ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1383/17 от 19.09.2017 Невинномысского городского суда (Ставропольский край)

Дело 2-1383/2017 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2017 года г.Невинномысск

Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Красновой Т.М.

при секретаре Булычевой А.В.

с участием старшего помощника прокурора г.Невинномысска Ворониной О.В., представителей ответчиков Управления образования администрации города Невинномысска Моисеевой О.С., представителя администрации города Невинномысска Смирновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Невинномысска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №5 города Невинномысска, Управлению образования администрации г.Невинномысска, Администрации г.Невинномысска об обязании подготовить смету и провести ремонтные работы

установил:

Прокурор города Невинномысска обратился в суд с исковыми требованиями в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 5 города Невинномысска, Управлению образования администрации г. Невинномысска, Администрации г. Невинномысска об обязании подготовить смету и провести ремонтные работы, в котором указал, что прокуратурой города проведена проверка в МБОУ СОШ №5, в ходе которой выявлены нарушения закона в сфере обеспечения безопасных условий обучения. Так установлено, что в большом спортивном зале покрытие стен, потолка имеет множественную деформацию, отслоение штукатурки, имеются пятна темного цвета (признаки поражения грибком), от входной двери слева на стене трещина дощатое покрытие пола местами повреждено, что влечет снижение качества влажной уборки и при возникновении инфекционных очагов в организации может привести к массовым инфекционным заболеваниям. Постановлением Невинномысского городского суда от 10.04.2017 признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.3. КРФоАП и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности - на срок 90 суток, начиная с 06.04.2017. Кроме того актом проверки от 06.04.2017 установлено, что предписание № 310 от 21.08.2015, которым на МБОУ СОШ№5 возложена обязанность устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации спортивного зала, а именно: п. 4.28, 4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; п. 7.4 СП 3.1.2.3162-14 «Профилактика -коклюша»; п. 7.5 СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика других острых респираторных вирусных инфекций»; п. 6.8 СП 3.1.2.3116-13 «Профилактика внебольничных пневмоний»; п. 8.2 МУ 3.1.2.3047-13 «Эпидемиологический надзор за внебольничными пневмониями», не исполнено. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Истец просил обязать ответчиков МБОУ СОШ №5, администрацию города Невинномысска, Управление образования администрации города Невинномысска подготовить смету и провести ремонтные работы большого спортивного зала в здании МБОУ СОШ №5 города Невинномысска, расположенного по адресу : <адрес>.

Представитель истца старший помощник прокурора г.Невинномысска Воронина О.В. в судебном заседании заявленные требования по изложенным в исковом заявлении доводам поддержала, просит обязать МБОУ СОШ № 5, Управление образования администрации г.Невинномысска, Администрацию г.Невинномысска подготовить смету и выполнить ремонтные работы большого спортивного зала в здании МБОУ СОШ №5 города Невинномысска.

Представитель ответчика МБОУ СОШ № 5 Пешкова Л.И. в судебном заседании исковые требования фактически признала, обстоятельства. изложенные в иске прокурора не отрицала, пояснила, что она ежегодно обращается в Управление образования администрации г.Невинномысска с заявкой на выделение денежных средств для ремонта большого спортивного зала, однако денежные средства не выделяются. Как только денежные средства будут выделены, данные работы будут выполнены.

Представитель ответчика Управления образования администрации г.Невинномысска Моисеева О.С. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, согласно ст.56 п.2 ГК РФ учредитель юридического лица, которым является Управление образования, не отвечает по обязательствам юридического лица. В свою очередь, согласно пункту 4 статьи 123.22 ГК РФ, при недостаточности денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, несет собственник имущества. Согласно пункту 1.6. Устава МБОУ СОШ № 5 «Функции и полномочия собственника имущества в отношении Учреждения осуществляет администрация города Невинномысска в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска». Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика Администрации г.Невинномысска Смирнова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что администрация города Невинномысска является исполнительно-распорядительным органом, наделенный Уставом города полномочиями по решению вопросов местного значения города и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ставропольского края. Администрация города обладает правами юридического лица. В структуру администрации города входят органы администрации города, а именно: комитеты, управления, отделы. Органы администрации города могут наделяться правами юридического лица. Постановлением администрации города Невинномысска от 01 декабря 2010 г. № 4040 «О Порядке осуществления структурными подразделениями администрации города Невинномысска функций и полномочий учредителя муниципальных учреждений города Невинномысска» установлено, что функции и полномочия учредителя в отношении муниципального бюджетного учреждения города осуществляет структурное подразделение администрации города, в ведении которого находится это учреждение. В соответствии с решением Думы города Невинномысска от 30.06.2015 № 726-68 «Об утверждении структуры администрации города Невинномысска» управление образования является органом администрации с правами юридического лица. В соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Учредителем МБОУ СОШ № 5 является управление образования администрации города Невинномысска. В соответствии с пунктом 20! раздела 3 «Функции» решения Думы города от 19.12.2012 г. № 325-30 «Об утверждении Положения об управлении образования администрации города Невинномысска» в редакции решений Думы города от 28.05.2014 № 542-50, от 04.04.2016 г. № 865-78, управление образования администрации города Невинномысска в соответствии с возложенными на него задачами обеспечивает условия для развития физической культуры, школьного спорта и массового спорта в подведомственных образовательных организациях. Ссылаясь на положения ст.6, п.2 ст.21 БК РФ, ст.26 Устава города Невинномысска, решение Думы города Невинномысска от 26.12.2016 года №72-7 « О бюджете города Невинномысска на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», полагают, что привлечение администрации города Невинномысска в качестве ответчика необоснованно, поскольку все средства необходимые для обеспечения деятельности и всех видов расходов, связанных с образованием, в том числе муниципальных программ, подпрограмм, видов капитальных ремонтов общеобразовательных организаций предусматриваются в статьях расходах бюджета главного распорядителя бюджетных средств - управления образования г. Невинномысска, в связи с чем, просит в удовлетворении исковых требований прокурора к Администрации г.Невинномысска отказать.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценивая в совокупности исследованные доказательства, суд считает исковые требования прокурора города Невинномысска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст.2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.

Согласно ч.3 ст.3 «Конвенции о правах ребенка» государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях.

Из материалов дела следует и установлено судом, что в ходе проверки, проведенной в МБОУ СОШ №5 о соблюдении санитарно- эпидемиологических требований по эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений, было установлено, что в большом спортивном зале МБОУ СОШ №5 покрытие стен, потолка имеет множественную деформацию, отслоение штукатурки, имеются пятна темного цвета (признаки поражения грибком), от входной двери слева на стене трещина дощатое покрытие пола местами повреждено, что влечет снижение качества влажной уборки и при возникновении инфекционных очагов в организации может привести к массовым инфекционным заболеваниям.

По результатам проверки 06.04.2017 года Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по СК вынесено предписание № 120 об устранении выявленных нарушений.

Постановлением Невинномысского городского суда от 10.04.2017 года МБОУ СОШ №5 признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.3. КРФоАП и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности - на срок 90 суток, начиная с 06.04.2017 г.

Кроме того актом проверки от 06.04.2017 установлено, что предписание № 310 от 21.08.2015 года, которым на МБОУ СОШ№5 возложена обязанность устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации спортивного зала, а именно: п. 4.28, 4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; п. 7.4 СП 3.1.2.3162-14 «Профилактика -коклюша»; п. 7.5 СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика других острых респираторных вирусных инфекций»; п. 6.8 СП 3.1.2.3116-13 «Профилактика внебольничных пневмоний»; п. 8.2 МУ 3.1.2.3047-13 «Эпидемиологический надзор за внебольничными пневмониями», не исполнено.

Указанные обстоятельства достоверно подтверждаются письменными материалами дела, в том числе служебными записками директора МБОУ СОШ№5 за период с 2013 года по 2017 годы о включении в бюджет средств на капитальный ремонт спортивного зала школы, что проводить занятия по физической культуре в нем нельзя, указанные обстоятельства не оспариваются сторонами.

Согласно Уставу Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 г.Невинномысска данное образовательное учреждение является самостоятельным юридическим лицом, создано муниципальным образованием городским округом – городом Невинномысском Ставропольского края, функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет администрация города Невинномысска в лице управления образования администрации города Невинномысска.

В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12. 2012 года № 273 -ФЗ«Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а в силу п.8 ч.1 ст.41 указанного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Пунктом 2 ч.3 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Согласно ч.7 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно п.3 ст.123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных п.п.4-6 ст.123.22 и п.2 ст.123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обеспечение санитарно-эпидемиологических требований, является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, а финансирование мероприятий по ремонту зданий и помещений отнесено к компетенции администрации города и является расходным обязательством последней, осуществляемым за счет средств местного бюджета, что отвечает требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ст.ст.65, 86 Бюджетного кодекса РФ.

При этом, действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.

Гражданское законодательство предусматривает различные способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

Исковое заявление подано прокурором г.Невинномысска в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (обучающихся, воспитанников, работников дошкольного образовательного учреждения, а также лиц, которые могут находиться в названном общественном месте).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что невыполнение ремонтных работ большого спортивного зала в здании МБОУ СОШ № 5 может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, а потому исковые требования прокурора г.Невинномысска подлежат удовлетворению. При этом, обязанность по выполнению ремонтных работ большого спортивного зала в здании школы должна быть возложена на МБОУ СОШ № 5 г.Невинномысска, а также на Управление образования администрации г.Невинномысска и Администрацию г.Невинномысска, как органы местного самоуправления, обеспечивающих финансирование и выделение денежных средств на данный вид работ.

Вместе с тем, в удовлетворении иска в части обязания ответчиков подготовить смету по ремонту спортивного зала МБОУ СОШ № 5 следует отказать, поскольку локальный сметный расчет по ремонту спортивного зала МБОУ СОШ № 5 составлен и надлежаще утвержден 21.08.2017 года.

руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Прокурора г. Невинномысска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 города Невинномысска, Управление образования администрации г.Невинномысска, Администрацию г.Невинномысска провести ремонтные работы большого спортивного зала в здании МБОУ СОШ №5 города Невинномысска, расположенного по адресу : <адрес>.

В удовлетворении исковых требований прокурора Невинномысска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №5 города Невинномысска, Управлению образования администрации г.Невинномысска, Администрации г.Невинномысска об обязании подготовить смету - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Невинномысский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, то есть с 25.09.2017 года.

Судья Краснова Т.М.