Дело № 2-1385/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Выкса 28 ноября 2017года
Выксунский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Власовой И.Н., при секретаре Бушуевой О.В., с участием истца ФИО1, представителя интересов ответчика администрации городского округа город Выкса Нижегородской области ФИО2, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
ФИО1 к Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области, Государственному казенному учреждению Нижегородской области «Управление социальной защиты населения городского округа город Выкса Нижегородской области о признании права на получение материальной помощи за утрату имущества
установил :
ФИО1 обратился с исковыми требованиями к администрации городского округа город Выкса Нижегородской области, Государственному казенному учреждению Нижегородской области «Управление социальной защиты населения городского округа город Выкса Нижегородской области о признании права на получение материальной помощи за утрату имущества во время пожара, произошедшего … года в размере … рублей.
Исковые требования мотивированы следующим. ФИО1 с … года проживал и был зарегистрирован по адресу: …. вместе с членами своей семьи. Приговором Выксунского городского суда Нижегородской области от ….. истец был осужден по статье … УК РФ и ему было назначено наказание в виде лишения свободы на срок … лет. Постановлением ….. районного суда от …. г. срок наказания снижен до ….. Истец содержался в местах лишения свободы до … г., откуда был освобожден по отбытию срока наказания. … г. в результате стихийного бедствия - лесного пожара, жилой дом, расположенный по адресу: ….. сгорел. Так же сгорело и все находящееся в доме имущество, что подтверждается справкой, выданной Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу город Выкса ГУ МЧС России по Нижегородской области №… от … г., До лишения свободы указанное жилое помещение было единственным местом постоянного жительства истца, огнем были уничтожены личные вещи истца, мебель, предметы домашней обстановки. Истец не был включен в списки граждан, пострадавших в результате стихийного бедствия 2010 года- пожара, поскольку, на момент формирования списков находился в местах лишения свободы. Поскольку истец претендует на получение материальной помощи за утраченное имущество, он вынужден обратиться в судебном порядке за защитой своих имущественных прав. В …. г. истец обратился в администрацию городского округа город Выкса с заявлением о получении денежной компенсации за утраченное имущество в результате чрезвычайной ситуации, вызванной природными пожарами 2010 года. Истцу было отказано в компенсационной выплате, рекомендовано обратиться в суд. Постановлением Правительства Нижегородской области от 02 августа 2010 года № 460 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате природных пожаров, произошедших на территории Нижегородской области в 2010 году. В соответствии с п. 1.2 указанного Порядка, гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, оказываются в т.ч. следующие меры социальной поддержки: материальная помощь в связи с утратой имущества: при утрате жилого помещения, либо жилого помещения и надворных построек при наличии регистрации граждан по месту жительства (месту пребывания) (далее - регистрация) в данном жилом помещении в размере 200000 рублей на каждого члена семьи за счет средств федерального и областного бюджетов в соотношении 50/50; при утрате жилого помещения либо жилого помещения и надворных построек при отсутствии регистрации граждан в данном жилом помещении при наличии справки администрации муниципального образования (городского или сельского поселения) Нижегородской области по месту нахождения жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации, подтверждающей факт проживания в утраченном (частично утраченном) жилом помещении, в размере 200000 рублей на каждого члена семьи за счет средств федерального и областного бюджетов в соотношении 50/50; Согласно п.2 ч.1 статьи 5 Закона Нижегородской области 16.11.2010г.N177 «О мерах социальной поддержки граждан, пострадавших в результате природных пожаров, произошедших на территории Нижегородской области в 2010 году», при утрате жилого помещения, либо жилого помещения и надворных построек при отсутствии регистрации граждан по месту жительства (месту пребывания) в данном жилом помещении при наличии справки администрации муниципального образования (городского или сельского поселения) Нижегородской области по месту нахождения жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации, подтверждающей факт проживания в утраченном (частично утраченном) жилом помещении, - в размере 200 тысяч рублей на каждого члена семьи.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, дополнительно пояснив, что после расторжения брака в … года он перевез свои вещи из дома расположенного по адресу: …., принадлежащего его …. В.Я., в дом к …, расположенный по адресу: …., где он был зарегистрирован. Он перевез: кухонный гарнитур, кровать, две тумбочки, комод, телевизор, компьютер, магнитофон, полку под телевизор, ковры и паласы. Дом, расположенный по адресу: …., решили продать. Затем … года он был заключен под стражу. Все его имущество осталось в доме у родителей. Когда … года случился пожар, то все имущество сгорело, спасти ничего не удалось. О том, что произошел пожар, он узнал вечером того, же дня … года. Он знал, что не включен в списки лиц на получение мер социальной поддержки за утрату имущества, т.к. его … - В.Я. ему сказала, что ей объяснили в администрации города, что когда он освободится, то пусть придет со справкой об освобождении, тогда и получит деньги за утрату имущества. Из мест лишения свободы он не мог написать, т.к. оттуда невозможно обратиться с заявлением.
Представитель ответчика администрации городского округа город Выкса Нижегородской области ФИО2 с исковыми требованиями ФИО1 не согласилась, пояснив следующее. От истца заявлений на включение его в списки граждан имеющих право на предоставление мер социальной поддержки не поступало. Он был информирован о пожаре. У администрации городского округа город Выкса Нижегородской области нет полномочий по выделению денег, администрация только составляла списки граждан. Просит применить к требованиям ФИО1 срок исковой давности и в иске отказать.
Представитель ответчика Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения городского округа город Выкса» своего представителя в судебное заседание не правил. Представив ходатайство, в котором просил рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя и в иске отказать.
Привлеченное к участию в деле в качестве соответчика Министерство социальной политики Нижегородской области, будучи извещенным о дне и месте рассмотрения дела своего представителя в судебное заседание не направило. Представило отзыв, котором указало, что по информации администрации г.о.г.Выкса Нижегородской области, в рамках постановления Правительства Нижегородской области от 02.08.2010 № 460, которым утвержден порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате природных пожаров, произошедших в Нижегородской области в 2010 году, членам семьи ФИО1 была оказана материальная помощь. ФИО1 в период отбытия наказания в местах лишения свободы (с …) для включения в списки граждан, обладающих правом на получение мер социальной поддержки в связи с утратой имущества в результате природного пожара, не обращался. Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года. Учитывая, что доказательств, указывающих на невозможность обращения за получением компенсационной выплаты, истцом не представлено, ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока им не заявлено, полагают, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.4 Закона Нижегородской области от 16.11.2010 №177-З "О мерах социальной поддержки граждан, пострадавших в результате природных пожаров, произошедших на территории Нижегородской области в 2010 году" Граждане, пострадавшие в результате пожаров, имеют право на следующие меры социальной поддержки: 2) материальная помощь в связи с утратой имущества в результате природных пожаров, произошедших на территории Нижегородской области в 2010 году (далее - материальная помощь в связи с утратой имущества), в случаях и размерах, установленных статьей 5 настоящего Закона….
Согласно ст.5 Закона НО №177-З материальная помощь в связи с утратой имущества оказывается в следующих случаях и размерах: 1) при утрате жилого помещения либо жилого помещения и надворных построек при наличии регистрации граждан по месту жительства (месту пребывания) в данном жилом помещении - в размере 200 тысяч рублей на каждого члена семьи; 2) при утрате жилого помещения либо жилого помещения и надворных построек при отсутствии регистрации граждан по месту жительства (месту пребывания) в данном жилом помещении при наличии справки администрации муниципального образования (городского или сельского поселения) Нижегородской области по месту нахождения жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации, подтверждающей факт проживания в утраченном (частично утраченном) жилом помещении, - в размере 200 тысяч рублей на каждого члена семьи; 3) при утрате жилого помещения либо жилого помещения и надворных построек при отсутствии регистрации граждан по месту жительства (месту пребывания) в данном жилом помещении - в размере 200 тысяч рублей собственнику данного жилого помещения либо сособственникам данного жилого помещения (в равных долях - при общей совместной собственности на жилое помещение либо пропорционально доли каждого в праве общей долевой собственности на жилое помещение - при общей долевой собственности на жилое помещение);…2. Материальная помощь в связи с утратой имущества выплачивается гражданину по одному из оснований, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
Согласно ст.10 Закона НО №177-З Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате пожаров, и членам семей погибших (умерших) граждан устанавливается Правительством Нижегородской области.
В целях реализации распоряжений Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 года N 1286-р и от 20 августа 2010 года N 1400-р, в связи с ситуацией, вызванной природными пожарами в Нижегородской области, Правительством Нижегородской области Постановлением от 02.08.2010 №460 (с изменениями и дополнениями) был утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате природных пожаров, произошедших на территории Нижегородской области в 2010 году, в соответствии с п.1.2 которого гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, оказываются следующие меры социальной поддержки: материальная помощь на приобретение предметов первой необходимости в размере 10000 рублей каждому гражданину, пострадавшему от чрезвычайной ситуации; материальная помощь в связи с утратой имущества: - при утрате жилого помещения либо жилого помещения и надворных построек при наличии регистрации граждан по месту жительства (месту пребывания) (далее - регистрация) в данном жилом помещении в размере 200000 рублей на каждого члена семьи за счет средств федерального и областного бюджетов в соотношении 50/50; - при утрате жилого помещения либо жилого помещения и надворных построек при отсутствии регистрации граждан в данном жилом помещении при наличии справки администрации муниципального образования (городского или сельского поселения) Нижегородской области по месту нахождения жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации, подтверждающей факт проживания в утраченном (частично утраченном) жилом помещении, в размере 200000 рублей на каждого члена семьи за счет средств федерального и областного бюджетов в соотношении 50/50… Согласно п.1.3 Порядка право на оказание материальной помощи имеют граждане, утратившие имущество в результате чрезвычайной ситуации, произошедших в 2010 году на территории Нижегородской области. Материальная помощь в связи с утратой имущества выплачивается гражданину по одному из предусмотренных пунктом 1.2 настоящего Порядка оснований.
В соответствии с п.2.1 данного Порядка местная администрация муниципального района (городского округа) Нижегородской области, на территории которого произошла чрезвычайная ситуация (далее - администрация), в течение пяти рабочих дней со дня поступления информации от сельских администраций формирует и утверждает список лиц, утративших имущество вследствие чрезвычайной ситуации, по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, и в течение двух рабочих дней направляет его в территориальные органы министерства социальной политики Нижегородской области - управлениями социальной защиты населения.
Судом установлено, что решением Выксунского городского суда Нижегородской области от ….. года установлен факт владения и пользования А.Х. (… истца) жилым домом общей площадью … кв.м., расположенным по адресу: ….. Свои требования А.Х. мотивировал тем, что указанный дом принадлежал ему на основании договора купли-продажи от …. г., зарегистрированного в БТИ по реестру за №… от … г. По договору купли-продажи общая площадь жилого дома составляла … кв.м. В период с … г. по … г. заявителем было произведено переоборудование жилого дома, в результате чего его общая увеличилась и стало равной … кв.м. Во время стихийного бедствия – пожара, произошедшего 29.07.2010 г., жилой дом полностью сгорел.
В указанном доме с … года по … год был зарегистрирован истец ФИО1.
Приговором Выксунского городского суда от …. г. истец был осужден по статье …. УК РФ и ему было назначено наказание в виде лишения свободы на срок.. лет. Постановлением …. районного суда от …. г. срок наказания снижен до ….. Истец содержался в местах лишения свободы до … г., откуда был освобожден по отбытию срока наказания.
Из материалов дела усматривается, что 29.07.2010 г. в результате перехода огня с лесного пожара сгорел дом и находящееся в нем имущество, расположенный по адресу: ….. (справка от … года).
Как пояснил истец ФИО1, в указанном доме находилось его имущество, а именно: кухонный гарнитур, кровать, две тумбочки, комод, телевизор, компьютер, магнитофон, полка под телевизор, ковры и паласы.
Допрошенный в качестве свидетеля А.Х. показал, что ФИО1, является его ….. Дом №… был построен их семьей, у каждого была своя комната. Когда был пожар в 2010 г., …. находился в местах лишения свободы. Он состоял в браке, к тому времени брак расторгли. В доме оставались его вещи, которые сгорели, это шифоньер, стенка, телевизор, кровать двуспальная, две тумбочки, табуретки, два палоса, пылесос, холодильник. Все эти вещи сгорели, и одежда его тоже. … находился 10 лет в заключении. Он связывался с ним каждый месяц, по телефону. В июле 2010 года тоже связывался,.. знал, что произошел пожар. Документы все сгорели.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68- ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей.
Согласно 4.1 ст. 18 указанного Закона N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч.2 ст. 18 Закона N 68-ФЗ).
Финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации (4.1 ст.24 Закона N 68-ФЗ).
Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления (ч.1 ст.25 Закона N 68-ФЗ).
Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (ч.2 ст.25 Закона N 68-ФЗ).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.08.2010 N 460 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате природных пожаров, произошедших на территории Нижегородской области в 2010 году" (далее - Порядок предоставления мер социальной поддержки) была определена категория граждан, которым было установлено предоставить меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты материальной помощи в связи с утратой имущества в размере 200000 руб. и 10000 рублей на приобретение предметов первой необходимости (п. 1.2 Постановления).
Как установлено судом и следует из материалов дела выплата материальной помощи в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 02 августа 2010 года № 460 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате природных пожаров, произошедших на территории Нижегородской области в 2010 году», осуществлялась на основании списка лиц, утративших имущество вследствие чрезвычайной ситуации сформированного администрацией муниципального городского округа Выкса. Истец ФИО1 в списках отсутствовал. ФИО1 меры социальной поддержки не назначались и не выплачивались. По данному адресу …. предоставлена материальная помощь пострадавшим от пожара следующим гражданам: Ал.А., … г.р.; Алф.А., … г.р.; А.Х., … г.р.; Ан.А., … г.р.; Ар.А., … г.р.; В.Я. … г.р.; С.В. … г.р.; В.А., … г.р.;
При этом ФИО1 до момента своего освобождения из мест лишения свободы (… года) с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки не обращался.
Ответчиками по делу, администрацией городского округа город Выкса Нижегородской области и Министерством социальной политики Нижегородской области заявлено о применении к требованиям ФИО1 срока исковой давности.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 указанного Кодекса.
В силу пунктов 1, 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Проанализировав заявления представителей ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности, суд, применительно к положениям п. 1 ст. 196 ГК РФ и п. 2 ст. 200 ГК РФ приходит к выводу о пропуске истцом ФИО1 данного срока, учитывая следующие обстоятельства.
Истец ФИО1 в ходе судебного заседания подтвердил, что о том, что произошел пожар он узнал вечером того же дня 29.07.2010 года.
Данные обстоятельства также подтвердил в своих показаниях свидетель А.Х..
Кроме того, истец показал, что он знал о том, что не включен в списки граждан, формируемые для предоставления мер социальной поддержки от своей …. В.Я., данные списки были сформированы 19.08.2010 года, при этом исковое заявление о признании права на получение мер социальной поддержки подано истцом только 19.09.2017 года, то есть с пропуском установленного законом срока исковой давности.
Заявлений о восстановлении срока исковой давности со стороны истца суду не поступало, обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для восстановления данного срока судом также установлено не было.
Доводы ФИО1 относительно невозможности обращения из мест лишения свободы с какими- либо заявлениями или жалобами, суд находит несостоятельными ввиду следующего.
Согласно ст.91 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности.
Получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения, за исключением случаев, указанных в части четвертой статьи 15 настоящего Кодекса. Срок осуществления цензуры составляет не более трех рабочих дней, а в случае, если письма, почтовые карточки и телеграммы написаны на иностранном языке, - не более семи рабочих дней.
Переписка осужденного с защитником или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, если администрация исправительного учреждения располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль писем, почтовых карточек, телеграфных и иных сообщений осуществляется по мотивированному постановлению начальника исправительного учреждения или его заместителя.
При этом, каких-либо доказательств, свидетельствующих об обстоятельствах препятствующих ФИО1 в установленный законом срок обратиться с соответствующим заявлением из мест лишения свободы истцом суду не представлено.
Кроме того, согласно ч.1 ст.48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
Согласно ч.2 ст.53 ГПК РФ доверенности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены в нотариальном порядке либо организацией, в которой работает или учится доверитель, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом, управляющей организацией по месту жительства доверителя, администрацией организации социального обслуживания, в которой находится доверитель, а также стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении, командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования, если доверенности выдаются военнослужащими, работниками этих части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования или членами их семей. Доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего места лишения свободы.
Данных свидетельствующих о невозможности выдачи и удостоверения доверенности от имени ФИО1 на предоставление его интересов в период нахождения ФИО1 в местах лишения свободы, суду также не представлено.
Таким образом, при наличии заявления представителей ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности и применении последствий его пропуска, суд в соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации приходит к выводу об отказе ФИО1 в удовлетворении его исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
ФИО1 в удовлетворении исковых требований о признании за ним права на получение материальной помощи за утрату имущества во время пожара, произошедшего 29.07.2010 года в размере 200 000,00 рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Выксунский городской суд в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.
Судья- Власова И.Н.