Дело № 2-1385/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2014 года город Москва.
Тверской районный суд города Москвы в составе:
председательствующего судьи Комиссарова Е.В.,
при секретаре Маиговой А.С.,
с участием
представителя ответчика ФИО1,
в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Министерству Культуры Российской Федерации о передаче наград на хранение наследникам, третье лицо Муниципальное культурное учреждение «Музейно-культурный центр» (Нижнеудинский краеведческий музей).
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском, в котором просила обязать ответчика передать ей на хранение государственные награды и документы к ним награжденного ФИО4:
- медаль «<данные изъяты>» № приказом 235 стрелкового полка № от ДД.ММ.ГГГГ
- орден <данные изъяты>№ стрелкового корпуса № от ДД.ММ.ГГГГ;
- медаль «<данные изъяты>» № приказом 674 стрелкового полка №/н от ДД.ММ.ГГГГ;
- орден <данные изъяты>№ приказом 79 стрелкового корпуса №/н от ДД.ММ.ГГГГ,
находящиеся в настоящее время на хранении в муниципальном культурном учреждении «Музейно-культурный центр» <адрес>.
В обоснование требований истец указала, что является дочерью ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 являлся участником Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. и был награжден: медалью «<данные изъяты>» № приказом 235 стрелкового полка № от 14.октября 1943 года, орденом <данные изъяты>№ стрелкового корпуса № от ДД.ММ.ГГГГ, медалью «<данные изъяты>» № приказом 674 стрелкового полка №/н от ДД.ММ.ГГГГ, орденом <данные изъяты>№ приказом 79 стрелкового корпуса №/нот ДД.ММ.ГГГГ, медалью «<данные изъяты>» Указ ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ, медалью «<данные изъяты>» Указом ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ, медалью «<данные изъяты>» Указом ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные награды были ему вручены и выдана орденская книжка Б №. В ноябре 2012 года ФИО2. узнала о том, что награды ее отца ФИО4, а именно: две медали «<данные изъяты>» и два ордена <данные изъяты> находятся в музее г. Нижнеудинска Иркутской области. Однако ни она, ни ее близкие родственники указанные награды в музей не передавали. ФИО2. обратилась к директору Муниципального учреждения культуры «Музейно-культурный центр» ФИО5 за разъяснением о возможном возврате перечисленных выше наград. Но директор музея указала на невозможность возврата фронтовых наград ФИО4, ссылаясь на специальные положения учета и хранения государственных наград. Тем не менее, не было сообщено, на основании каких норм закона указанные награды были приняты на хранение, а также порядок их постановки на специальный учет. Ни ФИО2, ни ее ближайшие родственники с заявлениями о передаче наград ФИО4 не обращались. Сведения о включении государственных наград ФИО4 в состав Государственной части музейного фонда отсутствуют. Таким образом, отсутствует юридическое подтверждение принадлежности государственных наград и документов к ним в составе Музейного фонда РФ. При таких обстоятельствах возникает реальная опасность утраты фронтовых наград ФИО4 Данные государственные награды изготовлены не из драгоценных металлов, они являются ценностью для семьи ФИО2., которая относится к ним как к семейным реликвиям. Память об отце ФИО2. в ее семье чтится особо. Много лет члены семьи поддерживают отношения с однополчанами ее отца, встречаются на День победы.
В судебном заседании истец не участвует, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила, представителя для участия в судебном заседании не направила.
Представитель ответчика Министерства культуры Российской Федерации ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица МКУ «Музейно-культурный центр» (Нижнеудинский краеведческий музей) в судебном заседании не участвует, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск, в котором требования не признал.
Дело рассмотрено в отсутствие истца и представителя третьего лица, в порядке статьи 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1185 ГК РФгосударственные награды, которых был удостоен наследодатель, могут быть наследникам и другим лицам в порядке, установленном законодательством.
Порядок передачи и хранения государственных наград после смерти награжденного регулируется Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 07 сентября 2010 года № 1099.
В судебном заседании установлено: ФИО2 является дочерью ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО4 являлся участником Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. и был награжден:
- медалью «<данные изъяты>» № приказом 235 стрелкового полка № от 14.октября 1943 года;
- орденом <данные изъяты>№ стрелкового корпуса № от ДД.ММ.ГГГГ;
- медалью «<данные изъяты>» № приказом 674 стрелкового полка №/н от ДД.ММ.ГГГГ;
- орденом <данные изъяты>№ приказом 79 стрелкового корпуса №/нот ДД.ММ.ГГГГ;
- медалью «<данные изъяты>» Указ ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ;
- медалью «<данные изъяты>» Указом ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ;
- медалью «<данные изъяты>» Указом ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные награды были ему вручены и выдана орденская книжка Б №.
Две медали «<данные изъяты>» и два ордена <данные изъяты>ФИО4 в настоящее время находятся в МКУ «Музейно-культурный центр» (Нижнеудинский краеведческий музей).
В обоснование требований истец указала, что ни она, ни ее близкие родственники указанные награды в музей не передавали. ФИО2 обратилась к директору Муниципального учреждения культуры «Музейно-культурный центр» ФИО5 за разъяснением о возможном возврате перечисленных выше наград. Но директор музея указала на невозможность возврата фронтовых наград ФИО4, ссылаясь на специальные положения учета и хранения государственных наград. Тем не менее, не было сообщено, на основании каких норм закона указанные награды были приняты на хранение, а также порядок их постановки на специальный учет. Ни ФИО2, ни ее ближайшие родственники с заявлениями о передаче наград ФИО4 не обращались. Сведения о включении государственных наград ФИО4 в состав Государственной части музейного фонда отсутствуют. Таким образом, отсутствует юридическое подтверждение принадлежности государственных наград и документов к ним в составе Музейного фонда РФ.
Вместе с тем, довод истца об отсутствии юридического подтверждения принадлежности спорных наград к Музейному фонду в ходе рассмотрения дела своего подтверждения не нашел.
ФИО4, собственником рассматриваемых наград, умер в 1969 году.
До принятия Федерального закона от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» действовал иной порядок учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций.
Так, в соответствии с п. 3.1 приказа Министерства культуры СССР от 27 декабря 1988 года № 483 «Об утверждении Положения о Музейном фонде СССР» музейный фонд Союза СССР представляет собой совокупность движимых памятников отечественной и зарубежной истории и культуры, имеющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, хранящихся на территории СССР, в том числе в музеях, находящихся в ведении учреждений, организаций и предприятий. Основными хранилищами Музейного фонда Союза СССР являются музеи, находящиеся в ведении предприятий, учреждений и организация.
В соответствии с п. 100 Приказом Минкультуры СССР от 17 июля 1985 года «Об утверждении Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР», все предметы, поступившие в музей на постоянное хранение, после актирования и рассмотрения на фондово-закупочной комиссии в течение месяца вносятся в книги поступлений основного или научно-вспомогательного фонда. При этом действовавший ранее приказ Министерства культуры СССР от 23 декабря 1971 года № 754 «О введении в действие «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей в художественных музеях и художественных отделах музеев системы Министерства культуры СССР» предусматривал такой же порядок
Таким образом, поскольку спорные награды поступили в Центр до 1996 года, они входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации в силу п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 № 179 «Об утверждении Положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26 мая 2013 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» его действие распространяется на все действовавшие на момент принятия закона и вновь создаваемые в Российской Федерации музеи.
В соответствии с пп. 2 и 3 Положения о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 года № 179, музейные предметы и музейные коллекции (независимо от источников поступления), находившиеся в собственности бывшего СССР и РСФСР до принятия Федерального закона от 26 мая 2013 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», входят в состав Музейного фонда Российской Федерации.
При этом следует иметь в виду, что, поскольку музейные предметы, находившиеся в музеях и иных организациях до 1996 года, на момент принятия Федерального закона от 26 мая 2013 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» являлись предметами Музейного фонда Союза ССР и, соответственно, уже относятся к Музейному фонду Российской Федерации, повторное прохождение процедуры включения в состав Музейного фонда Российской Федерации не требуется.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 26 мая 2013 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» музейные предметы, поступившие в государственные музеи и иные организации после 1996 года, независимо от источников поступления, подлежат включению в состав Музейного фонда Российской Федерации и считаются включенными в его состав после регистрации соответствующего факта в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.
Таким образом, музейные предметы, внесенные в книги поступлений (инвентарные книги) основного фонда Центра, являются музейными предметами, входящими в состав Музейного фонда Российской Федерации.
Исключение музейных предметов и музейных коллекций из состава
Музейного фонда Российской Федерации производится Минкультуры России в порядке, устанавливаемом положением о Музейном фонде Российской Федерации, после проведения соответствующей экспертизы.
При этом решения об исключении музейных предметов и музейных коллекций из состава фонда могут быть приняты Министерством культуры Российской Федерации в следующих случаях:
- утрата и разрушение музейных предметов и музейных коллекций или обмен их на другие музейные предметы и музейные коллекции;
- ошибочность экспертного заключения о культурно - историческом значении, физическом состоянии и других особенностям указанных предметов и коллекций, на основании которого было принято решение об их включении в состав фонда;
-соответствующее судебное решение, вступившее в силу.
Оспариваемые предметы были включены в Государственную часть Музейногофонда Российской Федерации в силу закона. Центр получил спорные награды от их собственника - ФИО4, что истицей не оспаривается, соответственно, основания для исключения музейных предметов отсутствуют.
Кроме того, в соответствии с п. 49 указа Президента Российской Федерации от 07 сентября 2010 года № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» переданные музеям на постоянное хранение и для экспонирования государственные награды не возвращаются.
Одновременно суд отклоняет довод истца от отсутствии договора дарения спорных наград, по следующим основаниям.
Действовавший на момент смерти ФИО4 порядок передачи наград не предполагал составления ни договора дарения, ни письменного соглашения о передаче наград музею.
Возможность заключения договора дарения возникла только с принятием Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07 сентября 2010 года № 1099.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством экспонирование переданных наград является правом, а не обязанностью музея.
Согласно п. 1 постановления Президиума Верховного Совета СССР от 07 июля 1941 года «Об орденах и медалях СССР умерших или безвестно отсутствующих награжденных» установлено, что после смерти или в случае безвестного отсутствия награжденных все медали СССР должны быть возвращены в Президиум Верховного Совета СССР.
Следовательно, на момент смерти ФИО4 все медали и награды подлежали возврату государству, а не наследникам.
Передача наследникам медалей и наград стала возможна только с принятием Положения о государственных наградах в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 02 марта 1994 года№ 442
Таким образом, истцом не представлено достаточной совокупности доказательств, свидетельствующих о нарушении процедуры передачи спорных предметов музею, судом таких нарушений не установлено, кроме того, отсутствие на момент передачи наград музею регламентированного порядка такой передачи, не исключает наличие устного согласия на совершение таких действий.
Кроме того, спорные награды находятся во владении МКУ «Музейно-культурный центр», которое является самостоятельным юридическим лицом, по совершенным сделкам несет юридическую ответственность самостоятельно и не является подведомственным Минкультуры России учреждением, в связи с чем исковые требования к Министерству культуры Российской Федерации заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении искового заявления ФИО2 к Министерству Культуры Российской Федерации о передаче наград на хранение наследникам, третье лицо Нижнеудинский краеведческий музей, - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский городской суд через Тверской районный суд города Москвы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Е.В. Комиссаров