ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1385/2022 от 20.06.2022 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

КОПИЯ

Дело № 2-1385/2022

24RS0046-01-2021-007833-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2022 года г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Алексеевой Л.В.

при секретаре Митрофановой С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению некоммерческой организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Красноярского края» о внесении изменений в устав,

У С Т А Н О В И Л:

Некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Красноярского края» обратилась в суд с заявлением о внесении изменений в устав. Требования мотивированы тем, что Постановлением Совета администрации Красноярского края от 21.10.2005 № 281-п создана некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Красноярского края» и утвержден Устав Фонда. Согласно пункту 4.1.3 устава Правление Фонда формируется из шести членов, три из которых являются сотрудниками ОАО «Российская венчурная компания», действующими в качестве представителей Минэкономразвития России. При рассмотрении возможности поддержки Фондом инновационных проектов, в части венчурного финансирования, выявились правовые коллизии, не позволяющие в дальнейшем осуществлять деятельность Фонда, поскольку решение данных вопросов входит в компетенцию Правления Фондом. Данные несоответствия связаны с участием сотрудников РВК, действующих в качестве представителей Минэкономразвития России, в составе коллегиального органа. Ранее на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 22.04.2005 № 249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», от 27.02.2009 № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» Минэкономразвития России установлено требование к уставам некоммерческих организаций, создаваемых субъектами Российской Федерации, содержащее обязанность включить в состав коллегиальных органов сотрудников ОАО «Российская венчурная компания», действующих в качестве представителей Минэкономразвития России, в пропорции 1/2 от общего числа членов совета. Далее приказом Минэкономразвития России от 25.04.2011 № 189 «О представителях Минэкономразвития России в попечительских советах фондов содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, учреждаемых субъектами Российской Федерации в рамках мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства «Создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере» определены представители в попечительский совет Фонда, в лице сотрудников РВК, действующих в качестве представителей Минэкономразвития России. В настоящее время постановления № 249 и № 178 утратили свою силу, что, соответственно, лишает юридической силы приказ № 189. В результате чего сотрудники ОАО «Российская венчурная компания», действующие в качестве представителей Минэкономразвития России, теряют свои полномочия участвовать в заседаниях Правления и попечительского совета Фонда, а также голосовать. Согласно подпункту 4.1.1 устава высшим органом управления Фонда является Правление. К исключительной компетенции Правления отнесено, в том числе, утверждение устава, внесение изменений и дополнений к нему квалифицированным большинством голосов (2/3) от числа голосов присутствующих на заседании членов Правления. В соответствии с пунктом 4.1.7 устава заседание Правления считается правомочным, если на нем присутствовали более половины его членов, двое из которых являются сотрудниками ОАО «Российская венчурная компания». Таким образом, исключается возможность проведения легитимного заседания Правления в целях внесения изменений в устав, в связи с присутствием в составе коллегиального органа сотрудников ОАО «Российская венчурная компания», действующих в качестве представителей Минэкономразвития России, в пропорции 1/2 от общего числа членов Правления.

С учетом уточнения исковых требований истец просит внести изменения в устав некоммерческой организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Красноярского края» (утвердив новую редакцию), а именно:

Пункт 1.1. изложить в следующей редакции: «1.1. Некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Красноярского края» (далее Фонд) является не имеющей членства некоммерческой организацией, преследующей цели, предусмотренные настоящим Уставом»;

Пункт 1.2. изложить в следующей редакции: «1.2. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Гражданским кодексом Российской Федерации. Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7 «О некоммерческих организациях», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края, а также настоящим Уставом»;

Пункт 1.3. изложить в следующей редакции: «1.3. Учредителем Фонда является Красноярский край, в лице Правительства Красноярского края (далее Учредитель)»;

Пункт 1.4. изложить в следующей редакции: «1.4. Полное наименование Фонда на русском языке - некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Красноярского края.»;

Пункт 1.5. изложить в следующей редакции: «1.5. Место нахождения Фонда: Россия, Красноярский край. г. Красноярск»;

Пункт 1.6. изложить в следующей редакции: «1.6. Фонд считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке, имеет в собственности обособленное имущество, отвечай по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные н неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.»;

Пункт 1.7. изложить в следующей редакции: «1.7. Фонд создастся без ограничения срока деятельности»;

Пункт 1.8. изложить в следующей редакции: «1.8. Фонд имеет самостоятельный баланс. Фонд вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории»;

Пункт 1.9. изложить в следующей редакции: «1.9. Фонд обязан иметь печать с полным наименованием Фонда на русском языке и вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке символику - эмблемы гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах»;

Пункт 2.1. изложить в следующей редакции: «2.1. Основной целью создания и деятельности Фонда является аккумулирование денежных средств и имущества, направляемых на развитие в Красноярском крае инфраструктуры венчурного (рискового) финансирования субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере, а также поддержка проектов малых и средних предприятий в научно-технической и инновационной сферах»;

Пункт 2.2. изложить в следующей редакции: «2.2. Видами деятельности Фонда являются:

- получение и перераспределение финансовых средств, направленных на развитие в Красноярском крае инфраструктуры венчурною (рискового) финансирования субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере:

- капиталовложение в ценные бумаги:

- передача имущества в доверительное управление в рамках Закрытого паевого инвестиционного фонда (далее ЗПИФ)»;

Пункт 2.3. изложить в следующей редакции: «2.3. Фонд вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, для достижения цели, указанной в пункте 2.1. настоящего Устава и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых Фонд создан»;

Пункт 2.4. изложить в следующей редакции: «2.4. Для осуществления предпринимательской деятельности Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них»;

Дополнить пунктом 2.5. следующего содержания: «2.5. Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность Фонда со стороны государственных и иных организаций не допускается, если оно не обусловлено их правом по осуществлению контроля над деятельностью Фонд»;

Пункт 3.1. изложить в следующей редакции: «3.1. Имущество, переданное Фонду в качестве имущественного взноса Учредителем или иными лицами, является собственностью Фонда. Учредитель или иные липа, передавшие Фонду имущество в качестве имущественных взносов, не отвечают по обязательствам Фонда, а Фонд не отвечает по обязательствам Учредителя и иных лиц.»;

Пункт 3.2. изложить в следующей редакции: «3.2. Фонд отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание»;

Пункт 3.3. изложить в следующей редакции: «3.3. Источником формирования имущества Фонда являются:

- имущественный взнос субъекта Российской Федерации - Красноярского края за счет средств федерального бюджета (далее - имущественный взнос):

- доходы от доверительного управления имуществом, переданным в ЗИПФ:

- денежная компенсация, выплачиваемая управляющей компании ЗПИФ в связи с погашением инвестиционных паев ЗПИФ:

- доходы, получаемые от размещения временно свободных средств Фонда:

- доходы от предпринимательской деятельности Фонда:

- иные поступления, не запрещенные законодательством Российской Федерации»;

Пункт 3.4. изложить в следующей редакции: «3.4. Полученная Фондом прибыль не подлежит распределению между учредителем Фонда и иными лицами»:

Пункт 3.5. изложить в следующей редакции: «3.5. Имущество Фонда может быть использовано исключительно для достижения цели, указанной в п.2.1. настоящего Устава, а также на текущее содержание Фонда согласно утвержденному Правлением финансовому плану»:

Пункт 4.1. ПРАВЛЕНИЕ ФОНДА изложить в следующей редакции: «4.1. УЧРЕДИТЕЛЬ ФОНДА»;

Подпункт 4.1.1. изложить в следующей редакции: «4.1.1. Учредитель имеет право:

4.1.1.1. утверждения Устава Фонда и внесение в него изменений;

4.1.1.2. досрочно прекращать полномочия отдельных членов Правления или всего состава целиком и назначить новых:

4.1.1.3. принимать в состав учредителей физических и юридических лиц с согласия и по решению, принятому всеми действующими учредителями:

4.1.1.4. вносить в Правление предложение о кандидатуре Исполнительного директора Фонда и Попечительского совета Фонда:

4.1.1.5. участвовать в управлении делами Фонда в порядке, установленном настоящим Уставом:

4.1.1.6. получать информацию о деятельности Фонда;

4.1.1.7. иные права, предусмотренные российским законодательством и Уставом»;

Подпункт 4.1.2. изложить в следующей редакции: «4.1.2. Учредитель обязан:

4.1.2.1. утверждать персональный состав Правления Фонда:

4.1.2.2. соблюдать Устав Фонда и действовать в соответствии его требованиям;

4.1.2.3. содействовать осуществлению уставной деятельности Фонда»:

Пункт 4.2. ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ ФОНДА изложить в следующей редакции: «4.2. ПРАВЛЕНИЕ ФОНДА»:

Подпункт 4.2.1. изложить в следующей редакции: «4.2.1. Высшим руководящим органом управления Фонда является Правление Фонда (далее Правление).»;

Подпункт 4.2.2. изложить в следующей редакции: «4.2.2. Основная функция Правления - обеспечение соблюдения Фондом целей, в интересах которых он создан.»;

Подпункт 4.2.3. изложить в следующей редакции: «4.2.3. Правление избирается не более чем на 3 (три) года и состоит не менее чем из 3 (трех) и не более чем из 5 (пяти) членов»;

Подпункт 4.2.4. изложить в следующей редакции: «4.2.4. Первоначально Правление формируется Учредителем Фонда из числа учредителей Фонда и иных лиц, изъявивших принять участие в деятельности Фонда, в количестве не менее чем из 3 (трех) членов сроком на 3 года. Дальнейшие изменения в составе Правления производятся но решению самою Правления.

В состав Правления входят Исполнительный директор Фонда, участники Фонда и иные лица по решению Учредителя»:

Подпункт 4.2.5. изложить в следующей редакции: «4.2.5. Кандидатуры новых членов могут вноситься на утверждение Правления любым из членов Правления и (или) Попечительского Совета, а также Учредителем Фонда»:

Подпункт 4.2.6. изложить в следующей редакции: «4.2.6. Решение об избрании нового члена Правления или исключении из него принимается квалифицированным большинством голосов (не менее 2/3 от списочного состава) членов Правления»;

Подпункт 4.2.7. изложить в следующей редакции: «4.2.7. Член Правления может быть избран в состав Правления неограниченное число раз»;

Подпункт 4.2.8. изложить в следующей редакции: «4.2.8. Срок полномочий вновь избранного члена Правления не может превышать сроков полномочий самого Правления.»;

Подпункт 4.2.9. изложить в следующей редакции: «4.2.9. Член Совета может выйти из его состава на основании своего письменного заявления, поданного Председателю Фонда. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения членом Правления своих обязанностей, он может быть исключен из состава Правления решением Правления квалифицированным большинством голосов (не менее 2/3 от списочного состава) членов Правления»;

Подпункт 4.2.10. изложить в следующей редакции: «4.2.10. Председатель Правления избирается на его первом заседании из числа членов Правления сроком на три года, который подписывает протоколы заседания Правления»;

Подпункт 4.2.11. изложить в следующей редакции: «4.2.11. Заседание Правления может быть созвано по инициативе любого из его членов или Исполнительного директора не реже 1 (одного) раза в год»;

Подпункт 4.2.12. изложить в следующей редакции: «4.2.12. Заседание Правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов»;

Подпункт 4.2.13. изложить в следующей редакции: «4.2.13. Повестка дня заседания Правления формируется его Председателем с учетом предложений Исполнительного директора Фонда и лица, инициирующего проведение заседания»;

Подпункт 4.2.14. изложить в следующей редакции: «4.2.14. В исключительную компетенцию Правления входит следующий круг вопросов:

- утверждение Устава, внесение изменений и дополнений в Устав Фонда;

- избрание Исполнительного директора Фонда и досрочное прекращение его полномочий по согласованию с Учредителем Фонда;

- формирование Попечительского совета Фонда и досрочное прекращение его полномочий, утверждение Положения о Попечительском совете;

- определение приоритетных направлений деятельности Фонда, принципов формирования и использования его имущества;

- утверждение финансового плана Фонда и внесение в него изменений;

- принятие решения о проведении аудита деятельности Фонда и утверждение аудитора;

- утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

- одобрение сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения Фондом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 10 (десять) и более процентов балансовой стоимости активов Фонда, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, а также иных случаях, предусмотренных законом;

- утверждение порядка конкурсного отбора и принятие решения о выборе управляющей компании ЗПИФ;

- принятие решения о голосовании по вопросам повестки дня общего собрания владельцев инвестиционных паев ЗПИФ. у казанных в п.4.3.4. настоящего Устава:

- принятие решения о подаче заявления в судебные органы о ликвидации Фонда:

- утверждение ежегодного отчета Исполнительного директора, утверждение ежегодного отчета Попечительского совета;

- принятие решения о размещении временно свободных денежных средств Фонда;

- принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда»;

Подпункт 4.2.15. изложить в следующей редакции: «4.2.15. Решения по вопросам исключительной компетенции Правления принимаются квалифицированным большинством голосов (2/3) от числа голосов присутствующих на заседании членов Правления. В остальных случаях решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на его заседании членов Правления. В случае, если голоса членов Правления разделились поровну, право решающего голоса принадлежит Председателю Правления»:

Подпункт 4.2.16. изложить в следующей редакции: «4.2.16 Правление может принять к своему рассмотрению и иные вопросы деятельности Фонда»;

Подпункт 4.2.17. изложить в следующей редакции: «4.2.17. На заседаниях Правления вправе присутствовать члены Попечительского совета Фонда с правом совещательного голоса, но без права принятия решений по вопросам, рассматриваемым Правлением. По решению Председателя Правления на заседания Правления могут приглашаться и другие лица, оказывающие поддержку и содействие деятельности Фонда»;

Подпункт 4.2.18. изложить в следующей редакции: «4.2.18. На заседании Правления ведется протокол, который составляется не позднее 10 дней после его проведения»;

Подпункт 4.2.19. изложить в следующей редакции: «4.2.19. Протокол заседания Правления подписывается председательствующим и секретарем заседания, которые несут ответственность за правильность составления протокола»:

Подпункт 4.2.20. изложить в следующей редакции: «4.2.20. В протоколе заседания Правления указываются:

- дата, время и место проведения заседания и (или) способ дистанционного участия членов Правления в заседании, а в случаях заочного голосования - дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов Правления, и способ отправки этих документов:

- вопросы, осаждавшиеся на заседании;

- сведения об общем количестве членов Правления на дату проведения заседания н их персональном составе (фамилия, имя, отчество):

- сведения о лицах, принявших участие в заседании и (или) о лицах, направивших документы, содержащие сведения о голосовании:

- вопросы, поставленные на голосование, и результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

- решения, принятые Правлением;

- сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, если подсчет голосов был поручен определенным лицам;

- сведения о ходе проведения заседания или о ходе голосования, если его участник требует внести их в протокол;

- фамилию, инициалы и личную подпись председателя, и секретаря заседания, ответственных за составление протокола.

Протокол может содержать также другую необходимую информацию»:

Подпункт 4.2.21. изложить в следующей редакции: «4.2.21. Решения Правления по отдельным конкретным вопросам, не относящимся к исключительной компетенции Правления, могут приниматься без проведения совместных заседаний членов Правления путем заочного голосования (опросным путем) с использованием средств почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их доку ментальное подтверждение»:

Подпункт 4.2.22. изложить в следующей редакции: «4.2.22. При проведении заочного голосования всем членам Правления направляется следующая информация:

- дата и время проведения заседания:

- способ связи и контакты для проведения заседания;

- повестка дня заседания:

- информация и материалы, имеющие отношения к повестке дня:

- порядок голосования:

- сроки начала и окончания голосования»:

Подпункт 4.2.23. изложить в следующей редакции: «4.2.23. Члены Правления, получившие информацию о проведении заочного голосования, вправе вносить предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов в течение 3 дней до проведения заседания Правления путем заочного голосования.»:

Подпункт 4.2.24. изложить в следующей редакции: «4.2.24. Предложения об изменении повестки дня доводятся до всех членов Правления. В этом случае дата заседания Правления путем заочного голосования переносится так, чтобы до него оставалось не менее трех дней.

Итоги голосования подводятся в течение двух дней»;

Подпункт 4.2.25. изложить в следующей редакции: «4.2.25. В протоколе о результатах заочного голосования указывается:

- дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании Правления:

- сведения о лицах, принявших участие в голосовании:

- результаты голосования по каждому вопросу повестки дня:

-сведения о лицах, проводивших подсчет голосов:

- сведения о лицах, подписавших протокол»;

Пункт 4.3 ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ФОНДА изложить в следующей редакции: «ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ ФОНДА»

Подпункт 4.3.1. изложить в следующей редакции: «4.3.1 Попечительский совет осуществляет надзор за деятельностью Фонда, принимаемыми другими органами Фонда решениями и обеспечением их исполнения, за использованием средств Фонда и соблюдением законодательства Российской Федерации»;

Подпункт 4.3.2. изложин, в следующей редакции: «4.3.2. Попечительский совет формируется Правлением сроком на два года и действует в соответствии с Положением о нем. утвержденным Правлением. Членом Попечительского Совета может быть учредитель Фонда и любое физическое лицо по рекомендации учредителя Фонда»;

Подпункт 4.3.3. изложить в следующей редакции: «4.3.3. Попечительский совет формируется в количестве не менее двух лиц»;

Подпункт 4.3.4. изложить в следующей редакции: «4.3.4 Попечительский совет из числа своих членов избирает Председателя сроком на два года, который созывает заседание Попечительского совета по мере необходимости, но не реже I (одного) раза в год»:

Подпункт 4.3.5. изложить в следующей редакции: «4.3.5. Заседание Попечительского совета правомочно, если на нем присутствует более половины членов 11опечительского совета»:

Подпункт 4.3.6. изложить в следующей редакции: «4.3.6. Все решения на собрании Попечительского совета принимаются простым большинством голосов присутствующих членов Попечительского совета»:

Подпункт 4.3.7. изложить в следующей редакции: «4.3.7. Решения Попечительского совета доводятся до сведения всех заинтересованных лиц»:

Подпункт 4.3.8. изложить в следующей редакции: «4.3.8. Членами Попечительского совета не могут быть должностные лица Фонда и члены 11равленпя»:

Дополнить пунктом 4.4. следующего содержания: «ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ФОНДА»

Подпункт 4.4.1. изложить в следующей редакции: «4.4.1. Единоличным исполнительным органом Фонда является Исполнительный директор, который избирается Правлением Фонда из числа членов Правления по согласованию с Учредителем сроком на 3 (три) года, осуществляет текущее руководство деятельностью Фонда и подотчетен Правлению. Лицо может избираться на должность Исполнительного директора неограниченное число раз»:

Подпункт 4.4.2. изложить в следующей редакции: «4.4.2. Исполнительный директор представляет Фонд во всех организациях, органах государственной власти и местного самоуправления, международных и зарубежных неправительственных организациях»:

Подпункт 4.4.3. изложить в следующей редакции: «4.4.3. Исполнительный директор Фонда:

- подотчетен Правлению, правомочен решать все вопросы деятельности Фонда, которые не отнесены к компетенции Правления:

- осуществляет текущее руководство деятельностью Фонда:

- действует от имени Фонда без доверенности:

- обеспечивает выполнение решений Правления:

- созывает Правление:

- открывает в банковских Учреждениях счета и распоряжается денежными средствами Фонда:

- несет ответственность за использование средств Фонда:

- несет ответственность за ежегодное опубликование отчетов Фонда в печати:

- готовит вопросы и материалы, выносимые на рассмотрение Правлением:

- решает вопросы приема и увольнения работников Фонда, утверждает штатное расписание Фонда и премии:

- заключает и расторгает от имени Фонда договоры и контракты:

- поручает задания работникам, участникам Фонда, специалистам и выдает доверенности:

- разрабатываем и утверждаем внутренние документы Фонда, осуществляем иную работу по обеспечению деятельности Фонда:

- организует бухгалтерский учет и отчетность:

- осуществляет исполнительно-распорядительные функции;

- от имени Фонда участвует в общем собрании владельцев инвестиционных паев ЗПИФ:

- участвует в заключении гражданско-правовых сделок»;

Подпункт 4.4.4. изложить в следующей редакции: «4.4.4. Исполнительный директор обязан получать согласие Правления при голосовании по следующим вопросам на общем собрании владельцев инвестиционных наев ЗПИФ:

4.4.4.1. об утверждении изменений и дополнений в правила доверительного управления ЗПИФ в части:

- инвестиционной декларации ЗПИФ, в том числе изменении категории ЗПИФ;

- изменения вознаграждения управляющей компании, специализированного депозитария, лица, осуществляющего ведение реестра владельцев инвестиционных наев, аудитора н оценщика 3ПИФ:

- изменение видов и максимального размера расходов, связанных с доверительным управлением ЗПИФ:

- введение или изменение размеров скидок в связи с погашением инвестиционных паев:

- установление возможности увеличения количества инвестиционных паев по решению управляющей компании ЗПИФ:

- установления и исключения прав владельцев инвестиционных паев на получение дохода от доверительного управления 311ИФ:

- изменение порядка определения размера дохода от доверительного управления ЗПИФ, распределяемого между владельцами инвестиционных паев;

- установления или исключения возможности и продления срока действия договора доверительного управления 3ПИФ.

4.4.4.2. о передаче нрав и обязанностей по договору доверительного управления ЗПИФ другой управляющей компании.

4.4.4.3. о досрочном прекращении договора доверительного управления ЗПИФ»:

Подпункт 4.4.5. изложить в следующей редакции: «4.4.5. Исполнительный директор Фонда может быть освобожден от должности по собственному желанию, а также по представлению Попечительского совета Фонда или по иным основаниям решением Правления в соответствии с трудовым законодательством»:

Пункт 5.1. наложить в следующей редакции: «5.1. Фонд ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации»;

Пункт 5.2. изложить в следующей редакции: «5.2. Фонд предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителю Фонда н иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации»;

Пункт 5.3. изложить в следующей редакции: «5.3. Размер и структура доходов Фонда, а также сведения о размерах и составе его имущества, о расходах, численности и составе работников Фонда, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности Фонда не могу быть предметом коммерческой тайны»;

Пункт 5.4. изложить в следующей редакции: «5.4. Для проверки финансово-хозяйственной деятельности Фонда Правление назначает аудитора Фонда»;

Пункт 5.5. изложить в следующей редакции: «5.5. Аудитор осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании заключаемого между Фондом и аудитором договора. Размер оплаты кслуг аудитора определяется Правлением»;

Пункт 5.6. изложить в следующей редакции: «5.6. Исполнительный директор предоставляет на утверждение Правлению итоговый отчет о работе за год не позднее 31 января года, следующего за отчетным и бухгалтерский отчет не позднее 20 марта года, следующего за отчетным»;

Пункт 5.7. изложить в следующей редакции: «5.7. Утверждение итогов работы Фонда осуществляется Правлением не позднее четырех месяцев после окончания финансового года»;

Пункт 5.8. изложить в следующей редакции: «5.8. После утверждения Правлением Фонд публикует отчет об использовании имущества в средствах массовой информации не позднее 31 мая года, следующего за отчетным»;

Пункт 6.1. изложить в следующей редакции: «6.1. Для целей настоящею Устава заинтересованными в совершении Фондом тех или иных действий, в том числе сделок с другими организациями или гражданами (далее - заинтересованные лица), признаются члены Попечительского совета и Исполнительный директор Фонда, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для Фонда, крупными потребителями товаров (услуг), производимых Фондом, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано Фондом, или которые могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом Фонда»:

Пункт 6.2. изложить в следующей редакции: «6.2. Заинтересованность в совершении Фондом тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и Фонда»:

Пункт 6.3. изложить в следующей редакции: «6.3. Заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы Фонда, прежде всего в отношении целей его деятельности, и не должны использовать возможности Фонда или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных настоящим Уставом.

Под термином «возможности Фонда» в целях настоящей статьи понимаются принадлежащее Фонду имущество, имущественные и неимущественные права, возможности в области предпринимательской деятельности, информация о деятельности и Фонда, имеющие для него ценность»:

Пункт 6.4. изложить в следующей редакции: «6.4. В случае если заинтересованное лицо имеет заинтересованность, в сделке, стороной которой является или намеревается быть Фонд, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и Фонда в отношении существующей или предполагаемой сделки:

- оно обязано сообщить о своей заинтересованности Правлению Фонда до момента принятия решения о заключении сделки:

- сделка должна быть одобрена Правлением Фонда»:

Пункт 6.5. изложить в следующей редакции: «6.5. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана судом недействительной»:

Пункт 6.6. изложить в следующей редакции: «6.6. Заинтересованное лицо несет перед Фондом ответственность в размере убытков, причиненных им Фонду. Если убытки причинены несколькими заинтересованными лицами, их ответственность перед Фондом является солидарной»:

Пункт 7.1. изложить в следующей редакции: «7.1. Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц в случае, если:

1) имущества Фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна:

2) цели Фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей Фонда не могут быть произведены:

3) в случае уклонения Фонда в его деятельности от целей, предусмотренных Уставом:

4) в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации»:

Пункт 7.2. изложить в следующей редакции: «7.2. В случае ликвидации Фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на цели, указанные в настоящем Уставе, за исключением случаев, установленных действующим законодательством»:

Пункт 7.3. изложить в следующей редакции: «7.3. Ликвидация Фонда считается завершенной, а Фонд - прекратившим свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц»:

Пункт 8.1. изложить в следующей редакции: «8.1. Устав Фонда может быть изменен по решению Учредителя Фонда.

Устав Фонда может быть изменен решением суда, принятым но заявлению органов Фонда или государственного органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью Фонда, в случае, если сохранение Устава Фонда в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а Правление Фонда или учредитель Фонда не изменяет его устав»;

Пункт 8.2. изложить в следующей редакции: «8.2. Любые изменения, вносимые в Устав Фонда, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации».

Пункт 8.3. изложить в следующей редакции: «8.3. Изменения и дополнения к Уставу Фонда вступают в силу с момента их государственной регистрации».

Представитель заявителя - некоммерческой организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Красноярского края» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал об объявлении перерыва в судебном заседании для согласования новой редакции устава с Министерством юстиции РФ, в удовлетворении которого было отказано ввиду срока нахождения дела в производстве суда, а также отсутствия доказательств уважительности причин невозможности предоставления доказательств по делу.

Представители заинтересованных лиц: Управление министерства юстиции по Красноярскому краю, Правительство Красноярского края, ООО «Российская венчурная компания» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В удовлетворении ходатайства Управления министерства юстиции по Красноярскому краю также отказано ввиду срока нахождения дела в производстве суда, отсутствия доказательств уважительности причин невозможности предоставления доказательств по делу.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции РФ злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

В этой связи, полагая, что третьи лица, не приняв мер к явке в судебное заседание, определили для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд с учётом приведённых выше норм права, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса, в силу ст. 167 ГПК РФ.

Суд, исследовав письменные материалы дела, находит заявленные требования обоснованными, подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 123.17 ГК РФ общественно полезным фондом (далее также - фонд) в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели. Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово "фонд" или слова "общественно полезный фонд", месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Согласно абз. 7 п. 1 ст. 123.19 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или иным правовым актом, к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относятся: изменение устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом.

В силу ст. 123.20 ГК РФ устав фонда может быть изменен высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя. Устав фонда может быть изменен решением суда, принятым по заявлению органов фонда или государственного органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда, в случае, если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О некоммерческих организациях" - для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О некоммерческих организациях" учредительными документами некоммерческих организаций являются: устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения.

В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Устав фонда также должен содержать наименование фонда, включающее слово "фонд", сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. Изменения в устав некоммерческой организации вносятся по решению ее высшего органа управления, за исключением устава бюджетного или казенного учреждения, устава фонда, который может быть изменен органами фонда, если уставом фонда предусмотрена возможность изменения этого устава в таком порядке.

Если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет за собой последствия, которые невозможно предвидеть при учреждении фонда, а возможность изменения его устава не предусмотрена либо устав не изменяется уполномоченными лицами, право внесения изменений в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда.

В силу ст. 23 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О некоммерческих организациях" государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации. Изменения учредительных документов некоммерческой организации вступают в силу со дня их государственной регистрации.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О некоммерческих организациях" структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а в отношении казенного или бюджетного учреждения - также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа публичной власти федеральной территории, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, - нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

Статьей 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О некоммерческих организациях" установлено, что высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации. Порядок управления фондом определяется его уставом. Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).

Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов: изменение устава некоммерческой организации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "О науке и государственной научно-технической политике" венчурное и (или) прямое финансирование инновационного проекта - финансовое обеспечение инновационного проекта за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных источников, предусмотренных либо не запрещенных законодательством Российской Федерации, осуществляемое институтом инновационного развития, иными организациями и фондами и физическими лицами посредством участия в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций, приобретения прав, связанных с таким участием, приобретения инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, участия в фондах, участия в договорах инвестиционных товариществ, участия в иных формах коллективных инвестиций, основанных на принципах совместного инвестирования денежных средств в рамках общей инвестиционной стратегии (политики) и совместного участия с другими инвесторами в распределении прибыли и убытков от инвестирования, предоставления займов, иных долговых инструментов (в том числе с условием их конвертации, зачета и (или) новации), выдачи гарантий и поручительств, предоставления грантов, кредитов и (или) использования иных не противоречащих законодательству Российской Федерации форм вложения средств.

Согласно ст. 15.1 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "О науке и государственной научно-технической политике" фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности создаются в целях финансового обеспечения научной, научно-технической, инновационной деятельности в том числе на условиях софинансирования за счет средств различных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Такие фонды могут создаваться Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, федеральной территорией "Сириус", физическими лицами и (или) юридическими лицами в организационно-правовой форме фонда. Правовое положение фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности определяется настоящим Федеральным законом с учетом особенностей, установленных для фондов, созданных отдельными федеральными законами.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Постановлением Совета администрации Красноярского края от 21.10.2005 № 281-п создана некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Красноярского края» и утвержден Устав Фонда. В настоящее время, согласно общедоступным сведениям ЕГРЮЛ учредителем фонда является Правительство Красноярского края.

Согласно пункту 4.1.3 устава Правление Фонда формируется из шести членов, три из которых являются сотрудниками ОАО «Российская венчурная компания», действующими в качестве представителей Минэкономразвития России.

На основании постановлений Правительства Российской Федерации от 22.04.2005 № 249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», от 27.02.2009 № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» Минэкономразвития России установлено требование к уставам некоммерческих организаций, создаваемых субъектами Российской Федерации, содержащее обязанность включить в состав коллегиальных органов сотрудников ОАО «Российская венчурная компания», действующих в качестве представителей Минэкономразвития России, в пропорции 1/2 от общего числа членов совета. Далее приказом Минэкономразвития России от 25.04.2011 № 189 «О представителях Минэкономразвития России в попечительских советах фондов содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, учреждаемых субъектами Российской Федерации в рамках мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства «Создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере» определены представители в попечительский совет Фонда, в лице сотрудников РВК, действующих в качестве представителей Минэкономразвития России.

В настоящее время постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.2005 № 249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» и постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» утратили свою силу, что, соответственно, лишает юридической силы приказ Минэкономразвития России от 25.04.2011 № 189 «О представителях Минэкономразвития России в попечительских советах фондов содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, учреждаемых субъектами Российской Федерации в рамках мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства «Создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере».

В данной связи сотрудники ОАО «Российская венчурная компания», действующие в качестве представителей Минэкономразвития России, в настоящее время не наделены полномочиями участвовать в заседаниях Правления и попечительского совета Фонда, а также голосовать.

Согласно подпункту 4.1.1 устава некоммерческой организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Красноярского края» высшим органом управления Фонда является Правление. К исключительной компетенции Правления отнесено, в том числе, утверждение устава, внесение изменений и дополнений к нему квалифицированным большинством голосов (2/3) от числа голосов присутствующих на заседании членов Правления.

В соответствии с пунктом 4.1.7 устава некоммерческой организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Красноярского края» заседание Правления считается правомочным, если на нем присутствовали более половины его членов, двое из которых являются сотрудниками ОАО «Российская венчурная компания».

Учитывая изложенные обстоятельства, исследованные судом доказательства, суд считает обоснованным удовлетворить требования заявителя в части, а именно:

Пункт 4.1.3. изложить в следующей редакции: «4.1.3. Правление избирается не более чем на 3 (три) года и состоит не менее чем из 3 (трех) и не более чем из 5 (пяти) членов.

Первоначально Правление формируется Учредителем Фонда из числа учредителей Фонда и иных лиц, изъявивших принять участие в деятельности Фонда, в количестве не менее чем из 3 (трех) членов на 3 года. Дальнейшие изменения в составе Правления производятся по решению самого Правления»;

Пункт 4.1.7. изложить в следующей редакции: «4.1.7. Заседание Правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов»;

Пункт 5.2. изложить в следующей редакции: «5.2. Фонд предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителю Фонда н иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Отказывая в удовлетворении остальных требований, указанных в уточненном заявлении, суд исходит из того, что судебный порядок внесения изменений в устав фонда предусмотрен только в случае, если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав.

Как следует из представленных доказательств, к указанным обстоятельствам, в данном случае относятся положения устава в части формирования Правления Фонда и внесения изменений в устав, ввиду изменения законодательного регулирования деятельности данной некоммерческой организации.

В отношении иных заявленных изменений в устав заявителем не представлено доказательств, что сохранение устава фонда в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав. При этом, с учетом новой редакции п.п. 4.1.3, 4.1.7, 5.2 Устава Фонда, утвержденной настоящим решением, заявитель не лишен возможности самостоятельно внести изменение в устав некоммерческой организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Красноярского края» согласно требованиям действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление некоммерческой организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Красноярского края» (ИНН 2461119393, ОГРН 1052461042545) о внесении изменений в устав удовлетворить частично.

Пункт 4.1.3 Устава изложить в следующей редакции: «4.1.3. Правление избирается не более чем на 3 (три) года и состоит не менее чем из 3 (трех) и не более чем из 5 (пяти) членов.

Первоначально Правление формируется Учредителем Фонда из числа учредителей Фонда и иных лиц, изъявивших принять участие в деятельности Фонда, в количестве не менее чем из 3 (трех) членов на 3 года. Дальнейшие изменения в составе Правления производятся по решению самого Правления»;

Пункт 4.1.7 Устава изложить в следующей редакции: «4.1.7. Заседание Правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов»;

Пункт 5.2 Устава изложить в следующей редакции: «5.2. Фонд предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителю Фонда н иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации».

В удовлетворении заявления некоммерческой организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Красноярского края» о внесении изменений в устав в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.

Председательствующий Л.В. Алексеева

Решение в окончательной форме изготовлено 29.07.2022

Копия верна:

Судья Л.В. Алексеева