ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1389/2016 от 28.12.2016 Приволжского районного суда (Астраханская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«28» декабря 2016 года с. Началово

Приволжский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Мернова Н.В., с участием зам. прокурора Магамедова Ш.М., при секретаре Рамазановой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах РФ к ИП ФИО1 об обязании выполнить действия в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма»,

УСТАНОВИЛ:

прокурор обратился в суд с указанным иском к ответчику, в обоснование которого, указав, что прокуратурой Приволжского района Астраханской области в сентябре 2016 года проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1, осуществляющей деятельность в сфере розничной торговли ювелирными изделиями. В ходе проверки установлено, что ИП ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 12.02.2013. С момента регистрации ИП ФИО1 начала осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли ювелирными изделиями, которая согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей является основной деятельностью. Однако в нарушение требований вышеназванного законодательства ИП ФИО1: не разработаны и не предоставлены в уполномоченный орган правила внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; не назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля; не приняты иные внутренние организационные меры в указанных целях; не проводится идентификация клиентов; документально не фиксируется информация, полученная в результате реализации указанных правил; не проводится обучение специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля; не проводится повышение уровня знаний специального должностного лица путем участия в конференциях, семинарах и иных обучающих мероприятий. Также, ФИО1 не обеспечено направления в Росфинмониторинг сведений о клиентах, организациях и физических лицах, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, не заведен личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга, а равно не обеспечен доступ к актуальному перечню организаций или физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму. Бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1 влечет за собой нарушение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также законных интересов и безопасности Российской Федерации, как суверенного государства. В связи с этим прокурор просил суд обязать ИП ФИО1, в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»: организовать осуществление внутреннего контроля, назначить и организовать обучение и переподготовку специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля; организовать проведение идентификации клиентов и документальное фиксирование информации, полученной в результате реализации названных правил; обеспечить направления в Росфинмониторинг сведений о клиентах, организациях и физических лицах, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества; завести личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга, а равно обеспечить доступ к актуальному перечню организаций или физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, а также установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено – 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании зам. прокурора Магамедов Ш.М. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства в порядке ст. 113 ГПК РФ извещён надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, возражений не представил.

Суд, выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, приходит к следующему.

Как установлено судом, прокуратурой Приволжского района Астраханской области в сентябре 2016 года была проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1, осуществляющей деятельность в сфере розничной торговли ювелирными изделиями.

В силу п. 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер, направленных на предупреждение данного явления.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относится, в том числе индивидуальный предприниматель.

Права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Согласно ст. 4 вышеуказанного Федерального закона, к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: организация и осуществление внутреннего контроля.

В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Организация внутреннего контроля – совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.

Осуществление внутреннего контроля – реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

Согласно ч. 1 ст. 7 ФЗ от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 вышеуказанного Федерального закона, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил, и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

В силу требований ч. 4 ст. 7 указанного Федерального закона, документы, содержащие сведения, необходимые для идентификации личности, подлежат хранению не менее пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом.

Согласно главе II Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденному приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 года № 203, указанное обучение проводится в следующих формах: вводный инструктаж; дополнительный инструктаж; целевой инструктаж; повышение уровня знаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Вводный инструктаж в организации проводится специальным должностным лицом при приеме на работу на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в п.п. 3, 4 вышеназванного Положения.

Дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год либо в следующих случаях: при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов РФ в указанной области; при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля; при переводе сотрудника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, если имеющихся у него знаний в области противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма недостаточно для соблюдения законодательства РФ в данной сфере; при поручении сотруднику организации работы, выполняемой сотрудниками организации, указанными в пунктах 3, 4 вышеуказанного Положения, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с сотрудником трудового договора.

Обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций.

Повышение уровня знаний осуществляется в форме участия в конференциях, семинарах и иных обучающих мероприятий.

В соответствии с п.п. 5, 6, 7 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны: предоставлять в уполномоченный орган по его запросу имеющуюся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов; применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган.

Пунктами 21, 22, 23 Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 года № 804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено ведение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, личного кабинета на официальном сайте Росфинмониторинга с целью обеспечения доступа к актуальному перечню организаций или физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Как показала проверка, ИП ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 12.02.2013 года. С момента регистрации ИП ФИО1 начала осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли ювелирными изделиями, которая согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей является основной деятельностью.

Однако в нарушение требований вышеназванного законодательства ИП ФИО1: не разработаны и не предоставлены в уполномоченный орган правила внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; не назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля; не приняты иные внутренние организационные меры в указанных целях; не проводится идентификация клиентов; документально не фиксируется информация, полученная в результате реализации указанных правил; не проводится обучение специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля; не проводится повышение уровня знаний специального должностного лица путем участия в конференциях, семинарах и иных обучающих мероприятий.

Также, ФИО1 не обеспечено направление в Росфинмониторинг сведений о клиентах, организациях и физических лицах, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, не заведен личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга, а равно не обеспечен доступ к актуальному перечню организаций или физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму.

Бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1 влечет за собой нарушение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также законных интересов и безопасности РФ, как суверенного государства.

В связи с этим суд пришёл к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объёме.

В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчиков в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем суд считает возможным взыскать с ответчика государственную пошлину.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах РФ к ИП ФИО1 об обязании выполнить действия в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма» удовлетворить.

Обязать ИП ФИО1, в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»: организовать осуществление внутреннего контроля, назначить и организовать обучение и переподготовку специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля; организовать проведение идентификации клиентов и документальное фиксирование информации, полученной в результате реализации названных правил; обеспечить направления в Росфинмониторинг сведений о клиентах, организациях и физических лицах, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества; завести личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга, а равно обеспечить доступ к актуальному перечню организаций или физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено – 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ИП ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Ответчик вправе подать в Приволжский районный суд Астраханской области заявление об отмене настоящего решения в течение семи дней со дня вручения копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

СУДЬЯ Н.В. Мернов