Дело № 2-1384/2020
76RS0014-01-2020-000792-92
Изготовлено 27.08.2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 24 августа 2020 года
Кировский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Фокиной Т.А.,
при секретаре Казаковой Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Муниципального казенного учреждения «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля к Блатовой Светлане Александровне о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка,
у с т а н о в и л:
Муниципальное казенное учреждение «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля МКУ (далее по текст Истец/Агентство) обратилось в суд с иском к Блатовой С.А. о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка №36а/2017 от 31.08.2017 года в сумме 158 180 рублей 62 копейки, в том числе: арендной платы – 58 758 рублей 70 копеек за период с 16.08.2018 года по 23.12.2018 года, пени – 99 421 рубль 92 копейки за период с 17.08.2018 года по 02.03.2020 года.
В обоснование иска истец указал, что на основании постановления Мэрии г.Ярославля №135 от 27.01.2017 года и протокола о результатах аукциона №2746 от 16.008.2017 года Блатовой С.А. на праве аренды был предоставлен земельный участок общей площадью 587 кв.м., расположенный в районе пересечения <адрес>, разрешенное использование – для строительства индивидуального жилого дома. Во исполнение данного постановления, 31.08.2017 года между Департаментом архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля и Блатовой С.А. был заключен договор №36а/2017 аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, предоставленного для строительства по результатам аукциона на срок с 16.08.2017 года по 15.08.2037 года. Пунктом 3.1. и 3.3. данного договора предусмотрено, что арендатору начисляется ежегодная арендная плата в сумме 166 000 рублей, которая подлежит внесению не позднее даты проведения аукциона. Аукцион был проведен 16.08.2017 года. На указанном земельном участке Блатовой С.А. был возведен объект строительства. 14.01.2019 года Блатова С.А. обратилась в Агентство с заявлением о расторжении договора аренды в связи с оформлением земельного участка в собственность. 23.12.2018 года Договор аренды расторгнут. В связи с тем, что арендная плата ответчиком в установленные договором сроки не вносилась, у нее образовалась задолженность по арендной плате за период с 16.08.2018 года по 23.12.2018 года в сумме 58 758 рублей 70 копеек; по пени за период с 17.08.2018 года по 02.03.2020 года – 99 421 рубль 92 копейки.
В судебном заседании представитель Агентства по доверенности Максутова Е.А. просила требования удовлетворить в полном объеме, поддержала письменные пояснения по иску.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Прудников Д.А. исковые требования не признал, представил письменные возражения на иск, дал пояснения аналогичные их тексту. Указал, что Агентство является ненадлежащим ответчиком по делу. Оспаривал представленный расчет задолженности, поскольку ответчиком на арендованном земельном участке был построен дом и оформлено право собственности на него 31.10.2018 года, соответственно, с 01.11.2018 года по 23.12.2018 года арендные платежи начислены незаконно, а в случае их начисления должен применяться коэффициент для эксплуатации жилого дома, а не строительства. Оспаривал расчет пени, указал, что срок арендной платы наступает не позднее 16.08.2019 года, следовательно, начисление пени возможно только с 17.08.2019 года. Также ссылался на трудное материальное положение ответчика, заявил о применении судом ст. 333 ГК РФ, освобождении от неустойки. Просил в случае удовлетворения иска предоставить ответчику рассрочку исполнения решения суда сроком на 10 месяцев.
Выслушав сторона, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) (ст. 607 ГК РФ).
В соответствии со ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии ст.310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Судом установлено, что договором аренды №36а/2017 от 31.08.2017 года Блатовой С.А. был предоставлен земельный участок, общей площадью общей площадью 587 кв.м., расположенный в районе <адрес>, разрешенное использование – для строительства индивидуального жилого дома.
В соответствии с п. 3.1, 3.3, 5.1. данного договора, за аренду земельного участка в соответствии с протоколом аукциона (№2746 от 16.08.2017 года) начисляется ежегодная арендная плата в сумме 166 000 руб. Сроки внесения арендной платы: до окончания срока аренды ежегодно не позднее даты проведения аукциона – то есть 16 августа. В случае неуплаты арендной платы в установленный договором срок арендатор уплачивает пени в размере 0,3 % от суммы недоимки за каждый день просрочки платежа.
Блатовой С.А. плата по договору произведена в соответствии с п. 3.3. договора 16.08.2017 года в полном объеме, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Соответственно за следующий период – год, оплата должна быть произведена не позднее 16.08.2018 года в сумме 166 000 рублей, что следует из буквального толкования п. 3.3 договора (ст. 431 ГК РФ), с которым Блатова С.А. при его подписании была ознакомлена и согласна (ч. 3 ст. 154 ГК РФ).
Таким образом, доводы представителя ответчика о том, что срок внесения арендной платы по договору наступил только 16.08.2019 года не соответствуют условиям договора, и в этой части несостоятельны.
Из материалов дела следует, что на указанном земельном участке Блатовой С.А. был возведен объект – жилой дом, право собственности на который было зарегистрировано 31.10.2018 года.
02.11.2018 года Блатова С.А. обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в мэрию города Ярославля.
Постановлением мэрии города Ярославля от 12.12.2018 года №1657 Блатовой С.А. предоставлен в собственность земельный участок в районе <адрес>; определено разрешенное использование – индивидуальный жилой дом.
Право собственности на земельный участок зарегистрировано Блатовой С.А. в ЕГРН 24.12.2018 года.
Согласно п.3 ч.1 ст.2 Закона Ярославской области №22-з от 24.04.2007 года «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности», граждане имеют право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случае если земельные участки предоставлены гражданам для индивидуального жилищного строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома, дачного строительства и ведения дачного хозяйства, индивидуального гаражного строительства и эксплуатации индивидуального гаража независимо от вида предоставленных прав на земельные участки.
На основании п.1.3.1. Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельного участка без проведения торгов, утвержденного постановлением Мэрии г. Ярославля от 22.08.2018 года №1088 (далее Административный регламент), структурным подразделением мэрии города Ярославля, непосредственно предоставляющим муниципальную услугу, является департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля (далее - департамент).
В соответствии с пп.1 п.2.4 Административного регламента, результатом предоставления муниципальной услуги является постановление мэрии города Ярославля о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно (далее - постановление о предоставлении в собственность) - при предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
В силу п. 2.5. Административного регламента, срок предоставления муниципальной услуги со дня регистрации в департаменте заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов составляет 30 дней.
Таким образом, постановление мэрии г. Ярославля о предоставлении в собственность бесплатно ранее арендованного земельного участка должно было быть принято не позднее 04.12.2018 года.
Вместе с тем, оснований для освобождения ответчика от обязанности по внесению арендной платы, а также для отказа в удовлетворении требований не имеется, поскольку Блатова С.А. пользовалась земельным участком до момента регистрации права собственности на него.
Относительно доводов ответчика о том, что арендная плата не подлежит начислению с 01.11.2018 года по 23.12.2018 года включительно, суд отмечает следующее.
Согласно ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
При расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства (ст. 453 ГК РФ). В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
Поскольку ни договор аренды, ни закон не содержат такового основания, как автоматическое прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором возведен объект после завершения строительства, то и после наступления этих обстоятельств указанный договор аренды продолжает действовать.
Действующее законодательство не лишает арендатора права требовать расторжения действующего договора аренды, по которому земельный участок был предоставлен для строительства, и заключения нового договора аренды для целей эксплуатации построенного объекта.
Истец таким правом воспользовалась, обратилась 14.01.2019 года в Агентство с заявлением о расторжении договора аренды (л.д.25), которое было рассмотрено и договор аренды был расторгнут с 24.12.2019 года.
Соответственно, оснований для расторжения/изменения договора аренды до указанной даты не имелось.
По тем же доводам не имеется и оснований для начисления арендной платы ответчику за период с 01.11.2018 года по 23.12.2018 года включительно по ставке для целей эксплуатации построенного жилого дома.
Основными принципами земельного законодательства являются, в том числе: платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 1 ЗК РФ).
В силу ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно ч. 4 ст. 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что с ответчика в пользу истца должна быть взыскана арендная плата за период с 16.08.2018 года по 23.12.2018 года в сумме 58 758 рублей 70 копеек.
Расчет истца соответствует условиям договора и периоду просрочки исполнения обязательства, в силу ст. 56 ГПК РФ не опровергнут ответчиком.
Суд не соглашается с доводами ответчика о том, что Агентство является ненадлежащим истцом.
Так, на основании постановления мэра города Ярославля от 29.05.2006 №1997 создано муниципальное учреждение «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля», 14.07.2006 зарегистрированное в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ярославской области и подчиняющееся комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля.
Решением муниципалитета города Ярославля от 07.06.2006 №262 «О реорганизации комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля» комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля реорганизован путем выделения из его состава управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля, в приложение №2 к решению муниципалитета г. Ярославля от 07.06.2006 №262 "О реорганизации комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля", в разделе №3 в п.п. 3.6. говориться о том, что «организует, координирует и контролирует деятельность МКУ "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля" в части: заключения МКУ "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля" договоров аренды земельных участков от лица Управления, ведения реестра договоров аренды земельных участков, организации взыскания арендной платы, иных вопросов деятельности МКУ "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля".
Постановлением мэра города Ярославля от 25.06.2008 №1817 «О внесении изменения в постановление мэра от 29.05.2006 №1997» установлено, что муниципальное учреждение «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля» находится в функциональном подчинении управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля. Координацию его деятельности осуществляет заместитель мэра города Ярославля по вопросам градостроительства.
В соответствии с п.1 пп.20 постановления мэрии города Ярославля от 29.03.2011 №772 изменен тип муниципального учреждения «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля» на муниципальное казенное учреждение «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля».
В связи с решением муниципалитета города Ярославля от 30.04.2015 №521 «О реорганизации управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля» управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля реорганизовано в форме присоединения к департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля.
Решением муниципалитета города Ярославля от 22.02.2019 № 227 «О переименовании департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля и внесении изменений в отдельные положения о структурных подразделениях мэрии города Ярославля» внесены изменения в Положение о комитете по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, утвержденное решением муниципалитета города Ярославля от 07.06.2006 № 262.
В соответствии с внесенными изменениями Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (далее - Комитет) является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим полномочия мэрии города Ярославля по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью города Ярославля, а также полномочия мэрии города Ярославля в области земельных отношений (п. 1.1. Положения).
Комитет организует, координирует и контролирует деятельность подведомственного МКУ «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля» (п.3.22 Положения).
В соответствии с Законом Ярославской области от 24.11.2008 года №55з «О системе органов исполнительной власти Ярославской области» систему органов исполнительной власти Ярославской области образуют, в том числе, департаменты Ярославской области.
Согласно п. 1.1. Положения о Департаменте архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля, утв. решением муниципалитета города Ярославля от 30.04.2015 года №521, Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля (далее - Департамент) является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим полномочия мэрии города Ярославля в области архитектуры, градостроительства, развития городских территорий и земельных отношений.
Основными задачами Департамента являются, в том числе, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством; изъятие земельных участков в границах города для муниципальных нужд; осуществление муниципального земельного контроля в границах города.
Осуществляя свои функции, Департамент организует, координирует и контролирует деятельность подведомственного МКУ "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля" в части, в том числе: выполнения мероприятий по подготовке и проведению аукционов по продаже земельных участков, аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, заключения договоров аренды земельных участков от лица Департамента; организации взыскания арендной платы.
На основании п. 2.2.6 Устава, утвержденного приказом директора департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля и согласованного представителем комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, МКУ «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля» уполномочено принимать меры по полному и своевременному поступлению платы по договорам аренды и в качестве истца осуществлять взыскание задолженности по договорам аренды в судебном порядке.
Таким образом, обращаясь с иском в суд, Агентство фактически обеспечивает реализацию полномочий органов местного самоуправления, и является надлежащим истцом по делу.
В связи с нарушением сроков уплаты арендной платы ответчику начислены пени за период с 17.08.2018 года по 02.03.2020 года.
Период начисления и размер пени суд считает правильными и основанными на п. 3., п. 5.1 договора аренды. Расчет пени ответчиком не опровергнут, судом проверен и признан верным.
Ответчиком заявлено о снижении размера пени с учетом трудного материального положения: задолженность по заработной плате перед ответчиком, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка.
Суд полагает, что взыскиваемая истцом неустойка в силу ст.333 ГК РФ несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Учитывая высокий процент неустойки, установленный в размере 0,3% от суммы недоимки за каждый день просрочки платежа, суд приходит к выводу об уменьшении размера неустойки с 99 421 рубля 92 копеек до 15 000 рублей. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца неустойка в сумме 15 000 рублей.
В силу ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Вопросы исправления описок и явных арифметических ошибок, разъяснения решения суда, отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, изменения способа и порядка его исполнения, индексации присужденных денежных сумм рассматриваются судом в десятидневный срок со дня поступления заявления в суд без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле (ст. 203.1 ГПКРФ). По результатам рассмотрения суд выносит определение, которое высылается лицам, участвующим в деле, в течение трех дней со дня его вынесения. На определение суда может быть подана частная жалоба.
Данные вопросы относятся к стадии исполнения решения суда. При этом данная процедура предполагает проверку в полном объеме имущественного положения должника.
Суд считает заявление ответчика о предоставлении рассрочки исполнения решения суда преждевременным, ответчик после вступления решения суда в законную силу не лишен права обратиться в суд с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения решения суда, предоставив соответствующие доказательства в обоснование требований.
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в бюджет муниципального образования города Ярославля в сумме 2 412 рублей 76 копеек.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Исковое заявление Муниципального казенного учреждения «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля удовлетворить частично.
Взыскать с Блатовой Светланы Александровны в пользу Муниципального казенного учреждения «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля арендную плату по договору аренды земельного участка №36а/2017 от 31.08.2017 года за период с 16.08.2018 года по 23.12.2018 года в сумме 58 758 рублей 70 копеек, пени за период с 17.08.2018 года по 02.03.2020 года в сумме 15 000 рублей, а всего взыскать 73 758 рублей 70 копеек.
Взыскать с Блатовой Светланы Александровны в доход муниципального образования г. Ярославля государственную пошлину в сумме 2 412 рублей 76 копеек.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента его изготовления путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья Т.А.Фокина