РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Эльбрусский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе: Председательствующего - Гергокова Т.Т., при секретаре - Сотовой Д.М.,
с участием: истца - ФИО1, представителя ответчика - Этезовой А.В., представителя третьего лица - Апсуваева Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР о признании отказа в государственной регистрации незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР, в котором просит признать отказ в государственной регистрации прав ФИО1 на земельный участок, расположенный по адресу : КБР, <адрес>, в 30 метрах от станции канатной дороги по направлению на юго-восток, кадастровый номер 07:11:0500006:381 незаконным и возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР обязанность произвести соответствующую регистрацию в Едином государственном реестре прав, мотивируя следующим.
На основании Постановления Главы <данные изъяты> муниципального района № от
01.07.2013 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> КБР с ней был заключен договор купли - продажи земельного участка, расположенного по адресу : КБР, <адрес>, в 30 метрах от станции канатной дороги по направлению на юго-восток, который находился до этого в ее пользовании на условиях долгосрочной аренды.
За регистрацией указанного договора она обратилась в <данные изъяты> отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, предоставив все необходимые документы.
Однако, в проведении государственной регистрации ей было отказано со ссылкой на то, что Постановление о продаже земельного участка издано неуполномоченным органом самоуправления - Советом местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР в лице его главы, а не его исполнительным органом - администрацией Эльбрусского муниципального района в лице его главы, требование о котором предусмотрено п.1 ст. 37 Федерального закона 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ст. 41 Устава Эльбрусского муниципального района, п.1 ст. 17 Закона о регистрации»; договор купли - продажи заключен неуполномоченным органом со стороны продавца: вместо исполнительного органа местной администрации Эльбрусского муниципального района КБР, правоотчуждателем по договору выступает Комитет по управлению муниципальным имуществом Эльбрусского муниципального района, что противоречит требованиям ст. 29 Земельного кодекса РФ, пункта 10 статьи 3 Вводного закона, п.1 ст. 17 и п.1 ст. 18 Закона о регистрации; договор купли-продажи не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и не отражает информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
С указанным доводами нельзя согласиться, поскольку названные правовые акты не содержат прямого указания о наделении полномочиями по распоряжению земельными участками именно главы Администрации местного самоуправления муниципального района. В компетенции указанного должностного лица находится распоряжение принадлежащим органу местного самоуправления имуществом. Разграничение прав собственности на земельные участки в <адрес> не произведено, в связи с чем, до такого разграничения распоряжение земельными участками должно осуществляться в соответствии с п. 10 ст. Федерального закона № 137-ФЭ «О введении в действие Земельного кодекса РФ». Заключение договора стороной, в котором является КУМИ <адрес>, не противоречит перечисленным нормам законодательства, поскольку указанный орган является структурным отделом местного самоуправления, которому делегированы полномочия по управлению имуществом. КУМИ, выступая стороной в сделке, является исполнителем принятого решения о продаже земельного участка. Все необходимые реквизиты сторон договора указаны в соглашении о расторжении договора аренды земельного участка, в договоре купли-продажи, в копии ее паспорта.
В судебном заседании ФИО1 поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР ФИО4 пояснила, что с исковыми требованиями не согласна, поскольку ФИО1, обосновано, отказано в государственной регистрации договора купли - продажи земельного участка.
Представитель третьего лица - МУ «Совет местного самоуправления <данные изъяты> муниципального района КБР» ФИО5 пояснил, что МУ «Совет местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР» в ДД.ММ.ГГГГ году утвержден регламент, который дает право главе муниципального образования вынесение постановления о предоставлении земельных участков в собственность или в аренду. Просит удовлетворить исковые требования.
Выслушав пояснения сторон, третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п.5 п. 10 ст.35 ФЗ №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ст. 30 Устава Эльбрусского муниципального района, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В силу п.п.2 п.1 ст. 41 Устава Эльбрусского муниципального района, <адрес> управляет и распоряжается имуществом, находящимся в собственности муниципального района.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Из пояснений сторон, следует, что на территории Эльбрусского муниципального района, за исключением сельского поселения Эльбрус, государственная собственность на землю до настоящего времени не разграничена.
Как следует из пояснений сторон и материалов дела, на основании Постановления Главы <данные изъяты> муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> КБР и истцом был заключен договор купли - продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ года, расположенного по адресу : КБР, <адрес>, в 30 метрах от станции канатной дороги по направлению на юго-восток, общей площадью 225 кв.м.
За регистрацией указанного договора ФИО1 обратилась в Эльбрусский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР в <адрес>ФИО1 было отказано в государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок по тем основаниям, что Постановление о продаже земельного участка издано неуполномоченным органом, договор купли - продажи земельного участка, заключен не уполномоченным органом со стороны продавца, договор купли - продажи не соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации), возлагает на регистрирующий орган проведение правовой экспертизы документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В связи с этим, суд считает не обоснованными исковые требования ФИО1, поскольку ответчиком обосновано было отказано ей в государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок, так как согласно Устава Эльбрусского муниципального района, <адрес> управляет и распоряжается имуществом, находящимся в собственности муниципального района. Договор купли - продажи земельного участка, заключен между ФИО1 и КУМИ <адрес> КБР, то есть указанными полномочиями обладает администрация района, а не его орган. Документов, подтверждающих о делегировании администрацией <адрес> указанных полномочий КУМИ, не представлены. Постановление о продаже земельного участка ФИО1 вынесено Главой Эльбрусского муниципального района, а в соответствии с указанной выше нормой закона и уставом Эльбрусского муниципального района, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а не распоряжение имуществом.
Доводы представителя третьего лица ФИО5 о том, что МУ «Совет местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР» в 2008 году утвержден регламент, который дает право главе муниципального образования вынесение постановления о предоставлении земельных участков в собственность или в аренду, суд считает необоснованными, поскольку данный регламент противоречит, как ФЗ №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так и уставу Эльбрусского муниципального района.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР о признании отказа в государственной регистрации прав ФИО1 на земельный участок, расположенный по адресу : КБР, <адрес>, в 30 метрах от станции канатной дороги по направлению на юго-восток, кадастровый номер 07:11:0500006:381 незаконным и возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР обязанности произвести соответствующую регистрацию в Едином государственном реестре прав отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд КБР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий