ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1386/14 от 23.01.2014 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

 Дело № 2-1386/14

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 23 января 2014 года                         город Южно-Сахалинск

 Южно-Сахалинский городской суд в составе:

 председательствующего - судьи Лукше Е.Н.,

 при секретаре - Шаула А.С.,

 с участием прокурора - Борисовой А.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Южно-Сахалинска о возложении обязанности на администрацию города Южно-Сахалинска принять меры по организации и осуществлению муниципального контроля за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск»,

 у с т а н о в и л:

 прокуратурой города Южно-Сахалинска проведана проверка исполнения органами местного самоуправления требований действующего законодательства при реализации полномочий по осуществлению контроля за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке. Ссылаясь на положения Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 271-ФЗ), статьи 17.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 131 ФЗ), а также статью 42 Устава городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденного решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 22 февраля 2006 года № 118/13-06-3, прокурор указал, что органы местного самоуправления осуществляют контроль за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке на территории муниципального образования. Муниципальный контроль согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Федеральный закон № 294-ФЗ) - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. При этом, указанным пунктом предусмотрено, что порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами. Вместе с тем, в результате проверки установлено, что администрацией города Южно-Сахалинска муниципальный контроль за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке не осуществляется. В этой связи просил возложить обязанность на администрацию города Южно-Сахалинска принять меры в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу по организации и осуществлению указанного вида муниципального контроля на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».

 В судебном заседании прокурор Борисова А.А. иск поддержала по изложенным в нем основаниям, просила его удовлетворить.

 Представитель администрации города Южно-Сахалинска ФИО1 против удовлетворения иска возразила. Указала, что компетенция органов местного самоуправления по осуществлению контроля за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке действующим федеральным и региональным законодательством не определена. При этом, органы местного самоуправления не вправе самостоятельно определять компетенцию, пределы и предмет контроля. Ни Федеральным законом № 131-ФЗ, ни Уставом городского округа «Город Южно-Сахалинск» контроль за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке к вопросам местного значения не отнесен. Обратила внимание, что при осуществлении такого вида контроля не подлежит применению Федеральный закон № 294-ФЗ. В этой связи и учитывая, что прокурор в иске не указал, какие именно меры по организации и осуществлению муниципального контроля и в каких пределах должна принять администрация, а также принимая во внимание, что сроки, в течение которых органы местного самоуправления принимают меры по осуществлению контроля законодательством не определены, считала требования прокурора о принятии соответствующих мер в течение месяца необоснованными и просила в удовлетворении иска отказать.

 Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

 Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность, регулируются Федеральным законом № 271-ФЗ.

 При этом, частью 2 статьи 23 названного Федерального закона предусмотрено, что контроль за соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

 В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

 Согласно статье 17.1 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

 В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона № 294-ФЗ муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

 На основании части 1 статьи 6 Федерального закона № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

 В соответствии с частью 2 статьи 42 Устава городского округа «Город Южно-Сахалинск» администрация города Южно-Сахалинска является органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального контроля.

 К полномочиям администрации города в области муниципального контроля относятся: 1) организация и осуществление муниципального контроля на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск»; 2) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления; 3) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Сахалинской области; 4) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации; 5) осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Сахалинской области.

 Учитывая требования приведенного законодательства, суд приходит к выводу, что органы местного самоуправления наделены собственными полномочиями по осуществлению муниципального контроля за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке на территории муниципального образования.

 Довод администрации о том, что компетенция органов местного самоуправления в указанной сфере федеральным законодательством не определена, а указанные органы самостоятельно определять свою компетенцию, пределы и предмет контроля не вправе, является несостоятельным, поскольку деятельность по организации розничных рынков, организации и осуществлению деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках в Российской Федерации урегулирована Федеральным законом № 271-ФЗ, который имеет прямое действие на территории Сахалинской области, вопросы организации муниципального контроля также урегулированы названным Федеральным законом и соответственно подлежат реализации органами местного самоуправления в установленном порядке посредством осуществления полномочий, указанных в части 2 статьи 42 Устава городского округа «Город Южно-Сахалинск».

 Более того, указанный довод противоречит Федеральному закону № 271-ФЗ, согласно которому к компетенции органов местного самоуправления в части осуществления контроля за исполнением требований указанного закона отнесены выдача разрешений на право организации рынка, отказ в предоставлении такого разрешения, продление, приостановление, переоформление и аннулирование разрешения, установление часов работы для предприятий розничной торговли, установление количества торговых мест для продажи товаров товаропроизводителями на сельскохозяйственном рынке (статьи 4 - 7, 9, 14, 16 Федерального закона № 271-ФЗ).

 Непринятие мер по организации такого контроля свидетельствует об отсутствии надлежащего регулирования порядка осуществления муниципального контроля и ненадлежащем исполнении функций органами местного самоуправления.

 Ссылка администрации на то, что к регулированию порядка организации и осуществления муниципального контроля за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке не применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ опровергается содержанием частей 3 и 3.1 статьи 1 названного Федерального закона.

 Неуказание в иске, какие именно меры по организации и осуществлению муниципального контроля и в каких пределах должна принять администрация, не препятствует самостоятельной реализации прав органов местного самоуправления избирать форму контроля и формулировать его содержание в соответствии с действующим законодательством в указанной сфере, имеющим большую юридическую силу.

 При таких обстоятельствах, и учитывая, то муниципальный контроль за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» администрацией не осуществляется, исковые требования прокурора города Южно-Сахалинска подлежат удовлетворению.

 Вместе с тем, принимая во внимание положения статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из характера возложенной на ответчика обязанности, объема работ, необходимых для принятия соответствующих регламентов, суд приходит к выводу о том, что месячный срок, в течение которого может быть исполнена возложенная на ответчика обязанность является неразумным, и устанавливает такой срок в размере трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 р е ш и л:

 заявление прокурора города Южно-Сахалинска удовлетворить.

 Возложить обязанность на администрацию города Южно-Сахалинска принять меры по организации и осуществлению муниципального контроля за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

 Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Решение в окончательной форме изготовлено 28 января 2014 года.

 Судья Южно-Сахалинского городского суда                  Е.Н. Лукша