ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-138/20 от 13.03.2020 Бежецкого городского суда (Тверская область)

дело № 2-138/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

13 марта 2020 года г. Бежецк

Бежецкий межрайонный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Бойцовой Н.А.

при секретаре судебного заседания Громовой Е.В.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика – ГУ УПФ Р в Бежецком районе Тверской области (межрайонное), ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) об отмене решения пенсионного органа об отказе в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, обязании включить в страховой стаж и в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, периоды работы в сельском хозяйстве, установить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве с 01.01.2019,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) об отмене решения пенсионного органа об отказе в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, обязании включить в стаж периоды работы и установить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве с 01.01.2019. В обоснование заявленных требований указал следующее. 25.12.2019 он обратился в пенсионный орган с заявлением об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве. Однако решением ответчика ей было отказано, так как по расчетам пенсионного органа, стаж его работы в сельском хозяйстве составляет 26 лет 10 месяцев 3 дня, при требуемом согласно ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» не менее 30 календарных лет. В стаж работы, дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве, не засчитан период его работы с 01.01.2001 по 30.09.2004 в ТОО «Заря» Максатихинского района Тверской области, т.к. в представленных им документах нет сведений о занимаемой им должности. С решением пенсионного органа он не согласен. В сельском хозяйстве он работал более 30 лет, занимал должность заведующего машинным двором, а также работал трактористом-механизатором. ТОО «Заря» (до реорганизации колхоз «Заря») осуществляло деятельность по производству и реализации сельскохозяйственной продукции. ТОО «Заря» имело в основных средствах тракторные бригады, молочно-товарные и иные фермы. Из его трудовой книжки следует, что он являлся членом колхоза «Заря», работал в должности тракториста, главного инженера. С 1989 г. он был назначен заведующим машинным двором, уволен с указанной должности в 2004 г. связи с ликвидацией ТОО. В неучтенный ответчиком период он выполнял различные работы на полях, фермах с помощью комплекса машин, владел ремонтным и станочным оборудованием; работал на тракторах, зерноуборочных комбайнах и других сельскохозяйственных машинах. В его обязанности также входили текущий ремонт, выявление и устранение неисправностей в работе сельскохозяйственных машин. Спорный период его работы имел место после регистрации в системе пенсионного страхования, следовательно, сведения о периоде работы в ТОО «Заря» с 01.01.2001 по 30.09.2004 должны содержаться в данных индивидуального (персонифицированного) учета. С его дохода работодатель удерживал необходимые налоги и сборы и должен был перечислять в пенсионный фонд необходимые платежи, а также передавать сведения о его работе. Полагает, что поскольку с учетом спорного периода у него имеется стаж работы в сельском хозяйстве более 30 лет, соответственно, за ним должно быть признано право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. На основании изложенного, ФИО1 просил признать незаконным решение ГУ УПФ Р в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) от 25.12.2019 № 539275/19 об отказе в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве с 01.01.2019; обязать ГУ УПФ Р в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) включить в страховой стаж и в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, период его работы в сельском хозяйстве с 01.01.2001 по 30.09.2004 в ТОО «Заря», установить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве, произвести перерасчет пенсии с момента возникновения права с 01.01.2019.

В судебном заседании истец ФИО1. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель ГУ-УПФ РФ в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) ФИО2 с исковыми требованиями ФИО1 не согласилась, поддержав доводы, изложенные в возражениях на иск, где указано следующее. С 22.08.2013 ФИО1 по его заявлению от 22.08.2013 № 215638/13 назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 173-ФЗ).

Пенсия ФИО1 назначена по выписке из его индивидуального лицевого счета, данным трудовой книжки колхозника, где имеются сведения о выхододнях с 1971 по 1999, трудовой книжки от 02.02.2005 ТК № 0192351 и архивным справкам по заработной плате от 08.05.2013 № 151, 151-1, выданным архивным отделом администрации Максатихинского района.

Расчет размера пенсии ФИО1 был произведен из страхового стажа 37 лет 8 мес. 8 дней и коэффициента по заработной плате 1,2. В страховой стаж истца были включены периоды работы, отраженные в выписке из ИЛС, в том числе и период с 01.01.2001 по 30.09.2004 в ТОО «Заря». Таким образом, указание ФИО1 в иске о том, что период работы в ТОО «Заря» с 01.01.2001 по 30.09.2004 не включен в его страховой стаж не соответствует действительности.

С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Закон № 400-ФЗ. Отдельные положения Закона № 400-ФЗ вступили в силу позже, на основании специальных нормативных актов).

С 01.01.2019 на основании Федерального закона от 19.12.2016 № 428-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-Ф3) вступили в силу части 14 - 16 ст. 17 Закона № 400-ФЗ, согласно которым лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 Закона № 400-ФЗ. на весь период их проживания в сельской местности.

При выезде граждан, указанных в части 14 настоящей статьи, на новое место жительства за пределы сельской местности повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, предусмотренное частью 14 настоящей статьи, не устанавливается.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение требований ч.16 ст. 17 Закона № 400-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 № 1440 утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона № 400-ФЗ (далее по тексту - Список № 1440) и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (далее по тексту - Правила № 1440).

Так в соответствии с пунктом 3, названных Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:

а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 г., при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком.

Согласно п.4 Правил № 1440 в стаж работы в сельском хозяйстве засчитываются:

а) периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков;

б) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности.

Пунктами 5 и 6 Правил № 1440 предусмотрено, что исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (далее по тексту - Правила № 1015), с учетом особенностей, установленных пунктом 6 Правил № 1440.

При подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:

а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Закона № 400-ФЗ. - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;

б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Закона № 400-ФЗ, - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно п.4 Списка № 1440 работа (деятельность) в колхозах, на машино-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) до 1 января 1992 г. включается в стаж работы в сельском хозяйстве независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.

В случае, если в электронном выплатном деле имеются все необходимые документы, установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 01.01.2019 проводилось в беззаявительном порядке с последующей проверкой материалов бумажного выплатного дела.

При проверке выплатного дела ФИО1 и выписки из индивидуального лицевого счета ФИО1 было установлено следующе.

Трудовая книжка колхозника ФИО1 не содержит сведений о профессии за период с 2000 по 2004 г. В сведениях о работе имеется запись 28.06.2004 – уволен в связи с ликвидацией предприятия, запись заверена подписью конкурсного управляющего и печатью ТОО «Заря». В выписке из ИЛС ФИО1 содержатся сведения о работе в ТОО «Заря» с 01.01.1997 по 30.09.2004, наименование профессии (должности), в которой работал ФИО1 в данный период, выписка из ИЛС не содержит. Кроме того, индивидуальные сведения за каждое застрахованное лицо работодатель представляет по формам, утверждаемым постановлениями Правления ПФР. За спорный период формы индивидуальных сведений содержат номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица, его ФИО, период работы в организации и суммы страховых взносов, начисленных и уплаченных страхователем. Также в индивидуальных сведения отражаются периоды отпусков, временной нетрудоспособности и периоды отвлечения от работы. Другой информацией, помимо указанной выше, Управление не располагает, наблюдательного дела по ТОО «Заря» (колхоз «Заря») в Управлении не имеется.

Согласно ч.5 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Закона N 400-ФЗ) осуществляется с 1 января 2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 1 сентября 2019 года. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с 1 января 2019 года. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона N 400-ФЗ.

Так как материалы электронного выплатного дела, материалы бумажного выплатного дела и выписка из ИЛС ФИО1 не содержат сведений о его профессии (должности) в период работы в ТОО «Заря», у Управления не имелось правовых оснований для включения периода с 01.01.2001 по 30.09.2004 в сельский стаж и установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности за работу в сельском хозяйстве.

Для включения периода работы в ТОО «Заря» с 01.01.2001 по 30.09.2004 в стаж работы в сельском хозяйстве в производствах, профессиях, должностях, которые предусмотрены Списками № 1440, ФИО1 необходимо было обратиться с заявлением о перерасчете размера пенсии и предоставить документы, подтверждающие работу в производствах, профессиях, должностях, предусмотренных Списками № 1440.

Заявлением о перерасчете размера пенсии на основании ч. 14 ст. 17 Закона № 400-ФЗ ФИО1 было подано 25.12.2019 (регистрационный № 539275/19).

При определении стажа для назначения пенсии органы Пенсионного фонда руководствуются Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 г. № 1015 (далее по тексту - Правила № 1015). Согласно п. 11 данных Правил основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее по тексту - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений. трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального Закона РФ от 28.12.2013г. № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного учета и (или) документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Точно такие же основания содержались в Законе № 173-Ф3 и Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002г. № 555.

В случае ликвидации предприятия справки о работе, заработной плате выдаются правопреемником, либо вышестоящим органом или организациями, осуществляющими хранение и использование архивных документов. В соответствии с совместным письмом Федерального архивного агентства и ПФ РФ от 05.10.2004г. №ГБ-25-25/10734 и от 08.10.2004г. № 3/181 1 -К «О принятии органами ПФР архивных справок и копий документов, выданных организациями», органы ПФР принимают к рассмотрению справки, выданные организациями, не являющимися правопреемниками, при наличии в их учредительных документах положений об ответственности за обеспечение сохранности документов по личному составу ликвидированных организаций.

С целью уточнения профессии (должности), в которой работал истец, Управлением получены архивные справки от 25.12.2019 № 649, 649-1, выданные Архивным отделом администрации Максатихинского района. Архивная справка № 649 содержит сведения о периоде работы ФИО1 в колхозе «Заря» с 1983 по 1995 годы в должностях тракториста, механизатора, гл.инженера. В Архивной справке № 649-1 отражены сведения о периоде работы ФИО1 в ТОО «Заря» с 1996 по 2002 годы.

В архивной справке от 25.12.2019 № 649-1 указаны периоды начисления заработной платы ФИО1 в 1996-2000 годах с указанием профессии «механизатор», в 2001-2002 годах без указания должности (профессии), в которой он работал. Данная справка имеет примечание о том, что протоколы заседаний правления ТОО «Заря» за 2004 год и книги учета расчетов по оплате труда ТОО «Заря» за 2003-2004 годы на хранение в архив не поступали.

Как уже указывалось выше, включить в стаж работы в сельском хозяйстве независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности возможно только периоды работы до 01.01.1992. По документам, имеющимся в выплатном деле ФИО1, правовых оснований для зачета периода работы с 01.01.2001 по 30.09.2004 в стаж работы, дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст. 17 Закона № 400-ФЗ, не имеется.

При принятии решения о не зачете периода работы ФИО1 в стаж работы в сельском хозяйстве 01.01.2001 по 30.09.2004 для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии Управление строго руководствовалось действующим пенсионным законодательством, нарушений при принятии решения Управлением не допущено.

На основании всего вышеизложенного Управление не согласно с исковыми требованиями ФИО1 и просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав пояснения истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, исследовав письменные материалы дела, а также материалы пенсионного дела ФИО1, суд приходит к следующим выводам.

Трудовой книжкой колхозника (л.д. 15-18) подтверждается трудовая деятельность ФИО1

Установлено, что с 22 августа 2013 г. ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости (л.д.1 пенсионного дела).

Из пенсионного дела ФИО1 следует, что он 25 декабря 2019 г. обратился в пенсионный фонд с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии (л.д. 80-81 пенсионного дела).

Решением ГУ-УПФ РФ в Бежецком районе (межрайонное) Тверской области от 31.12.2019 (л.д.75-76 пенсионного дела) ФИО1 в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве с 01.01.2019 г. отказано, как не имеющему требуемого стажа 30 лет в сельском хозяйстве в должностях, которые входят в список, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 №1440.

Пенсионным органом в стаж работы в сельском хозяйстве не засчитан период работы с 01.01.2001 по 30.09.2004, поскольку в документах нет сведений о занимаемой должности.

В соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.

По правилам ч. 15 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при выезде граждан, указанных в части 14 настоящей статьи, на новое место жительства за пределы сельской местности повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, предусмотренное частью 14 настоящей статьи, не устанавливается.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4 982 рубля 90 копеек в месяц.

Частью 16 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 N 1440 утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее по тексту – Список № 1440 и Правила № 1440).

Указанным Списком № 1440 предусмотрены такие должности, как тракторист-комбайнер, заведующий машинным двором.

Как следует из п. 3 Правил № 1440, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:

а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 г., при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.

В силу п. 5 Правил № 1440 исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (далее по тексту – Правила № 1015), с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящих Правил.

Согласно п. 11 Правил № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Пунктом 6 Правил № 1440 предусмотрено, что при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:

а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;

б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу п.38 Правил № 1015 при утрате документов о работе и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

Установлено, что ФИО1 проживает в сельской местности, что указывает на соблюдение требований, предусмотренных ч. 15 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", для повышения фиксированной выплаты к старховой пенсии по старости.

Согласно трудовой книжки истца (л.д.15-18) в 1986 г. ФИО1 был принят на работу в колхоз «Заря» трактористом и значился в данной должности до 1987 г. включительно. В 1988 г. – главный инженер, а с 1989 – заведующий машинным двором. За период с 1990 г. по 1995 г. в трудовой книжке идет отметка «//-//», что свидетельствует об аналогичном наименовании должности ФИО1 в указанный период времени – заведующий машинным двором. С 1996 по 2004 г. наименование должности ФИО1 в трудовой книжке отсутствует. 30.09.2004 уволен в связи с ликвидацией предприятия.

По архивной справке от 25.12.2019 в книгах учета расчетов по оплате труда ТОО «Заря» за 1996 – 2002 годы имеются следующие сведения о работе ФИО1, механизатора: январь-декабрь 1996 г. по январь – декабрь 2000 г. начислена заработная плата, выхододни расписаны по месяцам – механизатор; январь –декабрь 2001 г. – начислена заработная плата, выхододни расписаны по месяцам – должность не указана; январь –декабрь 2002 г. - начислена заработная плата, выхододни 137, должность не указана. Протоколы заседаний правления ТОО «Заря» за 2004 и книги учета расчетов по оплате труда ТОО «Заря» за 2003 – 2004 г. на хранение в архив не поступали.

Из показаний свидетелей ФИО5 и ФИО6 следует, что они в спорный период (с 01.01.2001 по 30.09.2004) работали вместе с ФИО1 в колхозе «Заря». Все это время ФИО1 работал заведующим машинным двором, а также в период весенне-осенних сельскохозяйственных работ – трактористом-комбайнером.

Таким образом, принимая во внимание изложенное в совокупности, учитывая разъяснения, содержащиеся в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», суд приходит к выводу, что ФИО1 в спорные периоды работал заведующим машинным двором, а также трактористом-комбайнером. Отсутствие наименования профессии (должности) истца в трудовой книжке не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, лишать ФИО1 права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве.

В связи с изложенным, суд полагает необходимым обязать ответчика засчитать в стаж работы в сельском хозяйстве период работы истца с 01.01.2001 по 30.09.2004 в ТОО «Заря» в должности заведующего машинным двором (тракториста-комбайнера).

Спорный период работы истца составляет 3 года 9 месяцев.

Согласно ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") осуществляется с 1 января 2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 1 сентября 2019 года. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с 1 января 2019 года. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

На 01.01.2019 стаж работы истца в сельском хозяйстве, с учетом включенных судом спорных периодов, составил 30 лет 7 месяцев 3 дня, что более 30 лет.

Изложенное, позволяет суду принять решение об установлении ФИО1 повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве с 01 января 2019 года.

При таких обстоятельствах решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) от 25.12.2019 № 539275/19 об отказе ФИО1 в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве, как не имеющему требуемого стажа 30 лет, нельзя признать законным и обоснованным, суд находит его подлежащим отмене.

Вместе с тем, требования ФИО1 о возложении на пенсионный орган обязанности включить в страховой стаж период его работы с 01 января 2001 года по 30 сентября 2004 года суд находит необоснованными, поскольку данный период был включен пенсионным органом в его страховой стаж при назначении пенсии и из него не исключался.

Требования ФИО1 о необходимости перерасчета его пенсии с 01.01.2019 суд находит излишне заявленными, поскольку они фактически дублируют требования об установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01.01.2019. В силу норм действующего законодательства, с учетом принятого судом решения о включении спорного периода работы ФИО1 в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, и назначении ему таковой, истцу пенсионным органом будет произведена ее выплата с 01.01.2019, что фактически и является перерасчетом назначенной ему пенсии.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) об отмене решения пенсионного органа об отказе в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, обязании включить в страховой стаж и в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, периоды работы в сельском хозяйстве, установить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве с 01.01.2019 удовлетворить частично.

Отменить решение ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) об отказе в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости от 25.12.2019 № 539275/19.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) включить в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, период работы ФИО1:

- с 01 января 2001 года по 30 сентября 2004 года в должности заведующего машинным двором (тракториста-комбайнера) в ТОО «Заря», и установить ФИО1 повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве с 01 января 2019 года.

Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) об обязании включить в страховой стаж период работы с 01 января 2001 года по 30 сентября 2004 года в ТОО «Заря» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий межрайонный суд.

Решение в окончательной форме принято 19 марта 2020 года.

Председательствующий