ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1388/2013 от 05.11.2013 Полевской городского суда (Свердловская область)

Решение в окончательной форме

принято 05 ноября 2013 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2013 года Полевской городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Коряковой Н.С.,

при секретаре Будагяне З.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 1388/2013 по иску ФИО1, ФИО2 к Открытому акционерному обществу «Полевская коммунальная компания» о защите прав потребителей

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском о защите прав потребителей, мотивируя требования тем, что являются собственниками квартир в многоквартирном доме по адресу: <. . .>, функции управления которым исполняет ОАО «Полевская коммунальная компания». Управляющая компания услуги исполняет ненадлежащим образом. . . . они направили письменное обращение генеральному директору ОАО «Полевская коммунальная компания» с просьбой предоставления им информации о предложенной собственникам помещений дома работе капитального характера: установке узла коммерческого учета для принятия решения на общем собрании собственников помещений. . . . ФИО1 получил ответ от генерального директора, в котором фактически отказано в предоставлении запрошенной информации. ФИО2 ответа на письменное обращение не получал. Решением общего собрания должны быть определены и утверждены: перечень работ по капитальному ремонту, смета расходов на капитальный ремонт, сроки проведения капитального ремонта, источники финансирования капитального ремонта. Отказывая в предоставлении запрашиваемой информации их лишили права объективно и взвешенно оценить предложение ОАО «ПКК» на проведение работы капитального характера и принять решение на общем собрании собственников помещений. Просит признать незаконными действия ОАО «Полевская коммунальная компания» по не предоставлению ФИО2 ответа на письменное обращение от . . . года, признать незаконными действия ОАО «ПКК» по не предоставлению истцам запрошенной . . . информации и обязать ответчика представить данную информацию, взыскать с ответчика в пользу каждого из истцов денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей с каждого.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал доводы заявления в объеме заявленного, суду пояснил, что ответчиком информация по запросу не представлена. Согласно ФЗ «О защите прав потребителей» им должны были представить документацию: перечень работ, смету, сроки проведения капитального ремонта, источники финансирования. Ответ на обращение направлен ему, ФИО2 ответ не направлялся. Должностное лицо обязано отвечать на обращение, на поставленные в обращении вопросы ответы не даны.

В судебном заседании истец ФИО2 поддержал доводы заявления в объеме заявленного, суду пояснил, что ответа на заявление не получил, в ответе на обращение его адрес указан неверно. Самостоятельно за получением ответа в ОАО «ПКК» не обращался.

Представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признал, суду пояснила, что на коллективное обращение дают ответ первому из списка заявителей. Ответ на обращение подготовлен . . . и направлен . . .. ФИО1 ответ получил, ФИО2 не получил. Письмо, направленное ФИО2 в ОАО «ПКК» не вернулось. Имеется отметка об истечении срока хранения письма, направленного ФИО2. За получением ответа ФИО2 в ОАО «ПКК» не явился. Согласно ч.10 ст.1611 ЖК РФ обязаны обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации, выполняемых работах, услугах ипо содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления услуг в соответствии со Стандартом раскрытия информации. Стандартом и договором управления домом не установлена обязанность по предоставлению управляющей организацией запрашиваемой истцами информации. ОАО «ПКК» вышло к собственникам с предложением о выполнении работ по капитальному ремонту по установке узла коммерческого учета. В предложении управляющей компании раскрыты вопросы о видах, сметной стоимости, сроках выполнения работ, условия и источники финансирования. В ответе на обращение заявителям указано, что со сметой и технической документацией собственники могут ознакомиться в ЖЭУ-3 либо по юридическому адресу ОАО «ПКК». Данным правом заявители не воспользовались. Запрашиваемая истцами информация на этапе проведения собрания не может быть представлена, поскольку экспертиза сметной стоимости проводится при положительном решении общего собрания, расчет муниципальной доли делается после получения экспертизы. Информация о сумме накопленных средств представлена собственникам в годовом отчете в апреле 2013 года, который размещен на сайте ОАО «ПКК». Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заслушав истцов, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно п. 17 Постановления Правительства Российской Федерации № 731 от 23.09.2010 года раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Пунктом 3 статьи 5 названного Федерального закона предусмотрено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо

совершает следующие действия:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Пунктом 1 статьи 12 названного Закона предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии с ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт). Пунктом 1 Стандарта установлено, что этот документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией.

В соответствии с п.п. 2,3,5 Постановления Правительства Российской Федерации № 731 от 23.09.2010 года «Об утверждении стандарта раскрытия информации организации осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» под управляющей организацией в настоящем документе понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - договор управления). Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации. Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию: общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы. Управляющими организациями информация раскрывается в том числе путем предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

Перечень информации, подлежащей раскрытию управляющей организацией с детализацией сведений, ее составляющих, приведены в п. п. 3, 8, 9, 10, 11, 13, 14 Стандарта.

Согласно п. 10 Стандарта в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения: услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491; услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); охрана подъезда; охрана коллективных автостоянок; учет собственников помещений в многоквартирном доме; иные услуги по управлению многоквартирным домом.

Согласно п. 17 Постановления Правительства Российской Федерации № 731 от 23.09.2010 года раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде.

В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.

На основании п.21 Постановления Правительства Российской Федерации № 731 от 23.09.2010 предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.

Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 г. N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством РФ судебном порядке.

ФИО1 является собственником квартиры по адресу: <. . .>, что видно из копии свидетельства о государственной регистрации права (лд.9).

ФИО2 является собственником квартиры по адресу: <. . .>, что видно из копии свидетельства о государственной регистрации права (лд.8).

Открытое акционерное общество «Полевская коммунальная компания» выполняет функции по управлению многоквартирными домами № в <. . .>, что видно из копии договора управления многоквартирным домом № № от . . . (лд.21-61).

В судебном заседании установлено, что . . . в ОАО «Полевская коммунальная компания» поступило обращение ФИО1 и ФИО2 от . . . года, в котором заявители просят предоставить акт обследования <. . .> <. . .> на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки узла коммерческого учета, технические условия и проект на установку узла учета, смету на установку узла учета, экспертизу сметной документации, а также ответить на вопросы об организации, устанавливающей узел учета, сумме денежных средств на капитальный ремонт, находящейся на счете дома по состоянию на . . ., о расшифровке цифры 2 руб. 50 коп., сумме, рассчитанной на муниципальную долю по данному капитальному ремонту (лд.5). Заявление принято управляющей компанией . . . года, о чем имеется соответствующая отметка.

Генеральным директором ОАО «ПКК» на обращение ФИО1 от . . . подготовлен ответ, датированный . . . № (лд.6), из содержания которого следует, что экспертиза сметной стоимости проводится при положительном решении ОСС, расчет муниципальной доли делается после получения экспертизы, со сметной и технической документацией заявители вправе ознакомиться в ЖЭУ № либо по юридическому адресу в ОАО «ПКК», предусмотрена рассрочка оплаты установки приборов учета не более 5 лет, данный срок использован для расчета платы сверх накопленных средств – 2,50 коп. кв.м., информация о сумме накопленных средств представлена собственнику в годовом отчете в апреле 2013 года.

Согласно ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответ на обращение ФИО1 подготовлен и направлен в установленный законом срок. Заявителю ФИО2 ответ на его обращение не дан.

Суд не принимает во внимание ссылки ответчика о том, что ответ на коллективное обращение, где не указан адресат, направляется первому заявителю. Представитель ответчика ссылается на внутренний Порядок рассмотрения обращений, который суду не представлен. Ответ на обращение был направлен ответчиком в два адреса как заявителю ФИО2, так и ФИО1 (лд.68-69). Учитывая, что в ответе на обращение, которое направлено ФИО2, указан неверный адрес, по которому заявитель не проживает, обращение не могло поступить адресату. Направление ответа на обращение по неверному адресу свидетельствует, что ответ на обращение заявителю не дан.

Суд считает, что требования ФИО2 о признании незаконными действий Открытого акционерного общества «Полевская коммунальная компания» в не предоставлении заявителю ответа на письменное обращение от . . . подлежат удовлетворению.

Заявители просили представить для изучения копии акта обследования <. . .> на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки узла коммерческого учета, технические условия и проект на установку узла учета, смету на установку узла учета.

Суд приходит к выводу, что запрос истца в данной части не отвечает требования, установленным к составу информации, подлежащей раскрытию в соответствии с утвержденным Стандартом, при этом заявителям указано на возможность ознакомления со сметной и технической документацией в ОАО «ПКК». Управляющая компания при этом не обязана выполнять копии испрошенных документов. Заявителям предоставлена возможность для ознакомления с данными документами, в связи с чем, права ФИО1 и ФИО2 ответчиком не нарушены.

Запрос истцов о предоставлении сведений о конкретной организации, которая будет устанавливать узел учета, не отвечает требования, установленным к составу информации, подлежащей раскрытию в соответствии с утвержденным Стандартом, в связи с чем, оснований для предоставления данной информации заявителям не имеется.

Ответы на поставленные вопросы о предоставлении экспертизы сметной документации, сумме, рассчитанной на муниципальную долю по указанному капитальному ремонту и цифре 2,50 руб. заявителю даны, при этом обоснована невозможность на этапе проведения собрания экспертизы сметной стоимости и расчета муниципальной доли.

Заявителям дан ответ, что информация о сумме накопленных средств представлена собственнику в годовом отчете в апреле 2013 года. Права ФИО1 и ФИО2 отказом в предоставлении суммы денежных средств на счете дома на . . . не нарушены.

В удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий ответчика по не предоставлению информации, понуждении к выполнению обязательств, компенсации морального вреда истцу следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1, ФИО2 удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Открытого акционерного общества «Полевская коммунальная компания» в не предоставлении ФИО2 ответа на письменное обращение от . . . года.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Полевская коммунальная компания» государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты> рублей.

В остальной части иска ФИО1, ФИО2 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Полевской городской суд.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.

Судья Корякова Н.С.