ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1389/18 от 17.07.2018 Мелеузовского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-1389/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Мелеуз 17 июля 2018 года

Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Насыровой Л.И.,

с участием истца ФИО6,

ответчика представителя Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ ФИО7,

при секретаре судебного заседания Шульгиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 ФИО1 к Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ о признании решения о снятии с учета незаконным и восстановлении на жилищном учете,

УСТАНОВИЛ

ФИО6 обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав, что в ее распоряжении имеется муниципальная комната, расположенная по адресу: <адрес обезличен> общ.пл.11,7 кв.м., которая предоставлена на основании постановления Администрации МР Мелеузовский район <№> от <дата обезличена> «О распределении жилой площади». С <дата обезличена> ее, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, включили в список граждан-претендентов на получении безвозмездной субсидии в соответствии с Порядком организации социального жилищного ипотечного кредитования в РБ, утв. Постановлением Правительства РБ от <дата обезличена><№> «О социальном жилищном ипотечном кредитовании в РБ». По состоянию на <дата обезличена>, <дата обезличена>, <дата обезличена> номер ее очередности остается <№>. на протяжении 12 лет, она ежегодно проходила перерегистрацию и повторно подтверждала необходимые сведения о составе семьи и жилищных условиях. К этому периоду ее семья составляла 5 человек, в качестве членов семьи совместно с ней зарегистрированы и проживают ее несовершеннолетние дети. Супруг ФИО2, <дата обезличена> зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес обезличен>. Администрацией городского поселения МР Мелеузовский район их семья с <дата обезличена> признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении и состоит на учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма. Очередность в данном списке под номером <№>. <дата обезличена> она обратилась с письмом «О включении в список участников в федеральную целевую программу «Жилище» в Администрацию МР Мелеузовский район РБ, зарегистрированным под вх.<№>. На данное обращение ей Администрация ответила письмом от <дата обезличена>, что согласно протоколу от <дата обезличена><№> комиссии по реализации государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры РБ», для учета и отбора молодых семей при Администрации МР Мелеузовский район РБ, их семья признана участником Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на <дата обезличена>. <№> в книге регистрации участников. Письмом от <дата обезличена> ей было сообщено, что из семья исключена из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на <дата обезличена>, с указанием на п.1.6 порядка предоставления социальных выплат участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утв. постановлением Правительства РБ от <дата обезличена>.<№> «О внесение изменений в государственную программу «Развитие строительного комплекса и архитектуры в РБ», что участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст каждого из супругов либо одного из родителя в неполной молодой семье не превышает 35 лет. Т.е. под понятие молодая семья их семья не подпадает. К настоящему времени обязанность предоставить жилое помещение по договору социального найма не выполнена. Таким образом, снятие ее в составе семьи из пяти человек является незаконным и нарушает ее права, а также права членов ее семьи.

Просит признать незаконным с момента принятия решение Администрацией муниципального района Мелеузовский район РБ о снятии из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», на <дата обезличена> их семью из пяти человек: ФИО6, <дата обезличена> г.р., ФИО2, <дата обезличена> г.р., ФИО3, <дата обезличена> г.р., ФИО4, <дата обезличена> г.р., ФИО5, <дата обезличена> г.р. и отменить его. Признать участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», на <дата обезличена> их семью из пяти человек и восстановить в книге регистрации с момента первичной постановки на указанный учет.

В судебном заседании истец ФИО6 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ ФИО7, действующая в силу доверенности, иск ФИО6 не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве. Просила в удовлетворении иска ФИО6 отказать.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья непосредственно из Конституции РФ не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством РФ в рамках их компетенции.

Во исполнение предписаний ст. 40 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от <дата обезличена><№> утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от <дата обезличена><№> утвердило новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы, а в последующем на 2015 - 2020 годы и соответствующие Правила.

Согласно п.п. «а» п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата обезличена><№> О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы, участником подпрограммы может быть молодая семья, если возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство РФ было вправе, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию. Возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет. Такое регулирование, как ранее указывал Конституционный Суд РФ, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (Определения Конституционного Суда РФ от <дата обезличена> N 738-О-О, от <дата обезличена> N 3-О).

Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).

После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.

Возможность приобретения семьей истца субъективного права на получение данной социальной выплаты в соответствующие годы, в том числе в период исключения семьи из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, таким образом, обусловлена комплексом обстоятельств, связанных в том числе с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих включению в указанный список в первоочередном порядке, и др.

На территории Республики Башкортостан действует Постановление Правительства РБ от <дата обезличена><№> «Об утверждении государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры РБ», которое направлено на государственную поддержку в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Вышеуказанное Постановление действует в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена><№> «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы» и предусматривающее аналогичные критерии отбора молодых семей.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, распоряжением администрации муниципального района Мелеузовский район РБ <№> от <дата обезличена> утвержден протокол общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального района Мелеузовский район РБ от <дата обезличена><№>, которым семью Я-вых в составе 2 человек признали нуждающимися в жилом помещении в целях постановки на учет в рамках реализации государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры РБ».

Распоряжением Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ <№> от <дата обезличена> утвержден протокол комиссии по реализации государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры РБ», для учета и отбора молодых семей от <дата обезличена><№>, которым семья Я-вых (состав семьи 5 человек) включена в число участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на <дата обезличена>.

Письмом от <дата обезличена> Администрация муниципального района Мелеузовский район РБ дала ответ на обращение ФИО6 о том, что ее семья признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на <дата обезличена>. <№> в книге регистрации участников.

Распоряжением Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ <№> от <дата обезличена> утвержден протокол комиссии по реализации государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры РБ», для учета и отбора молодых семей от <дата обезличена><№>, которым семья ФИО6 исключена из числа участников Подпрограммы, т.к. молодая семья не соответствует одному из условий п.1.6 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям – участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденной постановлением Правительства РБ от <дата обезличена><№> – превышение возраста 35 лет одного из супругов (ФИО6, <дата обезличена> г.р. – возраст превышает <дата обезличена>).

Указанные фактические обстоятельства стороной истца не оспариваются.

В соответствии с пп. «а» п. 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение<№> Постановления Правительства РФ от <дата обезличена><№>) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей основного мероприятия.

Акцентируя внимание на возрастном критерии получения социальной выплаты в соответствии с указанными Правилами, следует отметить, что возраст кандидатов на получение субсидии не должен превышать 35 лет, и учитывается он не на момент признания молодой семьи участником подпрограммы, а на момент включения такой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом периоде.

В соответствии с п. 25 Правил данный список формируется органом местного самоуправления, его форма определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Превышение каждым из супругов или одним из них возраста 35 лет до момента оформления списка претендентов на получение социальной выплаты препятствует их включению в данный список и лишает их права участвовать в целевой программе по категории «Молодая семья».

Таким образом, сам по себе факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку молодая семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме, вплоть до включения в список претендентов.

Согласно пункту 27 Правил, в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников основного мероприятия в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 22 Правил предусмотрено, что основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей основного мероприятия является, в том числе, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил, а именно возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Аналогичные требования содержатся в пп. «д» п.5.2 Постановления Правительства РБ от <дата обезличена><№> «Об утверждении государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», где указано, что основаниями для исключения семьи (молодой семьи) из числа участников Основного мероприятия является превышение возраста 35 лет одним из супругов либо молодым родителем в неполной семье до момента утверждения списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году.

Следовательно, участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст каждого из родителей в которой или одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет. При этом молодая семья должна соответствовать требованиям на всем протяжении участия в подпрограмме, а не только на день подачи заявления на участие в подпрограмме и включения ее в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Несоблюдение указанного условия, то есть достижение одним из супругов или родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, исключает возможность участия семьи в подпрограмме.

В судебном заседании установлено, что <дата обезличена> истице ФИО6 исполнилось ... лет, в связи, с чем семья Я-вых перестала отвечать критериям молодой семьи, установленным в указанных выше правовых актах. Соответственно, семья правомерно исключена из списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату.

Оспариваемое решение ответчика суд считает правомерным, поскольку анализ вышеприведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что лица, претендующие на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», должны отвечать требованию о наличии возраста, не превышающего 35 лет, не только на момент признания их участниками подпрограммы, но и до дня утверждения списка претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году.

Как разъяснено Конституционным Судом Российской Федерации в своем Определении от <дата обезличена><№>-О, закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию, а именно возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (подпункт "а" пункта 6 Правил). Такое регулирование, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от <дата обезличена> N 738-О-О и от <дата обезличена> N 3-О).

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия, предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.

Возможность приобретения субъективного права на получение данной социальной выплаты обусловлена комплексом обстоятельств, связанных, в том числе с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих включению в указанный список в первоочередном порядке, и др.

При таких обстоятельствах, указание стороны истца на то, что достижение лицом из числа участников подпрограммы предельно допустимого возраста не может повлечь снятия молодой семьи с учета, прямо противоречит положениям пункта 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата обезличена><№>.

Следовательно, доводы стороны истца о нарушении ее прав, являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО6 не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО6 ФИО1 к Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ о признании решения о снятии с учета незаконным и восстановлении на жилищном учете, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Башкортостан через Мелеузовский районный суд РБ в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Л.И. Насырова

...