Первомайский районный суд г. Омска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Первомайский районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1384/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Первомайский районный суд города Омска
в составе председательствующего судьи Лосевой Т.В.,
при секретаре Свотиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 июля 2010 года,
гражданское дело по иску Жукова В.М., Жуковой Е.Г. к Государственному учреждению Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» о компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита,
у с т а н о в и л:
Жуков В.М., Жукова Е.Г. обратились в суд с иском к Государственному учреждению Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» о выплате компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита, в котором указали, что Указом Губернатора Омской области от 24 мая 2007 года № 70 «О порядке компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей» установлена мера социальной поддержки семей в виде компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита.
Дата обезличена года ими было подано заявление в Государственное учреждение Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» о предоставлении компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в связи с рождением ребенка, о чем в журнал регистрации заявлений была внесена запись Номер обезличен. При этом им была выдана расписка в получении документов.
Дата обезличена года был получен ответ Агентства Номер обезличен от Дата обезличена года за подписью директора, из которого следовало, что им отказано в предоставлении компенсации. Единственным основанием к отказу послужило отсутствие бюджетных ассигнований на предоставление компенсации. При этом в ответе Агентства указано, что за ними сохраняется право на получение компенсации при наличии дальнейшего бюджетного финансирования на данные цели, из чего они сделали вывод, что их семья отвечает требованиям для получения соответствующей компенсации.
Решение директора Агентства Номер обезличен от Дата обезличена года считают неправомерным, нарушающим их права.
Меры социальной поддержки являются частью социального обеспечения граждан. Соответственно, взятые на себя органами власти бюджетные обязательства должны исполняться в полном объеме в отношении всех граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, а не только в отношении тех, на кого хватило бюджетных ассигнований.
Кроме того, Порядок компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей, утвержденный Указом Губернатора Омской области от 24 мая 2007 года № 70, содержит закрытый перечень оснований для отказа. Отсутствие финансирования - основание, по которому им было отказано, в данном перечне отсутствует.
Согласно пункту 4 Порядка, право на получение компенсации удостоверяется свидетельством о предоставлении компенсации. В ответе Агентства от Дата обезличена года сказано, что они сохраняют право на получение компенсации, следовательно, им должно быть выдано соответствующее свидетельство.
Дата обезличена года ими было получено уведомление Агентства Номер обезличен от Дата обезличена года о том, что 10 ноября 2009 года вступила в силу новая редакция Порядка, в соответствии с которой были изменены существенные условия предоставления компенсации и им необходимо вновь представить документы для получения компенсации в соответствии с условиями и требованиями, установленными в новой редакции Порядка.
Полагают, что требования и условия Порядка в новой редакции, вступившей в силу 10 ноября 2009 года, к ним не применимы, так как закон может быть применен к отношениям, возникшим до его принятия, только если об этом прямо указано в законе (закон обратной силы не имеет). В Указе Губернатора Омской области от 16 октября 2009 года № 126 «О внесении изменений в указ губернатора Омской области от 24 мая 2007 года № 70» не указано, что он распространяется на отношения, возникшие до его издания.
Таким образом, к ним должны применяться положения Порядка в редакции, действовавшей на момент подачи ими заявления о предоставлении компенсации, то есть на 07 октября 2009 года.
С учетом изложенного Жуков В.М., Жукова Е.Г. просили взыскать с Государственного учреждения Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» компенсацию расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей в установленном размере 200 000 рублей.
В процессе судебного разбирательства истцы изменили заявленные требования, просили обязать Государственное учреждение Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» выдать Жукову В.М. и Жуковой Е.Г. свидетельство, подтверждающее право на получение компенсации, перечислить на счет представителя семьи Жукова В.М. компенсацию расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих в детей в размере 200 000 рублей.
В судебном заседании Жуков В.М. и Жукова Е.Г. в полном объеме поддержали свои требования по основаниям, указанным в исковом заявлении. Дополнительно указали, что Указом Губернатора Омской области от 18 мая 2010 года № 50 внесены изменения в Указ Губернатора Омской области от 24 мая 2007 года № 70 «О порядке компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей», в соответствии с которыми семьи, обратившиеся в Государственное учреждение Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» с заявлением о предоставлении компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) при рождении (усыновлении, удочерении) второго ребенка или последующих детей, до вступления в силу Указа Губернатора Омской области от 16 октября 2009 года № 126 «О внесении изменений в Указ Губернатора Омской области от 24 мая 2007 года № 70» и имевшие право на получение компенсации, сохраняют право на ее получение. При этом компенсация предоставляется им в соответствии с условиями и требованиями, установленными на дату обращения с заявлением о предоставлении компенсации. Таким образом, их семья имеет право на получение компенсации, что на сегодняшний день не отрицается Агентством жилищного строительства Омской области и следует из направленного в их адрес письма Номер обезличен от Дата обезличена года. В соответствии с Порядком предоставления компенсации, действующим на момент подачи ими заявления на компенсацию, было закреплено, что право на получение компенсации удостоверяется свидетельством о предоставлении компенсации. Соответственно, им должно быть выдано свидетельство, подтверждающее их право. Пункт 9.2 Порядка говорит о том, что получение свидетельства осуществляется в срок не позднее тридцати календарных дней со дня получения уведомления. Выдача свидетельства не зависит от наличия у Агентства бюджетных ассигнований на выплату компенсации. Срок между получением свидетельства и получением компенсации в денежной форме не установлен. Свидетельство является правоустанавливающим документом, а не финансовым. Ранее действующим Порядком предоставления компенсации списка претендентов на получение компенсации не было предусмотрено, соответственно, они не должны ожидать получения компенсации в порядке очередности. Уведомление о положительном разрешении вопроса о предоставлении им компенсации они получили Дата обезличена года, при этом уведомление с указанием даты выдачи свидетельства, подтверждающего право на получение компенсации, им до настоящего времени не направлено. Выдача соответствующего свидетельства не зависит от наличия либо отсутствия бюджетных ассигнований. Таким образом, не выдачей им свидетельства, подтверждающего право на получение компенсации, а также невыплатой им компенсации в установленный ранее действующим Порядком срок, нарушаются их права. Наличие претендентов на компенсацию, обратившихся в Агентство жилищного строительства Омской области ранее их, не может являться ограничением из права на своевременную выплату компенсации.
Представитель Государственного учреждения Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» Цицер Л.А., действующая на основании доверенности от ... года, заявленные исковые требования не признала, в обоснование своих возражений на иск указала, что ... года истцы действительно обратились в Агентство с заявлением о предоставлении их семье компенсации в рамках Указа Губернатора Омской области от 24 мая 2007 года № 70 «О порядке компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей» в связи с рождением в их семье второго ребенка - Ж.М.В.. ... года Консультативным Советом Агентства было принято решение отказать семье Жуковых в предоставлении компенсации в связи с обеспечением в полном объеме свидетельствами лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление компенсации в 2009 году, с сохранением права на ее получение в соответствии с Указом № 70 при наличии бюджетного финансирования на данные цели. Данное решение было обусловлено требованиями действующего бюджетного законодательства. В соответствии со ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств, в числе прочих обязанностей по соблюдению бюджетной дисциплины, принимает и (или) исполняет бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований, обеспечивает целевой характер использования выделенных ему бюджетных ассигнований. В соответствии с п. 6 Порядка компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей, утв. Указом № 70 в ред. Указа Губернатора Омской области от 08 июня 2009 года № 53, предоставление компенсаций осуществляется в пределах средств областного бюджета, предусматриваемых ежегодно на указанные цели законом Омкой области об областном бюджете на соответствующий год. Документом, подтверждающим принятие обязательств по предоставлению семье компенсации, является решение Агентства о предоставлении компенсации, на основании которого выдается свидетельство о предоставлении компенсации. На 2009 год Законом Омской области от 21 ноября 2008 года «Об областном бюджете на 2009 год» был предусмотрен лимит бюджетных ассигнований на предоставление семьям компенсаций части расходов по погашению ипотечного кредита (займа) при рождении (усыновлении, удочерении) второго ребенка или последующих детей в размере 30 млн. рублей. До начала финансового года сведения о лимите были доведены до Агентства главным распорядителем бюджетных средств - Министерством экономики Омской области. Данный лимит был в полном объеме обеспечен свидетельствами, выданными семьям, обратившимся в Агентство с заявлениями до ... года. Всем семьям, обратившимся в Агентство после ... года, было отказано в предоставлении компенсации на основании п. 6 Порядка с сохранением права на ее получение в порядке, установленном Указом № 70. Предоставление компенсации является единым процессом, состоящим из нескольких этапов: прием документов от граждан, принятие Агентством решения о предоставлении (отказе в предоставлении) компенсации по уже принятым и рассмотренным документам, выдачу свидетельства с перечислением денежных средств на банковский счет гражданина. При отсутствии целевого бюджетного финансирования Агентство не вправе принимать на себя бюджетные обязательства и выдавать свидетельства, подтверждающие обязательства Омской области о предоставлении компенсаций. При этом, в соответствии со ст. 242 БК РФ, бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. На конец финансового года бюджетные средства должны быть освоены в полном объеме. С учетом изложенного Агентство не имело правовых оснований для выдачи истцам свидетельства за пределами освоения целевых бюджетных средств, предусмотренных на 2009 год. Последний список получателей компенсации был утвержден Распоряжением Правительства Омской области № 149-рп от 14 октября 2009 года. Соответственно, отказ семье Жуковых и иным семьям в предоставлении компенсации, обусловленный отсутствием бюджетных ассигнований на данные цели, являлся законным и обоснованным. 10 ноября 2009 года вступил в силу Указ Губернатора Омской области от 16 октября 2009 года № 126 «О внесении изменений в Указ Губернатора Омской области от 24 мая 2007 года № 70», в соответствии с которым были изменены существенные условия и порядок предоставления компенсации. В связи с чем, истцам было направлено уведомление об отказе в предоставлении компенсации в связи с полным обеспечением лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление компенсаций в 2009 году с сохранением за ними права на получение компенсации в соответствии с положениями Указа при наличии бюджетного финансирования на данные цели. В дальнейшем Указом Губернатора Омской области от 18 мая 2010 года № 50 «О внесении изменений в отдельные указы Губернатора Омской области» были внесены изменения в Указ Губернатора Омской области от 24 мая 2007 года № 70. Установлено, что семьи, обратившиеся в Государственное учреждение Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» с заявлением о предоставлении компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа), имевшие право на получение компенсации, сохраняют право на ее получение. При этом компенсация предоставляется им в соответствии с условиями и требованиями, установленными на дату обращения с заявлением о предоставлении компенсации. Таким образом, право на получение компенсации истцы не утратили. В связи с изменением законодательства Агентством принято решение об отмене ранее принятого решения об отказе в предоставлении истцам компенсации и включении их в список претендентов на получение компенсации. По состоянию на ... года очередь семьи Жуковых в списке претендентов значится под номером ... согласно времени обращения с заявлением на компенсацию. По мере поступления бюджетных ассигнований Агентством готовятся списки получателей компенсаций, которые утверждаются Министерством экономики Омской области, после чего выдаются свидетельства, являющиеся основанием для перечисления денежных средств на расчетные счета получателей компенсаций. На сегодняшний день, не оспаривая права истцов на получение денежной компенсации, Агентство не усматривает оснований для выдачи им свидетельства и перечисления денежных средств на компенсацию расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в связи с рождением второго ребенка. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица - Министерства экономики Омской области Чукреева Е.Н., действующая на основании доверенности от ... года, заявленные исковые требования нашла необоснованными, при этом указала, что согласно ст. 85 БК РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, Губернатор Омской области в сфере социальной защиты населения устанавливает меры социальной поддержки категорий граждан, не предусмотренные Кодексом, и порядок предоставления таких мер социальной поддержки. Согласно пункту 6 Указа Губернатора Омской области от 24 мая 2007 года № 70 «О порядке компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей» предоставление компенсации осуществляется в пределах средств областного бюджета, предусматриваемых ежегодно на указанные цели законом Омской области об областном бюджете на соответствующий год. Пунктом 9.1. данного Порядка установлено, что Государственное учреждение Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» составляет проект списка получателей компенсации граждан на основании списка претендентов в пределах средств областного бюджета, для последующего его утверждения Министерством экономики Омской области. Свидетельства, выдаваемые гражданам в подтверждение их права на получение компенсации, должны быть финансово обеспечены. Указом Губернатора Омской области от 18 мая 2010 года № 50 сохранено право лиц, включая истцов, на получение компенсации в соответствии с условиями и требованиями, установленными на дату их обращения за получением компенсации - ... года. Таким образом, за истцами признано право на получение компенсации. Принимая во внимание, что последняя компенсация была выплачена заявителю, обратившемуся в Агентство ... года, принятие судом решения об удовлетворении заявленных Жуковыми требований о выплате им компенсации, нарушит права лиц, не получивших компенсацию, обратившихся в Агентство с заявлением о ее предоставлении ранее истцов. В связи с тем, что нарушения прав истцов не допущено, в удовлетворении заявленных ими требований должно быть отказано.
Министерство финансов Омской области, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства. В письменном отзыве на иск указало, что в соответствии с приложением № 6 к Закону Омской области от 29 декабря 2009 года №1219-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» средства на предоставление семьям компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей предусмотрены в объеме 6 000, 0 тыс. рублей.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 12 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, принятого в целях обеспечения реализации прав граждан, проживающих на территории Омской области, на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты населения, Губернатор Омской области в сфере социальной защиты населения устанавливает меры социальной поддержки категорий граждан, не предусмотренные настоящим Кодексом, а также дополнительные меры социальной поддержки категорий граждан, предусмотренных настоящим Кодексом, и порядок предоставления таких мер социальной поддержки.
24 мая 2007 года Губернатором Омской области издан Указ № 70 «О Порядке компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей». Данным Указом утвержден Порядок компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей, которым урегулировано предоставление семьям за счет средств областного бюджета мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) при рождении (усыновлении, удочерении) второго или последующих детей.
В соответствии с данным Порядком предоставление компенсации осуществлялось в пределах средств областного бюджета, предусматриваемых ежегодно на указанные цели законом Омской области об областном бюджете на соответствующий год (пункт 6).
Для получения компенсации на условиях настоящего Порядка гражданин предоставлял в государственное учреждение Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» необходимые документы.
Агентство в срок не позднее сорока пяти календарных дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении компенсации и документов, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, проверяло представленные документы и принимало решение о предоставлении гражданину компенсации либо об отказе в предоставлении компенсации, о чем гражданин письменно, в форме уведомления, извещался в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Решение Агентства о предоставлении компенсации являлось основанием для выдачи гражданину свидетельства, удостоверяющего право на получение компенсации.
О необходимости получения свидетельства гражданин извещался в уведомлении о предоставлении гражданину компенсации, указанном в пункте 9 настоящего Порядка.
Получение гражданином свидетельства осуществлялось в срок не позднее тридцати календарных дней со дня получения гражданином уведомления. Свидетельство является именным и не подлежит передаче другому лицу. Форма свидетельства определяется Агентством.
Агентство ежеквартально составляло списки получателей компенсации и до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляло их для рассмотрения в Министерство экономики Омской области. Включение граждан в списки получателей компенсации осуществлялось в порядке очередности поступления в Агентство заявлений о распоряжении средствами компенсации.
Министерство экономики Омской области на основании списков получателей компенсации, с учетом размера средств областного бюджета на соответствующий год, предусмотренных на предоставление компенсаций, разрабатывало и вносило в Правительство Омской области предложения по их распределению. Правительство Омской области утверждало распределение указанных средств и списки получателей компенсации.
На основании утвержденных Правительством Омской области списков получателей компенсации Агентство осуществляло работу по перечислению средств компенсации на банковские счета граждан.
Как было установлено в процессе судебного разбирательства и не оспаривалось сторонами, ... Жуков В.М. и Жукова Е.Г обратились в Государственное учреждение Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» с заявлением о предоставлении компенсации на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в связи с рождением второго ребенка, приложив к нему все необходимые документы.
По результатам рассмотрения обращения заявителям дан ответ за Номер обезличен от Дата обезличена, из которого следует, что Государственное учреждение Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» вынуждено отказать им в предоставлении соответствующей компенсации при сохранении права на ее получение в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 24 мая 2007 года № 70, в связи с обеспечением в полном объеме Свидетельствами лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление компенсаций в 2009 году. Согласно пункту 6 Указа, предоставление компенсации осуществляется в пределах средств областного бюджета, предусматриваемых ежегодно на указанные цели законом Омской области об областном бюджете на соответствующий год.
Судом установлено, что данное решение было единогласно принято Консультативным Советом Агентства (протокол заседания № 39 от 17.11.2009 г.), при этом обеспечение в полном объеме свидетельствами лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление компенсации в 2009 году подтверждено распоряжениями Правительства Омской области об утверждении списков получателей компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка и последующих детей и списками получателей.
В силу ст. 162 БК РФ получатель принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Принимая во внимание использование бюджетных ассигнований, предназначенных на предоставление компенсаций в 2009 году, Агентство, наделенное полномочиями по предоставлению компенсаций в пределах средств областного бюджета, предусматриваемых ежегодно на указанные цели законом Омской области об областном бюджете на соответствующий год, правомерно отказало семье Жуковых в предоставлении компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита с сохранением за ними права на получении компенсации в соответствии с положениями Указа при наличии бюджетного финансирования на данные цели.
При этом, сохранение за гражданами права на получение компенсации не являлось основанием для выдачи им свидетельства о предоставлении компенсации, поскольку в соответствии с действующим на тот момент Порядком, основанием для выдачи свидетельства являлось решение о предоставлении компенсации, однако соответствующее решение Агентством не принималось.
... года Жуков В.М., Жукова Е.Г. были проинформированы Государственным учреждением Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» о том, что 10 ноября 2009 года вступил в законную силу Указ Губернатора Омской области от 16 октября 2010 года № 126 «О внесении изменений в Указ Губернатора Омской области от 24 мая 2007 года № 70», в соответствии с которым были изменены условия предоставления компенсации. При этом истцам было предложено представить в Агентство документы для включения в список претендентов в соответствии с новыми условиями и требованиями.
В связи с внесением изменений в Указ Губернатора Омской области от 24 мая 2007 года № 70 «О порядке компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей» Указом Губернатора Омской области от 18 мая 2010 года № 50, Консультативным советом Агентства (протокол заседания № 15 от 01.06.2010 г.) было принято решение об отмене ранее принятых решений об отказе в предоставлении компенсации в отношении ... граждан и включении их в список претендентов на получение компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита в соответствии с хронологическим порядком, согласно первоначально поданным заявлениям.
О принятом решении о включении их семьи в список претендентов на получение компенсации Жуков В.М., Жукова Е.Г. были проинформированы Агентством письмом № ... от ... года, в котором дополнительно было указано, что перечисление средств компенсации на счета граждан производится на основании утвержденных Министерством экономики Омской области списков получателей компенсации, которые формируются с учетом размера средств областного бюджета на соответствующий год. Право на получение компенсации удостоверяется свидетельством о предоставлении компенсации. О необходимости получения указанного свидетельства Агентство уведомит дополнительно.
В процессе судебного разбирательства установлено, что на ... года, исходя из даты регистрации заявлений граждан, обратившихся за компенсацией, очередь представителя семьи Жуковых - Жукова В.М. в списке претендентов на получение компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) была под номером ....
Оценивая правомерность позиции истцов, требующих выдачи им свидетельства, подтверждающего право на получение компенсации и перечислении на счет представителя семьи Жукова В.М. компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в связи с рождения второго ребенка в размере 200 000 рублей независимо от их очереди в списке претендентов и наличия бюджетных средств на выплату компенсации, суд отмечает следующее.
Указом Губернатора Омской области от 24 мая 2007 г. № 70
«О Порядке компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей» (с изменениями от 25 марта 2008 г., 11 января, 8 июня, 16 октября 2009 г., 18 мая 2010 г.), изданном в соответствии со статьей 5 Закона Омской области «О государственной поддержке ипотечного жилищного кредитования (заимствования) в Омской области», пунктом 2 статьи 12 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, в целях развития ипотечного жилищного кредитования и улучшения демографической ситуации в Омской области, утвержден Порядок компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей.
При этом установлено, что семьи, обратившиеся в государственное учреждение Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» с заявлением о предоставлении компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) при рождении (усыновлении, удочерении) второго ребенка или последующих детей (далее - компенсация) до вступления в силу Указа Губернатора Омской области от 16 октября 2009 года № 126 «О внесении изменений в Указ Губернатора Омской области от 24 мая 2007 года № 70» и имевшие право на получение компенсации, сохраняют право на ее получение. Компенсация предоставляется им в соответствии с условиями и требованиями, установленными на дату обращения с заявлением о предоставлении компенсации.
Исходя из вышеприведенных нормативных положений, суд пришел к выводу, что Жуков В.М. и Жукова Е.Г. имеют право на получение компенсации в соответствии с условиями и требованиями, установленными для предоставления компенсации на дату их обращения с заявлением о предоставлении компенсации.
В тоже время, процедура выплаты им компенсации должна соответствовать действующему Порядку, в соответствии с которым предоставление компенсации по-прежнему осуществляется в пределах средств областного бюджета, предусматриваемых ежегодно на указанные цели законом Омской области об областном бюджете на соответствующий год.
По результатам проверки представленных документов принимается решение о включении либо отказе во включении семьи в список претендентов на получение компенсации, о чем гражданин письменно извещается в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Включение семей в список претендентов осуществляется согласно хронологическому порядку поступления в Агентство заявлений о предоставлении компенсации.
Агентство ежеквартально в пределах средств областного бюджета, предусмотренных в текущем году на предоставление компенсаций, на основании списка претендентов составляет проект списка получателей компенсации и до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет его для утверждения в Министерство экономики Омской области.
Решение Министерства экономики Омской области об утверждении указанного списка является основанием для выдачи гражданам свидетельств. О необходимости получения свидетельства гражданин уведомляется письменно в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Получение гражданином свидетельства осуществляется в срок не позднее тридцати календарных дней со дня получения гражданином уведомления. Свидетельство является именным и не подлежит передаче другому лицу. Форма свидетельства определяется Агентством.
Как было установлено в процессе рассмотрения дела, список получателей компенсации с включением в него представителя семьи Жуковых - Жукова В.М. Министерством экономики Омской области не утвержден, соответственно, основания для выдачи истцам свидетельства, подтверждающего право на получение компенсации, как и основания для перечисления им денежных средств, на сегодняшний день отсутствуют.
Реализация права истцов на получение компенсации, по мнению суда, подлежит осуществлению в соответствии с действующим Порядком выплаты компенсации в порядке очередности, образовавшейся среди претендентов на компенсации согласно хронологическому порядку поступления в Агентство заявлений о предоставлении компенсации.
В противном случае защита прав и законных интересов одной семьи, в данном случае семьи Жуковых, на получение компенсации, независимо от наличия бюджетных средств на ее выплату и времени обращения за получением компенсации, повлечет нарушение прав других семей, обратившихся за компенсацией ранее истцов и не получивших ее ввиду использования лимитов бюджетных средств, предусмотренных на эти цели.
В силу положений ст. 11 ГК РФ судом осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.
На момент судебного разбирательства не было установлено, что право Жукова В.М., Жуковой Е.Г. на компенсацию расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в связи с рождением второго ребенка кем-то оспаривается.
Ответчик в лице представителя Государственного учреждения Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» не отрицал наличие у истцов данного права.
Невыплата истцам соответствующей компенсации не свидетельствует о нарушении их права, поскольку ответчик не отказывает им в выплате.
Сроки выплаты компенсации обусловлены количеством выделенных на эти цели бюджетных ассигнований и количеством лиц, обратившихся за компенсацией, что повлекло формирование списка претендентов, в который включен представитель семьи Жуковых.
При данных обстоятельствах основания для судебной защиты не нарушенных и не оспариваемых прав истцов отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать Жукову В.М., Жуковой Е.Г. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» о выдаче свидетельства на право получения компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита и возложении обязанности по перечислению денежных средств.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Первомайский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
решение не вступило в законную силу