. Отдельно приборы учета потребленной тепловой энергии по каждому помещению в доме не установлены.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что истец АО «МЭС» в спорный период предоставлял ответчику, как собственнику помещения в многоквартирном жилом доме, коммунальную услугу по отоплению, в связи с чем у ответчика возникла обязанность по оплате оказанных услуг.

В судебном заседании установлено, что жалоб на ненадлежащее качество коммунальных услуг от ответчика ФИО1 не поступало, соответствующих актов проверки качества предоставляемых коммунальных услуг не составлялось.

Доказательств, подтверждающих оказание коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также документов, свидетельствующих об их не предоставлении, в соответствии со статьями 56 и 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду ответчиком не представлено.

Пункт 42(1) Правил № 354 определяет порядок оплаты за коммунальные услуги по отоплению. Расчет платы за услугу «отопление» производится потребителями исходя из общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

Согласно пунктам 36, 38 Правил № 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Из материалов дела следует, что начисление ответчику платы за тепловую энергию за период с <дата> по <дата> производилось истцом в соответствии с порядком и формулами, установленными Правилами № 354 в действующей в указанный период редакции, при этом абзацем вторым пункта 40 Правил № 354 было предусмотрено внесение потребителем платы за услугу по отоплению совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, начисление платы за отопление производилось по единой формуле, которая не предусматривала возможности исчисления платы за потребление тепловой энергии только на общедомовые нужды.

Таким образом, на основании исследованных письменных доказательств, суд приходит к выводу, что ответчик не выполнила возложенную на нее договором на оказание жилищно-коммунальных услуг и Жилищным кодексом Российской Федерации обязанность своевременно вносить плату за коммунальные услуги, в части потребления тепловой энергии в связи с чем образовалась задолженность.

Как следует из искового заявления (л.д. <данные изъяты>), расчета задолженности (л.д. <данные изъяты>), акта сверки задолженности от <дата> (л.д. <данные изъяты>), счетов-фактур (л.д. <данные изъяты>), за период с <дата> по <дата> ответчику за потребленную тепловую энергию начислено 317 546 рублей 35 копеек.

Согласно представленному истцом расчету плата за тепловую энергию по спорному нежилому помещению за период с <дата> по <дата> рассчитана в соответствии с Правилами № 354 и составляет 317 546 рублей 35 копеек. Данный расчет ответчиком не оспорен, иного расчета суду не представлено, суд признает расчет истца правильным.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Согласно части 1 статьи 88, статье 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, в том числе связанных с рассмотрением дела почтовых расходов, понесенных сторонами.

Истцом заявлено требование о взыскании расходов, связанных с направлением ответчице копии иска с приложенными документами, в размере 68 руб. 40 коп. В обоснование почтовых расходов истцом предоставлен реестр почтовых отправлений от <дата> (л.д. <данные изъяты>).

Принимая во внимание, что в соответствии с требованиями статьи 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к исковому заявлению прилагается уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, суд признает расходы в сумме 68 рублей 40 копеек связанными с рассмотрением настоящего дела в суде.

Истцом при подаче иска в суд, исходя из цены иска 340 710 рублей 28 копеек также уплачена государственная пошлина в общей сумме 6 607 рублей 00 копеек. Исходя из цены иска 317 546 рублей 35 копеек (с учетом срока исковой давности) подлежала уплате государственная пошлина в сумме 6 375 рублей 46 копеек.

В связи с тем, что иск удовлетворен, с ответчика подлежат взысканию в пользу истца судебные расходы: 6 375 рублей 46 копеек – расходы по уплате государственной пошлины, 68 рублей 40 копеек – почтовые расходы, понесённые истцом в связи с направлением ответчице копии иска с приложенными документами.

Истец обратился с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 232 рубля 00 копеек.

Суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению.

В силу положений статьи 93 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно положениям статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного искового заявления) без рассмотрения судом общей юрисдикции. При отказе истца (административного истца) от иска (административного иска) возврату истцу (административному истцу) подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины.

Судом установлено, что АО «МЭС» отказалось от части исковых требований к ответчику в связи с заявлением ответчика о применении срока исковой давности.

Учитывая изложенное, суд считает, что имеются основания для удовлетворения заявления о возврате уплаченной государственной пошлины в размере 162 рубля 08 копеек (231,54 руб. х 70 %), в остальной части требований необходимо отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Акционерного общества «Мурманэнергосбыт» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Акционерного общества «Мурманэнергосбыт» задолженность по оплате коммунальных услуг «отопление» и «горячее водоснабжение» за период с <дата> по <дата> в сумме 317 546 (триста семнадцать тысяч пятьсот сорок шесть) рублей 35 копеек, расходы по уплате государственной пошлины 6 375 (шесть тысяч триста семьдесят пять) рублей 46 копеек, судебные издержки 68 (шестьдесят восемь) рублей 40 копеек.

Возвратить Акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» излишне уплаченную государственную пошлину 162 (сто шестьдесят два) рубля 01 копейку.

Отказать Акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» в возврате излишне уплаченной государственной пошлины в размере 69 (шестьдесят девять) рублей 53 копейки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кандалакшский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Ю. Татарникова