ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1386/18 от 22.01.2019 Кандалакшского районного суда (Мурманская область)

Дело № 2-23/2019

Мотивированное решение изготовлено 22 января 2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2019 года г. Кандалакша

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Рубана В.В.,

при секретаре Корнеевой Н.А.,

с участием:

ответчика Илларионова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда гражданское дело по исковому заявлению

директора Государственного областного бюджетного учреждения «Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор» <данные изъяты> действующего в интересах Министерства развития промышленности и предпринимательства <адрес>

к Илларионову <данные изъяты>

о взыскании денежных средств, предоставленных из областного бюджета на создание собственного бизнеса,

установил:

Директор Государственного областного бюджетного учреждения «Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор» (далее по тексту - ГОБУ МРИБИ) ФИО1 Д.А., действующий в интересах Министерства развития промышленности и предпринимательства <адрес> (далее по тексту – МРПиП МО) обратился в суд с иском к Илларинову С.В. о взыскании денежных средств, предоставленных из областного бюджета на создание собственного бизнеса.

В обоснование заявленных требований указал, что <дата> между ГОБУ МРИБИ, МРПиП МО и индивидуальным предпринимателем (далее по тексту – ИП) Илларионовым С.В. в соответствии с постановлением <адрес> от <дата><номер> «О государственной поддержке начинающих предпринимателей и малых инновационных компаний», на основании приказа Комитета промышленности и предпринимательства <адрес> от <дата><номер>» был заключен договор о предоставлении субсидии из областного бюджета на создание собственного бизнеса <номер>, по условиям которого МРПиП МО, как организатор конкурса, на безвозмездной основе предоставил ИП Илларионову С.В. денежные средства из областного бюджета на создание собственного бизнеса в размере 300 000 рублей, при этом последний должен был использовать полученные денежные средства в соответствии с их целевым назначением, включая достижение целевых показателей бизнес-плана.

Согласно представленным отчетам, ИП Илларионовым С.В. не достигнуты заявленные в бизнес-плане показатели среднемесячной заработной платы и объема выручки за первый год реализации проекта, что в силу положений пункта <номер> Порядка предоставления грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, утвержденного постановлением <адрес> от <дата><номер> является основанием для возврата средств субсидии в МРПиП МО.

На основании решения Комиссии по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства <адрес> был издан приказ <номер> от <дата>, согласно которого в отношении ИП Илларинова С.В. инициирована процедура по возврату средств субсидии, однако денежные средства ИП Илларионовым С.В., утратившим статус ИП <дата>, возвращены не были.

Просит суд взыскать с Илларионова С.В. в пользу Министерства развития промышленности и предпринимательства <адрес> денежные средства в размере 300 000 рублей, предоставленные из областного бюджета на создание собственного бизнеса, а также государственную пошлину.

В судебном заседании представитель ГОБУ МРИБИ, МРПиП МО участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Согласно сообщения директора ГОБУ МРИБИ ФИО8 Д.А. от <дата> условие договора о достижении по истечении 12 календарных месяцев с момента предоставления субсидии заявленных в бизнес-плане показателей среднесписочной численности и среднемесячной заработной платы работающих и объема выручки СМСП в части не менее двух из трех показателей выполнено, основания для возврата субсидии отсутствуют (<номер>).

Ответчик Илларионов С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что им были достигнуты показатели бизнес-плана по среднесписочной численности и среднемесячной заработной плате работников, а показатель по объему выручки не был им достигнут в связи с изменением условий предоставления рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства на водных объектах <адрес>, которые он не смог выполнить.

Заслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

В силу статьи 407 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

Положениями статей 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

Согласно пункта 1 статьи 306.4 указанного кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В силу пункта 3 указанной статьи нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Пункт 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта. Российской, федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым указанного пункта.

В данном случае, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, регламентирующим предоставление индивидуальным предпринимателям грантов начинающим предпринимателям, а равно порядок их возврата в случае нарушения условий субсидирования, на момент заключения договора и перечисления рассматриваемой субсидии определялся Постановлением <адрес> от <дата><номер> «О государственной поддержке начинающих предпринимателей и малых инновационных компаний», которым утвержден Порядок предоставления грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса.

Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от <дата> ИП Илларионов С.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя <дата>; <дата> индивидуальный предприниматель прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения (<номер>).

В судебном заседании установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривалось, что <дата> между ГОБУ МРИБИ (оператор конкурса), МРПиП МО (организатор конкурса) и ИП Илларионовым С.В. (получатель субсидии) в соответствии с постановлением <адрес> от <дата><номер> «О государственной поддержке начинающих предпринимателей и малых инновационных компаний», на основании приказа Комитета развития промышленности и предпринимательства <адрес> от <дата><номер> был заключен договор о предоставлении субсидии из областного бюджета на создание собственного бизнеса № <номер>.

Согласно пункта <номер> Договора Организатор конкурса (МРПиП МО) на безвозмездной основе предоставляет Получателю субсидии денежные средства из областного бюджета на создание собственного бизнеса, а Получатель субсидии обязуется использовать полученные денежные средства в соответствии с их целевым назначением, включая достижение целевых показателей бизнес-плана.

В соответствии с пунктом <номер>. Договора размер Субсидии составляет 300 000 рублей; платежным поручением <номер> от <дата> МРПиП МО перевело на счет ИП Илларионова С.В субсидию в размере 300 000 рублей (<номер>).

В силу положений пункта <номер> Договора ГОБУ МРИБИ осуществляет контроль за ходом реализации Проекта и целевым использованием денежных средств Получателем субсидии. В свою очередь, в соответствии с пунктом <номер>. Договора, Получатель субсидии обязуется ежеквартально предоставлять отчеты по соответствующей форме за период начиная с момента получения субсидии и заканчивая истечением двух календарных лет, следующих за годом предоставления субсидии.

На момент заключения договора о предоставлении субсидии из областного бюджета на создание собственного бизнеса от <дата><номер> постановление <адрес> от <дата><номер> утверждающее Порядок предоставления грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса (далее - Порядок), действовало в редакции постановления <адрес> от <дата><номер>.

В соответствии с пунктом <номер> Порядка финансовая поддержка начинающим предпринимателям оказывается путем предоставления грантов (в виде субсидий) победителям конкурса по результатам конкурсного отбора в соответствии с настоящим Порядком предоставления грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса за счет средств бюджета <адрес>, в том числе средств, источником финансирования и обеспечения которых является федеральный бюджет.

Пунктом <номер> Порядка установлено, что начинающими предпринимателями в рамках настоящего Порядка признаются субъекты малого и среднего предпринимательства - индивидуальные предприниматели и юридические лица - производители товаров, работ и услуг, соответствующие требованиям статьи 4 Федерального закона от <дата><номер> "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории <адрес> менее одного года на дату подачи заявки на получение Субсидии, а также не осуществлявшие до этого предпринимательскую деятельность (с образованием юридического лица или без образования юридического лица) в течение последних трех лет и не являющиеся учредителями (участниками) одного или нескольких юридических лиц, в том числе гражданами, имеющими контрольный пакет акций одного или нескольких акционерных обществ.

В соответствии с пунктом <номер> Порядка в случае обнаружения факта отклонения одновременно двух и более показателей (по среднесписочной численности занятых (без внешних совместителей) более чем на <данные изъяты>, по среднемесячной заработной плате (без внешних совместителей) более чем на <данные изъяты> по объему выручки более чем на <данные изъяты> Оператор конкурса выносит этот вопрос на ближайшее заседание Комиссии; на котором рассматривается вопрос о возврате средств Субсидии. Приглашение на заседание Комиссии по рассмотрению вопроса о возврате средств Субсидии Оператор конкурса направляет Получателю субсидии за 5 рабочих дней до заседания Комиссии.

Пунктами <номер> Порядка установлено, что в случае ненадлежащего его исполнения Получателем субсидии условий предоставления Субсидии, требований настоящего Порядка и заключенного договора о предоставлении Субсидии, в том числе требований по предоставлению отчетности, а также в случаях, установленных пунктом <номер> настоящего Порядка, средства Субсидии подлежат возврату. Оператор конкурса готовит заключение о нарушении условий предоставления Субсидии и направляет его в Комиссию для рассмотрения. По результатам рассмотрения заключения в течение 5 рабочих дней Организатор конкурса оформляет протокол заседания Комиссии, который подписывается секретарем Комиссии и председателем Комиссии. На основании протокола заседания Комиссии:

Оператор конкурса в течение 5 дней со дня подписания протокола уведомляет Получателя субсидии о расторжении договора;

Организатор конкурса в течение 5 дней со дня подписания протокола вносит в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки сведения о нарушении условий оказания поддержки.

Получатель субсидии осуществляет возврат фактически полученной Субсидии на счет Организатора конкурса в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления о расторжении договора.

Аналогичные положения содержаться в пунктах <номер> вышеупомянутого договора № <номер> от <дата>.

Согласно пункта <номер> указанного договора получатель субсидии обязан обеспечить достижение по истечении 12 календарных месяцев с момента предоставления субсидии заявленных в бизнес-плане показателей среднесписочной численности и среднемесячной заработной платы работающих (без внешних совместителей) и объема выручки.

В соответствии с пунктом <номер> указанного договора получатель субсидии обязан вернуть средства субсидии в случае обнаружения факта отклонения одновременно двух и более показателей, указанных в настоящем пункте:

- по среднесписочной численности занятых (без внешних совместителей) – более чем на <данные изъяты>

- по среднемесячной заработной плате (без внешних совместителей) – более чем на <данные изъяты>

- по объему выручки – более чем на <данные изъяты>

По условиям бизнес-плана проекта «<данные изъяты>» ИП Илларионов С.В. должен был достигнуть следующих показателей за первый год реализации проекта:

по выручке: первый отчетный период <данные изъяты>; второй отчетный период <данные изъяты>; третий отчетный период <данные изъяты>; четвёртый отчетный период <данные изъяты>;

по численности работников: третий отчетный период – <данные изъяты> человек; четвертый отчетный период – <данные изъяты> человек;

по среднемесячной заработной плате: третий отчетный период – <данные изъяты>; четвертый отчетный период <данные изъяты>.

В судебном заседании установлено, подтверждено представленными отчетами, и лицами, участвующими в деле не оспаривалось, что показатель по выручке ИП Илларионовым С.В. выполнен не был:

за первый год реализации проекта: за первый отчетный период (на <дата>) – <данные изъяты> за второй отчетный период (на <дата>) – <данные изъяты>; за третий отчетный период (на <дата>) – <данные изъяты>%); за четвертый отчетный период (на <дата>) <данные изъяты>); итого за первый год реализации проекта - <данные изъяты><данные изъяты>

за второй год реализации проекта: за первый отчетный период (на <дата>) – <данные изъяты>); за второй отчетный период (на <дата>) – <данные изъяты> за третий отчетный период (на <дата>) – <данные изъяты> за четвертый отчетный период (на <дата>) – <дата> итого за второй год реализации проекта - <данные изъяты><данные изъяты>

за третий год реализации проекта: за первый отчетный период (на <дата>) – <данные изъяты>); итого за третий год реализации проекта <данные изъяты>).

Вместе с тем, материалами дела, письменным отзывом представителя истца на возражения ответчика подтверждается, что ИП Илларионов С.В. достиг показателя по численности работников за третий и четвертый отчетные периоды. Так, <дата> им был заключен трудовой ФИО2 с ФИО6 на должность <данные изъяты> на срок один месяц с <дата>; дополнительным соглашением от <дата> трудовой договор продлен на срок – три месяца; заработная плата по договору составляет <данные изъяты>

С <дата> года ИП Илларионов С.В. выплатил: заработную плату работнику в размере <данные изъяты>; НДФЛ – <данные изъяты>; страховые взносы в Пенсионный фонд – <данные изъяты><данные изъяты>; страховые взносы (ОМС) – <данные изъяты>; взносы в ФСС – <данные изъяты>. Следовательно, среднемесячная заработная плата работника <дата> (последний отчетный квартал), трудоустроенного до истечения 12-месячного срока с момента выдачи субсидии, равна <данные изъяты> (средняя от <данные изъяты> за <данные изъяты><данные изъяты>), что составляет <данные изъяты> от заявленной в бизнес-плане.

Таким образом, в судебном заседании установлено и подтверждается отзывом представителя истца, что пункт <номер> Договора <номер> от <дата> о достижении по истечении <данные изъяты> календарных месяцев с момента предоставления субсидии заявленных в бизнес-плане показателей среднесписочной численности и среднемесячной заработной платы работающих и объема выручки ИП Илларионова С.В. в части не менее двух из трех показателей выполнено, в связи с чем основания для возврата субсидии отсутствуют.

При указанных обстоятельствах, исковые требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая, что в удовлетворении исковых требований отказано, основании для взыскания государственной пошлины с ответчика, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Директору Государственного областного бюджетного учреждения «Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор», действующему в интересах Министерства развития промышленности и предпринимательства <адрес> в удовлетворении исковых требований к Илларионову <данные изъяты> о взыскании денежных средств в размере 300 000 рублей, предоставленных из областного бюджета на создание собственного бизнеса, взыскании государственной пошлины – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей апелляционной жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.В. Рубан