ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-138/18 от 25.12.2018 Быстроистокского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-138/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Быстрый Исток 25 декабря 2018 года

Быстроистокский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Соловарова С.В.,

при секретаре Рябининой Е.В.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей А., И. к администрации Быстроистокского района Алтайского края, третьим лицам Управлению социальной защиты населения по Смоленскому и Быстроистокскому районам Алтайского края, Министерству труда и социальной защиты Алтайского края о признании пострадавшими в результате паводка, признании права на получение единовременной материальной помощи, обязании внести в список граждан, нуждающихся в получении единовременных денежных выплат,

установил:

Истцы обратились в суд с иском к администрации Быстроистокского района Алтайского края, третьим лицам Управлению социальной защиты населения по Смоленскому и Быстроистокскому районам Алтайского края, Министерству труда и социальной защиты Алтайского края о признании их пострадавшими в результате паводка, признании права на получение единовременной материальной помощи в размере 10.000руб. на человека, возложении на ответчика обязанности внести в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года.

В обоснование требований указали, что они с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы и проживают в принадлежащем им по праву общей долевой собственности жилом доме, на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>. Постановлением главы Быстроистокского района от 27.03.2018 на территории Быстроистокского района введен режим чрезвычайной ситуации в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края. Вышеуказанное жилое помещение, в котором проживают ФИО2, его жена ФИО1, их совместная дочь И. и дочь ФИО1 от первого брака А., оказалось в зоне затопления. В результате чрезвычайной ситуации истцы понесли материальный ущерб от паводка: вода протекала по их приусадебному участку, затопила надворные постройки, уничтожив при этом все заготовленные корма (овес, пшеницу, сено) для домашних животных (коровы, свиней), все находилось в воде, сухого места не было. В доме было затоплено подполье, до ее выхода оставалось несколько сантиметров, отчего дом напитался сыростью, стены покрылись плесенью. Вода долгое время стояла в огороде, сарае и подполье. Воспользовавшись предоставленным им правом, они обратились в администрацию Хлеборобного сельсовета о включении в списки на предоставление соответствующей выплаты были включены в эти списки подтопленных приусадебных участков в результате паводковых и талых вод в марте-апреле 2018 года, в ЕДДС. Однако в списке, утвержденной межведомственной комиссией по паводку, их фамилий не оказалось. На их обращение в Администрацию Быстроистокского района разъяснить причину невнесения в списки на предоставление соответствующей единовременной материальной помощи, получили ответ с рекомендацией обратиться в Быстроистокский районный суд, что они и сделали.

В судебных заседаниях истцы на заявленных требованиях настаивали в полном объеме и просили их удовлетворить, пояснив, что считают незаконным невключение их ответчиком в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека, поскольку они имеют в собственности жилой дом <адрес>, где проживают и зарегистрированы. Весной, в марте 2018 года, талые воды затопили их приусадебный участок, из-за чего пострадали надворные постройки: было испорчено сено и зерноотходы, вода была в подполье дома, сейчас в доме до сих пор сырость, плесень поднялась снизу по стенам до окон. В период ЧС они продолжали жить в своем доме, который отапливался, как и прежде, печью, водопровод в доме работал, пищу готовили на электроплите, когда была электроэнергия, из дома в течение всего периода подтопления ходили в магазин за продуктами, не работала канализация, в подполье испортилась часть картофеля, банки с консервацией остались целыми. Акт обследования дома и имущества не составлялся, комиссия работала в селе, но их дом не осматривала. Было также испорчено сено, зерноотходы для свиней, КРС. Имущество, находившееся в доме, водой повреждено не было, так как вода выше пола не поднималась, за помощью по откачке воды в МЧС не обращались, так как откачивать её было некуда.

Ответчик администрация Быстроистокского района Алтайского края и третьи лица, в том числе привлеченное судом к участию в деле администрация Хлеборобного сельсовета, надлежаще о нем извещенные, не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, при этом ответчик и органы соцзащиты в письменных возражениях требования истцов не признали, так как они не были включены в соответствующие списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в марте 2018 года. Администрация района отказала ФИО3 во включении их в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в связи с ЧС в марте 2018 года в размере 10 тысяч рублей в связи с тем, что они не были включены в ранее составленный список, а одним из оснований для отказа в предоставлении денежных выплат согласно п.2.11 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края 25.05.2018 , является отсутствие сведений о гражданине в списках, указанных в п.2.3 Порядка. На момент обращения М-ных в Администрацию района режим ЧС на территории Алтайского края уже был отменен постановлением Правительства от 20.04.2018, в связи с чем им было рекомендовано обратиться в суд.

На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика и третьих лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющими принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу положений ст.ст.59, 60 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела; обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу ст.18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 № 68-ФЗ, граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст.29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года "О чрезвычайном положении".

В соответствии с п.1 ст.24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных названным Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - является расходным обязательством муниципального образования.

Согласно приказу МЧС России от 30.12.2011 (в ред. от 14.07.2016) под фактором нарушения условий жизнедеятельности понимается наличие либо отсутствие ситуации: невозможность проживания потерпевших в жилых помещениях, нарушение транспортного сообщения, нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего.

Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года (в редакции от 30.05.2018 года) утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее-Правила), которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

Постановлением Правительства РФ от 30.05.2018 внесен ряд изменений в Правила.

В соответствии с п. 2 Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека (подп. «г»).

В соответствии с п. 2 (1) Правил, выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:

постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;

нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;

На основании распоряжения Правительства РФ от 24.05.2018 г. Правительству Алтайского края выделены из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 г. на территории Алтайского края, бюджетные ассигнования.

Правительством Алтайского края разработан Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края, утвержденный Постановлением от 25.05.2018 (далее - Порядок).

Данный Порядок предусматривает, в том числе, оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека.

Согласно п. 1.2 Порядка, единовременные денежные выплаты предоставляются за счет средств, полученных из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Из утвержденного Порядка следует, что получателями единовременной материальной помощи являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации. К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, проживающие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации (п.2.1). Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией. При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке (п.2.2.). Единовременная материальная помощь предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации (п. 2.3.). Списки граждан, указанных п.2.3 настоящего порядка, формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в муниципальных районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и оформляются в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Указанные списки утверждаются руководителями межведомственных комиссиями или их заместителями (п.д.2.5). Основаниями для отказа в предоставлении денежных выплат являются: отсутствие одного или несколько документов, предусмотренных п.2.9 Порядка; недостоверность предоставленных документов или содержащихся в заявлении или документах сведений; предоставление гражданину денежной выплаты по аналогичному основанию; отсутствие сведений о гражданине в списках, указанных в пунктах 2.3, 2.4 Порядка (п. 2.11). Таким образом, для включения в списки граждан, имеющих право на получение вышеуказанной единовременной материальной помощи в связи с затоплением в марте 2018 года на территории Быстроистокского района Алтайского края, необходимо наличие одновременно следующих условий: постоянное проживание в жилом помещении, которое находилось в зоне затопления, нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации. Постановлением главы Быстроистокского района от 26.03.2018 с 26.03.2018 введен режим повышенной готовности для органов управления и сил районного звена территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Быстроистокского района, главам Быстроистокского, Усть-Ануйского, Новопокровского, Верх-Ануйского, Хлеборобного сельсоветов рекомендовано принять ряд мер по контролю за паводковой ситуацией, организации информирования населения и др. Постановлением главы Быстроистокского района от 27.03.2018 с 27.03.2018 на территории Быстроистокского района введен режим чрезвычайной ситуации в связи с подъемом паводковых вод в реке Ануй и подтопления приусадебных участков и жилых домов в с.Усть-Ануй, Новопокровка, Верх-Ануйское и Хлеборобное. Распоряжением главы Быстроистокского района от 29.03.2018 создана межведомственная комиссия по оценке ущерба, нанесенного паводком в марте 2018 года на территории Быстроистокского района, на которую возложен ряд обязанностей, в том числе организация учета подтопленных населенных пунктов, улиц и домов (где вода выше уровня пола и нанесен частичный либо полный ущерб имуществу первой необходимости), утверждение списков подтопленных населенных пунктов, улиц и домов, попавших в зону подтопления, обследование и составление актов подтопленных жилых домов с оценкой утраты имущества первой необходимости. Постановлением главы Быстроистокского района от 03.04.2018 утвержден список населенных пунктов, улиц и домов, попавших в зону подтопления в марте 2018 года на территории Быстроистокского района (приложение ), в котором жилой дом <адрес> в котором проживают истцы М-ны, отсутствует. На основании данного списка главой Быстроистокского района был составлен список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края, утвержденный 17.04.2018 Губернатором Алтайского края, в который истцы также не включены. При этом, как следует из ответа администрации Быстроистокского района, нормативно-правовых актов, определяющих и утверждающих границы зон подтопления в селах Усть-Ануй, Новопокровка, Верх-Ануйское и Хлеборобное в марте 2018 года, не принималось. 24.08.2018 ответчик на обращение истцов сообщил, что им отказано во включении в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации в связи с тем, что их дом не был подтоплен и поэтому соответствующие сведения о них в названный список не включены. Акт обследования дома <адрес> ни администрацией Хлеборобного сельсовета, ни иными органами (межведомственной комиссией) не составлялся. Из объяснений истцов М-ных, главы администрации Хлеборобного сельсовета Н., свидетелей С., И. следует, что земельный участок, на котором расположен вышеуказанный жилой дом, был затоплен водой, которая зашла в подполье, также были затоплены надворные постройки - дровяник, сарай, баня, углярка, гараж, а также сено и зерноотходы; при этом дом они отапливали, как обычно, печью, готовили себе дома пищу на электроплите, когда была электроэнергия, имущество первой необходимости у них не пострадало. Из сведений, представленных начальником ОГИБДД МО МВД России «Петропавловский» К., усматривается, что решений об ограничении движения по улицам с. Хлеборобное Быстроистокского района в марте 2018 года в связи с подтоплением не принималось, временных ограничений движения также не вводилось. По сообщению начальника Петропавловского РЭС от 05.12.2018, в период паводка в марте 2018 по аварийной заявке была выключена <данные изъяты> «Хлеборобное» в период с 27 по 28 марта 2018 года в с. Хлеборобное, следовательно, в остальные дни энергоснабжение было постоянным. По сообщению ООО «Водопровод» в селе Хлеборобное по <адрес> период с 23 по 31 марта 2018 года ограничений подачи холодной воды не было. Согласно ответу администрации Быстроистокского района Алтайского края от 06.12.2018, во время чрезвычайной ситуации в марте 2018 года на территории Быстроистокского района эвакуация граждан, проживающих в с. Хлеборобное по ул. <адрес> не производилась в связи с отсутствием необходимости; для откачки воды в с. Хлеборобное были задействованы силы и средства администрации Быстроистокского района, 17 ПЧ ФПС ФГКУ 6 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю, МЧС России по Алтайскому краю в г. Бийске, СПК «Хлеборобный», в частности, водооткачивающая техника и водооткачивающие устройства (мотопомпы). Откачка талой воды производилась по устным заявкам граждан, чьи приусадебные участки были затоплены. Отказов гражданам в осуществлении откачки не было. По информации администрации Хлеборобного сельсовета, откачка воды по <адрес> не производилась в связи с отсутствием места водоотведения.Постановлением Правительства Алтайского края от 06.08.2018 отменен режим чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края.Таким образом, судом установлено, что хотя домовладение истцов вошло в зону подтопления, вместе с тем, факт нарушения условий их жизнедеятельности в результате паводка в марте 2018 года подтверждения не нашел.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, акт обследования домовладения, пострадавшего в результате паводка, не составлялся, движение по <адрес>, в том числе в районе дома , в период паводка не ограничивалось, водопровод работал, эвакуации истцам не потребовалось, выход из домовладения и доступ на участок имелся, истцы продолжали жить в доме, продукты питания и медикаменты в результате ЧС не утрачивали, вода выше уровня пола в доме не поднималась, дом пригоден для проживания, при этом в период с 27 по 28 марта в доме истцов отсутствовало электроснабжение в связи с его отключением по аварийной заявке, однако, учитывая, что электроэнергия была отключена на непродолжительное время, такое отключение не свидетельствует о нарушении условий их жизнедеятельности.

При таких обстоятельствах доводы истцов, изложенные в исковом заявлении, о подтоплении приусадебного участка, подпола дома, порче водой картофеля и т.п., не имеют правового значения в рамках рассматриваемого дела, так как указанные обстоятельства не являются основанием для получения меры государственной поддержки в виде единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека, так как не свидетельствуют о нарушении условий их жизнедеятельности.

Иных доказательств, участниками процесса, в материалы дела предоставлено не было.

Таким образом, не смотря на то, что истцы постоянно проживают в жилом помещении, которое находилось в зоне затопления, нарушение условий их жизнедеятельности в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации в ходе рассмотрения дела не установлено.

Учитывая, что судом в ходе рассмотрения дела один из критериев, необходимый для включения истцов в списки граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи в связи с наводнением в марте 2018 года на территории Быстроистокского района Алтайского края, а именно нарушение условий их жизнедеятельности в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, установлен не был, оснований для признании истцов пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края не имеется, а, следовательно, не имеется оснований и для признании за истцами права на получение единовременной материальной помощи, в связи с чем отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по включению истцов в список граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи.

В такой ситуации суд полагает, что право истцов на выплату единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией ответчиком нарушено не было, в связи с чем отказ администрацией Быстроистокского района в выплате ФИО2, ФИО1, А., И. единовременной материальной помощи является обоснованным.

Доводы, изложенные в возражениях администрации Быстроистокского района, Министерства труда и социальной защиты Алтайского края, Управления социальной защиты населения по Смоленскому и Быстроистокскому районам, в том числе о том, что само по себе затопление земельного приусадебного участка и хозяйственных построек с имеющимся в них имуществом права на признание гражданина пострадавшим в результате ЧС и на получение в связи с этим единовременной материальной помощи не дает, являются верными.

Поскольку бремя доказывания нарушенного права на получение единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией лежит на истцах, которые, в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представили суду каких-либо допустимых доказательств, подтверждающих эти обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения их требований, которые отклоняются в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей А., И. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Быстроистокский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 28.12.2018.

Судья С.В. Соловаров