ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1386/2016 от 26.02.2016 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 2-1386/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

**.***. 2016 года г. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Захаровой О.С.,

при секретаре Шалонько О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Военному комиссариату Псковской области о взыскании пеней за задержку выплаты пенсии и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Военному комиссариату Псковской области, в обоснование которого указал, что с 2001 года является получателем пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». С момента увольнения из вооруженных сил в мае 2001 года он проживал в <...> и до переезда в г. ФИО2 области пенсия ему выплачивалась с применением районного коэффициента 1,4.

Несмотря на то, что он является пенсионером, прослужившим более 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, что в соответствии со ст. 48 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 свидетельствует о праве на исчисление пенсии с применением районного коэффициента 1,4, ответчик с 01.09.2015 года начислил пенсию без применения данного коэффициента, сославшись на отсутствие в личном пенсионном деле архивных справок, подтверждающих место дислокации воинских частей, в которых он проходил службу.

Полагая действия ответчика незаконными, а доводы в обоснование назначения пенсии без применения районного коэффициента надуманными, истец обратился в суд с настоящим иском, просил о восстановлении нарушенного права в части выплаты пенсии с применением районного коэффициента 1,4 с 01 сентября 2015 года, о взыскании пеней за задержку выплаты пенсии в размере 1021, 26 руб. и взыскании компенсации морального вреда в сумме 30000 руб.

В ходе судебного разбирательства истец представил отказ от иска в части требования о выплате ответчиком пенсии с применением районного коэффициента 1,4 с 01.09.2015 года, поскольку данное требование удовлетворено ответчиком в добровольном порядке.

На основании определения суда от **.***.2016 года производство по делу в указанной части прекращено.

В судебном заседании истец, поддержав иск в оставшейся части, представил уточненное требование в части взыскания пеней, просил взыскать за задержку выплаты пенсии за период с сентября 2015 года по январь 2016 года включительно с применением 1/300 ставки рефинансирования 8,25 % годовых (до 31.12.2015 года) и 1/300 ставки рефинансирования 11% годовых (с 01.01.2016 года) на сумму недоплаченной пенсии, всего в размере 1911 руб. 59 коп., а также компенсировать моральный вред в сумме 30000 руб.

Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании иск не признала, представила письменные возражения.

В возражениях указала, что ФИО1 с 01 сентября 2015 года находится на пенсионном обеспечении в военном комиссариате Псковской области. Ранее являлся получателем пенсии в военном комиссариате Мурманской области. В связи с отсутствие в личном пенсионном деле сведений о месте дислокации воинских частей по периоду службы ФИО1 с **.***.1977 года по **.***.1988 года пенсия ему была назначена военкоматом без учета коэффициента 1,4, одновременно направлены запросы в архивы, о чем истец был проинформирован. После того, как сведения о дислокации воинских частей по спорному периоду в районах Крайнего севера подтвердились, военкомат произвел перерасчет пенсии ФИО1 с 01.09.2015 года с учетом районного коэффициента и в настоящее время истец получает пенсию в учетом коэффициента 1,4.

Полагала, что оснований для взыскания пеней не имеется, поскольку доплата была начислена и выплачена военкоматом после получения подтверждающей информации, вины военкомата в отсутствии в личном деле пенсионера необходимых сведений не имеется, при решении вопроса о возобновлении истцу пенсии военкомат действовал в строгом соответствии с законом. Требование истца о компенсации морального полагала не основанным на законе. В связи с чем, просила в иске отказать в полном объеме.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Закон РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее Закон РФ № 4468-1) регулирует порядок назначения и перерасчета пенсии пенсионерам Министерства обороны РФ.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ № 4468-1 время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, установлен Постановлением Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".

Согласно ст. 48 Закона РФ № 4468-1 пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих … в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 16.1 Постановления Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 установлено сохранять размер пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента за пенсионерами из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и непосредственно перед увольнением проходивших военную службу (службу) в этих районах и местностях, где им была исчислена пенсия за выслугу лет или по инвалидности с применением районного коэффициента, установленного в этих районах и местностях для военнослужащих и сотрудников, в случае их последующего выезда на новое постоянное место жительства в местности, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере.

Пенсионерам из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где районный коэффициент к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. Предельный размер районного коэффициента, который применяется для исчисления указанных пенсий, составляет 1,5.

Установлено, что ФИО1 в период с **.***. 1972 года по **.***. 2001 года проходил военную службу в Вооруженных силах СССР и Российской Федерации, уволен приказом МО РФ от **.***.2001 года № *** в запас по собственному желанию, с **.***. 2001 года исключен из списков личного состава части, общая выслуга лет оставила 28 лет, в льготном исчислении – 34 года.

С **.***. 2001 года ФИО1 является пенсионером Министерства обороны, пенсия за выслугу лет была назначена в военном комиссариате Мурманской области с учетом районного коэффициента 1,4, который введен на территории области с учетом ее природно-климатических условий.

В связи с переездом на постоянное место жительства в г. ФИО2 области ФИО1 **.***.2015 года обратился в военный комиссариат Псковской области с заявлением о возобновлении выплаты пенсии.

С учетом приведенных положений закона для сохранения ФИО1 размера пенсии с применением соответствующего коэффициента необходимо соблюдение следующих условий:

- служба в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет;

- район, где проходил службу, отнесен к районам Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера;

- служба в особых условиях подлежала зачету в выслугу лет для назначения пен­сии в льготном исчислении.

Согласно послужному списку ФИО1 проходил военную службу в отдаленных местностях с **.***.1988 года по **.***.1988 года и с **.***.1990 по **.***.2001 года, что составляет 10 календарных лет.

Ввиду того, что в пенсионном личном деле ФИО1 отсутствовали сведения, подтверждающие его службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по периоду службы с **.***.1977 года по **.***.1988 года, а именно, отсутствовали сведения о месте дислокации воинских частей, ответчик возобновил с 01 сентября 2015 года ФИО1 выплату пенсию без учета районного коэффициента, о чем истец был уведомлен **.***.2015 года.

Для уточнения сведений в отношении мест дислокации воинских частей по обозначенному периоду военкомат **.***.2015 года направил запросы в архив Северного флота, о чем истец был также письменно уведомлен /л.д. 11/.

**.***.2015 года запросы были направлены повторно.

Как следует из пояснений представителя ответчика, в период с **.***. 2016 года по **.***. 2016 года Управлением финансового обес­печения МО РФ Западного военного округа проводилась проверка работы военного комис­сариата Псковской области по пенсионному обеспечению военнослужащих и их семей, со­циальному обслуживанию военных пенсионеров и обязательному государственному лично­му страхованию военнослужащих. Сотрудникам данного Управления по инициативе военкомата было представлено личное дело ФИО1 Поскольку сотрудники Управления в силу своих полномочий обладают архивными сведениями о дислокации воинских частей, было принято решение пересчитать ФИО1 пенсию за выслугу лет с 01.09.2015 года с учетом районного коэффициента 1,4 до поступления ответов из архива Северного флота.

В настоящее время Военным комиссариатом Псковской области произведен перерасчет и выплата пенсии ФИО1 за период с **.***.2015 г. по **.***.2016 г. в сумме 67388 руб.84 коп., с **.***.2016 года ФИО1 получает пенсию с учетом районного коэффициента 1,4, что истцом не оспаривалось.

Уже после перерасчета пенсии истцу в адрес военного комиссариата поступили архивные сведения, подтверждающие, что военная служба истца в период с **.***.1977 года по **.***.1988 года проходила в районах Крайнего Севера (г. ФИО4 области).

ФИО1 полагал, что действия военного комиссариата являются неправомерными, привели к затягиванию вопроса о возобновлении выплаты пенсии в положенном размере. В связи с чем просил взыскать с ответчика пени за задержку выплаты части пенсии в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ за каждый день просрочки в соответствии с представленным расчетом за период с сентября 2015 года по январь 2016 года включительно на сумму ежемесячной недоплаты, всего 1911 руб. 59 коп.

Суд находит не состоятельными доводы истца о том, что ответчик, исходя из материалов личного пенсионного дела, изначально мог и имел возможность возобновить с 01.09.2015 года выплату пенсии с учетом районного коэффициента.

В соответствии с п. 14 Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения; с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.

Истом не оспаривалось в судебном заседании, что при увольнении в 2001 году он был ознакомлен с личным делом, о чем свидетельствует его подпись, возражений, замечаний по подсчету выслуги лет, находящихся в личном деле документов, подтверждающих периоды и условия службы, ФИО1 не имел.

Следует отметить, что расчёт выслуги лет на пенсию составляется соответствующими финансово- экономическими управлениями военных округов до представления военнослужащего к увольнению на основании личного дела военнослужащего, в котором периоды службы должны быть подтверждены и заверены соответствующими кадровыми органами.

Военный комиссариат при решении вопроса о назначении (возобновлении) пенсии по выслуге лет руководствуется имеющимися в личном деле военнослужащего документами и подсчетами выслуги лет, формирование личных дел военнослужащих в компетенцию военкомата не входит.

Направление военным комиссариатом Псковской области соответствующих запросов в архив Северного флота для уточнения сведений в отношении мест дислокации во­инских частей за период с **.***.1977 г. по **.***.1988 г., в которых ФИО1 прохо­дил службу, полностью соответствует Приказу Министра обороны Российской Федерации от 19.10.2012 года № 3300 «О порядке ведения справочной работы по личному составу».

Кроме этого, находя требования истца о взыскании пени за задержку выплаты пенсии не подлежащими удовлетворению, суд учитывает также, что Закон РФ № 4468-1 не предусматривает оснований для взыскания с органа, занимающегося назначением пенсии по выслуге лет, каких-либо процентов и пеней. Предусмотренная ст. 236 Трудового кодекса РФ обязанность произвести выплаты с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки к спорным правоотношениям не применима, поскольку такая обязанность возникает у работодателя, каковым военный комиссариат по отношению к истцу не является.

В требованиях о компенсации морального вреда суд истцу также отказывает.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 года N 10 "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда" в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

Законом РФ № 4468-ФЗ, регулирующим порядок назначения и выплаты пенсий по выслуге лет, компенсация морального вреда при нарушении пенсионных права не предусмотрена. Кроме этого, в ходе судебного разбирательства каких-либо виновных, неправомерных действий ответчика по отношению к истцу не установлено.

На основании изложенного, суд не находит законных оснований для удовлетворения требований истца, потому отказывает в иске в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194, 197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Военному комиссариату Псковской области о взыскании пеней за задержку выплаты пенсии и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.С. Захарова

Мотивированное решение изготовлено **.***. 2016 года.