ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1383/2021 от 09.12.2020 Октябрьского районного суда г. Томска (Томская область)

КОПИЯ

2-1383/2021

УИД 70RS0003-01-2021-001063-28

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 августа 2021 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Аюшевой Р.Н.,

при секретаре Юдиной М.О.,

с участием процессуального истца – помощника Томского транспортного прокурора Свинцова И.С.,

представитель ответчика ФИО1, действующего на основании доверенности от 05.07.2021, сроком на один год,

представителя третьих лиц Федеральной Таможенной Службы РФ, Сибирского таможенного управления ФИО2, действующего на основании доверенностей № 14-01-07/15966 от 25.12.2020, сроком до 31.12.2021, № 14-01-07/15542 от 25.12.2020, сроком до 31.12.2021, № 15-49/94-20д от 09.12.2020, сроком до 31.12.2021,

помощник судьи Опенкина Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Томского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО3 к Кемеровской таможне о взыскании недоплаченной суммы компенсации, компенсации за неиспользованный отпуск,

установил:

Томский транспортный прокурор, действующий в интересах ФИО3, обратился в суд с иском к Кемеровской таможне, в котором просит взыскать с ответчика в пользу ФИО3 денежную сумму в размере 36723,95 рублей, из которых недоплаченная сумма компенсации четырехмесячного денежного содержания в сумме 34287 рублей, недоплаченная компенсация за неиспользованный отпуск за 8,33 календарных дня в сумме 2436,95 рублей.

В обосновании заявленных требований указано, что Томской транспортной прокуратурой в ходе проверки обоснованности расчетов денежной компенсации, выплаченной служащим Томской таможни установлено, что ФИО3 на основании приказа начальника Томской таможни № 400-к от 12.11.2014 с 12.11.2014 назначена на должность .... В соответствии с приказом начальника Томской таможни № 136-К от 29.05.2020 ФИО3 с 30.06.2020 уволена в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. При увольнении ФИО3 произведены следующие выплаты: окончательный расчет по 30.06.2020 в размере 63860,9 рублей, выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания 139 516 рублей, выплата компенсации за 8,33 календарных дней неиспользованных ежегодного основного и дополнительного оплачиваемого отпусков за период работы с 20.11.2019 по 30.06.2020 – 9545,10 рублей. Приказами начальника Томской таможни о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих таможни за достижение показателей результативности и эффективности деятельности ФИО3 произведены следующие выплаты материального стимулирования: 20 760 рублей за 1 квартал 2019 года; 21 074 рубля за 2 квартал 2019 года; 20 956 рублей за 3 квартал 2019 года; 22 300 рублей за 4 квартал 2019 года; 17 771 рублей за 1 квартал 2020 года. Однако, при расчете денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованные дни отпуска ФИО3 Томской таможней не были учтены указанные произведенные выплаты материального стимулирования, в связи с чем, размер окончательного расчета с ФИО3 произведен не в полном размере. 24.11.2020 прокуратурой начальнику Кемеровской таможни вынесено представление об устранении нарушений законодательства о государственной гражданской службе, по результатам рассмотрения которого 23.12.2020 доводы прокуратуры признаны необоснованными, в связи с тем, что Кемеровская таможня в правоотношениях, связанных с государственной гражданской службой с должностными лицами Томской таможни на дату осуществления им выплат денежного содержания и компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы, не состояла.

Материальный истец ФИО3, третье лицо Министерство Финансов Российской Федерации, будучи надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки в суд не сообщили.

Процессуальный истец – помощник Томского транспортного прокурора Свинцов И.С. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО4, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Представитель третьих лиц Федеральной Таможенной Службы, Сибирского таможенного управления ФИО2, полагал, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме, поддержал доводы, изложенные письменных пояснениях.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при настоящей явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе, в сфере трудовых (служебных) отношений.

Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – ФЗ «О государственной гражданской службе РФ») устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» государственная гражданская служба Российской Федерации – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В судебном заседании установлено, что на основании приказа Томской таможни № 400-к от 12.11.2014 ФИО3 принята на федеральную государственную гражданскую службу в таможенных органах РФ с 12.11.2014 и назначена на должность .... ФИО3 установлен должностной оклад в размере 4036 рублей, ежемесячное денежное поощрение из расчета одного должностного оклада на период с 12.11.2014 по 31.12.2014, ежемесячная надбавка за особые условия государственной гражданской службы в размере 90% должностного оклада на период с 12.11.2014 по 31.12.2014, ежемесячное денежное поощрение в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач в размере двух должностных окладов на период с 12.11.2014 по 31.12.2014, ежемесячная премия за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 10 % денежного содержания на период с 12.11.2014 по 31.12.2014.

12.11.2014 между Томской таможней и ФИО3 заключен служебный контракт № 10611000/075ск/14 согласно которому, ФИО3 взяла на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы РФ, а представитель нанимателя обязался обеспечить гражданскому служащему прохождение государственной гражданской службы РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации (п.1).

Согласно п. 2 служебного контракта № 10611000/075ск/14 от 12.11.2014 гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности ...

Датой начала исполнения должностных обязанностей является 12.11.2014 (пункт 4 служебного контракта № 10611000/075ск/14 от 12.11.2014).

В соответствии с п. 9 служебного контракта №10611000/075ск/14 от 12.11.2014 гражданскому служащему установлено денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 4036 рублей в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин) в размере 1515 рублей в месяц; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере от 0 до 30% этого оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере от 60% до 90% этого оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя; ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого в соответствии с Указом Президента России от 25.07.2006 № 763, в размере 1 должностного оклада; ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого в соответствии с Указом Президента России от 07.05.2005 № 513 в размере до 2 должностных окладов; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Пунктом 11 служебного контракта № 10611000/075ск/14 от 12.11.2014 установлено, что гражданскому служащему предоставляется: ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации; другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Дополнительным соглашением № 1 от 12.01.2018 в служебный контракт № 10611000/075ск/14 от 12.11.2014 внесены изменения, изложив размер оклада в соответствии с замещаемой должностью и размер оклада в соответствии с присвоенным классным чином в следующей редакции: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 4198 рублей в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин) в размере 1576 рублей в месяц. Данное соглашение является неотъемлемой частью служебного контракта и вступает в силу с 01.01.2018.

Дополнительным соглашением № 2 от 10.10.2019 в служебный контракт № 10611000/075ск/14 от 12.11.2014 внесены изменения, изложив размер оклада в соответствии с замещаемой должностью и размер оклада в соответствии с присвоенным классным чином в следующей редакции: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 4379 рублей в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин) в размере 1735 рублей в месяц. Данное соглашение является неотъемлемой частью служебного контракта и вступает в силу с 01.10.2019.

На основании приказа Томской таможни № 136-К от 29.05.2020, ФИО3 уволена с государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации с 30.06.2020 в связи с сокращением занимаемой ею должности (п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

В соответствии с п. 2 данного приказа, на отдел бухгалтерского учета и финансового мониторинга Томской таможни возложена обязанность произвести ФИО3: окончательный расчет по 30.06.2020, выплату компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания; выплату компенсации за 8,33 календарных дней неиспользованных ежегодного основного и дополнительного оплачиваемого отпусков за период работы с 20.11.2019 по 30.06.2020.

Из расчета ТН-254, справки-расчета от 30.06.2020 следует, что при увольнении ФИО3 произведены следующие выплаты: окончательный расчет по 30.06.2020 в размере 63860,9 рублей, выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания 139 516 рублей, выплата компенсации за 8,33 календарных дней неиспользованных ежегодного основного и дополнительного оплачиваемого отпусков за период работы с 20.11.2019 по 30.06.2020 – 9545,10 рублей.

На основании приказа Федеральной таможенной службы № 1970 от 26.12.2019 Томская таможня прекратила деятельность 01.07.2020 путем реорганизации в форме присоединения к Кемеровской таможне.

Обращаясь с настоящим исковым заявлением, Томский транспортный прокурор указал, что размер окончательного расчета с ФИО3 был произведен не в полном объеме, поскольку при расчете денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении ФИО3 Томской таможней не были учтены вышеуказанные выплаты материального стимулирования.

И.о. транспортного прокурора Кривошеиным С.А. 24.11.2020 начальнику Кемеровской таможни внесено представление об устранении нарушений законодательства о государственной гражданской службе, по результатам рассмотрения которого 23.12.2020 Кемеровская таможня посчитала, что правовые основания для рассмотрения вопроса о нарушениях, указанных в Представлении, отсутствуют в связи с тем, что Кемеровская таможня в правоотношениях, связанных с государственной гражданской службой с должностными лицами Томской таможни на дату осуществления им выплат денежного содержания и компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы, не состояла. В связи с прекращением правоотношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы должностными лицами, рассмотрение вопроса о выплатах, произведенных им при увольнении другим таможенным органом, не представляется возможным.

Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик и третьи лица указывают о том, что материальное стимулирование не входит в исчерпывающий перечень дополнительных выплат, предусмотренных пунктом 8 Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, и которые учитываются при увольнении с федеральной государственной службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной службы.

Вместе с тем, данные доводы основаны на неверном толковании норм материального права и подлежат отклонению в силу следующего.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Частью 13 статьи 46 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 ст.50 Федерального закона № 79-ФЗ).

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (ч.3 ст. 50 Федерального закона № 79 ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 ст. 50 Федерального закона № 79 ФЗ).

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 (далее – Правила №562).

Пунктом 2 Правил №562 предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

В соответствии с абз. 1 п. 6 Правил № 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Абзацем первым пункта 8 Правил № 562, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу второму пункта 8 Правил № 562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Приказами Федеральной таможенной службы России от 21.06.2019 № 488-П, от 11.09.2019 № 1437, от 03.12.2019 № 1836, от 03.04.2020 № 359, от 09.06.2020 № 507 утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации за достижение показателей результативности и эффективности деятельности за I - IV кварталы 2019 года, I, II кварталы 2020 года.

Вышеуказанными приказами начальникам таможенных органов Российской Федерации поручено обеспечить распределение бюджетных ассигнований в зависимости от выполнения установленных показателей результативности и направить их на материальное стимулирование федеральных государственных служащих в виде единовременного поощрения, предусмотренного подп. «е» п.9 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденного приказом ФТС России от 30 октября 2006 г. № 1058.

Согласно Письмам руководителя Федеральной таможенной службы от 04.04.2019 № 01-11/19998 и от 01.04.2020 № 01-11/18743 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 № 283-14 «О материальном стимулировании в 2019 году, федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов», постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2020 № 168-8 «О материальном стимулировании в первом полугодии 2020 года федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов» Федеральной таможенной службе в 2019 году и в первом полугодии 2020 года выделены бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов сверх установленного фонда оплаты труда. Материальное стимулирование гражданских служащих территориальных таможенных органов за достижение таможенными органами установленных показателей эффективности деятельности в 2019 году в I и II кварталах 2020 года осуществляется за счет указанных бюджетных ассигнований, выделяемых таможенному органу ежеквартально приказом ФТС России. В соответствии приказом ФТС России от 30.10.2006 № 1058 «Об утверждении порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации», выплату материального стимулирования производится в виде единовременных поощрений за существенный вклад в результаты деятельности таможенного органа, инициативу и профессионализм при выполнении установленных должностным регламентом полномочий (задач и функций), после подведения итогов работы за квартал в пределах выделенных таможенному органу денежных средств на эти цели.

Приказами Сибирского таможенного управления Федеральной Таможенной Службы России № 229 от 27.06.2019 года, № 249-П от 19.09.2019 года, № 466 от 11.12.2019 года, № 105-П от 08.04.2020 года, № 181-П от 11.06.2020 года распределены бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов СТУ за достижение показателей результативности и эффективности деятельности, а начальникам таможенных органов поручено обеспечить выплату средств материального стимулирования в I-IV кварталах 2019 года, в I квартале 2020 года.

На основании приказов начальника Томской таможни о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих таможни за достижение показателей результативности и эффективности деятельности ФИО3 были произведены следующие выплаты материального стимулирования: приказ № 54-П от 26.07.2019 – 20 760 руб. за 1 квартал 2019 года; приказ № 69-П от 25.09.2019 – 21 074 руб. за 2 квартал 2019 года; приказ № 101-П от 23.12.2019 – 20 956 руб. за 3 квартал 2019 года; приказ № 44-П от 27.04.2020 – 22300 руб. за 4 квартал 2019 года; приказ № 67-П от 16.06.2020 – 17771 руб. за 1 квартал 2020 года.

Данными приказами начальника таможенных органов Российской Федерации поручено обеспечить распределение бюджетных ассигнований в зависимости от выполнения установленных показателей результативности и направить их на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих в виде единовременного поощрения, предусмотренного п.п. «е» п. 9 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы России от 30.10.2006 № 1058.

На основании принятых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», постановлений Правительства Российской Федерации от 06.03.2018 № 229-6, от 19 марта 2019 № 283-14 и от 17 февраля 2020 № 168-8 в 2018, 2019 и 2020 годах предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.

Таким образом, из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что актами Правительства Российской Федерации федеральным государственным органам ежегодно доводятся объемы средств, имеющих целевой характер, - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы. При этом данными актами правовая форма и (или) механизм выплаты этих средств не установлены. Целевой характер этих мероприятий заключается в повышении уровня оплаты труда указанных категорий лиц, что прямо свидетельствует об отнесении соответствующих выплат к выплатам за профессиональную служебную деятельность.

Следовательно, доводы ответчика и третьих лиц о том, что материальное стимулирование не входит в перечень дополнительных выплат, предусмотренных пунктом 8 Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, основан на ошибочном толковании норм материального права и, соответственно, подлежат отклонению.

На Министерство финансов Российской Федерации, как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).

Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7 (действующее в период спорных правоотношений), в соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен статьей 50 Федерального закона N 79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила), дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением 238-7.

Учитывая вышеизложенное правовое регулирование, анализируя представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что издание приказов Федеральной Таможенной Службы Российской Федерации и ее территориальных органов свидетельствует о ежеквартальном начислении Федеральной таможенной службой и ее территориальными органами выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданским служащим.

Таким образом, данные выплаты стимулирующего характера носят систематический и регулярный характер, так как производились на основании приказа ФТС России от 30.10.2006 № 1058 «Об утверждении порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации», и по своей сути имеют характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий, осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, следовательно, в соответствии с ч.10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ подлежат включению в состав денежного содержания гражданского служащего, в том числе и ФИО3 и должны учитываться при расчете её среднего заработка для оплаты компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности.

Доводы ответчика и третьих лиц об обратном основаны на неверном толковании приведенных выше законодательных положений.

При этом, судом не учитываются представленные стороной ответчика разъяснения Министерства финансов, изложенные в письмах от 15.01.2021 № 14-03-03/1414 и от 27.04.2021 № 14-03-03/32289, поскольку на момент увольнения ФИО3 и произведения с ней окончательного расчета, указанные разъяснения не действовали.

При расчете компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа, компенсации за неиспользованный отпуск за счет средств материального стимулирования, суд исходит из положений п. 2, 6, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562.

Как следует, из приказов Томской таможни № 54-П от 26.07.2019, № 69-П от 25.09.2019, № 101-П, № 44-П от 27.04.2020, № 67-П от 16.06.2020, общая сумма выплаченного ФИО3 материального стимулирования составила 102861 рубль.

Таким образом, 1/12 суммы материального стимулирования за 1-4 кварталы 2019 года, 1 квартал 2020 года составляет 8571,75 рублей (102861/12), недоплаченная сумма компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа составляет 34 287 рублей (8571,75 * 4).

Учитывая, положения приказа Томской таможни № 136-К от 29.05.2020, согласно которым ФИО3 определена компенсация за неиспользование ежегодного основного и дополнительного оплачиваемого отпусков за 8,33 календарных дней, компенсация за неиспользованный отпуск, за счет материального стимулирования, составляет 2436,95 рублей, (8571,75 руб. / 29,3 * 8,33).

При этом, несмотря на доводы ответчика о неверном применении п.п. 6 и 8 Правил № 562 при расчете указанных выплат, суд, рассчитывая суммы компенсации, учитывает выплаты за июнь 2020 года, поскольку ФИО3 была уволена 30.06.2020, таким образом, отработав весь июнь 2020 г.

На основании вышеизложенного, с Кемеровской таможни, как с правопреемника на основании ч. 2 ст. 58 ГК РФ в пользу ФИО3 подлежат взысканию денежные средства в размере 36723,95 рублей, из которых недоплаченная сумма компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 34287 рублей, недоплаченная компенсация за неиспользованный отпуск за 8,33 дня в размере 2436,95 рублей, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Томского транспортного прокурора, действующего в интересах ФИО3 к Кемеровской таможне о взыскании недоплаченной суммы компенсации, суммы за неиспользованный отпуск, удовлетворить.

Взыскать с Кемеровской таможни в пользу ФИО3 денежные средства в размере 36723,95 рублей, из которых: недоплаченная сумма компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 34287 рублей, недоплаченная компенсация за неиспользованный отпуск за 8,33 дня в размере 2436,95 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.

Председательствующий Р.Н. Аюшева

Мотивированный текст решения изготовлен «31» августа 2021 г.

КОПИЯ ВЕРНА

Председательствующий Р.Н. Аюшева

Секретарь М.О. Юдина

«31» августа 2021г.

Подлинный документ подшит в деле № 2-1383/2021 в Октябрьском районном суде г.Томска

УИД: 70RS0003-01-2021-001063-28