Дело № 2-1386/10-2020
46RS0030-01-2018-002640-44
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2020 года город Курск
Ленинский районный суд города Курска в составе:
председательствующего - судьи Митюшкина В.В.,
прокурора – Посканной О.А.,
при секретаре – Семыкиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, Лилии Владиславовны, Елены Анатольевны, Максима Станиславовича к Министерству финансов Республики Ингушетия о взыскании компенсационных выплат в счет возмещения вреда, причиненного вследствие террористического акта,
УСТАНОВИЛ:
Истцы ФИО7, действующая за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО6 обратились в суд к Министерству финансов Республики Ингушетия с иском о взыскании компенсационных выплат в связи с гибелью ФИО2 и ФИО3 в результате террористического акта. В обоснование требований указали, что в результате террористического акта, совершенного с 21 на ДД.ММ.ГГГГ бандой под руководством ФИО4 на территории Ингушетии, погибли их сыновья, мужья и отцы, ФИО2, <данные изъяты>, и ФИО3, <данные изъяты>. Прокуратурой Республики Ингушетия ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено уголовное дело №. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 (отец погибших) признан потерпевшим по данному уголовному делу. До настоящего времени вред, причиненный им в связи с гибелью близких родственников в результате террористического акта, Республикой Ингушетия не возмещен, несмотря на их неоднократные обращения, в том числе и через Администрацию Президента РФ. В силу действующих на момент совершения террористического акта и возникновения спорных правоотношений Федерального закона от 25.07.1998 №130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции, производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого совершена эта террористическая акция, с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда в порядке, установленном гражданско-процессуальным законодательством. То обстоятельство, что указанное законодательство не предусматривало возможность компенсационных выплат для членов семей граждан, погибших в результате террористического акта, оно не должно приводить к нарушению прав истцов на возмещение вреда, причиненного гибелью родных людей. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ у ответчика возникло обязательство по возмещению им, как членам семей погибших на территории Республика Ингушетия граждан РФ, причиненного вреда, которое не выполнено до настоящего времени. Просили взыскать с Министерства финансов Республики Ингушетия за счет казны Республики Ингушетия в пользу ФИО11 500 000 рублей в качестве компенсационной выплаты возмещения вреда, причиненного гибелью сыновей в результате террористического акта на территории Республики Ингушетия; в пользу ФИО17 500 000 рублей в качестве компенсационной выплаты возмещения вреда, причиненного гибелью сыновей в результате террористического акта на территории Республики Ингушетия; в пользу ФИО20 250 000 рублей в качестве компенсационной выплаты возмещения вреда, причиненного гибелью мужа в результате террористического акта на территории Республики Ингушетия; в пользу ФИО22 250 000 рублей в качестве компенсационной выплаты возмещения вреда, причиненного гибелью отца в результате террористического акта на территории Республики Ингушетия; в пользу ФИО5, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери, ФИО8, 500 000 рублей в качестве компенсационной выплаты возмещения вреда, причиненного гибелью мужа и отца в результате террористического акта не территории Республики Ингушетия. Впоследствии требования неоднократно уточняли, изменяя предмет иска, просили взыскать с Министерства финансов Республики Ингушетия за счет казны Республики Ингушетия в счет компенсации морального вреда в пользу ФИО11 750 000 рублей, в пользу ФИО17 - 1 000 000 рублей; в пользу ФИО20 – 500 000 рублей, в пользу ФИО22 – 500 000 рублей, в пользу ФИО5, действующей в своих интересах, - 500 000 руб., ФИО5, действующей в интересах несовершеннолетней дочери ФИО8, - 500 000 рублей.
Определением Ленинского районного суда города Курска от 19 июля 2018 года производство по делу по иску ФИО5 в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО8 к Министерству финансов Республики Ингушетия о взыскании компенсации морального вреда было прекращено.
В окончательном виде, вновь изменив предмет заявленных требований, истцы ФИО12 указали, что в силу положений ст.ст.17,18 Федерального закона от 25.07.1998 №130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», ст.18 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», постановлений Правительства РФ от 6 февраля 2001 года №90, от 28 декабря 2019 года №1928 они имеют право на получение компенсационных выплат за счет бюджетных ассигнований, выделяемых из резервного фонда Правительства РФ органам исполнительной власти субъектов, в размере 1 000 000 рублей на каждого погибшего в результате террористического акта в равных долях каждому члену семьи. В связи с этим просят взыскать с Министерства финансов Правительства Республики Ингушетия за счет средств казны Республики Ингушетия в счет компенсации вреда, связанного со смертью ФИО2, в пользу ФИО13 денежную сумму в размере 1 000 000 рублей, по 250 000 рублей в пользу каждого; в счет компенсации вреда, связанного со смертью ФИО3, в пользу ФИО14 денежную сумму в размере 1 000 000 рублей, по 333 333 рубля в пользу каждого.
В судебном заседании истцы ФИО15, представитель истцов ФИО18 по доверенности ФИО9 уточненные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Истцы ФИО19, будучи надлежаще уведомленными, в судебное заседание не явились.
В судебное заседание представитель ответчика - Министерства финансов Республики Ингушетия, будучи надлежаще уведомленным, не явился. Ранее в представленном отзыве на первоначальные требования в удовлетворении иска просил отказать. В обоснование возражений указал, что в силу требований действующего законодательства обязательства по возмещению ущерба, причиненного в результате террористического акта, в виде компенсационных выплат в размере 1 000 000 рублей на каждого погибшего в результате теракта возложены на Российскую Федерацию, соответственно Министерство финансов Республики Ингушетия является ненадлежащим ответчиком по заявленному требованию. Также просил учесть, что бюджет Республики Ингушетия является высокодотационным, как на момент совершения указанного террористического акта, так и по сегодняшний день, что не позволяет изыскать дополнительные денежные средства в целях компенсации причиненного ущерба в результате совершения террористического акта. Кроме того, за возмещением ущерба истцы могут обратиться к лицам, виновным в совершении террористического акта. Вина ответчика в причинении вреда истцам отсутствует.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Министерства финансов РФ по доверенности ФИО10 в удовлетворении иска просила отказать, поскольку положения Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» и принятых в его исполнение постановлений Правительства РФ, предусматривающие возможность производства компенсационных выплат, к возникшим правоотношениях не применимы.
В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, Министерства обороны РФ, МЧС России, Правительства Республики Ингушетия, будучи надлежаще уведомленными, в том числе в соответствии с требования п.2.1 ст.113 ГПК РФ, не явились.
Выслушав объяснения участвующих лиц, прокурора, полагавшего в удовлетворении иска отказать, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО2 и ФИО3. на микроавтобусе ГАЗ-322132, принадлежащем на праве собственности ФИО3, имея лицензию на право осуществления пассажирских перевозок на данном автомобиле, с осени 2003 года осуществляли перевозки сотрудников милиции города Курска, несущих службу на посту «Кавказ» на границе Чеченской Республики и Республики Ингушетия.
В ночь с 21 на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Ингушетия банды под руководством ФИО4 совершили вооруженное нападение одновременно на места дислокации ОМОН МВД Республики, мобильного отряда МВД Республики, расположенные в городе <адрес>, войсковую часть № в <адрес><адрес>, здание погранотряда, РОВД, ГОВД, МВД Республики Ингушетия в городе Назрани и ряд других объектов на территории Республики Ингушетия.
В результате нападения на стационарный пост ГИБДД на пересечении дорог Назрань-Экажево и федеральной трассы «Кавказ» в юго-восточной части окраины <адрес> были убиты сотрудники МВД Республики Ингушетия, работники прокуратуры Республики Ингушетия, сотрудники УВД Курской области, а также гражданские лица, среди которых были ФИО2 и ФИО3 являвшиеся сыновьями ФИО1, супругами ФИО21 соответственно.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Республики Ингушетия было возбуждено уголовное дело № по признакам преступлений, предусмотренных ч.3 ст.205, подп. «а», «ж» ч.2 ст.105, ч.1 ст.317, ч.3 ст.222 УК РФ. ФИО11 в рамках уголовного дела был признан потерпевшим. Кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ оставлен без изменения приговор Верховного Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ о признании виновными ряда лиц в совершении указанных террористических актов.
Согласно преамбуле Федерального закона от 25 июля 1998 года №130-Ф3 «О борьбе с терроризмом» (далее также - Федеральный закон от 25 июля 1998 г. №130-Ф3), действовавшего на момент гибели в июне 2004 года в результате террористического акта ФИО2 и ФИО3. и утратившего силу с 1 января 2007 года в связи с принятием Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», настоящий федеральный закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.
Право лиц, пострадавших в результате террористической акции, на возмещение вреда, причинённого в результате террористической акции, и их социальная реабилитация предусмотрено главой IV Федерального закона от 25 июля 1998 года №130-Ф3.
Пунктом первым статьи 17 Федерального закона от 25 июля 1998 года №130-Ф3 было установлено, что возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции, производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого совершена эта террористическая акция, с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда в порядке, установленном гражданско-процессуальным законодательством.
Пунктом первым статьи 18 Федерального закона от 25 июля 1998 года №130-Ф3 предусматривалось, что социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористической акции, проводится в целях их возвращения к нормальной жизни, включает в себя правовую помощь указанным лицам, их психологическую, медицинскую, профессиональную реабилитацию, трудоустройство вплоть до восстановления на работе, предоставление им жилья.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3.2 Определения от 27 декабря 2005 года №523-О, закрепляя в статье 17 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» соответствующий порядок возмещения вреда, причиненного в результате террористической акции, государство, учитывая характер причиненного вреда, принимает на себя ответственность за действия третьих лиц, выступая тем самым гарантом возмещения ущерба пострадавшим, поскольку они во многих случаях не имели бы практической возможности реализовать свое право на возмещение ущерба (так как причинителя вреда либо нет в живых, либо у него нет средств, либо он не установлен), либо такое возмещение не соответствовало бы характеру чрезвычайности, будучи отсроченным. Тем самым законодательно разрешается задача скорейшего восстановления нарушенных прав при ограниченности, отсутствии или невозможности определения в разумные сроки истинных источников возмещения вреда. Государство в данном случае берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах, преследующий цели поддержания социальных связей, сохранения социума. Организуя систему компенсаций, государство выступает не как причинитель вреда (что требовало бы полного возмещения причиненного вреда) и не как должник по деликтному обязательству, а как публичный орган, выражающий общие интересы, и как распорядитель бюджета, создаваемого и расходуемого в общих интересах.
В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 года №130-Ф3 постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2001 года №90 (утратило силу 27 января 2007 года в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 12 января 2007 года №6) был утверждён Порядок осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористической акции (далее также - Порядок осуществления социальной реабилитации).
Исходя из Порядка осуществления социальной реабилитации в соответствии с Федеральным законом «О борьбе с терроризмом» лица, пострадавшие в результате террористической акции, то есть преступления, предусмотренного статьями 205 - 208, 277 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также других преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, если они совершены в террористических целях (далее именуются - пострадавшие), имеют право на социальную реабилитацию (пункт 1); социальная реабилитация пострадавших включает в себя правовую помощь указанным лицам, их психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию, трудоустройство вплоть до восстановления на работе, предоставление им жилья (пункт 2); орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого совершена террористическая акция, с учетом характера и последствий акции, а также других обстоятельств принимает в первоочередном порядке меры, направленные на выявление и учет пострадавших, определение видов необходимой помощи, в том числе по социальной реабилитации, и ее объемов, обращая особое внимание на организацию временного размещения пострадавших, создание необходимых бытовых условий, обеспечение их питанием, одеждой и медикаментами (пункт 9); в целях координации действий государственных органов исполнительной власти по организации и осуществлению социальной реабилитации пострадавших могут создаваться соответствующие органы (комиссии, советы) (пункт 10); федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывают в пределах своих полномочий максимально возможную помощь пострадавшим (пункт 11).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2005 года №731-р Министерству финансов Российской Федерации было поручено осуществить выдачу в 2005 году Правительству Республики Ингушетия 118 государственных жилищных сертификатов для предоставления их гражданам, лишившимся жилья в результате террористического акта, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>).
Право лиц, которым был причинён ущерб в результате террористического акта на возмещение вреда и право на социальную реабилитацию таких лиц, также установлено статьями 18 и 19 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», которые вступили в силу с 1 января 2007 года.
Частью первой статьи 18 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» предусмотрено, что государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта.Возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве, за счет средств лица, совершившего террористический акт, а также за счет средств его близких родственников, родственников и близких лиц при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества. На требование о возмещении вреда, причиненного в результате террористического акта жизни или здоровью граждан, исковая давность не распространяется. Срок исковой давности по требованиям о возмещении вреда, причиненного имуществу в результате террористического акта, устанавливается в пределах сроков давности привлечения к уголовной ответственности за совершение указанного преступления (часть 1.1 статьи 18 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
В соответствии статьей 18 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года №1928 утверждены Правила предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, действующие в настоящее время.
Данные Правила установили цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер, в том числе по осуществлению компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее соответственно - мероприятия, трансферты) (п.1).
В соответствии с пп.3, 5(п.б), 7(п.б), 8, 9, 14, 15 указанных Правил трансферты предоставляются из резервного фонда в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью федерального бюджета и доведенных в установленном порядке до Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий как получателя средств федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации мероприятий.
Трансферты на финансовое обеспечение осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, предоставляются, в том числе для выплаты единовременного пособия членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи (5 п.б).
Для определения предельного объема бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в том числе список граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи (включая пособие на погребение погибшего (умершего) члена семьи) (7 п.б).
Формы документов, указанных в пунктах 6 и 7 настоящих Правил, порядок их подготовки и представления утверждаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (п.8).
Предельный объем бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мероприятий, определяется с учетом целей, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящих Правил, и исходя из общего количества граждан и юридических лиц, нуждающихся в получении соответствующего вида помощи и (или) соответствующего пособия, общего объема запрашиваемых высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетных ассигнований на проведение аварийно-спасательных работ, а также на развертывание и содержание в течение необходимого срока (но не более 6 месяцев) пунктов временного размещения и питания для эвакуируемых граждан (п.9).
Порядок и условия оказания соответствующих видов помощи гражданам и юридическим лицам устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом положений, предусмотренных настоящими Правилами (п.14).
Перечисление трансфертов на цели, указанные в подпунктах "а" - "д" пункта 4 и пункте 5 настоящих Правил, осуществляется на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджетов субъектов Российской Федерации (п.15).
Таким образом, Российская Федерация в лице федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с приведённым нормативным правовым регулированием осуществляет комплекс мер, направленных на возмещение вреда лицам, пострадавшим в результате террористических акций, в том числе лицам, пострадавшим в результате террористического акта, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>), путём организации системы предоставления различных компенсаций для данных лиц. Для этих целей орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого совершена террористическая акция, с учетом всех обстоятельств принимает меры, направленные на выявление и учет пострадавших, определение видов необходимой помощи. Из резервного фонда федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации выделяются бюджетные ассигнования для осуществления компенсационных выплат лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта.
Как следует из представленных материалов, в 2013, 2017 годах ФИО16 и ФИО5 неоднократно обращались на основании норм Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» в Правительство Республики Ингушетия, администрацию главы Республики Ингушетия по вопросу возмещения вреда, причинённого гибелью его сыновей ФИО2 и ФИО3. в результате террористического акта (в том числе о производстве компенсационных выплат).
Ранее в органы исполнительной власти Республики Ингушетия, в том числе уполномоченные в соответствии с положениями ст.17 Федерального закона от 25 июля 1998 года №130-Ф3 на осуществление комплекса мер, направленных на возмещение вреда лицам, пострадавшим в результате теракта ДД.ММ.ГГГГ, истцы не обращались, что ими не оспаривалось в судебном заседании.
Несмотря на неоднократные требования суда, соответствующая информация об обращениях истцов Правительством Республики Ингушетия представлена не была.
Письмом заместителя руководителя администрации главы Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 было сообщено о необходимости обратиться в суд с требованиями о возмещении вреда, причинённого в результате террористического акта за счёт лица, его совершившего, а также в письме указано, что иные основания для возмещения вреда, причинённого в результате террористического акта, законодательством Российской Федерации не предусмотрены.
Действующие в период обращения ФИО11 с заявлением о производстве компенсационных выплат Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года №750 (утратили силу 28 февраля 2014 года в связи с изданием постановления Правительства РФ от 15 февраля 2014 года №110), предусматривали аналогичный порядок возмещения ущерба в результате террористического акта путем выплаты единовременного пособия членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи за счет бюджетных ассигнований из резерва Правительства РФ, выделяемых органам исполнительной власти субъектов Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пп.3,6,10 Правил).
Вместе с тем, разрешая заявленные требования о взыскании компенсационных выплат в связи с гибелью граждан в результате террористического акта, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ, суд учитывает следующее.
Действующий в период возникновения спорных правоотношений Федеральный закон от 25 июля 1998 года №130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», определявший, в том числе правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом, а также установленный в соответствии с ним Порядок осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористической акции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2001 года №90, подлежащие применению в спорных правоотношениях, не предусматривали такого вида возмещения вреда как компенсационная выплата в виде единовременного пособия членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи.
Соответствующая выплата впервые была предусмотрена Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года №750 (в редакции постановления Правительства РФ от 17 августа 2010 года №624), применявшимися с 1 сентября 2010 года, в связи с принятием Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Суд не может принять во внимание доводы стороны истцов о том, что к сложившимся правоотношениям применимы соответствующие положения Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ.
В соответствии с нормами п.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Порядок вступления в силу федеральных законов определен Федеральным законом от 14.06.1994 г. №5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», в соответствии с которым федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу Порядок вступления в силу иных правовых актов, которые содержат нормы гражданского права, т.е. указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, определен Указом Президента РФ от 23 мая 1996 года №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президентов Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
Исходя из позиции Конституционного Суда РФ, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений, что установлено в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 15 апреля 2008 № 262-О-О.
В соответствии с ч.1 ст.26 ФЗ от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признаны утратившими силу: статьи 1-16,18,19,21 и 23-27 Федерального закона от 25 июля 1998 года №130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (п.1); Федеральный закон от 21.11.2002 г. № 144-ФЗ «О внесении дополнений в Федеральный закон «О борьбе с терроризмом».
Согласно ч.2 ст.26 вышеназванного Федерального закона признан утратившим силу с 1 января 2007 года Федеральный закон от 25 июля 1998 года №130-ФЗ «О борьбе с терроризмом».
Согласно чч.1,2 ст.27 ФЗ от 6 марта 2006 года №35-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 18,19,21 и 23 настоящего Федерального закона. Статьи 18,19,21 и 23 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2007 года.
Федеральный закон №35-ФЗ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму» был официально опубликован в «Парламентской газете» №32 от 10.03.2006 г., в «Российской газете» №48 от 10.03.2006 г., следовательно, вступил в силу 10 марта 2006 года, а статья 18 указанного Закона вступила в силу с 1 января 2007 года.
Указанным Федеральным законом не предусмотрено его распространение, а также принятых в связи с его изданием иных нормативно-правовых актов на отношения, возникшие до введения его в действие. В связи с этим положения ст.18 указанного Федерального закона, предусматривающие право лиц, которым был причинён ущерб в результате террористического акта, на получение компенсационной выплаты в виде единовременного пособия, к спорным правоотношениям не применимы.
Таким образом, право истцов на получение компенсационной выплаты в соответствии с приведенными законоположениями не возникло, а потому в удовлетворении заявленных требований (п.3 ст.196 ГПК РФ) надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1, Лилии Владиславовны, Елены Анатольевны, Максима Станиславовича к Министерству финансов Республики Ингушетия о взыскании компенсационных выплат в счет возмещения вреда, причиненного вследствие террористического акта, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд города Курска в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Полное и мотивированное решение стороны могут получить 16 марта 2020 года в 17 часов.
Судья