Дело № 2-1386 (2017)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 марта 2017 года гор. Брянск
Советский районный суд гор. Брянска в составе
председательствующего судьи Шматковой О.В.,
при секретаре Борисовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сницаренко В.М. к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о возобновлении выплаты пенсии, взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Сницаренко В.М. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ему с <дата> распоряжением председателя Брянской областной Думы от <дата>№...-р назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Брянской области «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области». После отмены Закона о пенсионном обеспечении указанной категории лиц Определением Верховного Суда РФ от 02.12.2015 года по делу № 83-АПГ15-15, выплаты пенсии ответчиком были прекращены. В возобновлении выплаты пенсии ответчиком отказано. Истец полагает, что действия Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области являются незаконными, так как законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность установления субъектом Российской Федерации пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к пенсии, иных выплат) категориям граждан, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, в соответствии с пунктом 3.1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы», пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федераций», статьей 26.3-1Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В рамках реализации указанных правовых норм Брянской областной Думой 21 декабря 2005 года принят Закон Брянской области № 102-3 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области», утвержденный Губернатором Брянской области 28 декабря 2005 года.
Истец указывает, что назначенная ему пенсия была установлена в рамках действующего законодательства Брянской области, которое не противоречило законодательству Российской Федерации, что и подтвердил Верховный Суд Российской Федерации по делу № 83-АПГ15-15 от 2 декабря 2015 года, указав в своем определении, что Закон Брянской области № 102-З применялся длительное время, в соответствии с его положениями были реализованы права граждан.
Истец полагает, что законы, ухудшающие положение граждан, не могут иметь обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Определением Верховного Суда Российской Федерации № 83-АПГ16-14 от 19 октября 2016 года обращено внимание на то обстоятельство, что признание Закона Брянской области недействующим с момента вступления в силу определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, является препятствием его применения к правоотношениям, возникшим после 2 декабря 2015 года.
На основании изложенного, истец просит суд возобновить выплату пенсии в соответствии с Законом Брянской области № 102-3 в установленном ранее размере <...> ежемесячно, взыскать невыплаченную пенсию за период, декабрь 2015 г., 2016 г., январь-февраль 2017 г., исходя из ранее установленного ежемесячного размера пенсии <...>, в общей сумме <...>
В судебном заседании Сницаренко В.М. заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области по доверенности Логвенок М.В. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что 12 марта 2017 года вступил в законную силу Закон Брянской области от 28.02.2017г. № 12-3 «О порядке установления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области». Согласно пункту 4 статьи 10 лицам, которым на день вступления в силу Закона №12-3 была назначена пенсия для лиц, замещавших государственные должности Брянской области, в соответствии с Законом Брянской области от 28 декабря 2005 года №102-3 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области», установленный размер указанной пенсии пересматривается и производится перерасчет в соответствии со статьями 2-4, 7 Закона №12-3. Статьями 2-4 Закона №12-3 предусмотрены условия установления и порядок исчисления пенсии за выслугу лет. В соответствии со статьей 7 перерасчет размера пенсии по заявлению лица, замещавшего государственную должность Брянской области, может производиться органом социальной защиты области. Учитывая данные нормы закона, Департаментом сделаны запросы в органы исполнительной власти о предоставлении справки о размере среднемесячного заработка, а также 13 марта 2017 года направлены письма получателям с бланком заявления о перерасчете назначенной пенсии. На сегодняшний день заявление о перерасчете пенсии от Сницаренко В.М. не поступало. На основании имеющихся в личном деле Сницаренко В.М. документов, с учетом срока замещения государственной должности Брянской области и стажа государственной службы, пенсия истца составит 55 процентов от среднемесячного заработка по соответствующей государственной должности. Поскольку размер денежного содержания Сницаренко В.М. составляет <...>, следовательно, размер пенсии за выслугу лет со 2 декабря 2015 года в соответствии с Законом №12-3 должен составлять <...> (0,5 величины денежного содержания).
Представитель Департамента финансов Брянской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежаще, ходатайств об отложении дела по уважительным причинам не заявлено, в силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Законом Брянской области от 28.12.2005 N 102-З «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области» были установлены положения, регулирующие основания возникновения права на пенсию для лиц, замещавших государственные должности Брянской области, а также порядок ее назначения и выплаты.
В силу ч.1 ст.1 Закона Брянской области от 28.12.2005 N 102-З право на пенсию имеют лица, на день вступления в силу настоящего Закона и позднее замещавшие предусмотренныеУставомБрянской области государственные должности Брянской области и получавшие денежное содержание за счет средств областного бюджета.
Как следует из материалов дела, Сницаренко В.М. <дата> в соответствии с Законом Брянской области от 28.12.2005 N 102-З «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области», распоряжением председателя Брянской областной Думы №...-р от <дата> была назначена пенсия за выслугу лет в размере <...>, составляющая 65% среднемесячного заработка.
Согласно представленным ответчиком сведениям срок замещения Сницаренко В.М. государственной должности Брянской области составил 1 год, стаж государственной службы 30 лет.
Определением Верховного суда Российской Федерации от 02.12.2015г. №83-АПГ15-15 Закон Брянской области от 28 декабря 2005 г. N 102-З «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области» признан недействующим с момента вступления решения суда в силу, т.е. с 02.12.2015 г.
В связи с данными обстоятельствами ответчиком выплата пенсии Сницаренко В.М. прекращена с 02.12.2015г. (письмо департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от 30.12.2015 г. № 8322).
Новым Законом Брянской области от 28.02.2017 N 12-З «О порядке установления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области», принятым Брянской областной Думой 21.02.2017 г., были установлены положения о порядке назначения, выплаты, индексации и перерасчета, возобновления, прекращения и восстановления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области.
Данный закон вступил в силу с 12 марта 2017г.
В силу ст. 2 Закона Брянской области от 28.02.2017 N 12-З пенсия за выслугу лет - ежемесячная денежная выплата (далее - пенсия), право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Законом, и которая предоставляется лицам, замещавшим государственные должности Брянской области (за исключением мировых судей), в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением полномочий по государственной должности Брянской области при достижении установленной настоящим Законом выслуги лет при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности) либо на пенсию, назначаемую в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Лица, являвшиеся депутатами Брянской областной Думы, которые замещали должности в Брянской областной Думе на профессиональной постоянной основе и получали денежное содержание за счет средств областного бюджета, имеют право на пенсию в соответствии с настоящим Законом, если они замещали должность в Брянской областной Думе на профессиональной постоянной основе на день, определенный Законом Брянской области "О статусе депутата Брянской областной Думы", и позднее не менее одного года.
Лицам, замещавшим государственные должности Брянской области, пенсия устанавливается в следующих размерах: при сроке замещения государственной должности Брянской области от трех до десяти лет - 55 процентов среднемесячного заработка по соответствующей государственной должности без предъявления требований к стажу государственной службы. В случае наличия у лица, замещавшего государственную должность Брянской области от трех до десяти лет, стажа государственной службы свыше двадцати лет - 60 процентов среднемесячного заработка по соответствующей государственной должности, свыше двадцати пяти лет - 65 процентов среднемесячного заработка, свыше тридцати лет - 75 процентов среднемесячного заработка по соответствующей государственной должности.
Максимальный размер пенсии лицам, замещавшим государственные должности Брянской области, не может превышать 0,5 величины денежного содержания по соответствующей государственной должности Брянской области, установленного в соответствии с законодательством Брянской области. (абз 5 п.2 ст. 2 Закона).
Из справки Брянской областной Думы от 14.03.2017 г. следует, что среднемесячный заработок Сницаренко В.М. составляет <...>, денежное содержание - <...>
Учитывая правила абз. 5 п. 2 статьи 2 Закона от 28.02.2017 N 12-З, которыми регулируется максимальный размер пенсии - 0,5 от величины денежного содержания, и размер денежного содержания Сницаренко В.М. (<...>), размер его пенсии за выслугу лет должен составлять <...>, размер задолженности за период с 02.12.2015 г. по 11.03.2017 г. составляет <...>
При таких обстоятельствах, суд находит частично обоснованными и подлежащими удовлетворению требования Сницаренко В.М. о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет в размере <...> в силу требований п. 4 ст. 10 Закона Брянской области № 12-З от 28.02.2017 года и выплате задолженности по спорным выплатам за период с 02.12.2015 года по 11.03.2017 года включительно.
Спорные выплаты ответчиком были прекращены в связи с отменой Закона Брянской области от 28.12.2005 № 102-З и отсутствием правового регулирования пенсионного обеспечения данной категории лиц, замещавших должности государственной службы Брянской области, а не приостановлены в силу закона.
Войдя в обсуждение вопроса о правомерности применения ответчиком Закона Брянской области от 28.02.2017 N 12-З, суд принимает во внимание, что согласно п. 2 статьи 10 названного закона его действие распространяются на правоотношения, возникшие после 02 декабря 2015 года.
Как следует из пункта 4 статьи 10 Закона Брянской области от 28.02.2017 N 12-З лицам, которым на день вступления в силу настоящего Закона была назначена пенсия для лиц, замещавших государственные должности Брянской области, в соответствии с Законом Брянской области от 28 декабря 2005 года N 102-З «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области», установленный размер указанной пенсии пересматривается и производится перерасчет в соответствии со статьями 2 - 4, 7 настоящего Закона.
Согласно ч.1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Учитывая, что пунктом 4 статьи 10 Закона Брянской области от 28.02.2017 N 12-З предусмотрено его распространение на отношения, возникшие до введения его в действие, суд приходит к выводу о том, что Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области должен быть применен новый Закон и произведен расчет пенсии за выслугу лет Сницаренко В.М. с 02.12.2015г. в соответствии положениями Закона Брянской области от 28.02.2017 N 12-З.
Поскольку Определением Верховного суда Российской Федерации от 02.12.2015г. №83-АПГ15-15 Закон Брянской области от 28 декабря 2005 г. N 102-З «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области», в соответствии с которым Сницаренко В.М. была ранее начислена пенсия за выслугу лет, признан недействующим, ответчик не имел законного основания для его применения с 02.12.2015г., так как на тот момент отсутствовал закон, регулирующий расчет пенсии, следовательно, действия ответчика связанные с прекращением выплаты истцу пенсии за выслугу лет являются законными.
Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации № 83-АПГ16-14 от 19 октября 2016 года о разъяснении определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2015г. по делу №83-АПГ15-15 об отмене решения Брянского областного суда от 11.09.2015г. и принятии нового судебного акта об удовлетворении требований прокурора Брянской области и признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закон Брянской области от 28.12.2005г. №102-З «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области» признание Закона Брянской области недействующим с момента вступления в силу определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, является препятствием его применения к правоотношениям, возникшим после 2 декабря 2015 года.
Поскольку судебный акт, принятый на основании положении ст. 185 КАС РФ, не является нормативным документом, обязывающим ответчика применять его к правоотношениям по расчету пенсии, довод истца о применении данных разъяснений является ошибочным, не основанным на нормах права.
Доводы истца о том, что Закон Брянской области № 12-З от 28.02.2017 года не подлежит применению к спорным правоотношениям, возникшим до вступления его в силу, т.к. ухудшает положение истца по сравнению с ранее существовавшим положением до 02.12.2015 года, суд считает необоснованными, противоречащими пункту 4 статьи 10 указанного Закона Брянской области, требования которого по отношению к требованиям пункта 2 этой же статьи являются исключающими.
Иные доводы истца о нарушении вступившим в силу Законом Брянской области от 28.02.2017 № 12-З «О порядке установления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области» основополагающих принципов гражданского права об обратной силе закона, ухудшающего положение граждан и конституционных гарантий прав граждан Российской Федерации на социальное обеспечение, не имеют правового значения при рассмотрении заявленных требований, т.к. оценка законности нормативного правового акта субъекта Российской Федерации не относится к подсудности районного суда, являющегося правоприменителем при разрешении спора.
На основании изложенного, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сницаренко В.М. к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о возобновлении выплаты пенсии, взыскании задолженности - удовлетворить частично.
Обязать Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области возобновить Сницаренко В.М. выплату пенсии за выслугу лет с 12.03.2017 года в размере <...> ежемесячно и произвести выплату пенсии за выслугу лет за период с 02.12.2015 года по 11.03.2017 года в размере <...>
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г.Брянска в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Шматкова О.В.
Мотивированное решение суда изготовлено 4 апреля 2017 года.