ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1388/2017 от 22.03.2017 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 марта 2017 года г.Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Клименко Е.Г.,

при секретаре Тимощенко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах государства, неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Комсомольский-на-Амуре прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с заявлением о признании информации размещенной в сети «Интернет» запрещенной к распространению в Российской Федерации, ссылаясь на то, что мониторингом информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», проведенным Комсомольской-на-Амуре прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях установлено, что на сайте (иные данные) размещено предложение неопределенному кругу лиц, направленное на приобретение служебных удостоверений МВД России, СК России, ФСИН России, прокуратуры, удостоверений адвоката и судьи, и др. с указанием порядка оплаты и получения таких удостоверений. Из представленных скриншотов усматривается, что на сайте (иные данные) информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена информация о возможности и условиях приобретения поддельных удостоверений федеральных органов государственной власти России, находящаяся в свободном доступе для пользователей информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Предоставление возможности доступа к информации о приобретении фальшивых служебных удостоверений федеральных органов государственной' власти России с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, фактически является информационным пособничеством террористической деятельности, создающим возможность приобретателю таких сфальсифицированных служебных документов беспрепятственного прохода в государственные учреждения, в том числе исполняющих наказания, и совершению в них преступлений против жизни и здоровья граждан, безопасности государства, за осуществление которых предусмотрена уголовная ответственность. Согласно данных Роскомнадзора находящихся в открытом доступе сайт (иные данные) не включен в единый, реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Просит признать информации, содержащуюся в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте (иные данные), запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, решение обратить к немедленному исполнению, направив его в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий в силе служебных полномочий, настаивал на удовлетворении заявления, по указанным в нем основаниям.

Представитель Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем дело было рассмотрено в его отсутствие на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ.

В письменном отзыве представитель Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу ФИО2, действующий на основании доверенности, указал, что в соответствии со ст.15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Распространение в сети «Интернет» материалов, признанных в установленном порядке экстремистскими, нарушает интересы неопределенного круга лиц на защиту прав и свобод человека и гражданина, создает угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, в связи с чем, Управление Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу поддерживает заявленные прокурором требования, при этом указал, что решение суда обратить к немедленному исполнению не представляется возможным.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч.1, ч.6 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ч.5 ст.15 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Далее Закон 149-ФЗ) передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу ст.9 Закон 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч.1, ч.3 ст.15.1 Закон 149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

В силу п.1 ч.2, п.2 ч.5 ст.15.1 Закон 149-ФЗ в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Одним из оснований для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Пункт 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Пунктом 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Комсомольской-на-Амуре прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ходе мониторинга информационно-коммуникационной мети «Интернет» установлено, что на сайте (иные данные) размещено предложение неопределенному кругу лиц, направленное на приобретение служебных удостоверений МВД России, СК России, ФСИН России, прокуратуры, удостоверений адвоката и судьи, и др. с указанием порядка оплаты и получения таких удостоверений. Из представленных скриншотов усматривается, что на сайте (иные данные) информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена информация о возможности и условиях приобретения поддельных удостоверений федеральных органов государственной власти России, находящаяся в свободном доступе для пользователей информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков влечет привлечение к уголовной ответственности в соответствии со ст.327 УК РФ.

Помимо этого, уголовная ответственность наступает и в случае незаконного приобретения или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, в соответствии со ст.324 УК РФ.

Предоставление возможности доступа к информации о приобретении фальшивых служебных удостоверений федеральных органов государственной' власти России с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, фактически является информационным пособничеством террористической деятельности, создающим возможность приобретателю таких сфальсифицированных служебных документов беспрепятственного прохода в государственные учреждения, в том числе исполняющих наказания, и совершению в них преступлений против жизни и здоровья граждан, безопасности государства, за осуществление которых предусмотрена уголовная ответственность.

Указатели страниц сайтов в сети «Интернет» не внесены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п.5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 года №228.

На момент проверки данный указатели вышеуказанных страниц сайтов, на которых размещена указанная информация, в едином реестре отсутствует.

Учитывая, что Конституцией РФ и Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» охраняются интересы общества и государства путем предупреждения терроризма в Российской Федерации, установление факта признания материалов запрещенной к распространению на территории Российской Федерации непосредственно затрагивает интересы неопределенного круга лиц и государства, при таких обстоятельствах суд считает, что требования Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах государства, неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте (иные данные), запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

Решение подлежит немедленному исполнению Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в части включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Г Клименко