ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-13873/2015 от 01.12.2015 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 декабря 2015 года г.Краснодар

Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Ситникова В.Е.

при секретаре ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сосногорского транспортного прокурора Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Газпром добыча Краснодар» об устранении нарушений требований законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Сосногорский транспортный прокурор Республики Коми обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Газпром добыча Краснодар» об устранении нарушений требований законодательства.

В обоснование своих требований указал, что Сосногорской транспортной прокуратурой Республики Коми проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности полетов при эксплуатации посадочных площадок для воздушных судов.

По результатам проверки выявлены нарушения, выразившиеся в следующем.

ООО «Газпром добыча Краснодар» на основании договоров аренды владеет посадочной площадкой «719 пикет», «ЯкъЯг», расположенных на территории <адрес> Республики Коми и посадочной площадкой «Кожва», расположенной на территории <адрес> Республики Коми.

В 2014 году ответчиком подано в Ухтинский филиал ООО «Авиапредприятие «Газпром авиа» 52 заявки на полет с указанием посадочной площадки «719 пикет», 55 заявок на полет с указанием посадочной площадки «Кожва», 52 заявки на полет с указанием посадочной площадки «ЯкъЯг»

В нарушение требований законодательства ООО «Газпром добыча Краснодар» не разработало и не представило на регистрацию в территориальный орган Федерального агентства воздушного транспорта аэронавигационный паспорт посадочных площадок.

В связи с нарушением указанных требований законодательства не обеспечивается надлежащим образом безопасность полетов при эксплуатации посадочных площадок «719 пикет», «ЯкъЯг», «Кожва», что представляет угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Просит обязать ООО «Газпром добыча Краснодар» разработать и представить на регистрацию в территориальный орган Федерального агентства воздушного транспорта аэронавигационные паспорта посадочных площадок «719 пикет», «ЯкъЯг», расположенных на территории <адрес> Республики Коми и посадочной площадкой «Кожва», расположенной на территории <адрес> Республики Коми.

В судебное заседание Сосногорский транспортный прокурор Республики Коми не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика ФИО2 исковые требования не признала, указав что нормативно-правовые акты, действующие на данный период времени, не устанавливают обязанность владельцев посадочных площадок разрабатывать и утверждать аэронавигационные паспорта посадочных площадок. Положения Приказа Минтранса РФ от 13.01.2011г. распространяются только для посадочных площадок государственной и экспериментальной авиации. ООО «Газпром добыча Краснодар» является владельцем посадочных площадок на основании договоров аренды и использует их в собственных целях посредством заключения договора на выполнение авиационных работ с действующим эксплуатантом, что не относится к государственной или экспериментальной авиации. Просит в удовлетворении иска отказать.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Пункт 24 главы 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливает, что аэронавигационная информация о комплексе сооружений, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, наземном авиационном оборудовании аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, а также о препятствиях в районе аэродрома и вертодрома направляется в Федеральное агентство воздушного транспорта старшим авиационным начальником аэродрома, вертодрома или посадочной площадки.

Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка регистрации инструкций по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла, вертодрома) и аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки)» установлено, что утверждение порядка регистрации инструкций по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла, вертодрома) и аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) осуществляется в соответствии с пунктом 26 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.Пункт 26 Федеральных правил использования воздушного пространства устанавливает, что инструкции по производству полетов в районе аэродрома, вертодрома и посадочной площадки разрабатываются старшим авиационным начальником аэродрома, вертодрома или посадочной площадки и применяются:

а) для аэродромов, вертодромов и посадочных площадок государственной авиации - в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации;

б) для аэродромов, вертодромов и посадочных площадок экспериментальной авиации - в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

В соответствии со ст. 21 Воздушного кодекса к гражданской авиация относится авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики.

Статьей 22 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что государственная авиация – это авиация, используемая в целях осуществления функций государства и обеспечения решения следующих задач: 1) для решения задач в области обороны Российской Федерации Вооруженными Силами Российской Федерации, привлекаемыми в этих целях другими войсками, воинскими формированиями и органами - относится к государственной военной авиации; 2) для решения возложенных на федеральные органы исполнительной власти и Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" задач в области обеспечения безопасности Российской Федерации, сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, сфере внутренних дел, а также в областях таможенного дела, космической деятельности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности - относится к государственной авиации специального назначения.

Согласно ст. 23 Воздушного кодекса РФ экспериментальная авиация - это авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники.

В судебном заседании установлено, что ООО «Газпром добыча Краснодар» владеет на основании договоров аренды с ООО «Газпром переработка» <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ посадочными площадками «ЯкъЯг», «719 пикет» и «Кожва».

Посадочные площадки используются Ухтинским филиалом ООО Авиапредприятие «Газпром авиа» для совершения полетов при выполнении авиационных работ по договору с ООО «Газпром добыча Краснодар» /ТРАНС-<данные изъяты> от 01.01.2015г.

Данное использование посадочных площадок не относится к государственной либо экспериментальной авиации и является авиацией гражданского назначения.

Указанные нормы Федеральных правил не устанавливают обязанность разработки и утверждения аэронавигационных паспортов для пользователей гражданской авиации.

В соответствии с письмом Министерства Транспорта Российской Федерации от 08.04.2013г. пункт 26 Федеральных правил использования воздушного пространства не устанавливает требований о необходимости разработки аэронавигационного паспорта посадочной площадки (не относящейся к посадочной площадке государственной и экспериментальной авиации) к старшему авиационному начальнику посадочной площадки. В этом случае посадочная площадка не регистрируется и аэронавигационная информация о ней не представляется Федеральным агентством воздушного транспорта в открытый доступ иным пользователям воздушного пространства.

Кроме того, на момент издания Приказа Минтранса от 13.01.2011г. , Федеральные правила использования воздушного пространства действовали в первоначальной редакции, действующей в период с 01.11.2010г. по 16.11.2011г., устанавливали необходимость разработки и регистрации аэронавигационного паспорта посадочной площадки независимо от вида авиации. Однако, Постановлением Правительства РФ от 05.09.2011г. «О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации» данные требования были изменены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что законодательство в области авиации не устанавливает обязанности для владельцев посадочных площадок гражданской авиации разрабатывать и представлять на регистрацию аэронавигационные паспорта посадочных площадок.

Таким образом, считать, что ООО «Газпром добыча Краснодар» нарушены требования законодательства в области безопасности полетов, оснований не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Сосногорского транспортного прокурора Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц об обязании ООО «Газпром добыча Краснодар» разработать и представить на регистрацию в территориальный орган Федерального агентства воздушного транспорта аэронавигационные паспорта посадочных площадок «ЯкъЯг», «719 пикет», «Кожва» отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Краснодара.

Председательствующий: