ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1385/2012 от 19.10.2012 Ленинградского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-1385/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 октября 2012 года Ленинградский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Горлова В.С.

при секретаре Орловой Н.И.

с участием прокурора Гузенко В.С.,

главы Куликовского сельского поселения Лимбирис А.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Ленинградского района к администрации Куликовского сельского поселения Ленинградского района о признании незаконным бездействия, выразившееся в не установке межевых знаков, обозначающих границы полосы отвода автомобильных дорог и обязании устранить нарушения закона

УСТАНОВИЛ:

В ходе проводимой прокуратурой района проверки исполнения земельного законодательства при использовании земельных участков, предоставленных для целей дорожного строительства установлено, что на муниципальных дорогах, находящихся в ведении Куликовского сельского поселения Ленинградского района, межевые знаки, обозначающие границы полосы отвода автомобильных дорог, не установлены.

Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Глава Куликовского сельского поселения Лимбирис А.Г. не возражал в удовлетворении искового заявления, просил предоставить отсрочку исполнения указанных нарушений сроком на 1 год.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 15 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

Согласно ч. 1 ст. 25 Закона № 257-ФЗ границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.

Границы полосы отвода автомобильной дороги в зависимости от категории автомобильной дороги, количества полос движения, высоты насыпей или глубины выемок, наличия боковых резервов, крутизны откосов земляного полотна, требований обеспечения безопасности движения и боковой видимости, а также других условий определяются в соответствии с Нормами отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 № 717.

Согласно п. 11 указанных Норм границы полосы отвода предназначены для определения предельных минимальных размеров земельных участков, необходимых для размещения, земельных участков, предназначенных для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог в пределах полосы отвода, шириной не менее 3 метров с каждой стороны дороги, откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки либо от внешней кромки откоса водоотводной канавы (кювета) или иных элементов (сооружений), для размещения указанных в п. 5 данных Норм дорожных элементов (сооружений), а также объектов дорожного сервиса.

В соответствии с ч. 4 ст. 25 Закона № 257-ФЗ земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов.

Из вышеизложенного следует, что полоса отвода автомобильной дороги представляет собой земельный участок (независимо от категории земель), имеющий целевое назначение и подлежащий предоставлению гражданам и юридическим лицам для использования по целевому назначению, т.е является объектом землеустройства в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве».

Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В судебном заседании установлено, что на муниципальных дорогах, находящихся в ведении Куликовского сельского поселения Ленинградского района, межевые знаки, обозначающие границы полосы отвода автомобильных дорог, не установлены.

В результате ранее проведенных проверочных мероприятий прокурором Ленинградского района в адрес главы администрации Куликовского сельского поселения Ленинградского района вносилось представление, однако до настоящего времени имеются нарушения требований Федеральных законов от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до настоящего времени не принято решение о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, а также не утвержден порядок создания и использования, в том числе на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.

Администрацией Куликовского сельского поселения Ленинградского района не разработаны и не утверждены проекты и схемы организации дорожного движения, порядок создания парковочных мест утвержден не был.

Кроме того, администрацией Куликовского сельского поселения Ленинградский район до настоящего времени в нарушение требований Закона Краснодарского края от 04.06.2012 № 2508-КЗ «О перемещении задержанных транспортных средств на специализированные стоянки на территории Краснодарского края, об их хранении, оплате расходов на перемещение и хранение и о возврате транспортных средств» и постановления главы администрации Краснодарского края от 08.04.2004 № 325 «О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 № 759 «Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации» не приняты меры по организации совместно с территориальным органом внутренних дел специализированной муниципальной стоянки для хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы.

Из вышеизложенного следует, что полоса отвода автомобильной дороги представляет собой земельный участок (независимо от категории земель), имеющий целевое назначение и подлежащий предоставлению гражданам и юридическим лицам для использования по целевому назначению, т.е является объектом землеустройства в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве».

Полосы отвода предназначены для определения предельных минимальных размеров земельных участков, необходимых для размещения, земельных участков, предназначенных для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог в пределах полосы отвода, шириной не менее 3 метров с каждой стороны дороги, откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки либо от внешней кромки откоса водоотводной канавы (кювета) или иных элементов (сооружений).

Кроме того, земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов.

Согласно п. 14.6 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, согласованные границы объекта землеустройства закрепляются межевыми знаками, фиксирующими на местности местоположение поворотных точек границ объекта землеустройства.

Таким образом, администрацией Куликовского сельского поселения Ленинградского района не обеспечено определение на местности границ полосы отвода муниципальных автомобильных дорог, находящихся в ее ведении, что может повлечь за собой нарушение неопределенного круга лиц, собственников земельных участков с автомобильными дорогами.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов граждан является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории РФ в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

В силу требований ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом согласно ст. 60 ГК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Судом, с учетом требований ст. 67 ГПК РФ дана оценка всем предоставленным сторонами доказательствам, которые свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора и признать незаконным бездействия администрации Куликовского сельского поселения, выразившееся в не установке межевых знаков, обозначающие границы полосы отвода автомобильных дорог

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 45, 194-198, 254 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации Куликовского сельского поселения, выразившееся в не установке межевых знаков, обозначающие границы полосы отвода автомобильных дорог.

Обязать администрацию Куликовского сельского поселения устранить нарушения закона путем приведения нормативно – правовых актов в соответствие с федеральным законодательством, установить межевые знаки, кроме того, определить на местности границы полосы отвода муниципальных автомобильных дорог.

Предоставить администрации Куликовского сельского поселения отсрочку исполнения решения сроком на 1год.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинградский райсуд в течение одного месяца.

Судья В.С.Горлов

копия верна: судья В.С.Горлов