ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1384/14 от 23.01.2014 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

 Дело № 2-1384/14

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 23 января 2014 года                         город Южно-Сахалинск

 Южно-Сахалинский городской суд в составе:

 председательствующего - судьи Лукше Е.Н.,

 при секретаре - Шаула А.С.,

 с участием прокурора - Борисовой А.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Южно-Сахалинска о возложении обязанности на администрацию города Южно-Сахалинска принять меры по организации и осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск»,

 у с т а н о в и л:

 прокуратурой города Южно-Сахалинска проведана проверка исполнения органами местного самоуправления требований действующего законодательства при реализации полномочий по осуществлению контроля в области торговой деятельности. Ссылаясь на положения Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 381-ФЗ), статьи 17.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 131 ФЗ), а также статью 42 Устава городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденного решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 22 февраля 2006 года № 118/13-06-3, прокурор указал, что органы местного самоуправления осуществляют муниципальный контроль в области торговой деятельности. Муниципальный контроль согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Федеральный закон № 294-ФЗ) - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. При этом, указанным пунктом предусмотрено, что порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами. Вместе с тем, в результате проверки установлено, что администрацией города Южно-Сахалинска муниципальный контроль в области торговой деятельности на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» не осуществляется. В этой связи просил возложить обязанность на администрацию города Южно-Сахалинска принять меры в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу по организации и осуществлению указанного вида муниципального контроля на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».

 В судебном заседании прокурор Борисова А.А. иск поддержала по изложенным в нем основаниям, просила его удовлетворить.

 Представитель администрации города Южно-Сахалинска Семенова О.Г. против удовлетворения иска возразила, считала, что иск прокурором предъявлен преждевременно. Согласилась с позицией прокурора о том, что органы местного самоуправления осуществляют контроль в области торговой деятельности в пределах территории муниципального образования. Вместе с тем, обратила внимание, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 6 Федерального закона № 294-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такой порядок утвержден Постановлением Правительства Сахалинской области от 24 июля 2013 года и начал свое действие только 7 августа 2013 года, и именно с указанного срока стало возможным инициировать процесс разработки административного регламента. Учитывая, что проект административного регламента подлежит экспертизе, согласованию в структурных подразделениях аппарата администрации и прокуратуре, а также принимая во внимание, что в настоящее время такая работа уже проводится, полагала, что администрацией принимаются необходимые меры по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности на территории городского округа, в связи с чем просила в удовлетворении требований прокурора отказать.

 Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

 Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, а также правовое регулирование отношений в области торговой деятельности определяет Федеральный закон № 381-ФЗ.

 В соответствии с частью 3 статьи 3 названного Федерального закона органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

 Пунктом 4 части 1 статьи 4 Федерального закона № 381-ФЗ предусмотрено, что государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.

 Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона № 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

 На основании части 1 статьи 16 Федерального закона № 381-ФЗ государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, муниципальный контроль в области торговой деятельности проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

 В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона № 294-ФЗ муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

 Частью 1 статьи 6 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

 На основании части 2 статьи 42 Устава городского округа «Город Южно-Сахалинск» администрация города Южно-Сахалинска является органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального контроля.

 К полномочиям администрации города в области муниципального контроля относятся: 1) организация и осуществление муниципального контроля на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск»; 2) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления; 3) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Сахалинской области; 4) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации; 5) осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Сахалинской области.

 Учитывая требования приведенного законодательства, суд приходит к выводу, что органы местного самоуправления наделены собственными полномочиями по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».

 Указанные обстоятельства администрацией города Южно-Сахалинска не оспариваются.

 Довод представителя администрации города Южно-Сахалинска о том, что администрация принимает необходимые меры по осуществлению контроля в области торговой деятельности на территории городского округа является несостоятельным, поскольку Федеральный закон № 294-ФЗ, наделивший органы местного самоуправления полномочиями по принятию административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля, начал свое действие с 1 мая 2009 года.

 Непринятие мер по организации муниципального контроля с указанной даты свидетельствует об отсутствии надлежащего регулирования порядка осуществления муниципального контроля и ненадлежащем исполнении функций органами местного самоуправления.

 При таких обстоятельствах, и учитывая, то муниципальный контроль в области торговой деятельности на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» администрацией не осуществляется, исковые требования прокурора города Южно-Сахалинска подлежат удовлетворению.

 Вместе с тем, принимая во внимание положения статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из характера возложенной на ответчика обязанности, объема работ, необходимых для принятия соответствующего регламента, суд приходит к выводу о том, что месячный срок, в течение которого может быть исполнена возложенная на ответчика обязанность является неразумным, и устанавливает такой срок в размере трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 р е ш и л:

 заявление прокурора города Южно-Сахалинска удовлетворить.

 Возложить обязанность на администрацию города Южно-Сахалинска принять меры по организации и осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

 Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Решение в окончательной форме изготовлено 28 января 2014 года.

 Судья Южно-Сахалинского

 городского суда                                      Е.Н. Лукша