ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1385/2021 от 18.11.2021 Рязанского районного суда (Рязанская область)

Номер производства 2-1385/2021

УИД: 62RS0-95

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

<адрес> 18 ноября 2021 года

Рязанский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Климаковой Л.И.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> к ФИО2 о принудительном изъятии и продажи с публичных торгов земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истец Министерство имущественных и земельных отношений <адрес> обратилось в суд с иском к ФИО2 о принудительном изъятии и продажи с публичных торгов земельного участка и в обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ из Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям (далее – Россельхознадзор) в адрес Минимущества в целях инициирования процедуры принудительного изъятия неиспользуемого более трех лет с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования по целевому назначению земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения поступили копии материалов проверок в отношении землепользователя ФИО2, которому принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью 406 000 кв.м., по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации //2015-5/2. Истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ при проведении Россельхознадзором внеплановой выездной проверки на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ/фз в отношении ответчика на спорном земельном участке было установлено зарастание сорной растительностью (злаковые сорняки, пижма обыкновенная, полынь горькая, пырей ползучий и другие) и отдельно-стоящей древесно-кустарниковой растительностью (сосна высотой до 7 м) на 100 % площади участка, земельный участок не вспахан, для сельскохозяйственного производства, сенокошения и пастбища не используется и не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв, а также не проводятся агротехнические и агрохимические мероприятия. Высота сорной растительности до 80 см, данная сорная растительность относится к многолетним корнестержневым и многолетним корнеотпрысковым растениям с периодом жизненного цикла от 4 до 10 лет. В связи с выявленными в ходе проверок нарушениями, допущенными ответчиком, уполномоченным должностным лицом Россельхознадзора было вынесено предписание устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ зарастание земельного участка от сорной и древесно-кустарниковой растительности путем проведения агротехнических (перепахивание, выкашивание и другие), агрохимических (применение гербицидов и другие), фитосанитарных (применение научно обоснованных приемов выявления устранения засоренности почв сорными растениями и др.) мероприятий в соответствии с требованиями действующего законодательства. Кроме того, на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ/з, ответчик был признан виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ и ФИО2 было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000,00 рублей.

Также истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Россельхознадзора от ДД.ММ.ГГГГ/вп была проведена еще выездная проверка на предмет исполнения ФИО2 предписания Россельхознадзора в отношении спорного земельного участка, по результатам которой на спорном земельном участке на момент осмотра было установлено, что предписание не исполнено, а нарушения не устранены, зарастание от сорной и древесной растительности не устранено, а также на участке обнаружено два места захламления древесными и строительными отходами, в связи с чем Россельхознадзором в адрес ФИО2 вновь было направлено предписание об устранении выявленного нарушения земельного законодательства со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Также истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на основании приказов от ДД.ММ.ГГГГ/вп, от ДД.ММ.ГГГГ/вп соответственно были проведены внеплановые выездные проверки на предмет исполнения ответчиком предписаний Россельхознадзора в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:15:0060425:129, по результатам которых установлено, что предписания не были исполнены и нарушения не устранены, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на основании приказов от ДД.ММ.ГГГГ/вп, от ДД.ММ.ГГГГ/вп соответственно были проведены внеплановые выездные проверки исполнения ФИО2 предписаний Россельхознадзором в отношении указанного земельного участка, по результатом которых установлено, что указанные нарушения не устранены. В связи с чем истец полагает, что поскольку в результате неоднократных проверок соблюдения земельного законодательства достоверно установлено, что земельный участок с кадастровым номером 62:15:0060425:129 не используется собственником для установленных целей - ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности более 3 лет подряд с момента выявления Россельхознадзором факта неиспользования указанного земельного участка, а поэтому имеются все правовые основания для принудительного изъятия у ФИО2, принадлежащего ему на праве собственности спорного земельного участка с целью его продажи с публичных торгов и просит изъять у ответчика, принадлежащий ей на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 62:15:0060425:129, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью 406 000 кв.м., местоположение: <адрес>, в районе <адрес>, с целью его продажи с публичных торгов и определить начальной продажной ценой изъятого земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения на публичных торгах в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с ФЗ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».

Представитель истца в судебное заседание не явился, уведомил суд о рассмотрении дела в его отсутствие, и просил заявленный иск удовлетворить.

Ответчик в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом по указанному в иске адресу, об отложении слушания дела не просил, причин неявки суду не сообщил, представил суду письменный отзыв на исковое заявление, который приобщен к материалам дела, и просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещен своевременно по указанному в иске адресу, об отложении слушания дела не просил.

В соответствии с п. п. 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

Материалами дела подтверждается, что определение суда от ДД.ММ.ГГГГ о принятии, подготовке дела к судебному разбирательству, и назначении беседа по настоящему делу, было направлено по адресу, указанному в исковом заявлении, однако было возвращено, как неполученное адресатом, при этом, последующие судебные повестки, были получены ответчиком и его представителем, что подтверждается судебными повестками и реестром почтовых отправлений.

В связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Исследовав письменные доказательства, представленные сторонами в силу ст.56 ГПК РФ, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на соответствующие категории, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Земли сельскохозяйственного назначения на основании п. 1 ст. 78 ЗК РФ могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

В соответствии с п.1 ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ и федеральными законами.

Пунктом 1 статьи 43 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено ЗК РФ, федеральными законами.

Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных статьей 42 ЗК РФ (пункт 2).

За неисполнение указанных обязанностей законом предусмотрена возможность изъятия земельного участка, который не используется в соответствии с его назначением (ст. 284 ГК РФ) и который используется с нарушением земельного законодательства (ст. 285 ГК РФ).

Применительно к земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения порядок изъятия данных земельных участков предусмотрен ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положение), государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.

В соответствии с пунктом 8 Положения, территориальные органы Россельхознадзора разрабатывают ежегодные планы проведения плановых проверок независимо друг от друга в отношении территории субъекта Российской Федерации, в котором указанные органы осуществляют свою деятельность.

В качестве основания для проведения внеплановых проверок при осуществлении государственного земельного надзора Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами используются индикаторы риска нарушения обязательных требований, утверждаемые Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (п. 11(2) Положения).

Как следует из материалов дела, ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 62:15:0060425:129, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью 406 000 кв.м., местоположение: <адрес>, в районе <адрес>, обременений в виде ипотеки на земельный участок не зарегистрировано, что подтверждается выпиской из ЕГРН, представленной в материалы дела, и данное право никем не оспорено.

Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ при проведении Россельхознадзором внеплановой выездной проверки на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ/фз в отношении ответчика ФИО2 на спорном земельном участке было установлено зарастание сорной растительностью (злаковые сорняки, пижма обыкновенная, полынь горькая, пырей ползучий и другие) и отдельно-стоящей древесно-кустарниковой растительностью (сосна высотой до 7 м) на 100 % площади участка, земельный участок не вспахан, для сельскохозяйственного производства, сенокошения и пастбища не используется и не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв, а также не проводятся агротехнические и агрохимические мероприятия. В связи с выявленными в ходе проверок нарушениями, уполномоченным должностным лицом Россельхознадзора в адрес ФИО2 было вынесено предписание устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ зарастание земельного участка от сорной и древесно-кустарниковой растительности путем проведения агротехнических (перепахивание, выкашивание и другие), агрохимических (применение гербицидов и другие), фитосанитарных (применение научно обоснованных приемов выявления устранения засоренности почв сорными растениями и др.) мероприятий в соответствии с требованиями действующего законодательства. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ/з, ответчик был признан виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ и ФИО2 было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000,00 рублей.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Россельхознадзора от ДД.ММ.ГГГГ/вп была проведена еще выездная проверка на предмет исполнения ФИО2 предписания Россельхознадзора в отношении земельного участка КН , по результатам которой на спорном земельном участке на момент осмотра было установлено, что предписание не исполнено, а нарушения не устранены, а также на участке обнаружено два места захламления древесными и строительными отходами, в связи с чем Россельхознадзором в адрес ФИО2 вновь было направлено предписание об устранении выявленного нарушения земельного законодательства со сроком его исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Также ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на основании приказов от ДД.ММ.ГГГГ/вп и от ДД.ММ.ГГГГ/вп соответственно были проведены еще внеплановые выездные проверки на предмет исполнения ответчиком предписаний Россельхознадзора в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:15:0060425:129, по результатам которых установлено, что предписания так и не были исполнены, а нарушения не были устранены. В дальнейшем Россельхознадзором была продолжена работа по проверки ответчика на предмет использования им предписаний в отношении спорного земельного участка, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на основании приказов от ДД.ММ.ГГГГ/вп и от ДД.ММ.ГГГГ/вп соответственно были вновь проведены внеплановые выездные проверки исполнения ФИО2 предписаний Россельхознадзором в отношении указанного земельного участка, при этом исполнение предписания не было исполнено и нарушения земельного законодательства по использованию спорного земельного участка не были устранены. Указанные юридически значимые обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, представленными в материалы гражданского дела, которые не законными не признаны и не оспорены ответчиком, доказательств обратного ответчиком не представлено и в материалах дела такие доказательства отсутствуют. Кроме того, обстоятельств, исключающих такое использование судом не установлено и ответчик на такие обстоятельства не ссылается.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации.

Согласно указанному Постановлению Правительства РФ, неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

на сенокосах не производится сенокошение;

на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;

на пастбищах не производится выпас скота;

на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;

залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;

закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Таким образом, в РФ установлен приоритет использования земель сельскохозяйственного назначения.

Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным ст. 6 Федерального закона N 101-ФЗ, может осуществляться при условии не устранения указанных в настоящей статьи фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.

Согласно п. 7 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления материалов, указанных в п. 6 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных п. 2 и п. 3 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В соответствии с п. 52 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений <адрес>, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство вправе обращаться в суд с требованием о понуждении собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Судом установлено, что Россельхознадзор обратился в Министерство имущественных и земельных отношений <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ о направлении материалов для инициирования процедуры принудительного изъятия земельного участка из земель сельхозназначения, с приложением материалов государственного земельного надзора в отношении ФИО2, а в суд Министерство имущественных и земельных отношений <адрес> обратилось с настоящим исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом на почтовом конверте. Таким образом, срок, установленный законом, для обращения в суд истцом не пропущен.

При рассмотрении требований об изъятии земельных участков необходимо учитывать, что в соответствии с п. 6 ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным ст. 6, может осуществляться при условии не устранения указанных в пунктах 3 и 4 ст. 6 фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.

Суд установил факт неиспользования ответчиком земельного участка по целевому назначению и характер выявленных нарушений обязательных требований земельного законодательства РФ, что подтверждается материалами государственного земельного контроля, приобщенных к настоящему делу, в том числе актами административного обследования объекта земельных отношений, проведенными Управлением Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям, признаки использования по целевому назначения земельного участка с кадастровым номером 62:15:0060425:129 более 3-х лет подряд с момента выявления этих фактов, отсутствуют, кроме того, за нарушение земельного законодательства ответчик привлекался к административной ответственности с назначением наказания в виде наложения штрафа.

Таким образом, установив факты ненадлежащего использования ответчиком земельного участка после назначения административного наказания, и факты не устранения нарушения земельного законодательства в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предупреждением, и соблюдение уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесшее предупреждение, процедуры направления материалов об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Согласно положениям п. 10 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в соответствии с которым начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов. Способ определения начальной цены изъятого земельного участка на публичных торгах указывается в решении суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

С учетом того, что государственная кадастровая оценка в отношении земель сельскохозяйственного назначения на территории <адрес> не проводилась более пяти лет, начальной ценой изъятого земельного участка с кадастровым номером 62:15:0060425:129 на публичных торгах суд установил рыночную стоимость данного земельного участка, определенную в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

А поскольку истец, в силу ст.333.36 Гражданского процессуального кодекса РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика, с учетом положений ст. ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса РФ и ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, подлежит взысканию госпошлина в доход государства в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> к ФИО2 о принудительном изъятии и продажи с публичных торгов земельного участка КН 62:15:0060425:129, удовлетворить.

Изъять у ФИО2, принадлежащий ему на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью 406 000 кв.м., местоположение: <адрес>, в районе <адрес>, с целью его продажи с публичных торгов и определить начальной продажной ценой изъятого земельного участка с кадастровым номером , относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения на публичных торгах в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с ФЗ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».

Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Рязанский районный суд <адрес>.

Судья: подпись

Копия верна. Судья Л.И. Климакова