ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1385/19 от 19.04.2019 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-1385/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 апреля 2019 года

Свердловский районный суд города Костромы в составе:

судьи Шуваловой И.В.,

при секретаре Беляковой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л.А.Л. к ОГКУ «Центр социальных выплат» о возложении обязанности произвести перерасчет компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги,

УСТАНОВИЛ:

Л.А.Л. обратился в суд с иском к ОГКУ «Центр социальных выплат», просил взыскать с ОГКУ «Центр социальных выплат» в пользу Л.А.Л., <дата> г.р., недополученную денежную компенсацию по оплате за коммунальные услуги в размере 19 868,50 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами с <дата> по <дата> на сумму неосновательного обогащения в размере 3 750,69 рублей; обязать ОГКУ «Центр социальных выплат» производить компенсацию Л.А.Л. по оплате коммунальных услуг - отопление, взносы за капитальный ремонт в размере 100% на постоянной основе, с учетом компенсации, предоставляемой проживающий с ним супруге.

Свои требования мотивировал тем, что Л.А.Л., <дата> года рождения, более 35 лет проработал в педагогической деятельности в Спасской средней школе Нерехтского района Костромской области. Прибыв на работу, ему сразу присвоили статус «Сельский учитель» и он на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» пользовался соответствующими льготами для учителей, проживающих и работающих по трудовому договору в сельской местности. На пенсию истец вышел в <дата>, продолжая работать в Спасской средней школе, о чем ему <дата> выдано пенсионное удостоверение . В <дата>Л.А.Л. присвоено звание «Ветеран труда», о чем выдано соответствующее удостоверение ветерана серия от <дата>. Истец проживает в сельской местности по настоящее время, получает пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» и Законом «Костромской области от 05.06.2006 г. № 31-4-ЗКО «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» истцу положены льготы как «Сельскому учителю» в виде компенсаций за оплату жилого помещения и коммунальные услуги, которые он и получал до <дата>. Согласно части 2 статьи 3 2. Закона Костромской области от 05.06.2006г. № 31-4-ЗКО «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» право на получение мер социальной поддержки в, соответствии с настоящим Законом имеют члены семьи, постоянно проживающие с гражданами, указанными в части 1 настоящей статьи: супруг (супруга), дети, родители обоих супругов, а также лица, находящиеся на их иждивении. С <дата> истцу прекратили назначение и выплату положенной ему компенсации на оплату за коммунальные услуги в полном объеме. Решением Свердловского районного суда города Костромы от 28.05.2018 по делу № 2-1855/2018 действия ОГКУ «Центр социальных выплат» по прекращению назначения и выплатам положенных истцу компенсаций признаны незаконными. Суд обязал ОГКУ «Центр социальных выплат» возобновить выплату денежной компенсации на оплату коммунальных услуг и оплату взноса на капитальный ремонт. Вместе с тем, ОГКУ «Центр социальных выплат» продолжает осуществлять действия, приводящие к нарушению его законных прав и интересов, закрепленных федеральным законодательством. Денежная компенсация за коммунальные услуги, а именно отопление и взносы за капитальный ремонт предоставляются истцу не в полном объеме, а только в 50%-м размере, то есть не покрывает соответствующих коммунальных расходов. Согласно представленной ОГКУ «Центр социальных выплат» информации (письмо от <дата>) истец как «Сельский учитель» начиная с <дата> недополучил положенную ему денежную компенсацию на оплату коммунальных услуг на общую сумму ... руб. Таким образом, со стороны ОГКУ «Центр социальных выплат» перед Л.А.Л. образовался долг в размере ... руб., из них долг по компенсации за отопление в размере ... руб. и за капитальный ремонт ... руб. По данному вопросу истец лично приезжал в ОГКУ «Центр социальных выплат», где ему работники данного учреждения сообщили, что денежная компенсация на оплату коммунальных услуг положена только истцу, а на проживающую с ним супругу данная компенсация не распространяется. Считает действия ОГКУ «Центр социальных выплат» незаконными на основании следующего. Недополучение истцом в полном объеме денежной компенсации на оплату коммунальных услуг как «Сельскому учителю» является прямым нарушением его законных прав и интересов, закрепленных федеральным законодательством. Ограничение выплат Л.А.Л. снижает объем гарантированных федеральным законодательством мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, установленных действующими нормативными правовыми актами, а также его право на получение льготы и прав членов его семьи - супруги. Истец, руководствуясь ст.ст. 395, 1107 ГК РФ начисляет проценты за пользование чужими денежными средствами с <дата> по <дата> на сумму неосновательного обогащения. Проценты составили ... рублей.

В ходе рассмотрения дела Л.А.Л. исковые требования уточнил, в окончательном варианте просил обязать ОГКУ «Центр социальных выплат» произвести перерасчет в размере 100% компенсации за отопление и капитальный ремонт с <дата>. по настоящее время; обязать ответчика в дальнейшем выплачивать ежемесячную денежную компенсацию по оплате за капитальный ремонт и отопление в размере 100% начисленной компенсации.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Л.Т.К.

В судебном заседании Л.А.Л. исковые требования с учетом уточнения поддержал. Дополнительно пояснил, что в настоящее время компенсацию за отопление и капитальный ремонт получает не в размере 100%, как это предусмотрено законом, а в размере 50%.

Представитель ОГКУ «Центр социальных выплат» на основании доверенности ФИО1 исковые требования не признал. Суду пояснил, что в жилом помещении, принадлежащем Л.А.Л. зарегистрированы два человека: истец и его жена Л.Т.К., в связи с чем компенсация выплачивается только в размере ... доли, приходящейся на Л.А.Л. Кроме того, Л.Т.К. является получателем мер соцподдержки как Ветеран труда на основании Закона Костромской области от 27.12.2004г. № 226-ЗКО. В свою очередь представитель ОГКУ «Центр социальных выплат» на основании доверенности У.Ю.Ю. суду пояснила, что вне зависимости от получения Л.Т.К. мер соцподдержки как Ветеран труда, в любом случае компенсация Л.А.Л. начислялась бы с учетом количества зарегистрированных лиц.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.7 ч.1 ст.3 закона Костромской области от 05.06.2006г. № 31-4-ЗКО «О мерах социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» по категории «педагогический работник» право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом имеют педагогические работники областных государственных образовательных организаций и государственных организаций здравоохранения, находящихся в ведении Костромской области, муниципальных образовательных организаций и организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Костромской области.

Меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сохраняются за лицами, указанными в пунктах 7 и 8 части 1 настоящей статьи, после достижения ими возраста для мужчин - 60 лет, женщин - 55 лет либо после установления (назначения) им пенсии ранее указанного возраста, при наличии одновременно условий, указанных в абзацах третьем, четвертом настоящей части, а также стажа работы не менее 10 лет в государственных и (или) муниципальных организациях, учреждениях, относящихся к отраслям, указанным в части 1 настоящей статьи, и расположенных в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа) на территории Костромской области, других субъектов Российской Федерации (ч.4 ст.3 Закона Костромской области от 05.06.2006г. № 31-4-ЗКО).

Как установлено в ходе рассмотрения дела Л.А.Л. является получателем досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, и с <дата>. состоит на учете в ОГКУ «Центр социальных выплат» как получатель мер социальной поддержки на основании закона Костромской области от 05.06.2006г. № 31-4-ЗКО «О мерах социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» по категории «педагогический работник».

На день рассмотрения спора Л.А.Л. проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит истцу на праве собственности. Кроме истца в принадлежащем ему жилом помещении зарегистрирована его супруга Л.Т.К., которая, в свою очередь, является получателем мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Костромской области от 27.12.2004 № 226-ЗКО «О мерах социальной поддержки ветеранов труда в Костромской области».

Установлено также, что в состав платы за вышеуказанное жилое помещение входит, в том числе плата, за капитальный ремонт и газоснабжение, расходуемое на подогрев пищи и отопление. При этом плата за капитальный ремонт рассчитывается исходя из общей площади жилого помещения (... кв.м.), плата за газоснабжение- исходя из показаний прибора учета.

Вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда города Костромы от 28.05.2018г. признаны незаконными действия ОГКУ «Центр социальных выплат» по приостановлению выплаты Л.А.Л. компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; признано право Л.А.Л. на получение компенсации расходов оплату взноса за капитальный ремонт многоквартирного дома; на ОГКУ «Центр социальных выплат» возложена обязанность возобновить выплату Л.А.Л. денежной компенсации на оплату коммунальных услуг и оплату взноса на капитальный ремонт с <дата>. При этом размер выплачиваемой компенсации предметом рассмотрения спора в суде не являлся.

В соответствии с абз.3 п.5 ст.55 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» в редакции, действовавшей до 11 января 2011 г., педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Указанные нормы, как следует из их содержания, не предполагали какого-либо ограничения права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в том числе, размером приходящейся на долю занимаемой самим педагогическим работником общей площади жилого помещения.

Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение указанной нормы в новой редакции на основании Федерального закона от 29 декабря 2010г. № 439-ФЗ.

В действующей редакции абз.3 п.5 ст.55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» закрепляется право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.

Это подтверждает и ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в ст. ст. 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абз.3 п.5 ст.55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.

Наделение органов государственной власти субъектов РФ правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

Согласно ч.2 ст.4 закона Костромской области от 05.06.2006г. № 31-4-ЗКО «О мерах социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» по категории «педагогический работник» для категорий граждан, указанных в п.7 ч.1 ст.3 настоящего Закона, устанавливаются следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов на оплату жилого помещения без учета нормы предоставления площади жилого помещения;

2) ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов на оплату за следующие коммунальные услуги:

а) электроснабжение в пределах нормативов потребления, утверждаемых исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере государственного регулирования тарифов;

б) отопление жилого помещения (теплоснабжение) без учета нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления;

в) газоснабжение в части расходования природного газа для отопления жилых помещений от газовых котлов в пределах нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере государственного регулирования тарифов, в период отопительного сезона.

В соответствии с ч.2 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в период с апреля 2016г. по настоящее время компенсация истцу по оплате жилого помещения (капитальный ремонт) и коммунальной услуги «отопление» рассчитывается и выплачивается только на долю истца в размере ? от полного размера компенсации.

Согласно пояснениям представителя ответчика, таким образом компенсация рассчитывается в связи с тем, что в жилом помещении зарегистрировано два человека. При этом тот факт, что Л.Т.К. является получателем мер соцподдержки как ветеран труда в данном случае значения не имеет. В любом случае Л.А.Л. компенсация выплачивалась бы в размере 50%, исходя из количества зарегистрированных лиц.

Между тем, действующий в настоящее время порядок предоставления мер социальной поддержки, определенный законом Костромской области от 05.06.2006г. № 31-4-ЗКО, не содержит норм, ограничивающих право педагогических работников на 100% компенсацию расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Напротив, согласно ч.2 ст.3 закона Костромской области от 05.06.2006г. № 31-4-ЗКО право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом имеют члены семьи, постоянно проживающие с гражданами, указанными в части 1 настоящей статьи: супруг (супруга), дети, родители обоих супругов, а также лица, находящиеся на их иждивении.

Суд полагает, что ответчик не обосновал, почему компенсация выплачивается именно в ... доле от начисленной, в то время, как согласно материалов дела Л.А.Л. является собственником жилого помещения в целом, а плата за капитальный ремонт и отопление рассчитывается исходя из общей площади всего жилого помещения и показаний прибора учета соответственно.

В силу ст.ст.30, 153 ЖК РФ обязанность по содержанию и внесению платы за жилое помещения возложена именно на собственника жилого помещения. Члены семьи собственника, в силу ст.31 ЖК РФ несут солидарную (а не долевую, как в данном случае рассчитывает ответчик) ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением.

Поскольку закон Костромской области от 05.06.2006г. № 31-4-ЗКО не устанавливает никаких ограничений размера компенсации, выплачиваемой категории граждан, к которой относится истец, долей общей площади жилого помещения, приходящейся на самого педагогического работника (пенсионера), суд полагает, что ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилья (капитальный ремонт) и коммунальных услуг (отопление) должна предоставляться Л.А.Л. вне зависимости от количественного состава членов его семьи, проживающих с ним в принадлежащем ему жилом помещении.

При этом суд полагает, что получение супругой истца мер соцподдержки как ветеран труда на оплату за жилое помещение в размере, не превышающем ... руб. (Закон Костромской области от 27.12.2004 № 226-ЗКО; Постановление Администрации Костромской области от 28.02.2011 № 53-а), в данном случае юридического значения не имеет, поскольку истец является получателем мер соцподдержки на основании закона Костромской области от 05.06.2006г. № 31-4-ЗКО в размере 100% платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Ограничение в виде предоставления мер соцподдержки только одному члену семьи, установлено ч.5 ст.4 закона Костромской области от 05.06.2006г. № 31-4-ЗКО только в случае, если в одном жилом помещении проживает нескольких граждан, являющихся членами одной семьи и имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом. Между тем, истец и супруга являются получателями мер соцподдержки, предоставленных различными законами Костромской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Л.А.Л. удовлетворить.

Обязать ОГКУ «Центр социальных выплат» произвести перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации Л.А.Л. по оплате за отопление и капитальный ремонт за период с <дата>. по день вынесения решения суда, исходя из 100% размера компенсации.

Возложить обязанность на ОГКУ «Центр социальных выплат» производить расчет и выплату ежемесячной денежной компенсации по оплате за капитальный ремонт и отопление в размере 100% начисленной компенсации.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья И.В. Шувалова