ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1387/2017 от 02.02.2017 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

02 февраля 2017 г. <адрес>

Промышленный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Рогозина С.В.,

при секретаре: Краснослободцевой Ю.С.,

с участием:

представителя истца Министерства экономического развития <адрес> по доверенности Лобанова И.А., представителя ответчика НО «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере <адрес>» - Рыбалко С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Министерства экономического развития <адрес> к Некоммерческой организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере <адрес>» о ликвидации фонда,

УСТАНОВИЛ:

Министерство экономического развития <адрес> обратилось в суд с иском к Некоммерческой организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере <адрес>» о ликвидации фонда.

В обоснование иска указано, что Некоммерческая организация создана в соответствии с распоряжением <адрес> от дата-рп в целях развития в <адрес> инфраструктуры венчурного (рискового) финансирования малых и средних предприятий, осуществляющих свою деятельность в <адрес>, в научно-технической сфере, инновациях.

В соответствии с подпунктом 2.1 распоряжения и пунктом 2 Устава Фонда, утвержденным решением единственного учредителя Фонда от 30 но­ября 2015 г. , Министерство экономического развития <адрес> является единственным учредителем Фонда в связи с чем, является заинтересованным в его ликвидации лицом.

Согласно части 2 статьи 123.20 Гражданского кодекса Российской Фе­дерации, пункта 2 статьи 18 Федерального закона от дата № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:

1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;

4) в других случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с Уставом видами деятельности Фонда являются:

поддержка инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на территории <адрес>, стимулирование разработки и производства принципиально новых ви­дов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений, со­действие субъектам малого и среднего предпринимательства в государствен­ной регистрации результатов интеллектуальной деятельности, созданных ими, защите прав субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере защиты интеллектуальной собственности и оказание поддержки в области коммерциализации инновационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства;

предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере финансовой поддержки согласно соответствующим Положениям, утверждаемым Наблюдательным Советом Фонда, в следующих формах - участие в уставном капитале субъектов малого и среднего предпринимательства;

участие в формировании инфраструктуры инвестиций в субъекты ма­лого и среднего предпринимательства.

В целях осуществления вышеуказанных видов деятельности денежные средства, полученные Фондом в качестве имущественного взноса <адрес> за счет средств федерального бюджета и бюджета <адрес>, были переданы в доверительное управление отобранной на конкурсе управляющей компании закрытого паевого инвестиционного фонда особо рисковых (венчурных) инвестиций «Региональный венчурный фонд инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере <адрес>».

Решением Попечительского совета Фонда от дата победителем конкурса по отбору управляющей компании и передачи ей в доверительное управление имущественного взноса в размере <данные изъяты> признано ООО «АктивФинансМенеджмент», которое в процессе формирования ЗПИФ дополнительно привлекло инвестиции физического лица в объеме <данные изъяты>. Общий объем ЗПИФ составил <данные изъяты>, при этом 50 процентов инвестиционных паев принадлежали Фонду, а 50 - частному инвестору.

Статьей 17 Федерального закона от дата № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» установлено, что порядок подачи заявок на погашение инвестиционных паев определяется правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом.

Согласно пункта 23 ПДУ датой окончания срока действия договора доверительного управления ЗПИФ являлась дата.

В соответствии с отчетом о деятельности Управляющей компании, от дата за весь период деятельности Управляющей компанией было рассмотрено 47 заявок на финансирование, переданных Фонду от инициаторов проектов, по 3 проектам было проведено всестороннее исследование, 1 проект («Водоугольное топливо») был вынесен на заседание Инвестиционного комитета. При этом ни один проект так и не был проинвестирован из ЗПИФ.

В свою очередь, Фондом велась постоянная работа по поиску и отбору инновационных проектов <адрес> с целью привлечения венчурных инвестиций из ЗПИФ. Таким образом, отсутствие профинансированных инновационных проектов <адрес> являлось следствием инвестиционной политики Управляющей компании, в соответствии с Федеральным законом от дата № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» принимавшей решение об инвестировании.

Принимая во внимание политику и активность Управляющей компании в области отбора и инвестирования проектов, дальнейшее функционирование ЗПИФ представлялось неэффективным.

На основании вышесказанного Фонд неоднократно требовал досрочного прекращения ЗПИФ в соответствии с подпунктом 5 пункта 137 ПДУ.

дата Управляющая компания досрочно прекратила ЗПИФ и вернула <данные изъяты> Фонду.

Таким образом, в связи с отсутствием в течение длительного срока заявок от субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание Фондом поддержки, и отсутствием заключенных договоров на коммерциализацию, финансовую поддержку инновационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства в <адрес> цели Фонда не могут быть достигнуты, а изменение целей Фонда произвести не представляется возможным в связи со специфической целью его создания, определенной в распоряжении - развитие в <адрес> инфраструктуры венчурного (рискового) финансирования малых и средних предприятий, осуществляющих свою деятельность в <адрес>, в научно-технической сфере, инновациях.

Отсутствие ведения Фондом инвестиционной деятельности в реализа­цию его уставных целей также подтверждается документами бухгалтерской отчетности.

В соответствии с Протоколом заседания Наблюдательного Совета некоммерческой организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в научно технической сфере <адрес>» от «14» ноября 2016 г. Наблюдательный Совет Фонда также признает нецелесообразность дальнейшего функционирования Фонда и ходатайствует перед Министерством о подаче заявления о ликвидации Фонда в суд.

Кроме того, дальнейшее функционирование Фонда приводит к необоснованным затратам на содержание Фонда и его персонала.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата в случаях, когда ликвидация организации обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, и осуществляется по заявлению учредителей, уполномоченных органов организации или иных лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании вышеизложенного и руководствуясь нормами части 2 статьи 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 18 Федерального закона от дата № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», просит суд принять решение о ликвидации Фонда в связи с тем, что цели Фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей Фонда не могут быть произведены.

В судебном заседании представитель истца Министерства экономического развития <адрес> по доверенности Лобанов И.А. поддержал заявленные требования, указав, что фонд является некоммерческой организацией согласно устава, его деятельность и достижение цели являются недостижимы, нецелесообразны. Задолженности перед кредиторами не имеется, спора между учредителями также не имеется, поскольку истец является единственным учредителем, решение которого о ликвидации принято, однако в силу закона может быть принято только на основании решения суда.

Представитель ответчика НО «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере <адрес>» Рыбалко С.С. в судебном заседании также не возражал против заявленных требований, указав, что в связи с отсутствием в течение длительного срока заявок от субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание Фондом поддержки, и отсутствием заключенных договоров на коммерциализацию, финансовую поддержку инновационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства в <адрес> Наблюдательный Совет Фонда в ходе заседания, проведенного дата, признал нецелесообразность дальнейшего функционирования Фонда и принял решение ходатайствовать перед Министерством о подаче заявления о ликвидации Фонда в суд (Протокол от «14» ноября 2016 г. ).

Цели Фонда не могут быть достигнуты, а изменение целей Фонда про­извести не представляется возможным в связи со специфической целью его создания, определенной в распоряжении - развитие в <адрес> инфраструктуры венчурного (рискового) финансирования малых и средних предприятий, осуществляющих свою деятельность в <адрес>, в научно-технической сфере, инновациях.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" в случаях, когда ликвидация организации обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, и осуществляется по заявлению учредителей, уполномоченных органов организации или иных лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Например, ликвидация фонда по заявлению его учредителя в связи с недостаточностью имущества для осуществления его целей, когда вероятность получения необходимого имущества нереальна (пункт 2 статьи 18 Закона о некоммерческих организациях, статьи 61, 123.20 ГК РФ).

На основании положений статьи 18 Федерального закона от дата N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован:

если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;

в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.

Согласно требованиям статьи 19 Федерального закона от дата N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.

Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации (за исключением частных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

При недостаточности у ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.

В силу статьи 62 Гражданского кодекса РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

В порядке требований статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 указанного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Судом установлено, что Некоммерческая организация создана в соответствии с распоряжением <адрес> от дата-рп в целях развития в <адрес> инфраструктуры венчурного (рискового) финансирования малых и средних предприятий, осуществляющих свою деятельность в <адрес>, в научно-технической сфере, инновациях.

В соответствии с подпунктом 2.1 распоряжения и пунктом 2 Устава Фонда, утвержденным решением единственного учредителя Фонда от 30 но­ября 2015 г. , Министерство экономического развития <адрес> является единственным учредителем

В соответствии с отчетом о деятельности Управляющей компании, от дата за весь период деятельности Управляющей компанией было рассмотрено 47 заявок на финансирование, переданных Фонду от инициаторов проектов, по 3 проектам было проведено всестороннее исследование, 1 проект («Водоугольное топливо») был вынесен на заседание Инвестиционного комитета. При этом ни один проект так и не был проинвестирован из ЗПИФ.

В свою очередь, Фондом велась постоянная работа по поиску и отбору инновационных проектов <адрес> с целью привлечения венчурных инвестиций из ЗПИФ. Таким образом, отсутствие профинансированных инновационных проектов <адрес> являлось следствием инвестиционной политики Управляющей компании, в соответствии с Федеральным законом от дата № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» принимавшей решение об инвестировании.

В соответствии с Протоколом заседания Наблюдательного Совета некоммерческой организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в научно технической сфере <адрес>» от «14» ноября 2016 г. Наблюдательный Совет Фонда также признает нецелесообразность дальнейшего функционирования Фонда и ходатайствует перед Министерством о подаче заявления о ликвидации Фонда в суд.

Единственным учредителем признано дальнейшее функционирование ЗПИФ признано неэффективным.

дата Управляющая компания досрочно прекратила ЗПИФ и вернула <данные изъяты> Фонду.

Таким образом, в связи с отсутствием в течение длительного срока заявок от субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание Фондом поддержки, и отсутствием заключенных договоров на коммерциализацию, финансовую поддержку инновационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства в <адрес> цели Фонда не могут быть достигнуты, а изменение целей Фонда произвести не представляется возможным в связи со специфической целью его создания, определенной в распоряжении - развитие в <адрес> инфраструктуры венчурного (рискового) финансирования малых и средних предприятий, осуществляющих свою деятельность в <адрес>, в научно-технической сфере, инновациях.

Отсутствие ведения Фондом инвестиционной деятельности в реализации его уставных целей также подтверждается документами бухгалтерской отчетности.

Указанные обстоятельства законодательство признает основанием для ликвидации фонда, в связи с чем суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования о ликвидации Некоммерческой организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере <адрес>», а ликвидатором назначить единственного учредителя Министерство экономического развития <адрес>, которому надлежит поручить осуществить действия, связанные с ликвидацией общественного фонда, предусмотренные статьей 19 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

При этом исключение фонда из Единого государственного реестра юридических лиц возможно только после окончания процедуры ликвидации, необходимость проведения которой закреплена законом и направлена на защиту интересов кредиторов ликвидируемого юридического лица.

Пунктом 3 ст. 18 Федерального закона от дата N 7-ФЗ предусмотрена обязанность учредителей или органа, принявшего решение о ликвидации некоммерческой организации, назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), определить порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

По смыслу данной нормы назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установление порядка и срока ликвидации не является обязанностью суда; в том случае, если суд, принимая решение о ликвидации некоммерческой организации, не назначит ликвидационную комиссию (ликвидатора), не установит порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации, то это требование закона должны выполнить учредители (участник) некоммерческой организации.

Руководствуясь ст.ст. 18, 19 Федерального закона от дата N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ст.ст. 62, 63, 64 ГК РФ, ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Министерства экономического развития <адрес> к Некоммерческой организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере <адрес>» о ликвидации фонда - удовлетворить.

Ликвидировать Некоммерческую организацию «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере <адрес>».

Назначить ликвидатором Некоммерческой организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере <адрес>» Министерство экономического развития <адрес>.

Поручить ликвидатору Некоммерческой организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере <адрес>» Министерству экономического развития <адрес> осуществить действия, связанные с ликвидацией фонда, предусмотренные ст. 19 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

После завершения процедуры ликвидации исключить сведения о Некоммерческой организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере <адрес>» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.В. Рогозин