ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-13872/2023 от 31.01.2024 Курганского городского суда (Курганская область)

Дело № 2-2292/2024

45RS0026-01-2023-018059-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 января 2024 года г. Курган

Курганский городской суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Аброськина С.П.,

при секретаре Лейченок Д.Д.,

с участием представителя истца прокурора Кетовского района Курганской области - Иванова И.С., представителя ответчика СНТ «Зеленая лужайка» - Балабаева А.Г., действующего на основании выписки из протокола общего собрания СНТ «Зеленая лужайка» от 28.06.2020, представителя третьего лица АО «СУЭНКО» - Абалина А.А., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кетовского района Курганской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к садоводческому некоммерческому товариществу «Зеленая лужайка» о возложении обязанностей заменить стойки опор, провести очистку от деревьев и кустарников, устранить наклон опор,

установил:

Прокурор Кетовского района Курганской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к садоводческому некоммерческому товариществу «Зеленая лужайка» (далее – СНТ «Зеленая лужайка») о возложении обязанностей заменить стойки опор, провести очистку от деревьев и кустарников, устранить наклон опор, указав в обоснование требований, что прокуратурой района совместно со специалистом Уральского управления Ростехнадзора проведена проверка соблюдения законодательства об электроэнергетике в деятельности СНТ «Зелёная лужайка», в ходе которой выявлено ненадлежащее исполнение требований Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ, нарушения в области безопасности электрических установок и сетей: «Правил технической экс­плуатации электроустановок потребителей электрической энергии», утвержденных приказом Министерства Энергетики Российской Федерации № 811 от 12.08.2022 (да­лее - ПТЭЭПЭЭ). Отмечает, что в СНТ «Зелёная лужайка» выявлены следующие нарушения: растрескивание деревянных стоек опор ВЛ-0,4 кВ около участков № 56, 57, 59, 67 (п. 14, п. 7 «а» ПТЭЭПЭЭ); наличие деревьев и кустарников высотой более 4 метров в непосредственной близости к опорам и проводам ВЛ около участков № 56, 57, 59 (п. 7 «а», «б» ПТЭЭПЭЭ); наклон опор ВЛ-0,4 кВ, расположенных около участков № 56, 57, 59, более допустимого (п. 7 «а», «б» ПТЭЭПЭЭ). Считает, что неисполнение обозначенных требований закона об электро­энергетике отрицательно сказывается на обеспечении пожарной безопасности на тер­ритории СНТ «Зелёная лужайка», а нарушение законодательства об электроэнергетике является нарушением прав и интересов проживающих на территории СНТ «Зелёная лужайка» граждан, невыпол­нение требований безопасности ставит под угрозу их жизнь и здоровье и может по­влечь за собой наступление негативных последствий. Просит суд возложить на СНТ «Зелёная лужайка» обязанность заменить стойки опор ВЛ-0,4 кВ около участков № 56, 57, 59, 67; провести очистку от деревьев и кустарников высотой более 4 метров вблизи опор и проводов ВЛ около участков № 56, 57, 59; устранить наклон опор ВЛ-0,4 кВ, расположенных около участков № 56, 57, 59.

В судебном заседании представитель истца Иванов И.С. на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал, просил их удовлетворить частично по доводам, изложенным в исковом заявлении, по причине добровольного исполнения ответчиком заявленных требований не поддержал иск в части возложения на СНТ «Зелёная лужайка» обязанность заменить стойки опор ВЛ-0,4 кВ около участков № 57, 59; проведения очистки от деревьев и кустарников высотой более 4 метров вблизи опор и проводов ВЛ около участка № 57, 59; устранения наклона опоры ВЛ-0,4 кВ, расположенной около участка № 56.

Представитель ответчика СНТ «Зеленая лужайка» Балабаев А.Г., действующий на основании выписки из протокола общего собрания СНТ «Зеленая лужайка» от 28.06.2020, в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями согласился, полагал возможным устранить недостатки в летний период, просил предоставить отсрочку исполнения судебного акта на три месяца.

В судебном заседании представитель третьего лица АО «СУЭНКО» - Абалин А.А., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования считал законными, обоснованными и полностью подлежащими удовлетворению, против предоставления отсрочки исполнения решения суда не возражал.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Установлено, что государственный инспектор Курганского отдела энергетического надзора Уральского управления Ростехнадзора Двойнев В.И. принял участие в проверке исполнения законодательства в сфере электроэнергетики, организованной Прокуратурой Курганской области, в отношении, в том числе СНТ «Зеленая лужайка», расположенного на территории Кетовского муниципального округа, в ходе которой установлено, что электроустановки СНТ присоединены к электрическим сетям АО «СУЭНКО» напряжением 10 кВ. Электроснабжение СНТ осуществляется в соответствии с договором на энергоснабжение. Согласно актам разграничения балансовой принадлежности отпаечные воздушные линии 10 кВ не принадлежат АО «СУЭНКО» и эксплуатируется садоводческим товариществом, включая ТП10/0,4 кВ и воздушные линии 0,4 кВ. Электроэнергия используется для электроснабжения дачных домов и питания насосных станций полива. Эксплуатация электроустановок СНТ не организована, подготовленный электротехнический персонал отсутствует.

В ходе осмотра электроустановок выявлены следующие нарушения действующих норм и правил, которые представляют угрозу жизни и здоровью людей, возникновения пожаров: техническая документация отсутствует (п. 27 ПТЭЭПЭЭ), электротехнический персонал отсутствует (п. 6 ПТЭЭПЭЭ), не назначены ответственный за электрохозяйство и его заместитель (п. 8 ПТЭЭПЭЭ), не обеспечено: своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции элекгроустановок; надежная работа и безопасная эксплуатация электроустановок; укомплектование электроустановок защитными средствами, средствами пожаротушения и инструментом; проведение необходимых испытаний электрооборудования. (п. 7, п. 23, п. 9 ПТЭЭПЭЭ), не обеспечен порядок хранения и выдачи ключей от электроустановок (п. 27, п. 34 ПТЭЭПЭЭ, п.ЗЛЗПОТЭЭ), на корпусе ТП 10/0,4 кВ отсутствует диспетчерское наименование (п. 24 ПТЭЭПЭЭ), в РУ-0,4 кВ ТП 10/0,4 кВ отсутствуют надписи, указывающие назначение присоединений и их диспетчерское наименование (п. 6 ПТЭЭПЭЭ), электроустановки не укомплектованы испытанными средствами защиты, инструментом (п. 7 «л» ПТЭЭПЭЭ), отсутствует журнал учета и содержания средств защиты (п. 27 «п» ПТЭЭПЭЭ), своевременно не проводились испытания элементов трансформатора, находящегося в эксплуатации (сокращённый анализ масла, испытания сопротивления изоляции и повышенным напряжением промышленной частоты) (п. 9 ПТЭЭПЭЭ), не обеспечено проведение осмотров электрооборудования (отсутствует график утвержденный ответственным за электрохозяйство) (п.37 ПТЭЭПЭЭ), отсутствует утвержденная схема ТП 10/0,4 кВ (п. 27 «г», «д» ПТЭЭПЭЭ), отсутствует паспорт на заземляющие устройство ТП 10/0,4 кВ (п. 27 «ж» ПТЭЭПЭЭ), РЛНД-10 кВ ТП 10/0,4 кВ не защищен от коррозии, его привод не заперт на замок (п. 7 ПТЭЭПЭЭ), у РЛНД-10 кВ ТП 10/0,4 кВ сечение стальных заземляющих проводников диаметром 6 мм не соответствует требуемому минимальному значению 75 мм2 (п. 513, 538 ПТЭЭСиС), внутри КТП 10/0,4 кВ находятся посторонние предметы (п. 7 ПТЭЭПЭЭ), РУ-10 кВ ТП 10/0,4 кВ не закрыто на замок (п. 7 ПТЭЭПЭЭ), растрескивание деревянной стойки (трещины раскрытием 0,5 см и более суммарной длиной 1,5 м). Участок №56, 57 59, 67 (п. 14, п.7 «а» ПТЭЭПЭЭ), наличие деревьев и кустарников высотой более 4х метров вблизости к опорам и проводам ВЛ. Участок № 56, 59, 57 (п.24, п. 7 «а», «б» ПТЭЭПЭЭ, п. 543 ПТЭЭСиС), наклон опоры (отклонение верхнего конца стойки от вертикальной оси вдоль линии превышает 0,5 м). Участок№ 56, 59 57 (п. 7 «а», «б» ПТЭЭПЭЭ).

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 543 Гражданского кодекса Российской Федерации требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются; законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ (далее - Закон об электроэнергетике) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.

В статье 3 Закона об электроэнергетике определено, что объекты электроэнергетики - это имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства; объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона об электроэнергетике целями государственного регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение ее устойчивого, надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.

Согласно пункту 2 указанной нормы закона, в состав мер государственного регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики входят принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, осуществление федерального государственного энергетического надзора, аттестация по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики.

Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, согласно пункту 3 статьи 5 Закона об электроэнергетике, обязаны соблюдать требования Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.

Требования к организации и осуществлению технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии установлены Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утвержденными приказом Минэнерго России от 12.08.2022 № 811, и распространяются на потребителей электрической энергии - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании электроустановками (далее - Правила от 12.08.2022 № 811).

Согласно п. 1 Правила от 12.08.2022 № 811, Правила устанавливают требования к организации и осуществлению технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии (далее - электроустановки) и распространяются на потребителей электрической энергии - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании электроустановками, за исключением потребителей - физических лиц, указанных в пункте 3 Правил (далее - потребитель). Правила не распространяются на потребителей - физических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании электроустановками напряжением ниже 1000 В и использующих данные электроустановки для удовлетворения личных или бытовых нужд.

Как предусмотрено п. 6 Правил от 12.08.2022 № 811 при эксплуатации принадлежащих потребителю объектов по производству электрической энергии и (или) объектов электросетевого хозяйства, присоединенных к электроэнергетической системе (за исключением объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 0,4 кВ и ниже, присоединенных к электрическим сетям на уровне напряжения 0,4 кВ), должны соблюдаться требования Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утверждаемых Минэнерго России в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2018 № 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Пунктом 7 Правил от 12.08.2022 № 811 установлено, что при эксплуатации электроустановок потребитель должен обеспечить:

а) содержание электроустановок в исправном состоянии и их безопасную эксплуатацию;

б) проведение технического обслуживания и ремонта электроустановок в целях поддержания исправного состояния и безопасной эксплуатации электроустановок;

в) соответствие технических характеристик и параметров технологического режима работы электроустановок указанным в пункте 6 Правил требованиям, обеспечивающим нахождение параметров электроэнергетического режима работы электроэнергетической системы в пределах допустимых значений;

г) подготовку и подтверждение готовности работников, осуществляющих трудовые функции по эксплуатации электроустановок (далее - персонал), к выполнению трудовых функций в сфере электроэнергетики, связанных с эксплуатацией электроустановок, в соответствии с главой IV Правил;

д) оперативно-технологическое управление электроустановками;

е) контроль за техническим состоянием электроустановок и эксплуатацией принадлежащих потребителю на праве собственности или ином законном основании объектов по производству электрической энергии, в том числе работающих автономно от электроэнергетических систем;

ж) содержание в исправном состоянии устройств релейной защиты и автоматики, необходимых для защиты линий электропередачи (далее - ЛЭП) и оборудования, входящего в состав электроустановок (далее - оборудование);

з) контроль за соблюдением режимов работы электроустановок и потребления электрической энергии, заданных гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), сетевой организацией в соответствии с условиями договоров энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии и мощности или договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии;

и) учет, расследование и анализ причин аварий в электроэнергетике, произошедших на объектах потребителя, а также принятие мер по устранению причин их возникновения;

к) наличие, использование и поддержание в актуальном состоянии технической (в том числе инструктивной и оперативной) документации, необходимой для эксплуатации электроустановок и выполнения персоналом потребителя возложенных на него трудовых функций;

л) укомплектование электроустановок средствами защиты в электроустановках, инструментом, запасными частями и материалами, необходимыми для выполнения требований настоящей главы и глав V - XII Правил;

м) проведение испытаний электрооборудования в соответствии с пунктом 26 и главами VI - XI Правил;

н) эксплуатацию устройств молниезащиты, измерительных приборов и средств учета электрической энергии.

Пунктом 9 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии на ответственного за электрохозяйство должны быть возложены полномочия по:

а) организации разработки и ведению документации по вопросам организации эксплуатации электроустановок и ее пересмотру (актуализации) в соответствии с главой III Правил;

б) организации и обеспечению проведения работы с персоналом в соответствии с главой IV Правил;

в) организации безопасного проведения всех видов работ в электроустановках, в том числе с участием работников организаций, выполняющих функции по оперативному и (или) техническому обслуживанию, ремонту, наладке, испытаниям электроустановок, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании потребителю, и не состоящих в его штате, в том числе осуществлению контроля правильности допуска персонала строительно-монтажных и специализированных организаций к работам в действующих электроустановках и в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства;

г) обеспечению выполнения ремонта и технического обслуживания электроустановок;

д) контролю наличия средств защиты в электроустановках и инструмента, необходимых для эксплуатации электроустановок, проведения проверок и испытаний таких средств защиты и инструмента в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими требования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, а также Правилами;

е) обеспечению ввода ЛЭП, оборудования, устройств, входящих в состав электроустановок, в работу в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими требования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, а также Правилами;

ж) организации оперативного обслуживания электроустановок и ликвидации технологических нарушений в электроустановках;

з) обеспечению проверок соответствия исполнительных технологических схем (чертежей), представляющих собой графическое представление последовательности основных стадий (операций) технологического процесса, и схем электрических соединений фактическим эксплуатационным схемам и пересмотру (актуализации) указанных схем в соответствии с пунктами 30 и 31 Правил;

и) обеспечению не реже одного раза в 2 года контроля значений показателей качества электрической энергии, обусловленных работой электроустановок, в том числе путем проведения замеров таких показателей;

к) обеспечению контроля соблюдения и поддержания режима работы электроустановок и режима потребления электрической энергии, в том числе режимов потребления реактивной мощности, заданных потребителю в соответствии с договором оказания услуг по передаче электрической энергии, договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) или договором энергоснабжения;

обеспечению поддержания автономных резервных источников питания, установленных в соответствии с техническими условиями на технологическое присоединение к электрическим сетям, пунктами 16, 16.1, 29 и 37 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, пунктом 31.6 Правил от 12.08.2022 № 811 недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, в состоянии готовности к использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии или использовании противоаварийной автоматики.

Как предусмотрено п. 14 Правил от 12.08.2022 № 811 потребитель должен организовать и осуществлять контроль технических параметров и состояния его электроустановок, основанный на показаниях контрольно-измерительной аппаратуры, результатах осмотров, испытаний, измерений и расчетов. Выявленные по результатам контроля дефекты ЛЭП, оборудования, устройств электроустановок должны фиксироваться в журнале дефектов с определением ответственных за устранение лиц и сроков устранения дефектов.

В соответствии с пунктом 23 Правил от 12.08.2022 № 811 потребитель должен обеспечить проведение технического обслуживания и ремонтов оборудования и устройств электроустановок.

Согласно пункту 24 Правил от 12.08.2022 № 811 при организации и осуществлении эксплуатации электрооборудования и электроустановок общего назначения потребителей (силовые трансформаторы и масляные шунтирующие реакторы, распределительные устройства, воздушные ЛЭП, кабельные линии, электродвигатели, релейная защита и автоматика, телемеханика и вторичные цепи, заземляющие устройства, защита от перенапряжений, конденсаторные установки, аккумуляторные установки, электрическое освещение) потребители должны выполнять требования в объеме, предусмотренном для указанных видов оборудования и устройств в Правилах технической эксплуатации электрических станций и сетей.

Пункт 25 Правил от 12.08.2022 № 811 предусматривает, что потребитель должен организовать и проводить техническое освидетельствование электроустановок и входящего в их состав оборудования в соответствии с Правилами проведения технического освидетельствования оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики.

Пунктом 27 Правил от 12.08.2022 № 811 установлено, что у потребителя в отношении эксплуатируемых им электроустановок должна быть в наличии следующая техническая документация:

а) утвержденная в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации проектная и рабочая документация на строительство (реконструкцию) электроустановок со всеми последующими изменениями;

б) акты комплексного опробования ЛЭП и оборудования и документы о приемке их в эксплуатацию;

в) документы о технологическом присоединении, предусмотренные Правилами от 12.08.2022 № 811 технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям;

г) схемы электрических соединений и технологических систем, в том числе нормальные (временные нормальные) схемы электрических соединений электроустановок потребителя;

д) общие схемы электроснабжения для нормального режима, составленные по электрохозяйству потребителя в целом и по отдельным структурным подразделениям (филиалам);

е) журналы учета электрооборудования с перечислением основного электрооборудования и с указанием его технических данных, а также присвоенных ему инвентарных номеров;

ж) технические паспорта ЛЭП, основного энергетического и электротехнического оборудования, зданий и сооружений;

з) документы, устанавливающие разделение прав, обязанностей и ответственности структурных подразделений (с учетом требований п. 8 Правил) и персонала потребителя по эксплуатации, в том числе обслуживанию и контролю, электроустановок;

и) перечень ЛЭП, оборудования и устройств электроустановок с их распределением по способу технологического управления и ведения;

к) списки работников, указанные в пункте 12 Правил от 12.08.2022 № 811;

л) производственные инструкции по эксплуатации электроустановок и иные инструкции, разрабатываемые и утверждаемые потребителем в соответствии с пунктом 33, главами V - XII Правил, а также Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей, Правилами переключений в электроустановках и Правилами предотвращения развития и ликвидации нарушений нормального режима (далее - производственные инструкции);

м) должностные инструкции персонала;

н) инструкции по охране труда, разрабатываемые и утверждаемые потребителем в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране труда;

о) документация по релейной защите и автоматике и документация по автоматизированным системам управления (при наличии у потребителя таких систем) в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, устанавливающих требования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики;

п) иная техническая, в том числе оперативная, документация, указанная в пунктах 33 - 36 Правил.

Согласно пункту 39 Правил от 12.08.2022 № 811 при эксплуатации электроустановок потребители должны обеспечить подготовку своих работников, относящихся к категориям персонала, указанным в пункте 38 Правил, к работе в электроустановках, включая проведение с ними обязательных форм работы с персоналом, в соответствии с: Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденными приказом Минэнерго России от 22.09.2020 № 796 (далее - Правила работы с персоналом и приказ Минэнерго России № 796 соответственно), - в отношении персонала потребителя, эксплуатирующего объекты по производству электрической энергии и (или) объектов электросетевого хозяйства, присоединенные к электроэнергетической системе (за исключением принадлежащих потребителям объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 0,4 кВ и ниже, присоединенных к электрическим сетям на уровне напряжения 0,4 кВ).

В соответствии с пунктом 41 Правил от 12.08.2022 № 811 права и обязанности руководителя потребителя - юридического лица по вопросам организации и проведения работы с персоналом могут быть переданы им в полном объеме или частично одному или нескольким иным должностным лицам потребителя (его филиала, представительства) из числа административно-технического персонала.

Обязанности должностных лиц потребителя по проведению работы с персоналом должны быть установлены организационно-распорядительным документом потребителя и указаны в должностных инструкциях и положениях о подразделениях (службах).

Требования к подготовке работников организаций, осуществляющих деятельность в сфере электроэнергетики, к выполнению трудовых функций в сфере электроэнергетики, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок или с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, и подтверждению готовности персонала к выполнению таких трудовых функций, закреплены в Правилах работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 22.09.2020 № 796 (далее - Правила от 22.09.2020 № 796).

15.07.2016 Акционерное общество «Энергосбытовая компания «Восток» и СНТ «Зеленая лужайка» заключен договор энергоснабжения № 60407407, по условиям которого продавец обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности) потребителю, а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю в точках поставки, определенных Приложением № 1 к настоящему Договору, а потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги, а также выполнять иные обязательства, предусмотренные настоящим Договором (п. 2.1.).

Пунктом 3.3.8 договора энергоснабжения № 60407407 от 15.07.2016 предусмотрено, что потребитель обязан надлежащим образом за свой счет самостоятельно либо с привлечением третьих лиц обеспечить надлежащее техническое состояние, осуществлять эксплуатацию и техническое обслуживание находящихся в зоне эксплуатационной ответственности потребителя энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства, приборов и оборудования в соответствии с действующим законодательством и нести ответственность за их состояние.

В соответствии с п. 3.3.19 договора энергоснабжения № 60407407 от 15.07.2016 предусмотрено, что потребитель обязан согласовывать (не менее чем за 30 дней) с сетевой организацией, иным владельцем электрических сетей (в случае опосредованного присоединения) дату проведения плановых/текущих/капитальных ремонтных работ, связанных с частичным или полным ограничением режима потребления электроэнергии при проведении ремонтных работ в электроустановках сетевой организации, иного владельца электрических сетей в порядке оперативных взаимоотношений.

В силу подп. з п. 6.3. договора энергоснабжения № 60407407 от 15.07.2016 продавец несет установленную законодательством ответственность за нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. Продавец освобождается от возмещения ущерба, в том числе за перерывы снабжения электрической энергией, в следующих случаях: при нарушении потребителем обязанности по поддержанию в надлежащем техническом состоянии находящихся у него в собственности и на ином законном основании устройств (средств релейной защиты и автоматики, устройств обеспечивающих регулирование реактивной мощности, приборов учета энергии (мощности), а также иных устройств необходимых для поддержания требуемых параметров, надежности и качества электроэнергии и защиты оборудования и линий электропередачи, технологически присоединенных к электроустановкам потребителя),повлекшим снижение показателей надежности и качества электроэнергии, что непосредственно привело к возникновению ущерба.

На основании п. 7.1. договора энергоснабжения № 60407407 от 15.07.2016 договор вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношение сторон, возникшие с 01.06.2016 и действует до 31.12.2016. Настоящий Договор считается ежегодно пролонгированным на один год в случае, если заказчик за месяц до окончания срока действия настоящего договора не заявит о намерении заключить договор на иных условиях, или внести изменения (дополнения) в договор или прекратить действие настоящего договора. Дата и время начала исполнения обязательств по настоящему договору в отношении объектов энергоснабжения указываются Продавцом в Приложении №1 к настоящему Договору, а в случае не указания в Приложении № 1 считаются равными дате вступления настоящего договора в силу. Дата и время начала исполнения обязательств по настоящему договору по объектам энергоснабжения, включенным в настоящий договор до завершения процедуры технологического присоединения, определяется датой подписания сетевой организацией и потребителем акта о технологическом присоединении соответствующих энергопринимающих устройств.

Приказом Минэнерго России от 04.10.2022 № 1070 утверждены Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации и о внесении изменений в приказы Минэнерго России от 13.09.2018 № 757, от 12.07.2018 № 548 (далее - Правила от 19.06.2003 № 229).

В силу п. 538 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, при эксплуатации ВЛ должны проводиться их техническое обслуживание и ремонт. При техническом обслуживании ВЛ должен проводиться комплекс работ, включающий в себя работы по выявлению дефектов и отклонений от нормативов путем осмотров, профилактических проверок, измерений, работы по предохранению ВЛ и ее элементов от преждевременного износа и повреждений. При ремонте ВЛ должны выполняться работы по восстановлению исправности и работоспособности ВЛ и их элементов путем ремонта или замены новыми, повышающими их надежность и улучшающими эксплуатационные характеристики ВЛ. При планово-предупредительном ремонте ВЛ капитальный ремонт ВЛ на металлических и (или) железобетонных опорах должен проводиться не реже 1 раза в 12 лет, на ВЛ с деревянными опорами не реже 1 раза в 6 лет. При ремонте ВЛ по техническому состоянию сроки проведения работ должны определяться владельцем объекта электроэнергетики. Для ВЛ, отдельные участки которых находятся в собственности двух и более организаций, должны быть оформлены границы эксплуатационной ответственности. Плановый ремонт ВЛ с совместной подвеской проводов должен проводиться в сроки, согласованные с собственниками или иными законными владельцами ВЛ или участков ВЛ (далее - владельцы ВЛ). В аварийных случаях ремонтные работы на таких ВЛ должны проводиться с предварительным (до начала работ) уведомлением другого владельца ВЛ.

Согласно п. 548 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, владелец ВЛ обязан содержать в исправном состоянии: постоянные знаки, установленные на опорах (нанесенные на опоры) ВЛ, содержащие в том числе обозначение диспетчерского наименования ВЛ, предупреждающие знаки, знаки, содержащие сведения об охранных зонах ВЛ; сигнальные знаки на берегах в местах пересечения ВЛ с водными пространствами (судоходной или сплавной рекой, озером, водохранилищем, каналами); маркировку и устройства светоограждения, установленные на опорах ВЛ.

Как предусмотрено п. 556 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, в процессе эксплуатации в зависимости от местных условий проверка загнивания деталей деревянных опор должна проводиться в период от 3 до 6 лет после ввода ВЛ в эксплуатацию, далее - не реже 1 раза в 3 года, а также перед подъемом на опору или заменой деталей.

В соответствии с п. 557 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации конструктивные изменения опор и других элементов ВЛ, а также изменение способа закрепления опор в грунте должны выполняться при наличии технической документации, утвержденной владельцем ВЛ.

Таким образом, из приведенных положений законодательных актов следует, что поддержание находящихся на территории садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости стоек опор в исправном состоянии является обязанностью ответчика.

В ходе судебного разбирательства прокурор не поддержал заявленные исковые требования в части возложения на СНТ «Зелёная лужайка» обязанность заменить стойки опор ВЛ-0,4 кВ около участков № 57, 59; проведения очистки от деревьев и кустарников высотой более 4 метров вблизи опор и проводов ВЛ около участка № 57, 59; устранения наклона опоры ВЛ-0,4 кВ, расположенной около участка № 56, по причине добровольного исполнения ответчиком заявленных требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств, подтверждающих возражения по иску в соответствии со ст.56ГПК РФ ответчиком СНТ «Зеленая лужайка» суду не представлено, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что исковые требования прокурора Кетовского района Курганской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к СНТ «Зеленая лужайка» о возложении обязанностей заменить стойки опор ВЛ-0,4 кВ около участков № 56, 67; провести очистку от деревьев и кустарников высотой более 4 метров вблизи опор и проводов ВЛ около участков № 56; устранить наклон опор ВЛ-0,4 кВ, расположенных около участков № 57, 59, являются обоснованными и полностью подлежащими удовлетворению.

Оценив представленные сторонами доказательства в силу ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований в той части, в которой выявленные нарушения не были ответчиком устранены и удовлетворении исковых требований прокурора Кетовского района Курганской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к СНТ «Зеленая лужайка» о возложении обязанностей заменить стойки опор ВЛ-0,4 кВ около участков № 56, 67; провести очистку от деревьев и кустарников высотой более 4 метров вблизи опор и проводов ВЛ около участков № 56; устранить наклон опор ВЛ-0,4 кВ, расположенных около участков № 57, 59.

Согласно ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Суд признает доводы представителя ответчика, указываемые в отзыве на исковое заявление об отсрочке исполнения решения суда сроком на 3 месяцев заслуживающими внимания, принимая во внимание необходимый срок для выполнения работ, суд приходит к выводу об установлении срока для исполнения решения суда в течении трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кетовского района Курганской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к садоводческому некоммерческому товариществу «Зеленая лужайка» о возложении обязанностей заменить стойки опор, провести очистку от деревьев и кустарников, устранить наклон опор - удовлетворить.

Возложить на садоводческое некоммерческому товариществу собственников недвижимости «Зеленая лужайка» (ИНН: 4510005902; ОГРН: 1034521001822) обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязанность заменить стойки опор ВЛ-0,4 кВ около участков № 57, 59; провести очистку от деревьев и кустарников высотой более 4 метров вблизи опор и проводов ВЛ около участков № 57, 59; устранить наклон опор ВЛ-0,4 кВ, расположенных около участков № 57, 59.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Курганский областной суд через Курганский городской суд Курганской области в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Судья С.П. Аброськин

Решение суда в окончательной форме от 07.02.2024.