Дело № 2-1384/2022
УИД: 78RS0015-01-2021-007511-24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Санкт-Петербург 03 марта 2022 года
Невский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Резник Л.В.
при помощнике судьи Макаровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску фио к ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и об обязании произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
фио обратилась в Невский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику, в котором просила:
- обязать отвечтика произвести перерасчет выплаченного денежного содержания главного специалиста-эксперта правового отдлеа по вопросам миграции Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и фио, с учетмо оклада за классный чин за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- обязать отвечтика произвести перерасчет выплаченного денежного содержания главного специалиста-эксперта правового отдела по вопросам миграции Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и фио с учетом ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы в размере 69% должностного оклада за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- обязать отвечтика произвести перерасчет выплат при предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и компенсации за неиспользованные отпуска за фактически отработанное время при увольнении с учетом оклада за классный чин и ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы;
- взыскать с отвечтика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 30 000 рублей.
В обоснование требований указывая на то, что истец замещала должность федеральной государственной гражданской службы главного специалиста-эксперта правового отдела по вопросам миграции ГУ МВД России после прохождения испытательного срока, ДД.ММ.ГГГГ ей должен был быть присвоен классный чин государственной гражданской службы – референт государственной гражданской службы 1 класса и назначен должностной оклад за классный чин. Ответчик не издавал приказ о присвоении фио указанного выше классного чина, в служебный контракт сведения в части размера денежного содержания не вносились. Как указывает истец указанные выше выплаты не были назначены и не выплачены за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, полагая свои трудовые права нарушенными, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Истец в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удволетоврении.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, просил в удовлетворении исковых требований отказать, по доводам, изложенным в письменных возражениях и дополнениях у возражениям.
Определив рассмотреть дело при данной явке, по правилу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец замещала должность федеральной государственной гражданской службы главного специалиста-эксперта правового отдела по вопросам миграции ГУ МВД России.
В соответствии с условиями служебного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской федерации (далее служебный контракт), заключенного между фио и ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, должность, замещаемая гражданским служащим (фио), относится к старшей группе должностей категории «специалисты» (п.3); служебный контракт заключается на неопределенный срок (п.12); гражданскому служащему (фио) устанавливается срок испытания продолжительностью 1 месяц (п.17).
Согласно п.9 служебного контракта гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из:
- месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ в размере 4 927 рублей;
- ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы РФ в размере 90% должностного оклада;
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с требованиям и нормами действующего законодательства РФ;
- ежемесячного денежного поощрения в размере 1 должностного оклада;
- единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
- материальной помощи в соответствии с требованиями и нормами действующего законодательства РФ;
- ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службы в соответствии с требованиями и нормами действующего законодательства РФ;
- других выплат, предусмотренных действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим гарантируются равные условия оплаты труда и право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральному гражданскому служащему присваивается классный чин государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - классный чин гражданской службы Российской Федерации), или классный чин юстиции, или дипломатический ранг. Гражданскому служащему субъекта Российской Федерации присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы старшей группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса либо классный чин юстиции - юрист 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации старшей группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации - референт государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса (ч. 9 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Частью 16 ст. 11 вышеуказанного закона установлен порядок присвоения и сохранения классных чинов гражданской службы Российской Федерации федеральным гражданским служащим, соотношение классных чинов гражданской службы Российской Федерации, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников, а также соответствие классных чинов гражданской службы Российской Федерации должностям федеральной гражданской службы высшей группы должностей устанавливается указом Президента Российской Федерации.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы РФ федеральными государственным гражданским служащим.
Как указывает истец в своем исковом заявлении, у нее имеется действующий классный чин юстиции – юрист 1 класса, о чем внесена соответствующая запись в трудовую книжку. фио служебным контрактом был установлен испытательный срок продолжительностью 1 месяц, который истцом был пройден успешно (л.д. 10), то есть ДД.ММ.ГГГГ как указывает истец ей должен был быть присвоен первый классный чин государственной гражданской службы – референт государственной гражданской службы РФ второго класса и назначен должностной оклад за классный чин, который вместе с должностным окладом по замещаемой должностной составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего. Однако, как указывала истец, ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и не издавал приказ (распоряжение) о присвоении фио первого классного чина государственной гражданской службы РФ после окончания испытательного срока. Вместе с тем, истец так же указала на то, что приказ (распоряжение) об установлении ежемесячной надбавки в размере 70% должностного оклада ответчиком на основании Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов», Приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы» не издавался. ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника УВМ ГУ МВД России было направлено письмо № о рассмотрении вопроса об установлении юридической надбавки в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов». Однако соответствующий приказ об установлении фио указанной ежемесячной надбавки в размере 70% должностного оклада также не издавался. Соответственно, истец полагает, что данные суммы ежемесячного денежного оклада за классный чин и ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы в размере до 70% должностного оклада не были учтены при расчете сумм выплат при предоставлении фио ежегодного оплачиваемого основного отпуска в количестве 15 дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и компенсации за неиспользованные отпуска в количестве 20 дней за фактически отработанное время в служебный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при увольнении с государственной гражданской службы по собственной инициативе.
В силу положений ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом, исходя из смысла приведенных норм, бремя доказывания факта надлежащего исполнения обязательства по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги лежит на ответчике.
В своих возражениях ответчик не отрицал тот факт, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец замещала должность федеральной государственной гражданской службы главного специалиста-эксперта правового отдела по вопросам миграции ГУ МВД России.
Согласно ч. 5 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" по окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина ему присваивается классный чин в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Как указано выше в соответствии с ч. 16 ст. 11 вышеуказанного закона установлен порядок присвоения и сохранения классных чинов гражданской службы Российской Федерации федеральным гражданским служащим, соотношение классных чинов гражданской службы Российской Федерации, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников, а также соответствие классных чинов гражданской службы Российской Федерации должностям федеральной гражданской службы высшей группы должностей устанавливается указом Президента Российской Федерации.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы РФ федеральными государственным гражданским служащим.
Первый классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина гражданской службы и замещающему должность гражданской службы, по которой производится присвоение классных чинов гражданской службы. При этом в соответствии с пунктом 22 настоящего Положения учитываются воинское или специальное звание, классный чин юстиции, классный чин прокурорского работника, присвоенные федеральному гражданскому служащему на прежнем месте государственной службы Российской Федерации (п. 5 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения первый классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения федерального гражданского служащего на должность гражданской службы.
Согласно пункту 22 Положения федеральному гражданского служащему, имеющему воинское или специальное звание, классный чин юстиции, классный чин прокурорского работника, первый классный чин гражданской службы присваивается в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина по инициативе гражданского служащего не позднее чем через три месяца после дня подачи им письменного заявления о присвоении классного чина.
На основании подпункта «а» пункта 4 Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданским и служащими РФ и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня), утверждённого Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеющему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации, первого классного чина по замещаемой должности гражданской службы.
Согласно п. 7 Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданским и служащими РФ и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня) квалификационный экзамен проводится по инициативе гражданского служащего при решении вопроса о присвоении классного чина не позднее чем через три месяца после дня подачи гражданским служащим письменного заявления о присвоении классного чина.
Проанализировав вышеприведенные нормы следует, что только после подачи заявления о присвоении классного чина государственным гражданским служащим может быть начата соответствующая процедура.
Письменное заявление о присвоении классного чина в период службы истцом не подавалось, что подтверждает письмо Врио начальника Управления по вопросам миграции фио
Поскольку истцом в период службы заявление о присвоении классного чина не подавалось и классный чин государственной гражданской службы РФ не присваивался, то и оснований для установления месячного оклада в соответствии с абз. 3 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ не имелось, а потому суд приходит к выводу об отказе в исковых требованиях фио к ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и об обязании произвести перерасчет в части взыскания суммы ежемесячного денежного оклада за классный чин.
Разрешая требования в части взыскания ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы в размере до 69% должностного оклада суд руководствовался следующим.
Согласно ч.2 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада (ч.7 ст. 50 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ). Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.
В соответствии с пп. «г» п.5 Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено выплачивать федеральным государственным гражданским служащим ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы в следующих размерах по старшей группе должностей гражданской службы - от 60 до 90 процентов должностного оклада.
Как следует из пункта 2 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 528 "О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов" предоставить руководителям федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, или руководителям их аппаратов с ДД.ММ.ГГГГ право устанавливать лицам, замещающим в федеральных органах государственной власти, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющим высшее юридическое образование: ежемесячную надбавку за особые условия государственной службы в размере до 70 процентов должностного оклада - федеральным государственным служащим, замещающим должности, по которым введено денежное содержание
Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы», п. 2.2. указанного Приказа установлен, что размере ежемесячной надбавки устанавливается гражданским служащим территориальных органов МВД России – приказом руководителя соответствующего территориального органа МВД России, осуществляющего полномочия представителя нанимателя от имени РФ.
Согласно расчетным листам фио была установлена надбавка за особые условия службы в размере 90% должностного оклада.
Таким образом, оснований для удовлеоврения исковых требований в данной части также не имеется.
Разрешая ходатйство о пропуске истцом срока исковой давности, суд исходит из следующего.
Вместе с тем, ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что индивидуальный служебный спор - неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.
Частью 1 ст. 70 вышеуказанного ФЗ индивидуальные служебные споры рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров (далее - органы по рассмотрению служебных споров): 1) комиссией государственного органа по служебным спорам; 2) судом.
Сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, определяются в порядке, установленном трудовым законодательством применительно к рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров (ч. 17 ст. 70 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Из смысла разъяснений, содержащихся в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", установлено, что при рассмотрении дела по иску работника о взыскании неначисленной заработной платы за прошлое время срок на обращение в суд составляет три месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (ч. 1 ст. 392 ТК РФ).
В данном случае предметом спора являются, в том числе, суммы ежемесячного денежного содеражания, с учетом оклада за классный чин и ежемесячной надбавки за особые условия государтвенной службы, а так же перерасчет выплат при предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска и компенсации за неиспользованные отпуска за фактически отработанное время, которые носят периодический характер, таким образом, истец не могла не знать о нарушении своих трудовых прав до момента увольнения. Если зарплата работнику не начислялась ежемесячно в той сумме, в которой истец считает необоснованной, заниженной, то срок начинает течь со дня, когда работнику должна быть выплачена зарплата.
Поскольку истец обратился в суд согласно почтовому штемпелю ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46 оборот), то срок исковой давности по требованиям о взыскании суммы ежемесячного денежного содеражания, с учетом оклада за классный чин и ежемесячной надбавки за особые условия государтвенной службы, а так же перерасчет выплат при предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска и компенсации за неиспользованные отпуска за фактически отработанное время, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пропущен. Доказательства уважительности причин его пропуска истец в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суд не представила.
Истец, предполагая о нарушении своего права на начисление и получение денежного содержания за работу, обладал реальной возможностью на обращение в суд за защитой своего нарушенного права, однако право на судебную защиту не реализовала и обратился в суд лишь ДД.ММ.ГГГГ, при этом начало течения трехмесячного срока, с учетом заявленного истцом периода недополученной заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ, начинается с ДД.ММ.ГГГГ, когда истцу впервые недоплатили, по ее мнению, заработную плату (денежное содержание) за отработанный ей период.
Учитывая, что сроки обращения в суд, предусмотренные ст. 392 ТК РФ, по своей правовой природе являются сроками давности, то с учетом разъяснений, данных в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", а также положений п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, истечение трехмесячного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, заявленного ответчиком в ходе судебного разбирательства, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске в части требований об обязании произвести переасчет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку судом не установлено нарушение трудовых прав истца, оснований для удовлетоврения исковых требовани о вызскании компенсации морального вреда не имеется.
С учетом изложенного, исковые требования нельзя признать законными, обосованными и подлежащими удовлетврению, ввиду чего в удовлетоврени исковых требований фио надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь 56, 67, 167, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований фио – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Невский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья
В окончательной форме решение суда изготовлено 04.04.2022.