Дело №2-1384/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 сентября 2014 года г. Мирный, РС(Я)
Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Михайловой В.В.,
с участием истца – заместителя прокурора г. Мирного Кашевко М.И.,
при секретаре Васильевой М.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Мирного Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Аудит-мирный» о понуждении совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
Прокурор города Мирного Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском, которым просит обязать ООО «Аудит-Мирный» провести специальную оценку условий труда работников в срок до <дата>.
В обоснование требований указал, что прокуратурой г. Мирного проведена проверка по исполнению ООО «Аудит-Мирный» требований трудового законодательства в части проведения специальной оценки условий труда, в ходе которой установлен факт не проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Прокурор, полагает, что не проведение работодателем специальной оценки условий труда недопустимо, влечет за собой нарушение прав работников на безопасные условия труда и предоставление рабочих мест.
В суд не явилась представитель ООО «Аудит-Мирный» ФИО1, признав исковые требования прокурора в полном объеме и указав о том, что ими принимаются меры по выполнению требования прокурора, заявлением от <дата> просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
В этой связи суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика.
В суде заместитель прокурора г. Мирного Кашевко М.И. поддержал доводы, изложенные в заявлении, и настаивает на его удовлетворении в полном объеме.
Суд, выслушав доводы прокурора, участвующего в деле, и изучив материалы дела, с учетом признания ответчиком иска прокурора, приходит к выводу об обоснованности требования прокурора по следующим обстоятельствам.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.
Как следует из абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 01 января 2014 года.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ч. 3 ст. 3 ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Согласно ч. 1 ст. 1 ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Методика проведения специальной оценки условий труда (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ) утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н.
На основании действовавшего ранее Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года N 342-н, аттестация проводилась в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.
Пункт 4 Порядка с учетом внесенных изменений Приказом N 590н от 12 декабря 2012 года предусматривал, что аттестации подлежат рабочие места, организованные при создании юридического лица и по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса. Из этих рабочих мест исключаются те, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах), эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, эксплуатируют иную офисную организационную технику, эксплуатируют бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.
По общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 8 ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (ч. 4 ст. 27 ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Анализ указанных положений закона позволяет сделать вывод, что оценка условий труда работодателем может не проводиться в течение пяти лет только в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, по результатам проверки, проведенной прокуратурой г. Мирного, в ООО «Аудит-Мирный» не проводились ни аттестация рабочих мест по условиям труда, ни специальная оценка условий труда.
Согласно штатному расписанию Общества среди его работников отсутствуют надомники, дистанционные работники и работники, вступившие в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, т.е. работники, в отношении которых не проводится специальная оценка условий труда.
Поскольку в ООО «Аудит-Мирный» аттестации рабочих мест проведена не была, то пятилетний срок, на который может быть отложена специальная оценка условий труда, а также срок, предусмотренный ч. 6 ст. 27 ФЗ "О специальной оценке условий труда", в данном случае применению не подлежит.
Таким образом, на работодателе ООО «Аудит-Мирный» законом возложена обязанность организовать проведение специальной оценки условий труда.
Указанные обстоятельства не оспариваются стороной ответчика.
В силу части 3 статьи 37 Конституции российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Исходя из изложенного, суд считает, что не проведение работодателем ООО «Аудит-Мирный» специальной оценки условий труда влечет за собой нарушение прав работников на безопасные условия труда и предоставление рабочих мест, создает угрозу повышенного производственного травматизма, а также не позволяет установить обоснованность предоставления или непредставления льгот и компенсаций работникам, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно статье 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении иска заместителя прокурора города Мирного РС(Я) в полном объеме.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск прокурора города Мирного Республики Саха (Якутия) удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Аудит-Мирный» провести специальную оценку условий труда работников в срок до <дата>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) через Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 06 сентября 2014 года.
Председательствующий п/п В.В. Михайлова
Копия верна
Судья Мирнинского районного суда В.В. Михайлова