Новотроицкий городской суд Оренбургской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Новотроицкий городской суд Оренбургской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1385/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 сентября 2011 года
Новотроицкий городской суд Оренбургской области
в составе председательствующего судьи Белоусова Ю.А.,
с участием прокурора Андреевой О.А.,
при секретаре Гришкиной С.В.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора г. Новотроицка об оспаривании бездействия органа местного самоуправления
У с т а н о в и л:
Прокурор г. Новотроицка обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления указывая на то, что прокуратурой города Новотроицка проведена проверка соблюдения требований федеральных законов «О противодействии коррупции», «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов» в администрации муниципального образования город Новотроицк
Антикоррупционная политика активно реализуется в правовой сфере в качестве предмета постоянного внимания законодательных органов РФ. К числу правовых средств преодоления коррупции законодатель относит внедрение в правотворческий процесс антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов и их проектов.
Согласно Национальному плану противодействия коррупции, утвержденному Президентом РФ от 31.07.2008 N Пр-1568, коррупция рассматривается как одна из угроз безопасности РФ, в связи с этим разработка мер по противодействию коррупции и реализация таких мер становятся настоятельной необходимостью.
На федеральном уровне в целях совершенствования системы мер противодействия коррупции принят ряд законодательных актов, вступивших в силу в январе 2009 года, в числе которых Федеральный закон от 25 декабря 2008 г.. "О противодействии коррупции".
Вышеуказанный Федеральный закон, являясь основным в системе мер противодействия коррупции, определяет противодействие коррупции как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика, коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных г правонарушений.
В этой связи в деятельности органов местного самоуправления обозначенные меры по противодействию коррупции являются необходимыми. Согласно статье 2 Федерального закона "О противодействии коррупции", муниципальные правовые акты являются частью правовой основы противодействия коррупции в Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 6 Федерального закона "О противодействии коррупции" к числу основных мер по профилактике коррупции относится антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения закреплены Федеральным законом от 17 июля 2009 г. "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 данного Федерального закона, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном в том числе нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления.
В целях организации деятельности органов местного самоуправления по предупреждению включения в проекты муниципальных нормативных правовых актов положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, а также по выявлению и устранению таких положений администрацией муниципального образования город Новотроицк принято постановление от 05.05.2011 г. № 714-п, которым утверждено «Положение об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов администрации муниципального образования город Новотроицк».
Так согласно Положения, антикоррупционная экспертиза осуществляется в отношении нормативных правовых актов и их проектов исполнительного органа местного самоуправления муниципального образования город Новотроицк.
В соответствии с п.2.1. Положения антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится антикоррупционной комиссией по оценке коррупциогенности нормативных правовых актов администрации муниципального образования город Новотроицк и их проектов.
Постановлением администрации муниципального образования город Новотроицк от 05.05.2011 г. № 713-п создана антикоррупционная комиссия по оценке коррупциогенности нормативных правовых актов администрации муниципального образования город Новотроицк.
В соответствии с п. 1.4. Положения, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов осуществляется в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, утвержденной постановлением правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96, а также методическими рекомендациями по оценке коррупциогенности нормативных правовых актов администрации муниципального образования город Новотроицк и их проектов согласно приложению к настоящему Положению.
Согласно п. 3.4. отбор проекта нормативного правового акта администрации муниципального образования город Новотроицк для антикоррупционной экспертизы осуществляется разработчиком проекта нормативного правового акта, до подписания соответствующего проекта нормативного правового акта главой муниципального образования город Новотроицк. В соответствии с н. 3.6. Положения, по результатам рассмотрения нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта комиссия принимает решение о наличие или отсутствии в нормативном правовом акте, проекте нормативного правового акта коррупционно опасных факторов, которое оформляется заключением антикоррупционной экспертизы, либо от отказе в проведении антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта, оформляемом в письменном виде с указанием причин отказа согласно настоящему Положению.
Прокуратурой г.Новотроицка установлено, что за период с мая по август 2011 года (включительно) администрацией муниципального образования город Новотроицк принято 62 нормативных правовых акта.
За указанный период в прокуратуру г.Новотроицка от администрации муниципального образования город Новотроицк поступило для дачи заключений 44 проекта нормативно-правовых актов исполнительного органа местного самоуправления.
В соответствии с письмом председателя антикоррупционной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № , за период с мая по август 2011 года на рассмотрение комиссии поступило только 2 проекта нормативно-правовых актов администрации муниципального образования город Новотроицк, на которые были даны соответствующие заключения.
Таким образом, в нарушение вышеназванных норм федерального законодательства, в нарушение постановления администрации муниципального образования город Новотроицк от 05.05.2011 №м 714-п администрацией муниципального образования город Новотроицк не проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов исполнительного органа местного самоуправления, соответствующие заключения не даются.
В соответствии с п. 1.3. Положения, антикоррупционная экспертиза проводится в отношении нормативных правовых актов и их проектов, которые направлены на регулирование правоотношений, в том числе в следующих сферах с повышенных риском коррупции: в сфере размещения заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), для муниципальных нужд муниципального образования г. Новотроицк; в сфере управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, в том числе по вопросам аренды и приватизации этих объектов; в сфере осуществления строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов недвижимости; в сфере регулирования вопросов здравоохранения; в сфере распоряжения земельными, водными, лесными ресурсами; в сфере предоставления субсидий, инвестиций и иной поддержки юридическим лицам и гражданам за счет средств местного бюджета; в сфере распределения и использования бюджетных средств.
Предметами правового регулирования нормативных правовых актов администрации муниципального образования город Новотроицк, в указанных сферах, являются отношения, которые могут затрагивать права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Под неопределенным кругом лиц понимается круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также в отношении которых невозможно решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В силу ст. 254 ГПК РФ, бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления может быть оспорено в суде.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области по не проведению антикоррупицоннои экспертизы нормативных правовых актов и их проектов исполнительного органа местного самоуправления. Обязать администрацию муниципального образования город г.Новотроицк проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов исполнительного органа местного самоуправления в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно: Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Положения об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов администрации муниципального образования город Новотроицк, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Новотроицк от 05.05.2011 г. №714-п.
В судебном заседании помощник прокурора г. Новотроицка Андреева О.А. на удовлетворение заявления настаивала. Подтвердив обстоятельства изложенные в нем.
Представитель администрации МО г. Новотроицк в судебное заседание не явился, просил заявление рассмотреть без его участия, не возражал против удовлетворении, просил суд принять решение по своему усмотрению
Суд, заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, находит требования изложенные в заявление обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседание установлено, что администрацией МО г. Новотроицк в нарушении приведенных выше норм направленных на противодействии коррупции не во всех случаях проводится антикоррупицонная экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, исполнительного органа местного самоуправления, что может привести к нарушению законных интересов неопределенного круга лиц, жителей МО.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора г.Новотроицка удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области по не проведению антикоррупицонной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов исполнительного органа местного самоуправления.
Обязать администрацию муниципального образования город г.Новотроицк проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов исполнительного органа местного самоуправления в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно: Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Положения об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов администрации муниципального образования город Новотроицк, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Новотроицк от 05.05.2011 г. №714-п.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение 10 дней с момента его вынесения.
Председательствующий: Ю.А. Белоусов Решение вступило в законную силу 27.09.2011г.