УИД 53RS0016-01-2023-001331-59
Дело № 2-1387/2023
Решение
Именем Российской Федерации
13 декабря 2023 года г. Старая Русса
Старорусский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Самсонова А.А., при секретаре судебного заседания Платоновой О.А., с участием истца ФИО1, представителя ответчика ООО «ТНС Энерго-Великий Новгород» ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ООО «ТНС энерго Великий Новгород» об обязании совершить определенные действия и взыскании штрафа,
установил:
истец ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «ТНС Энерго Великий Новгород» об обязании указывать в текущем и последующем счетах на оплату электроэнергии раздельно стоимость купленной электрической энергии, стоимость услуг по передаче электрической энергии и стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям; об обязании указывать в текущем и последующих счетах на оплату электроэнергии полную сумму за товар и услуги в соответствии с положениями ст. 10 ФЗ «О защите прав потребителей»; об обязании ответчика предоставить истцу информацию о раздельной стоимости купленной электрической энергии, стоимости услуг по передаче электрической энергии и стоимости иных услуг, за весь прошедший период с момента вступления в силу ФЗ «Об электроэнергетике»; о взыскании с ответчика штрафа в размере 50% регламентированный положениями закона «О защите прав потребителей».
В обосновании своих требований ФИО1 ссылается, что зарегистрирована по месту пребывания в <адрес>. Являясь получателем коммунальных услуг, обратилась к ответчику с заявлением где просила ответчика предоставлять квитанции на оплату электроэнергии с указание раздельной стоимости купленной электрической энергии, стоимость услуг по передаче электрической энергии и стоимости иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, что регламентировано п. 4 ст. 39 ФЗ № 35.
На свое обращение ДД.ММ.ГГГГ ей предоставлен ответ исх. № от ДД.ММ.ГГГГ в котором указано, что при предоставлении квитанции учтены все требования жилищного законодательства по оформлению, в том числе выставляемых квитанций. По мнению истца, данный ответ не может считаться достоверным, так как не указана информация, определенная положениями п. 4 ст. 39 ФЗ № 35 «Об электроэнергетике». В данном ответе ответчик обосновывает позицию руководствуясь положениями жилищного законодательства в частности п. 69 «Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах» утвержденных Постановлением Правительства от 06 мая 2011 года № 354ю, ссылаясь, что отсутствует нарушение закона. Аналогичную позицию высказала антимонопольная служба при обращениях истца.
В судебном заседании истец ФИО1 требования своего заявления поддержала и показала, что она не оспаривает нормы жилищного законодательства и иных нормативных актов в этой сфере. Её требования основываются на положениях ч. 4 ст. 39 ФЗ «Об электроэнергетике». Данные нормы определяют необходимость ответчику предоставлять квитанции с раздельными показаниями стоимости коммунальной услуги. Кроме того Законом «О защите прав потребителей» должна доводится информация до потребителя. Она неоднократно обращалась в соответствующие ведомства с заявлением о предоставлении в квитанциях необходимой информации и получала отказ. С заявлением о предоставлении информации с 2003 года касающейся стоимости коммунальной услуги к ответчику не обращалась.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «ТНС энерго Великий Новгород» ФИО2 исковые требования не признала и показала, что при предоставлении услуг Общество руководствуется положениями жилищного законодательства и нормативных актов в сфере предоставления коммунальных услуг, положениями закона «Об электроэнергетике» и закона «О защите прав потребителей». Перечисленными нормативно-правовыми актами обязанность по указанию в квитанции сведений, определяющих общую стоимость коммунальной услуги с разбивкой по каждому действию в виде приобретения, передачи, и иных, не имеется. Законом предусмотрена обязанность общества выставлять данные сведения с определенной периодичностью на интернет сайте Общества, а также в официальных печатных изданиях. Относительно требований о предоставлении истцу таких сведений отдельно от квитанции начиная с 2003 года, не возражает, при надлежащем обращении с заявлением. Данное заявление будет рассмотрено и возможно сведения будут представлены. Однако истец не обращалась с таким заявлением.
В судебном заседании представитель третьего лица Комитета по тарифной политики Новгородской области не присутствовал. В письменном отзыве просил провести судебное разбирательство в отсутствии их представителя. Также полагают, что в действиях ответчика по выставлению квитанций без тех условий, которые указывает истец, нарушений не имеется. Тарифы на электроэнергию устанавливаются комитетом и доводятся до сведения ресурсоснабжающих организаций. Ответчиком также данные тарифы публикуются в печатных изданиях и сети Интернет.
В судебное заседание представитель Управления Федеральной антимонопольной службы не явился. Просил рассмотреть дело в свое отсутвие. Предоставлены копии материалов дела об административном правонарушении по жалобе ФИО1 по аналогичным доводам.
Третье лицо ФИО3, представитель инспекции государственного и жилищного надзора и лицензирования Новгородской области в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения дела извещались судом.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п.п. 2, 10, 11 и 14 ч. 1 а также ч. 2 ст. ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу: пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда; предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее также - взнос на капитальный ремонт); ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (ч. 1). Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (ч.2).
В соответствии со ст. 4 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
В силу ст. 5 ЖК РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. (ч. 1) Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.(ч.2) Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.(ч. 3) Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. (ч. 4) Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. (ч.5) Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.(ч.6) Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.(ч.7) В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.(ч.8)
Согласно положениям ч. 2 ст. 155 ЖК РФ следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; (п. 1) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе. (п. 2)
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователя помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановление правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила).
Согласно п. 67 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
В силу п. 69 Правил в платежном документе указываются: а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя); б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет; в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах); г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; г(1) размер повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 42 настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента; д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с: пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями; предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами; з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды; и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме); к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил; к(1)) штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также при непосредственном управлении многоквартирным домом решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются); л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Порядок раскрытия информации гарантирующими поставщиками, и энергосбытовыми организациями предусмотрен Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии утвержденными Правительства РФ от 21.01.2004 № 24 (далее - Стандарты).
В силу п. 2 Стандарта Субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом.
Согласно п. 3 Стандартов определен порядок такого раскрытия, в частности субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем ее: а) опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания); б) опубликования в электронных средствах массовой информации; в) предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации; г) направления администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в соответствии с пунктом 51 настоящего документа; д) опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий; е) направления органам исполнительной власти.
Положениями п. 12 Стандартов субъекты рынков электрической энергии раскрывают следующую информацию: а) годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка); б) структура и объем затрат на производство и реализацию товаров, работ и услуг; в) в случае применения метода доходности инвестированного капитала при государственном регулировании тарифов в отношении субъектов рынков электрической энергии: операционные и неподконтрольные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, норма доходности инвестированного капитала, установленная федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (с указанием акта об утверждении нормы доходности на инвестированный капитал), фактический уровень доходности инвестированного капитала, использованного при осуществлении регулируемой деятельности, и обоснование причин его отклонения от уровня доходности инвестированного капитала, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов; отчет о движении активов, включающий балансовую стоимость активов на начало года, балансовую стоимость активов на конец года, а также информацию о выбытии активов в течение года; отчет о вводе активов в течение года, в том числе за счет переоценки, модернизации, реконструкции, строительства и приобретения нового оборудования; г) предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
В силу п. 45 Стандартов гарантирующие поставщики, энергоснабжающие и энергосбытовые организации помимо информации, предусмотренной пунктом 12 настоящего документа, раскрывают: а) цену на электрическую энергию, дифференцированную в зависимости от условий, определенных законодательством Российской Федерации. При этом отдельно раскрывается цена закупки электрической энергии, стоимость услуг по ее передаче, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью поставки электрической энергии потребителю, а также иные сведения, предусмотренные п.п. Б,В,Г,Д,Е,Ж,З.
На основании п. 47 Стандартов информация, указанная в подпунктах "а" - "в", за исключением абзаца пятого подпункта "в" пункта 45 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальных сайтах гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих и энергосбытовых организаций в сети "Интернет" не реже одного раза в год.
Согласно ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства энергетики РФ № 880 ООО «Гарантэнергосервис» входящее в группу компаний «ТНС энерго», признано победителем конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика электроэнергии на территории Новгородской области. С ДД.ММ.ГГГГ ООО «Гарантэнергосервис» переименована в ООО «ТНС энерго Великий Новгород».
В материалах дела имеются квитанции для оплаты услуг ООО «ТНС энерго Великий Новгород» по лицевому счету № на имя ФИО3, по домовладению <адрес>. В данном домовладении истец зарегистрирована по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Квитанция предоставлена за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ лицева карта потребителя за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8,70, 71,72)
Согласно правоустанавливающих документов, данное ломовладение принадлежит ФИО3
Из представленных двух квитанций на оплату услуг за электроснабжение вышеуказанного домовладения установлено, что в данных квитанциях отсутвуют сведения, которые по мнения истца подлежат указанию, а именно: раздельное указание стоимости купленной электрической энергии, стоимость услуг по передачи электрической энергии и стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлимой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Анализирую перечисленные правовые положения законодательных актов в совокупности с предметом спора сторон, суд определяет имеющиеся правоотношения жилищными, что корреспондируется ст. 4 ЖК РФ. На данные отношения распространяются нормы жилищного Кодекса Российской Федерации, а также иныне законодательные акты, не противоречащие нормам настоящего кодекса как определено ст. 5 ЖК РФ. Нормами жилищного законодательства, в частности ст. 155 ЖК РФ определены критерии предоставления информации в квитанции об оплате коммунальных услуг. Установленные Жилищным Кодексом РФ сведения отражаются в предоставленной квитанции. Нормы жилищного Кодекса РФ, которые являются первоочередными для применения к спорным правоотношениям, не предусматривают необходимость ответчика отдельно раскрывать в квитанции цену закупки электрической энергии, стоимость услуг по ее передаче, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью поставки электрической энергии потребителю.
Также данная обязанность не определена и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденых Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Между тем данное действие о раскрытии информации обусловлено подп. А п. 45 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденным Правительством РФ от 21.01.2004 № 24. Но в силу п. 47 этих же станадртов указанная информация подлежит опубликованию на официальных сайтах гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих и энергосбытовых организаций в сети "Интернет" не реже одного раза в год.
Кроме того п. 2 вышеуказанных Стандартов определены общие положения раскрытия данной информации, согласно которого указывать в квитанции информацию о дифференциации платежа оснований не имеется. Так же, данным пунктом определено, что возможно предоставление такой информации по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.
В судебном заседании подтверждено истцом и представителем ответчика, что истец не обращался к ответчику с заявлением о предоставлении истцу информации о раздельной стоимости купленной электрической энергии, стоимости услуг по передаче электрической энергии и стоимости иных услуг, за весь прошедший период с момента вступления в силу ФЗ «Об электроэнергетике».
Поскольку истцом не соблюден установленный заявительный порядок обращения в ресусорснабжающую организацию с заявлением о предоставлении необходимой информации, и соответсвенно данный вопрос ответчиком не рассматривался, то суд не усматривает нарушения прав истца на судебную защиту.
При установленных обстоятельствах суд усматривает отсутствие нарушения прав истца по заявленным требованиям, вследствие чего в их удовлетрении надлежит отказать. Сопутствующие исковые требования в виде примения санкций также не подлежат удовлетрению.
На основании изложенного и руковдствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к ООО «ТНС Энерго Великий Новгород» о обязании указывать в текущем и последующем счетах на оплату электроэнергии раздельно стоимость купленной электрической энергии, стоимость услуг по передаче электрической энергии и стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям; об обязании указывать в текущем и последующих счетах на оплату электроэнергии полную сумму за товар и услуги в соответствии с положениями ст. 10 ФЗ «О защите прав потребителей»; об обязании ответчика предоставить истцу информацию о раздельной стоимости купленной электрической энергии, стоимости услуг по передаче электрической энергии и стоимости иных услуг, за весь прошедший период с момента вступления в силу ФЗ «Об электроэнергетике»; о взыскании с ответчика штрафа в размере 50% регламентированный положениями закона «О защите прав потребителей» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Старорусский районный суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.А. Самсонов