ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ленинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Ренгач О.В.,
при помощнике ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-1382/2023 (71RS0015-01-2023-001405-22) по иску Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к ФИО3 о признании права собственности отсутствующим,
установил:
министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обратилось в суд с иском к ФИО3, в котором просило признать зарегистрированное право собственности ответчика на жилой дом с кадастровым номером №, площадью 45 кв. м, количество этажей: 1, адрес (местоположение) объекта: <адрес>, отсутствующим.
Требования мотивированы тем, что Управлением Росреестра по Тульской области зарегистрировано право собственности ФИО3 на указанный жилой дом, о чем в ЕГРН внесена соответствующая запись от 11.08.2015 №.
Документом, послужившим основанием для регистрации указанного объекта является, в том числе и договор аренды земельного участка от 19.03.2012 №, права по которому переданы ФИО3 18 марта 2015 г.
Договор аренды № между министерством имущественных и земельных отношений Тульской области и ФИО3 заключен 19.03.2015, предметом договора является земельный участок с кадастровым номером № площадью 1500 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> предоставленный для индивидуального жилищного строительства. Указанный договор заключен сроком на 49 лет.
09.11.2022 года ответчик обратился в адрес министерства с заявлением о предоставлении гражданам земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, незавершенные строительством объекты, в котором просил предоставить в собственность земельный участок с кадастровым номером № на котором расположен возведенный им жилой дом.
В результате обследования испрашиваемого земельного участка установлено, что на нем расположены иные объекты недвижимости – хозяйственные постройки, а жилой дом с кадастровым номером № фактически на нем отсутствует.
Указали, что таким образом Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области произведена регистрация права собственности ФИО3 на мнимый объект недвижимости - жилой дом.
Отметили, что ответчик в одностороннем порядке не исполнил условия договора, жилой дом с даты заключения договора по настоящее время не возвел. Цель предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером № не достигнута.
Представитель истца Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, об отложении дела слушанием не ходатайствовал.
Представитель ответчика ФИО3 по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила. Ранее в судебном заседании представила возражения указав, что оснований для признания зарегистрированного права собственности ФИО3 на жилой дом с кадастровым номером № отсутствующим не имеется. Пояснила, что указанный дом фактически ФИО3 был снесен. В настоящее время ответчик возвел рядом новый дом и занимается его оформлением. Представила заявление с просьбой о снятии обеспечительных мер по иску, указав что запрет на регистрационные действия наложенный определением суда препятствует ответчику прекратить регистрацию права собственности на спорный объект недвижимости самостоятельно.
Представители третьих лиц Управления Росреестра по Тульской области, Филиал ППК Роскадастра по Тульской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд, в соответствии со ст.ст.167, 233 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке заочного судопроизводства.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ установлены случаи осуществления продажи земельных участков без проведения торгов, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (подпункт 6).
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
На основании статьи 8.1, пункта 1 статьи 131 ГК РФ государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно частям 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ). При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК РФ). При решении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, необходимо установить наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам, при этом для признания имущества недвижимым необходимо представить доказательства возведения его в установленном законом и иными нормативными актами порядке на земельном участке, предоставленном для строительства объекта недвижимости, с получением разрешительной документации с соблюдением градостроительных норм и правил.
Согласно статье 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу части 2 статьи 16 Жилищного кодекса РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В соответствии с пунктом 5 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47, жилой дом - это индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем. Согласно пункту 5 (1) указанного Положения садовым домом признается здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании. В пункте 12 указанного Положения предусмотрено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Требования к одноквартирным жилым домам предусмотрены СП 55.13330.2016 "Дома жилые одноквартирные", утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2016 года N 725/пр.
Под жилым одноквартирным домом согласно пункту 3.5 СП 55.13330.2016 "Дома жилые одноквартирные" понимается дом, состоящий из отдельной квартиры (одного жилого автономного блока), включающий в себя комплекс помещений, предназначенных для индивидуального и/или односемейного заселения жильцов, при их постоянном, длительном или кратковременном проживании (в том числе сезонном, отпускном и т.п.).
В силу пункта 4.5 СП 55.13330.2016 "Дома жилые одноквартирные" дом должен включать в себя одну или несколько комнат, а также вспомогательные помещения кухни (в том числе кухни-ниши и (или) кухни-столовые), ванные и (или) душевые, туалет или совмещенный санузел.
В соответствии с пунктом 6.1 СП 55.13330.2016 "Дома жилые одноквартирные" площади помещений домов должны быть не менее: общая комната (гостиная) - 12 кв. м, спальня - 8 кв. м, кухня - 6 кв. м. Размер туалетной комнаты должен составлять 0,8 (ширина) * 1,2 м (длина). Ширина передней 1,4 м.
Высота помещений жилых комнат и кухни в климатических подрайонах IА, IБ, IГ, IД и IIА по СП 131.13330 должна быть не менее 2,7 м, а в остальных - не менее 2,5 м в соответствии с СП 54.13330. Высоту комнат, кухни и других помещений, расположенных в мансарде или имеющих наклонные потолки или стены, допускается принимать не менее 2,3 м. В коридорах и при устройстве антресолей высоту помещений допускается принимать не менее 2,1 м (пункт 6.2 СП 55.13330.2016 "Дома жилые одноквартирные").В домах допускается предусматривать индивидуальные и коллективные источники водоснабжения из подземных водоносных горизонтов или водоемов из расчета суточного расхода хозяйственно-питьевой воды не менее 60 л на человека. В районах с ограниченными водными ресурсами расчетный суточный расход воды допускается уменьшать по согласованию с соответствующими надзорными органами (пункт 9.2).
Согласно пункту 9.3 СП 55.13330.2016 "Дома жилые одноквартирные" при проектировании следует представить комплекс сведений о внутриквартирном оборудовании, сетях инженерно-технического обеспечения на прилегающем участке и технических условиях их присоединения и подключения к источникам снабжения ресурсами и энергией в составе проектных подразделов инженерных систем в соответствии с приведенными нормативными актами.
Из общих положений СП 55.13330.2016 Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001" следует, что данный свод правил применяется в отношении частных жилых домов. В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 СП минимальную площадь и состав комнат, правила расчета площадей помещений следует принимать согласно СП 54.13330. При осуществлении проектирования домов частного жилищного фонда состав их помещений (комнат), функционально-планировочное зонирование, а также состав внутриквартирного оборудования следует определять в задании на проектирование и допускается уточнять в проектной документации с превышением минимальных нормативных показателей, применяемых для домов, указанных в пункте 4.1. Таким образом, для частных жилых домов минимальные нормативные показатели те же, что и для муниципального фонда, они могут быть изменены только с превышением.
Согласно материалам дела 19 марта 2012 года между Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области и ФИО1 был заключен договора аренды №, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером № площадью 1500 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> Земельный участок предоставлен для индивидуального жилищного строительства (п. 1.1 Договора).
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и обозначен в прилагаемом к Договору кадастровом паспорте на земельный участок (п. 1.1. Договора).
Договор аренды №52 заключен на 49 лет (п. 2.1 Договора).
Согласно п.1.2. на участке строений нет.
11 февраля 2015 года сторонами подписано дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка № от 19 марта 2015 года.
18 марта 2015 года между истцом и ответчиком заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от 19 марта 2012 года, по условиям которого новым арендатором является ФИО3
11 августа 2015 Управлением Росреестра по Тульской области в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" было зарегистрировано право собственности ФИО3 на жилой дом с кадастровым номером №, площадью 45 кв. м, количество этажей: 1, адрес (местоположение) объекта: <адрес>, о чем в ЕГРН сделана запись о регистрации №.
Документами основаниями для регистрации права собственности на указанный объект за ФИО3 явились: в том числе договор арены земельного участка от 19.03.2012 №, права по которому переданы истцу 18 марта 2015 г.
09.11.2022 ФИО3 обратился в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предоставлении гражданам земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, незавершенные строительством объекты, в котором просил предоставить ему в собственность земельный участок с кадастровым номером №.
22.11.2022 Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области было произведено обследование испрашиваемого ФИО3 земельного участка с кадастровым номером №.
Из акта осмотра участка от 22.11.2022 следует, что на его территории находятся хозяйственные постройки, техника.
По утверждению представителя ответчика в границах испрашиваемого земельного участка ранее был расположен жилой дом, который, в соответствии с нормами законодательства РФ обладал признаками жилого дома и был подключен к сетям и коммуникация, однако в последствии был снесен истцом.
Истец ссылается на то, что фактически объект недвижимости 1 этажный жилой дом, площадью 45 кв. м отсутствует. Таким образом, Управлением Росреестра по Тульской области произведена регистрация права ФИО3 на мнимый объект недвижимости - жилой дом.
Указывает, что ответчик в одностороннем порядке не исполнил условия договора, жилой дом, с даты заключения договора по настоящее время не возвел. Цель предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером № не достигнута.
На основании изложенного, суд признает представленные доказательства относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными, и оценив их в совокупности приходит к выводу, что исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку в настоящее время объект недвижимости на земельном участке с кадастровым номером № отсутствует, что подтверждается в том числе и доводами изложенными в возражениях представителем ответчика, на момент рассмотрения дела на земельном участке находятся лишь хозяйственные постройки, а последующее возведение на арендованном земельном участке нового жилого дома, свидетельствует о признании ответчиком требований министерства имущественных и земельных отношений Тульской области о возведении строения, отвечающего признакам жилого дома, с целью надлежащего исполнения договора аренды.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного с ФИО3 подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
В целях обеспечения иска определением Ленинского районного суда Тульской области от 22 июня 2023 года был наложен запрет на осуществление регистрационных действий по кадастровому учету в отношении жилого дома с К№№, площадью 45 кв. м, количество этажей: 1, адрес (местоположение) объекта: <адрес>
В соответствии со ст. 144 ГПК РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению ответчика либо по инициативе судьи или суда.
Судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска. При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отмене обеспечительных мер в виде запрета на осуществление регистрационных действий по кадастровому учету в отношении жилого дома с К№№, по вступлении решения суда в законную силу, поскольку сохранение данного ограничения делает невозможным фактическое исполнение принятого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к ФИО3 удовлетворить.
Признать зарегистрированное право собственности ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес> (СНИЛС №) на жилой дом с кадастровым номером №, площадью 45 кв. м, количество этажей: 1, адрес (местоположение) объекта: <адрес>, отсутствующим.
Взыскать с ФИО3 в доход муниципального образования г. Тула государственную пошлину в размере 300 рублей.
Отменить обеспечительные меры в виде запрета на осуществление регистрационных действий по кадастровому учету в отношении жилого дома с К№№, площадью 45 кв. м, количество этажей: 1, адрес (местоположение) объекта: <адрес>, наложенные определением Ленинского районного суда Тульской области от 22 июня 2023 г. по вступлении в законную силу решения суда.
Настоящее решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке через Ленинский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если таковое заявление подано в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 11 августа 2023 года
Председательствующий О.В.Ренгач