Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Богородский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи О.М.Илюшиной,
при участии истца ФИО1
При секретаре Зининой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к ПАО «ТНС Энерго НН» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в Богородский городской суд Нижегородской области с настоящим иском, в обоснование иска указав следующее:
ДД.ММ.ГГГГ между ним и ответчиком был заключен Договор № на предоставление услуги по поставке электроэнергии.
По условиям договора ответчик был обязан поставить, а истец оплатить электроэнергию на основании действующего законодательства и по показаниям прибора учета.
ДД.ММ.ГГГГ им было направлено заявление ответчику о предоставлении скидки на действующие тарифы, им был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ с отказом в предоставлении скидки, в ответе была ссылка на Постановление Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
После изучения нормативного документа, на который ссылается ответчик, был выявлен ряд нарушений по начислению платы за электроэнергию и по применению действующих тарифов, а именно:
первый год применения социальной нормы в соответствующем субъекте Российской Федерации весь объем потребления электрической энергии таких домохозяйств оплачивается по цене (тарифу) на электрическую энергию (мощность), установленную для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах социальной нормы, а со второго года для таких домохозяйств устанавливается социальная норма с применением повышающего коэффициента 1,5 к величине социальной нормы, определенной согласно приложению № к настоящему Положению для соответствующей группы домохозяйств;
согласно закону, социальная норма (при использовании двухтарифных приборов учета) должна относиться к тому периоду, в который произошло наибольшее потребление энергии, в то время как ответчик делит социальную норму поровну, независимо от фактического потребления;
согласно закона, на который ссылается ответчик, в домовладениях, не имеющих ТСЖ и управляющих компаний, отопительный сезон устанавливается поставщиком услуги. Так как дом, в котором они проживают с супругой, в установленном порядке признан жилым домом для круглогодичного проживания, имеет почтовый адрес, не оснащен печным или иным видом отопления, не подключен к газовым сетям, единственным поставщиком коммунальных услуг является ответчик.
На основании вышеизложенного им ДД.ММ.ГГГГ было направлено ответчику мотивированное заявление, в феврале 2018 года им был получен ответ, фактически дублирующий первое письмо. ДД.ММ.ГГГГ им по его запросу был получен от ответчика акт сверки. Сумма переплаты по сравнению с реальными тарифами по его расчетам составила 12 706 руб. 76 коп.
Просит:
- обязать ПАО «ТНС Энерго» произвести перерасчет за оказанные услуги в соответствии со ст.29 Закона РФ «О защите прав потребителей»
- на основании перерасчета отнести переплаченные средства в счет будущих платежей за оказанные услуги
- обязать ПАО «ТНС Энерго» производить дальнейшие начисления за оказанные услуги в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)…»
- взыскать с ПАО «ТНС Энерго» в его пользу штраф за отказ от добровольного удовлетворения его требований
(л.д.Х)
Впоследствии иск был уточнен. Просит:
- обязать ПАО «ТНС Энерго» произвести перерасчет за оказанные услуги в соответствии со ст.29 Закона РФ «О защите прав потребителей» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года
- на основании перерасчета отнести переплаченные средства в размере 12 706 руб. 50 коп. в счет будущих платежей за оказанные услуги
- обязать ПАО «ТНС Энерго» производить дальнейшие начисления за оказанные услуги в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)…» с ДД.ММ.ГГГГ до истечения срока действия нормативного документа
- взыскать с ПАО «ТНС Энерго» в его пользу штраф за отказ от добровольного удовлетворения его требований с суммы переплаты - с 12 706 руб. 50 коп.
(л.д.Х)
В судебном заседании истец ФИО1 иск поддержал, настаивает на его удовлетворении, указал, что его дом не оборудован газоснабжением, его семья вынуждена нести значительные расходы по оплате электроэнергии, его пенсия 6 300 руб. в месяц, за свет приходится платить более 7 000 руб. в отопительный сезон. По акту ответчика тариф берется в размере 2, 50 руб. за весь год, умножается на повышающий коэффициент. У него счетчик двухтарифный. Он просил разобраться, ответчик отписался. Полагает, что ответчик нарушил его права, полагает, что в первый год оказания услуги весь объем подлежал оплате по соц.норме, по его расчетам переплата составила 12 706 руб. 50 коп.
Истцом в материалы дела представлен расчет, согласно которому ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислено за электроэнергию 37 855 руб. 40 коп., истцом весь объем по показаниям прибора учета умножен на социальную норму, размер составил 25 148 руб. 90 коп.
(л.д.Х)
Ответчик ПАО «ТНС Энерго» в суд своего представителя не направил, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика (л.д.Х), а так же письменный отзыв о несогласии с иском о следующем:
Для энергоснабжения объекта, расположенного по адресу: <адрес> оформлен лицевой счет № на имя Б.Ю.В.., счет открыт ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истцом была предоставлена справка о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ№, в которой было указано, что в жилом доме зарегистрировано Х человека, дата регистрации не указана.
С ДД.ММ.ГГГГ ответчик внес в расчетный комплекс отметку о зарегистрированных в жилом доме и с ДД.ММ.ГГГГ при расчете платы за электроэнергию применяется социальная норма. Социальная норма в соответствии с п.1 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ составляет 50 кВт.ч. в месяц на человека.
Оформление и присвоение статуса льготным категориям граждан осуществляет Управление социальной защиты населения в <адрес> и передает сведения о наличии льгот гражданам. В ДД.ММ.ГГГГ года по межведомственным каналам ответчику были переданы сведения, что в жилом доме проживает семья, имеющая в своем составе инвалида.
Социальная норма для домохозяйств, в которых проживают семьи, имеющие в своем составе инвалидов, в соответствии с п.п.3.п.3 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ рассчитывается с применением повышающего коэффициента, равного Х, то есть составляет Х кВт.ч. в месяц на человека.
После получения указанной информации от Управления социальной защиты населения в <адрес> о составе семьи домохозяйства, ответчиком был произведен перерасчет платы за электроэнергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с применением социальной нормы с повышающим коэффициентом и, впоследствии, при расчете платы за электроэнергию в данном домохозяйстве социальная норма составляет Х кВт.ч. на человека.
Таким образом, расчет платы за электроэнергию за период с предоставления справки о составе семьи ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время производится с учетом социальной нормы на человека в размере Х кВт.ч. на человека в месяц.
В части начисления платы за электроэнергию в отопительный сезон:
На период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тарифы на электроэнергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей установлены решением Региональной службы по тарифам <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (решение РСТ). Понижающий коэффициент Х при оборудовании дома электроплитами применяется только для населения, проживающего в городских населенных пунктах в жилых домах, оборудование которых стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками было предусмотрено проектом на данный жилой дом.
Так как истец проживает в сельском населенном пункте, для расчета за электроэнергию применяется тариф, также установленный решением РСТ <адрес>, «население, проживающее в сельских населенных пунктах и приравненные к ним».
При наличии двухтарифного прибора учета электроэнергии расчет производится по тарифу, дифференцированному по двум зонам суток: день – Х руб./кВт.ч., ночь – Х руб. кВт./ч свыше социальной нормы и в пределах социальной нормы: день – Х руб. кВт./ч, ночь – Х руб. кВт./ч. Указанные тарифы были применены для расчета платы за электроэнергию.
В соответствии с Решением РСТ тарифы для категорий граждан «население, проживающее в сельских населенных пунктах и приравненные к ним» и «население, проживающее в городских населенных пунктах в жилых домах, оборудование которых стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками» одинаковые, к ним применен один понижающий коэффициент – Х, более низких тарифов решением РСТ не предусмотрено.
Оснований для перерасчета не имеется, расчет произведен верно и строго в соответствии с законодательством и в соответствии с представленными истцом документами (справкой о составе семьи и оформления льгот в качестве инвалида), оснований для взыскания штрафа не имеется, в иске просит отказать.
(л.д.Х)
Суд, выслушав объяснения истца, изучив исковое заявление, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему:
Согласно п.1-3 ст.539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.(п.1)
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.(п.2)
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.(п.3)
В соответствии с п.1 ст.540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
В силу положений ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из вышеприведенных положений ГК РФ следует, что по общему правилу потребитель обязан оплачивать фактически принятое им количество энергии в соответствии с данными учета энергии о ее фактическом потреблении. Законодательство обязывает осуществлять расчеты за энергоресурсы на основании данных о количественном значении потребленных энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Как следует из материалов гражданского дела, лицевой счет был открыт ДД.ММ.ГГГГ на имя Б.Ю.В.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика были представлены сведения о том, что в доме зарегистрированы Х человека.
(л.д.Х)
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 N 614 было утверждено «Положение об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)», данное Положение регулирует порядок установления социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и ее применения в первый год и последующие годы (периоды) при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую населению, и стоимости электрической энергии (мощности), потребленной для коммунально-бытовых нужд и не используемой для осуществления коммерческой деятельности приравненными к населению категориями потребителей.
В п.3 вышеприведенного Положения закреплено, что установление величины социальной нормы в соответствии с настоящим Положением осуществляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании выборочных данных о годовом объеме потребления электрической энергии в ДД.ММ.ГГГГ году потребителями, зарегистрированными в жилых помещениях в городских населенных пунктах, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи (далее - стационарные электроплиты), в количестве не менее 10000 человек, а также о количестве зарегистрированных в указанных помещениях лиц. В случае если в субъекте Российской Федерации отсутствует централизованное газоснабжение, выборочные данные предоставляются в отношении жилых помещений вне зависимости от их оборудования стационарными электроплитами.
Согласно п.12 Положения, социальная норма рассчитывается в соответствии с методикой расчета социальной нормы согласно приложению N 4 в отношении следующих групп домохозяйств и типов жилых помещений:
а) группы домохозяйств:
первая группа домохозяйств - с одним лицом, зарегистрированным в жилом помещении в установленном порядке;
вторая группа домохозяйств - с двумя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;
третья группа домохозяйств - с тремя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;
четвертая группа домохозяйств - с четырьмя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;
пятая группа домохозяйств - с пятью и более лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;
шестая группа домохозяйств (в расчете на одного проживающего), к которой относятся граждане, проживающие в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, в случаях, когда они не объединены совместным ведением хозяйства;
б) типы жилых помещений:
жилые помещения в городских населенных пунктах, не оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (далее - электронагревательные установки);
жилые помещения в городских населенных пунктах, оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами и не оборудованные в установленном порядке электроотопительными и электронагревательными установками;
жилые помещения в городских населенных пунктах, оборудованные в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками;
жилые помещения в сельских населенных пунктах, не оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками;
жилые помещения в сельских населенных пунктах, оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами и не оборудованные в установленном порядке электроотопительными и электронагревательными установками;
жилые помещения в сельских населенных пунктах, оборудованные в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками.
Согласно п.п. «б» п.14(1) Положения, к объему потребления электрической энергии, равному величине социальной нормы, предусмотренной приложением N 4 к настоящему Положению для соответствующей группы домохозяйств, применяется повышающий коэффициент, равный 1,5, для домохозяйств: в которых проживают семьи, имеющие в своем составе инвалидов;
Пунктом 14(2) Положения установлено, что в первый год применения социальной нормы весь объем потребления электрической энергии домохозяйств, предусмотренных пунктом 14(1) настоящего Положения, оплачивается по цене (тарифу) на электрическую энергию (мощность), установленной для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах социальной нормы.
Согласно п.42,43 данного Положения, утв.Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 N 614, при уточнении состава домохозяйства либо изменении состава домохозяйства потребитель, в отношении которого указанные изменения произошли либо в отношении домохозяйства которого требуется уточнение, направляет уведомление исполнителю коммунальных услуг, предоставляющему указанную услугу в этом жилом помещении…(п.42) Исполнитель коммунальных услуг в месяце, следующем за месяцем получения уведомления, предусмотренного пунктом 42 настоящего Положения, производит расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению в отношении домохозяйства потребителя с применением социальной нормы, установленной для группы домохозяйств, к которой относится домохозяйство, с учетом уточнения (изменения) состава домохозяйства. Перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению в случае уточнения состава домохозяйства осуществляется с месяца, в котором началось применение социальной нормы, но не более чем за 3 предшествующих расчетных периода.(п.43)
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 N 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" с ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> социальная норма потребления электрической энергии населением установлена в размере Х кВт.ч в месяц на человека.(п.1)
В п.п. «б»п.3 вышеприведенного Постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 N 310 установлено, что к величине социальной нормы потребления электрической энергии, установленной пунктом 1 настоящего постановления, применяется повышающий коэффициент, равный Х для домохозяйств: б) в которых проживают семьи, имеющие в своем составе инвалидов.
Материалами дела подтверждено, что по домовладению, в котором зарегистрирован истец, с момента получения уведомления об уточнении состава домохозяйства и после получения в ДД.ММ.ГГГГ года сведений из УСЗН в <адрес> о наличии льгот был произведен перерасчет платы за электроэнергию с ДД.ММ.ГГГГ с применением социальной нормы с повышающим коэффициентом по ДД.ММ.ГГГГ и, далее, также производится начисление с применением социальной нормы с повышающим коэффициентом (Х кВт. на чел в месяц).
(л.д.Х)
Таким образом, предусмотренных законом оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, учитывая вышеприведенные правовые положения, не имеется.
Доводы истца о том, что в спорный период весь объем потребленной электроэнергии подлежал расчету по цене (тарифу) в пределах социальной нормы, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании положений п.14(1) Положения: в данном пункте под первым годом понимается не первый год применения социальной нормы по конкретному лицевому счету, а первый год применения социальной нормы в соответствующем субъекте, предметом спора по делу является более поздний период.
За период с ДД.ММ.ГГГГ (месяца, в котором началось применение социальной нормы) по настоящее время при расчете ответчиком учитывалась социальная норма с повышающим коэффициентом, нарушений прав истца действиями ответчика не установлено, оснований для иного перерасчета по делу не имеется, оснований для перерасчета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также не имеется, учитывая, что уведомление об уточнении состава домохозяйства было представлено ответчику только ДД.ММ.ГГГГ, в силу положений п.43 вышеприведенного Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 614, исполнитель коммунальных услуг производит расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению в отношении домохозяйства потребителя с применением социальной нормы, установленной для группы домохозяйств, к которой относится домохозяйство, с учетом уточнения (изменения) состава домохозяйства в месяце, следующем за месяцем получения уведомления, предусмотренного пунктом 42 настоящего Положения.
Материалами дела подтверждено, что ответчиком расчет потребленной электроэнергии произведен в соответствии с объемом потребленной электроэнергии и в соответствии с утвержденными Решением РСТ тарифами (Решения РСТ № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ), переплаты со стороны истца не имеется, доводы о переплате, как указывалось выше, основаны на неверном толковании п.14(1) и 43 Положения, утв.Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 614.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования об обязании ответчика произвести перерасчет за период с ДД.ММ.ГГГГ.по ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, об обязании отнести 12 706 руб. 50 коп. в счет будущих платежей за оказанные услуги не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Не подлежат удовлетворению и требования об обязании ответчика производить начисления в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 614, поскольку начисления ответчиком самостоятельно производятся в соответствии с указанным Постановлением и возложения обязанности судом не требуется.
Не установив нарушений прав истца как потребителя, суд не находит оснований и для взыскания штрафа, предусмотренногоп.6 ст.13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей",
Таким образом, в иске следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске ФИО1 к ПАО «ТНС Энерго НН» об обязании произвести перерасчет, зачесть переплату в счет будущих платежей, обязать производить начисление в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании штрафа, предусмотренного Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей", отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Нижегородского областного суда через Богородский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись О.М.Илюшина
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Судья подпись О.М.Илюшина
Копия верна. Судья: О.М.Илюшина