ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1385/2014 от 25.12.2014 Кумертауского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-1385/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Кумертау 25 декабря 2014 года

Кумертауский городской суд Республики Башкортостан в составе:

Председательствующего судьи Ахметовой О.И.,

при секретаре судебного заседания Абдрахимове М.А.,

с участием представителя ООО «УК РЭУ № 5» Купляниной Е.М., представившей доверенность от <...><...>;

представителя третьего лица МУП «Стройзаказчик» Шариповой Е.М., представившей доверенность от <...> серии <...>2;

третьего лица – Председателя совета многоквартирного дома Филиппова Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационный участок № 5» о понуждении к исполнению предписания,

УСТАНОВИЛ:

Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями по тем основаниям, что ответчик не исполнил предписание данного государственного органа № <...> от <...> по устранению нарушений содержания общего имущества многоквартирного <...>: 10 101 140 –захламление техподполья; 10 301 021 –неисправное состояние входной двери в подъезде № 4; 11 401 010 – в квартирах указанного многоквартирного дома отсутствует заземляющий провод; 10 401 061 в квартирах первых этажей имеются местные просадки полов; 10 301 072 – имеются выбоины, трещины, углубления в ступенях лестничных маршей в подъездах; 10 301 071 – разрушение полов лестничных клеток тамбуров; 10 301 110 – разрушение штукатурного, окрасочного слоев стен лестничных клеток жилого дома; 10 201 020 – пленка пароизоляционная под обрешеткой кровли уложена обратной стороной. Имеются сквозные отверстия, трещины в асбестоцементном покрытии кровли дома. На потолках лестничных клеток дома имеются следы протечек. Трещины в стропильных ногах чердачного помещения. Отсутствует примыкание профильного листа к кровле в местах прохода вентиляционного канала сквозь кровлю дома. Отсутствует надлежащая герметизация кровли в местах прохода канализационных вытяжных труб. Частичное загнивание, отсутствие обрешетки кровли жилого дома; 10 501 013 – на фасаде жилого дома имеются мокрые пятна, в результате негерметичности кровли; 10 501 030 отсутствует металлическое открытие балконных отливов; 10 801 030 отсутствует теплоизоляция, крепления труб в техподполье жилого дома.

Представитель истца в суд не явился, извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил, о наличии уважительных причин, препятствующих явке в суд не сообщил.

Представитель ответчика Куплянина Е.М., полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению в части позиций 10 301 071; 10 301 110; 11 401 010; 10 201 131, 10 201 020 в остальной части представила акты выполненных работ, подтверждающие частичное исполнение предписания истца.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования Шарипова Е.М. пояснила, что МУП «Стройзаказчик» являлось подрядной организацией по ремонту кровли жилого <...>. Недостатки, выявленные Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному надзору в состоянии отремонтированной кровли жилого дома будут устранены в разумные сроки.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные исковые требования – Председатель совета многоквартирного дома Филиппов Ю.А. пояснил, что в настоящее время у собственников дома имеются претензии по нарушениям, отраженных в позициях 10 301 071; 10 301 110; 11 401 010; 10 201 131, 10 201 020 в остальной части предписание государственного органа № <...> от <...> устранено.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу пункта 2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 3, 4, 4.1, 4.2 статьи 20 Жилищного Кодекса РФ в рамках осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля уполномоченные органы вправе проводить плановые и внеплановые проверки, в том числе, по обращениям граждан о нарушении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 6 статьи 20 Жилищного Кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 28.06.2014 г. N 200-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации) орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

В соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2013 г. N 196, Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственный жилищный надзор на территории Республики Башкортостан.

Согласно п. 3.1.17 Положения в соответствии с возложенными на него задачами Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору выполняет функции по надзору и контролю за исполнением требований, содержащихся в выданных предписаниях.

Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением действующих жилищных нормативов, стандартов и правил по использованию, содержанию, техническому обслуживанию и ремонту жилищного фонда Республики Башкортостан в части обеспечения прав и законных интересов граждан и государств, а также по фактам нарушений жилищных нормативов, стандартов и правил вправе выдавать юридическому лицу предписания с указанием срока устранений нарушений, являющиеся обязательными для исполнения, требовать исполнения выданных предписаний.

Судом установлено, что на основании распоряжения заместителя председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору N <...> от <...> в отношении управляющей организации ООО "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационный участок № 5" была проведена внеплановая проверка исполнения предписания N <...> от <...> по жилому дому N 4 по <...>.

В ходе проведения инспекционной проверки должностным лицом - госжилинспектором ФИО7 с участием представителя управляющей организации ООО "УК "РЭУ № 5" – директора Пешехоновой С.М., установлено, что предписание Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору N <...> от <...> не исполнено, не устранены нарушения:

10 101 140 –захламление техподполья;

10 301 021 –неисправное состояние входной двери в подъезде № 4;

11 401 010 – в квартирах указанного многоквартирного дома отсутствует заземляющий провод;

10 401 061 в квартирах первых этажей имеются местные просадки полов;

10 301 072 – имеются выбоины, трещины, углубления в ступенях лестничных маршей в подъездах;

10 301 071 – разрушение полов лестничных клеток тамбуров;

10 301 110 – разрушение штукатурного, окрасочного слоев стен лестничных клеток жилого дома;

10 201 020 – пленка пароизоляционная под обрешеткой кровли уложена обратной стороной. Имеются сквозные отверстия, трещины в асбестоцементном покрытии кровли дома. На потолках лестничных клеток дома имеются следы протечек. Трещины в стропильных ногах чердачного помещения. Отсутствует примыкание профильного листа к кровле в местах прохода вентиляционного канала сквозь кровлю дома. Отсутствует надлежащая герметизация кровли в местах прохода канализационных вытяжных труб. Частичное загнивание, отсутствие обрешетки кровли жилого дома;

10 501 013 – на фасаде жилого дома имеются мокрые пятна, в результате негерметичности кровли;

10 501 030 отсутствует металлическое открытие балконных отливов;

10 801 030 отсутствует теплоизоляция, крепления труб в техподполье жилого дома.

Как следует из объяснений представителей ООО "УК РЭУ № 5" Купляниной Е.М., Председателя Совета многоквартирного дома Филиппова Ю.А. управляющей компанией не устранены нарушения, обозначенные в предписании как позиции: 10 301 071; 10 301 110; 10 201 131, 10 201 020. По позиции 11 401 010 имеется спор по вопросу завышения объема израсходованного материала на производство данного вида работ. В остальной части предписание Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору N <...> от <...> исполнено, что в совокупности с объяснениями сторон подтверждается представленными суду актами выполненных работ.

Согласно пункту 1 статьи 161 Кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В силу пункта 2 статьи 162 Кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

На основании пункта 3 статьи 162 Кодекса в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания) предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Пунктами 16 и 17 Правил содержания определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.

Как следует из статьи 158 Кодекса, пунктов 28 и 31 Правил содержания в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.

В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила эксплуатации). Они зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176 и опубликованы в "Российской газете" 23.10.2003 за N 214.

В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.

Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент рассмотрения настоящего иска ответчиком не исполнено предписание Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору <...> от <...> по позициям 10 301 071; 10 301 110; 10 201 131, 10 201 020. 10 301 071; 10 301 110; 10 201 131, 10 201 020.

По позиции 11 401 010 имеется спор по вопросу завышения объема израсходованного материала на производство данного вида работ. Данное обстоятельство является предметом иного спора и не может рассматриваться как неисполнение предписание государственного органа.

Требование Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору основаны на положениях Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 и подлежит исполнению управляющей компанией в рамках заключенного договора управления многоквартирным жилым домом.

При неисполнении законного требования уполномоченного государственного органа, изложенного в предписании, такая обязанность может быть возложена судом.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационный участок № 5» удовлетворить в части.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационный участок № 5» исполнить предписание Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору № <...> от <...> в части по позициям: 10 301 071; 10 301 110; 10 201 131, 10 201 020. 10 301 071; 10 301 110; 10 201 131, 10 201 020.

Взыскать Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационный участок № 5» в доход бюджета городского округа город Кумертау Республики Башкортостан государственную пошлину <...>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение тридцати дней со дня составления в окончательной форме. Апелляционная жалоба приносится через Кумертауский городской суд Республики Башкортостан.

Председательствующий