Дело № 2-1389/2016
Мотивированное решение составлено 27.06.2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июня 2016 года г. Новоуральск
Новоуральский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Калаптур Т.А.
при секретаре Донсковой Е.А.,
с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области о признании права на досрочную страховую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Новоуральск Свердловской области (далее – ГУ УПФ РФ), в котором указывает, что решением ответчика от 05.05.2014 № ***** ему отказано в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия требуемого для назначения такой пенсии стажа артистам, играющим на духовых инструментах в профессиональных художественных коллективах, 25 лет. По мнению ответчика стаж работы истца на соответствующих видах работ в соответствии с п.21 ч.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» составляет 16 лет 03 месяца 08 дней. При этом ответчиком в специальный трудовой стаж истца не включены периоды работы: с 30.06.1987 по 13.05.1989, 08.12.1989 по 08.06.1992 в должностях помощника солиста, музыканта Советской Армии.
Оспаривая законность вышеуказанного решения, истец просит его отменить, обязать ответчика зачесть оспариваемые периоды работы в стаж работы по специальности.
В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующая на основании ордера, требования иска поддержала, пояснив, что в период с 30.06.1987 по 13.05.1989, с 08.12.1989 по 08.06.1992 ее доверитель исполнял обязанности помощника солиста, музыканта в Советской Армии. В соответствии с п. 3 Списка профессий и должностей работников театров, и других театрально-зрелищных предприятий, и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 28.08.1991 № 447 право на пенсию за выслугу лет при стаже творческой работы не менее 25 лет имеют артисты, играющие на духовых инструментах в профессиональных художественных коллективах. Абзац 2 п. 2 Постановления Совмина РСФСР от 28.08.1991 № 447 предусмотрено, что в стаж творческой работы артистов театра и других театрально-зрелищных предприятий, и коллективов включается время их военной службы по специальности. Должностные обязанности истцом выполнялись в военном духовом оркестре. Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 №251н установлены должностные обязанности для должности «артист симфонического, камерного, эстрадно-симфонического, духового оркестра, оркестра народных инструментов», а также квалификационные требования: высшее профессиональное или среднее профессиональное образование (музыкальное). К числу духовых инструментов относится труба. Должность «помощник солиста» не предусмотрена вышеуказанным справочником. Однако в соответствии с «Положением о военно-оркестровой службе в Вооруженных Силах СССР», утвержденном Приказом МО СССР от 26.07.1963г. № 182 и Приказом МО СССР от 10.06.1988 № 222, действующих в спорный период, и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, должностные обязанности солиста духового оркестра соответствуют должностным характеристикам артиста духового оркестра. В соответствии с Положением о военно-оркестровой службе Министерства обороны РФ и Руководства по организации деятельности штатных военных оркестров Вооруженных Сил РФ, утвержденными приказом Министерства обороны РФ от 22.11.1996 № 417 военный оркестр является профессионально-творческим коллективом. Период с 08.12.1989 по 08.06.1992 является сверхсрочной службой. В данный период ФИО3 занимал должность музыканта. Согласно Типовой инструкции штатных военных оркестров вооруженных сил РФ, утвержденной приказом министра обороны от 22.10.1993 № 489 «О мерах по совершенствованию деятельности штатных военных оркестров вооруженных сил РФ» были включены как должности артистов, так и должности музыкантов. В примечании к Типовой инструкции указано, что должность музыкант подлежит замещению только военнослужащими сверхсрочной службы, проходящими службу по контракту или призыву, но не лицами гражданского персонала. В соответствии с Инструкцией «О порядке определения квалификации для замещения штатных должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и призыву, и гражданского персонала штатных военных оркестров вооруженных сил РФ», утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 22.11.1996 № 417, установлены единые квалификационные требования для артистов и музыкантов.
Представитель ответчика – ГУ УПФ РФ ФИО2, действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснив суду, что решение ГУ УПФ РФ об отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости было принято в соответствии с действующим пенсионным законодательством.Оспариваемые истцом периоды не подлежат зачету в стаж на соответствующих вида работ, поскольку должности «помощник солиста», «музыкант» Советской Армии не предусмотрены Списком профессий и должностей работников театров, и других театрально-зрелищных предприятий, и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 № 447, а также не подтвержден факт работы в профессионально-художественном коллективе. Просила в иске отказать.
Заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав доказательства, представленные в материалах гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (ст.7) и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья (ст.37 ч.3; ст.41 ч.1).
По смыслу названных положений государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы уменьшить негативные для здоровья работников последствия труда в условиях особой вредности, сложности, в том числе путем предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций, к которым относится, в частности, и возможность уйти на пенсию по старости в более раннем возрасте и при меньшей продолжительности общего трудового стажа.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего на момент обращения истца за трудовой пенсией, право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют лица, осуществляющие творческую деятельность на сцене в государственных и муниципальных театрах или театрально-зрелищных организаций артистам драматических театров, достигшим 50-летнего возраста и специального стажа 25 лет.
На основании п.п. 20 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п. 2-4 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Подпунктом «о» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (действует с 01.01.2015) установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), - Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 № 447 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления.
Судом установлено, что 28.03.2014 ФИО3 обратился в ГУ УПФ РФ с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л.д. 20).
Решением ответчика от 05.05.2014 истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого стажа творческой работы 25 лет (л.д. 8).
Пенсионным органом не зачтены в стаж работы следующие периоды: с 30.06.1987 по 13.05.1989 - в качестве помощника солиста Советской Армии, с 08.12.1989 по 08.06.1992 - в качестве музыканта в Советской Армии, так как Списком профессий и должностей работников театров, и других театрально-зрелищных предприятий, и коллективов, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 N 447 указанные должности не предусмотрены, не подтвержден факт работы в профессионально-художественном коллективе.
С указанным выводом ответчика суд не может согласиться частично по следующим основаниям.
Согласно трудовой книжки ФИО3, истец в период с 28.07.1987 по 11.05.1989 проходил срочную военную службу. 08.12.1989 ФИО3 зачислен на сверхсрочную службу музыкантом оркестра, уволен – 22.06.1992 (л.д. 10).
Как следует из военного билета на имя истца, 13.07.1987 он зачислен в войсковую часть 01060 помощником солиста, исключен из военной части – 13.05.1989 (л.д. 11).
В соответствии со справкой № ххх, выданной войсковой частью 7605 10.12.2014, ФИО3 проходил сверхсрочную действительную военную службу на должностях рядового и сержантского состава с 08.12 1989 (приказ № ххх командира в/ч7432) по 08.06.1992 (приказ № ххх командира в/ч7432) на должности музыканта оркестра на духовом инструменте (труба) в оркестре управления (в н.в. штаба) Уральского регионального командования Внутренних войск МВД России. Оркестр является профессиональным художественным коллективом в соответствии с «Положением о военно-оркестровой службе Внутренних войск МВД СССР», утвержденным приказами Министра внутренних дел СССР №339 от 14.06.67, №90 от 20.02.68, № 249 от 26.06.90 (пп. 3.1, 5.1), приложением №2 к приказу МВД № 1175 от 30.12.2008 ( раздел 3, пункт 4).
Согласно справке № 32/1 от 21.03.2016 Военно-оркестровой службы центрального военного округа, истец проходил действительную военную службу по призыву на должностях рядового и сержантского состава с 13.07.1989 (приказ командира в/ч 01060 № 344 от 13.07.1987) на должности музыканта военного оркестра на инструменте (труба). Исключен, приказ командира в/ч 01060 № ххх от 13.05.1989.
Согласно диплому « » музыкального училища ХХХХХХХ от 25.06.1987 ФИО3 в 1987 году окончил полный курс училища по специальности труба (л.д. 9).
В силу абзаца 2 п. 2 Постановления Совмина РСФСР от 28.08.1991 № 447 в стаж творческой работы артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий, и коллективов включается время их военной службы по специальности.
В период прохождения истцом службы в рядах Советской Армии действовал Перечень квалификационных характеристик артистов театров, утвержденный Министром культуры СССР 16.09.1977 года. Перечнем установлены должностные обязанности и квалификационные требования, в том числе, артиста оркестра. К должностным обязанностям отнесено привлечение артиста как музыканта-инструменталиста к выступлению на сцене.
Согласно Типовой инструкции штатных военных оркестров вооруженных сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны от 22.10.1993 года № 489 «О мерах по совершенствованию деятельности штатных военных оркестров вооруженных сил Российской Федерации» были включены как должности артистов, так и должности музыкантов. В примечании к Типовой инструкции указано, что должности, обозначенные "*" (в частности, так обозначена должность музыканта) подлежат замещению только военнослужащими сверхсрочной службы, проходящими службу по контракту или призыву, но не лицами гражданского персонала.
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 г. N 251н установлены должностные обязанности для должности «артист симфонического, камерного, эстрадно-симфонического, духового оркестра, оркестра народных инструментов», а также квалификационные требования: высшее профессиональное или среднее профессиональное образование (музыкальное). К числу духовых инструментов относится труба. Должность «помощник солиста» не предусмотрена вышеуказанным Единым квалификационным справочником, Постановлением Минтруда РФ от 01.02.1995 г., Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих, утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 27.08.1986 г. N 016, а также Общеотраслевыми квалификационными характеристиками руководителей, специалистов и служащих, утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27.03.1986. Однако в соответствии с «Положением о военно-оркестровой службе в Вооруженных Силах СССР», утвержденном Приказом МО СССР от 26.07.1963г. №182 и Приказом МО СССР от 10.06.1988 № 222, действующих в спорный период, и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.
Анализируя цели, задачи и структуру военного оркестра, направления деятельности и функций, предусмотренных «Положением о военно-оркестровой службе в Вооруженных Силах СССР», утв. Приказом МО СССР от 26.07.1963 № 182 и Приказом МО СССР от 10.06.1988 № 222, действующих в спорные периоды, а также должностные обязанности музыканта военного оркестра, предусмотренные вышеуказанными нормативными актами и должностные характеристики артиста духового оркестра, предусмотренные Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, суд приходит к выводу, что должностные обязанности солиста духового оркестра соответствуют должностным характеристикам артиста духового оркестра, при этом военный оркестр является профессиональным творческих коллективом и подпадает под понятие профессионального художественного коллектива.
Кроме того, действующее в настоящее время Руководство по организации деятельности военных оркестров Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное Приказом Министра обороны РФ от 13.01.2012 № 13 прямо предусматривает, что военный оркестр является профессионально-творческим коллективом.
Поскольку ФИО3 проходил военную службу по специальности, то есть играл на музыкальном духовом инструменте труба в профессиональном коллективе, как того и требует п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 № 447, поэтому имеет равное право с другими профессиональными музыкантами кадровыми или вольнонаемными работниками (артистами оркестра), на включение данного периода службы в Советской Армии в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости. То обстоятельство, что в военном билете не упоминается слово «артист» не может являться законным основанием для отказа, так как связано со спецификой военной службы, где, в отличие от гражданской службы, исходя из требований устава, предъявляются иные требования к обозначению военных специальностей и должностей. Период работы в должности музыканта в армии также подлежит включению в специальный стаж, так как истец работал музыкантом военного оркестра, который является профессиональным творческим коллективом, играл на духовом инструменте – труба.
Вместе с тем, суд не находит оснований для зачета в стаж работы истца по специальности периода с 30.06.1987 по 12.07.1987, поскольку согласно представленным в материалы дела доказательствам (трудовая книжка, военный билет, справка военно-оркестровой службы Центрального военного округа от 21.03.2016) истец проходил действительную военную службу по призыву на должности музыканта военного оркестра на инструменте (труба) с 13.07.1989 (приказ командира в/ч 01060 №ххх от 13.07.1987).
С учетом изложенного, суд полагает возможным зачесть в специальный стаж работы истца, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, периодов работы с 13.07.1987 по 13.05.1989, с 08.12.1989 по 08.06.1992, а потому исковые требования ФИО3 подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО3 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области о признании права на досрочную страховую пенсию удовлетворить частично.
Отменить решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новоуральске Свердловской области № ****** от 05.05.2014 в части отказа включить в специальный страховой стаж ФИО3 периоды 13.07.1987 по 13.05.1989, с 08.12.1989 по 08.06.1992 в должности помощника солиста, музыканта в Советской Армии.
Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области зачесть в стаж работы ФИО3, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости, указанные периоды.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Новоуральский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Т.А. Калаптур
СОГЛАСОВАНО:
Судья Т.А. Калаптур