ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1389/13 от 24.04.2013 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 апреля 2013 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Черных О.Г.,

при секретаре Юриной И.А.,

с участием:

заявителя Николаева В.И.

представителя заинтересованного лица Герасимова В.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Николаева ВИ о признании отказа Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании принять решение о предоставлении земельного участка по договору аренды,

УСТАНОВИЛ:

Николаев В.И. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать отказ Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка под индивидуальное строительство по адресу , незаконным, обязать Администрации принять решение о заключении договора аренды участка на период строительства индивидуального жилого дома.

В обоснование заявления указал, что полагает данные действия администрации незаконными, поскольку зона О-1 не распространяется на выделенный ему постановлением мэра -з, что подтверждается топографическим планом и служебной запиской , в которой администрация признает действия своих сотрудников незаконными. Им были выполнены все условия по постановлению и администрация обязана была заключить с ним договор аренды для строительства дома. Земельный участок им образован и поставлен на кадастровый учет.

Заявитель Николаев В.И. в процессе заявление поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что первым основанием является то, что на сегодняшний день участок расположен в зоне О-1. Даже если признать, что это так, то вступило в действие правило, которое зафиксировано в решении Думы г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что если ранее участок выделялся, постановление о проектировании имеется, независимо от нахождения в зоне О-1, участок должен быть предоставлен. Ссылается на п.9.1 ст.3 федерального закона № 137-ФЗ «О введение в действие ЗК РФ». Вводят в заблуждение, когда требуют постановление или иной разрешительный документ о предоставлении участка под индивидуальное строительство. Таким разрешительным документом является постановление о проектировании. Ч.2 ст.32 ЗК РФ указывает, что орган исполнительной власти должен в двухнедельный срок после передачи документов принять решение о предоставлении земельного участка для строительства. Такое решение было принято – о предоставлении участка под индивидуальное строительство. Администрация говорит, что данный участок не предоставлялся, но ч.2. ст.32 ЗК РФ обязывает администрацию это сделать. На проекте никаких красных линий нет. Постановление мэра от ДД.ММ.ГГГГ-з не утратило юридическую силу. Участок сформирован, ему присвоен кадастровый номер на основании кадастрового плана. Представленную в судебном заседании администрацией схему считает недопустимым доказательством. В электронной базе имеются сведения по участку, где указано: «индивидуальная жилищная застройка». Эти сведения внесены после того, как была выполнена представленная администрацией схема. Данные доказательства взаимоисключают друг друга.

Представитель заинтересованного лица Герасимов В.В. в судебном заседании указал, что заявление не подлежит удовлетворению. Даже если допустить, что в ДД.ММ.ГГГГ г. администрация неправомерно не предоставила Николаеву участок, то заявитель данные действия не оспаривал, в суд не обращался. На сегодняшний день вступили в силу Правила землепользования и застройки. В соответствии с картой градостроительного зонирования участок попал в зону О-1, где не предусмотрена индивидуальная застройка. Разрешение Николаеву выдавалось только на проектирование. В ДД.ММ.ГГГГ г. участок Николаеву предоставлен не был, землю не выделили и не предоставляли. Красные линии не утверждены. Они проектируемые. Но зона О-1 не позволяет осуществлять на данной территории индивидуальное строительство. В базе указано, что кадастровый участок относится к категории «индивидуальная жилищная застройка». Но данный участок идет как ранее учтенный. Он был поставлен на учет по постановлению ДД.ММ.ГГГГ г., поэтому и указан такой разрешенный вид использования. Участок именно ранее учтенный, но на сегодняшний день он попадает в зону О-1. Противоречий в документах нет.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствие со ст.13 Гражданского кодекса РФ и п.6 Постановления Пленума Верховного суда № 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

По смыслу ст.245 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.

В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что Администрация г. Томска в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ на обращение заявителя от ДД.ММ.ГГГГ указала, что предоставление земельного участка, расположенного по адресу: , для индивидуального жилищного строительства невозможно, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в зоне делового, общественного и коммерческого назначения (О-1); земельный участок расположен в габаритах проектируемых красных линий; постановление от ДД.ММ.ГГГГ-з «О проектировании Николаевым В.И. индивидуального жилого дома по (стр)» утратило юридическую силу.

В силу п.п.8 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с п.2 ст.15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со ст.34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона

В соответствии с ч.1 ст.264 ГК РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

В силу ч.2 ст.11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно п.1 ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Согласно ст.29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В качестве одной из причин для отказа в предоставлении для индивидуального жилищного строительства земельного участка, по адресу: , указано на то, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ-з «О проектировании Николаевым В.И. индивидуального жилого дома по (стр)» утратило юридическую силу.

С данным доводом суд не соглашается по следующим основаниям.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Николаев В.И. обратился в администрацию с заявлением с просьбой подготовить и выдать постановление на проектирование индивидуального жилого дома на земельном участке согласно прилагаемой выкопировке.

ДД.ММ.ГГГГ-з Мэром города Томска принято постановление «О проектировании Николаевым В.И. индивидуального жилого дома по (стр)». Согласно нему постановлено разрешить Николаеву В.И. проектирование индивидуального жилого дома на земельном участке площадью ... кв.м. по (стр.) в границах согласно топографического плана; обязать Николаева В.И. выполнить проектную документацию в соответствие с архитектурно-планировочным заданием Департамента архитектуры и градостроительства и согласовать ее в установленном порядке; проектную документацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить на согласование в Департамент архитектуры и градостроительства; предупредить Николаева В.И., что невыполнение условий настоящего постановления является основанием о признании его утратившим силу без возмещения понесенных затрат.

Заключением от ДД.ММ.ГГГГ Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Томской области дано положительное заключение о пригодности земельного участка по адресу для строительства индивидуального жилого дома.

Согласно Выписки из решения рабочей комиссии ДАиГ по рассмотрению и согласованию проектных материалов Департамента архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ, архитектурное и градостроительное решение рабочего проекта индивидуального жилого дома по согласовано.

Данное обстоятельство подтверждено и служебной запиской контрольного комитета Администрации города Томска от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, Николаевым В.И. выполнены требования, установленные постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-з.

В ДД.ММ.ГГГГ году указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет по .

Довод о наличии проектируемых красных линий также не принимается судом, поскольку указанные красные линии не утверждены в установленном законом порядке.

В тоже время администрацией города Томска указано и на то основание, что спорный земельный участок находится на сегодняшний день в зоне О-1.

Решением Думы г. Томска от 27.11.2007 № 687 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» (ред. от 14.08.2012, с изм. от 11.12.2012, 05.02.2013) (далее - Правила).

Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» являются действующим нормативным правовым актом, который устанавливает территориальные зоны, градостроительные регламенты на территории г. Томска.

Как следует из схемы расположения земельного участка, информации из раздела информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, испрашиваемый земельный участок в настоящее время находится в зоне О-1.

Согласно Правилам зона О-1 – это зона делового, общественного и коммерческого назначения.

Данная Зона объектов обслуживания населения выделена для создания правовых условий формирования разнообразных объектов городского значения, связанных прежде всего с удовлетворением периодических и эпизодических потребностей населения в обслуживании при соблюдении нижеприведенных видов разрешенного использования недвижимости.

Ни к одному из видов разрешенного использования – основному, вспомогательному, условному – не относится разрешенный вид использования под строительство индивидуального жилого дома.

Согласно положениям ст.ст. 30,32 ЗК РФ в редакции на дату издания постановления от 28.04.2003 № 1358-з, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Как установлено судом, указанного решения администрацией города Томска принято не было.

Суд не соглашается с позицией заявителя о том, что к нему в данном случае применятся Решение Думы Города Томска от 21.09.2010 N 1570 "О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", утвержденные решением Думы города Томска от 27.11.2007 N 687". В данном Решении указано, что для целей строительства индивидуального жилого дома правило, установленное частью первой настоящей статьи, распространяется на отношения по застройке земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства до вступления в силу настоящих Правил и расположенных в территориальных зонах, где вид разрешенного использования "отдельно стоящие жилые дома коттеджного типа на одну семью в 1 - 3 этажа с придомовыми участками" не предусмотрен ни в качестве основного, ни в качестве условно разрешенного.

Судом установлено, что Николаеву В.И. не предоставлялся в установленном порядке земельный участок по адресу .

Его довод о том, что 28.04.2003 № 1358-з «О проектировании Николаевым В.И. индивидуального жилого дома по ул. (стр)» и означает предоставление ему земельного участка основан на неверном понимании его содержания.

Действительно, в базе указано, что кадастровый участок относится к категории земель «индивидуальная жилищная застройка». Но данный участок идет как ранее учтенный и он был поставлен на учет по постановлению 28.04.2003 № 1358-з., поэтому и указан такой разрешенный вид использования.

Также в данном случае не применимо положение п.п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которой если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Данные положения не применимы, поскольку, во-первых, земельный участок заявителю не предоставлялся на указанном праве, во-вторых, постановление от 28.04.2003 № 1358-з принято после введения в действие ЗК РФ.

Согласно редакции ст. 32 ЗК РФ на дату постановки земельного участка на кадастровый учет (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Но на дату постановки заявителем земельного участка по , на кадастровый учет он уже в соответствие с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» от ДД.ММ.ГГГГ находился в зоне О-1.

Учитывая, что в настоящее время испрашиваемый земельный участок находится в зоне О-1, он не может быть предоставлен в аренду под строительство индивидуального жилого дома, поэтому данное основание для отказа в предоставлении земельного участка законно.

В соответствие с п.25. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять в т.ч. соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка.

На основании ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Учитывая, что имеется основание в настоящее время для отказа в предоставлении земельного участка в аренду под строительство индивидуального жилого дома, указанный ответ администрации города Томска законен, оснований для удовлетворения требования о признании незаконным отказа администрации города Томска от 03.04.2013 в предоставлении земельного участка под индивидуальное строительство по адресу г. Томск, , незаконным, не имеется.

Требование об обязании Администрации г. Томска принять решение о заключении договора аренды участка на период строительства индивидуального жилого дома, является производным от первого требования способом устранения нарушений прав заявителя, то и оснований для удовлетворения данного требования также нет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Николаева ВИ о признании отказа Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка под индивидуальное строительство по адресу , незаконным, обязании Администрации г. Томска принять решение о заключении договора аренды участка на период строительства индивидуального жилого дома, ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Томска в течение месяца с момента принятия решения.

Судья:

Решение не вступило в законную силу

Опубликовать в сети Интернет _______________2013.

Судья: О.Г. Черных