ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-138/2016 от 13.04.2016 Южского районного суда (Ивановская область)

Дело № 2 -138/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2016 года г. Южа Ивановской области

Южский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Пятых Л.В.,

при секретаре Потаповой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к администрации Талицкого сельского поселения Южского муниципального района Ивановской области и обществу с ограниченной ответственностью «Регион» о признании недействительными торгов – открытого конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирными благоустроенными (частично благоустроенными) домами на территории Талицкого сельского поселения Южского муниципального района Ивановской области в части отбора управляющей организации ООО «Регион» для заключения договора управления многоквартирным домом по адресу: <адрес> и применении последствий недействительности торгов,

установил:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, обратились в суд с иском к администрации Талицкого сельского поселения Южского муниципального района Ивановской области и ООО «Регион» о признании недействительными торгов – открытого конкурса по отбору управляющей компании на право заключения договоров управления многоквартирными домами, находящимися на территории Талицкого сельского поселения Южского муниципального района Ивановской области в части отбора управляющей компании ООО «Регион» для заключения договора управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>, и применении последствий недействительности торгов.

Как следует из представленного искового заявления, истцы являются собственниками жилых помещений многоквартирного дома (далее по тексту МКД), расположенного по адресу: <адрес> Общим собранием собственников указанного многоквартирного дома избран и реализован непосредственный способ управления МКД, что подтверждается протоколами общих собраний от 26.07.2012 года, 20.07.2013 года, 20.03.2014 года и 22 февраля 2015 года. Решение собственников до настоящего времени не оспорено. Вместе с тем, постановлением Администрации Талицкого сельского поселения от 21.09.2015 года №126 вынесено решение о проведении открытого конкурса по выбору управляющей организации, для домов на территории поселения, собственники которых не выбрали, либо не реализовали избранный способ управления, при этом конкретный перечень домов, включенных в конкурсную массу, определен не был. В соответствии с документацией об открытом конкурсе (извещение ), размещенной в сети Интернет на официальном сайте для проведения торгов – www.torgi.gov.ru, в число домов, в отношении которых проводится выбор управляющей организации, включен жилой дом по адресу: <адрес> По результатам торгов в отношении указанного дома выбрана управляющая организация ООО «Регион», тогда как способ управления собственниками жилых помещений многоквартирного дома до проведения торгов был выбран и реализован (в виде непосредственного управления). По мнению истцов, торги проведены с грубым нарушением закона, так как открытый конкурс по выбору управляющей организации мог проводиться только в отношении многоквартирных домов, собственниками которых не выбран способ управления, либо избранный способ управления не был реализован.

Учитывая, что после проведения конкурса ООО «Регион» выставляет счета собственникам, истцы считают, что торгами, проведенными с нарушением закона, нарушены их права.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что является собственником ? доли в праве собственности на жилое помещение – квартиру по адресу: <адрес>. Жилой дом представляет из себя трехэтажное строение с 36-ю квартирами, две из которых находятся в муниципальной собственности, остальные в частной собственности. О проведении указанного конкурса по отбору управляющей организации жители МКД не извещались. 17.11.2015 года собственниками на внеочередном собрании выбран способ управления товариществом собственников жилья и принято решение о создании ТСЖ «Мой дом», которое зарегистрировано в качестве юридического лица 26.11.2015 года. Собственники до 17.11.2015 года не избирали иной (кроме непосредственного) способ управления, так как ждали получения лицензии на указанный вид деятельности ООО «ЖКХ ФИО6». На протяжении нескольких лет вплоть до 2015 года жителями выбирался непосредственный способ управления, который был реализован. О выборе управляющей компании ООО «Регион» ему (ФИО1) стало известно после 04.11.2015 года, на собрании жителей с. Талицы, организованном в помещении администрации Талицкого сельского поселения. С 20.12.2015 года ООО «Регион» начало выставлять счета по плате услуг управления. Сам он (ФИО1) выставленные счета до настоящего времени не оплачивал, договора управления с ООО «Регион» не заключал. В феврале 2016 года правообладателями жилых помещений в адрес ООО «Регион» направлено уведомление об избрании способа управления – ТСЖ, однако данное уведомление возвращено отправителю в связи с его неполучением адресатом. ООО «Регион» жители МКД не доверяют, так как считают, что данная управляющая компания, находящаяся за пределами муниципального образования, не заинтересована в предоставлении услуг надлежащего качества.

Представитель истцов ФИО1 и ФИО5ФИО7 в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что жителями <адрес> с 2012 года по 2015 год неоднократно избирался непосредственный способ управления многоквартирным домом, что подтверждается протоколами общих собраний собственников жилых помещений за период с 2012-2015 годов. Несмотря на данный факт в нарушение положений ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, которой предусмотрено проведение конкурса в обязательном порядке для домов, жители которых не определились со способом управления, спорный жилой дом в числе прочих администрацией Талицкого сельского поселения включен в состав лота в конкурс по отбору управляющей организации, что является нарушением действующего законодательства. Указанный конкурс проведен с нарушениями его процедуры, какими явились:

- включение в конкурс жилого дома, собственники которого самостоятельно определились со способом управления и реализовали его;

- Совет Талицкого сельского поселения о проведении конкурса не извещался, запрос о делегировании депутатов для участия в конкурсной комиссии не направлялся.

- члены конкурсной комиссии депутаты Совета Талицкого сельского поселения ФИО8 и ФИО9 участия в работе конкурсной комиссии не принимали, о членстве в комиссии и ее заседаниях не уведомлялись;

- ФИО8, указанный в протоколах заседаний комиссии по организации и проведению конкурса от 02 и 04 ноября 2015 года, как голосовавший за принятие решения, в указанных заседаниях не участвовал.

- ФИО10, указанный в протоколах комиссии по организации и проведению конкурса от 02 и 04 ноября 2015 года, введен в члены комиссии после состоявшихся заседаний.

- решения конкурсной комиссии приняты в отсутствии кворума.

Также считает противоречащими ст. 35,55,19 Конституции РФ положения Федерального закона №255-ФЗ от 21 июля 2014 года в части требований о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для тех многоквартирных домов, количество квартир в которых превышает 16 (30) и собственники которых в срок до 01 апреля 2015 года не избрали иной способ управления, кроме непосредственного. Считает, что положения Закона №255-ФЗ от 21.07.2014 года, которыми внесены изменения в ч. 2 ст. 161 ЖК РФ с последующими ее изменениями, ограничивают гарантированное Конституцией право частной собственности собственников помещений в многоквартирных домах в части владения и пользования принадлежащим им имуществом, навязывая немотивированное ограничение в виде выбора способа управления. При этом указанные ограничения влекут для собственников дополнительные расходы (лишение их собственности), связанные с выбором и реализацией иного способа управления МКД, чем добровольно и сознательно избранное ими непосредственное управление. Считает, что при разрешении данного спора положения Закона №255-ФЗ не подлежат применению, как противоречащие Конституции РФ.

Истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, а также дополнительным доводам изложенным представителем ФИО7

Истец ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, а также дополнительным доводам, изложенным представителем ФИО7 Суду пояснила, что жителей <адрес> о проводимых торгах по выбору управляющей организации не уведомляли, жители узнали о данном факте в ноябре 2015 года на собрании, организованном в администрации Талицкого сельского поселения. Договор управления с ООО «Регион» ей не заключался, оплат по счетам, выставляемым управляющей компанией, до настоящего времени не производилось. Платежи за содержание общего имущества многоквартирного дома и капитальный ремонт ей производятся в адрес ТСЖ «Мой дом».

Истец ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, а также дополнительным доводам, изложенным представителем ФИО7, пояснила, что она является собственником жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес>. Об ООО «Регион» узнала в декабре-январе 2016 года, из вывешенных в с. Талицы на досках объявлений списков домов, перешедших под управление ООО «Регион». Договор управления с ООО «Регион» ей не заключался, оплат по счетам, выставляемым управляющей компанией, до настоящего времени не производилось.

Истец ФИО5, извещавшаяся о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что является собственником квартиры по адресу: <адрес>. После того, как жителям данного дома стало известно о результатах конкурса по выбору управляющей компании, на внеочередном собрании собственников 17.11.2016 года принято решение о выборе способа управления ТСЖ. Извещения о регистрации и создании ТСЖ были поданы в администрацию поселения до 01.12.2015 года. Договор управления с ООО «Регион» ей не заключался, оплат по счетам, выставляемым управляющей компанией, до настоящего времени не производилось. Платежи в счет оплаты за содержание общего имущества ей вносятся в адрес ТСЖ «Мой дом».

Представитель ответчика Администрации Талицкого сельского поселения Южского муниципального района – Глава администрации ФИО10 в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме. Суду пояснил, что в соответствии с ч.2,3 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственный способ управление, управление посредством ТСЖ, управление управляющей организацией. В силу ФЗ №255-ФЗ от 21.07.2014 года, собственники помещений в многоквартирном доме, с количеством квартир более 16-ти (в последующем более 30-ти), в случае непосредственного управления таким домом, в срок до 01.04.2015 года обязаны провести общее собрание собственников помещений и принять решение о выборе иного способа управления. В случае, если указанное решение не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, орган местного самоуправления обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести данный конкурс в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ, в соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса. Требование законодательства собственниками <адрес> исполнено не было, в связи с чем администрацией Талицкого сельского поселения принято решение о включении указанного дома в конкурс по выбору управляющей организации, первоначально объявленный 06.07.2015 года. Информация о конкурсе размещена на сайте администрации Талицкого сельского поселения 07.07.2015 года, в тоже время на подъездах многоквартирных домов размещены информационные сообщения. До момента проведения конкурса, т.е. до 04.11.2015 года, собственниками жилых помещений МКД истцов информация о смене способа управления в администрацию Талицкого сельского поселения не предоставлялась. В течение 10 дней со дня проведения открытого конкурса администрация поселения уведомила всех собственников о результатах конкурса, разместив данную информацию 10.11.2015 года на подъездах многоквартирных домов и на официальном сайте администрации в сети Интернет» - 11.11.2015 года. 12.11.2015 года состоялась встреча собственников с руководителем управляющей компании ООО «Регион» ФИО11

Представитель ответчика Администрации Талицкого сельского поселения Южского муниципального района ФИО12 в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что она контролировала процедуру информирования жителей с. Талицы, чьи дома выставлены на конкурс по выбору управляющей организации. С целью доведения информации до жителей о всех процедурах конкурса и его результатах, расклевала информационные листы на подъездах многоквартирных домов и досках объявлений на территории села. Первый конкурс, проводимый администрацией поселения в июле 2015 года, был признан не состоявшимся, второй конкурс в ноябре 2015 года состоялся. Информация о конкурсе размещалась как в местах массового скопления жителей на территории поселения, так и в средствах массовой информации. Конкурс по выбору управляющей компании, состоялся 04.11.2015 года.

Представитель ответчика ООО «Регион» генеральный директор ФИО11 в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, суду пояснил, что до 02.11.2015 года истцами не принято решение по изменению способа управления многоквартирным домом, в связи с чем данный дом правомерно включен в конкурс по выбору управляющей организации. В соответствии со ст. 161 ЖК РФ в случае если собственники не заключили договор с управляющей компанией в течение 2-х месяцев, данный договор считается заключенным. В настоящее время ООО «Регион» приступило к исполнению договора управления в доме истцов, заключены договоры управления с администрацией Талицкого сельского поселения Южского муниципального района в отношении 2-х муниципальных квартир, договоры с остальными собственниками квартир в указанном <адрес> не заключены. Считает, что процедура организации конкурса по выбору управляющей организации, в части включения многоквартирного дома истцов в состав лота соответствует требованиям ст. 161 ЖК РФ, так как в данном доме более 30 квартир, а собственниками на момент проведения торгов иной, кроме непосредственного, способ управления не выбран. Считает, что нарушения, которые допущены при работе конкурсной комиссии, не влекут нарушение прав истцов и не могут являться основанием для признания результатов конкурса недействительными.

Представитель третьего лица ТСЖ «Мой Дом» - председатель ТСЖ ФИО1 в судебном заседании удовлетворению исковых требований не возражал.

Заслушав истцов, их представителя, представителей ответчиков, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

в силу ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 255-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Согласно ч. 3 ст. 161 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 251-ФЗ) способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (ч. 4 ст. 161 ЖК РФ).

Информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (далее - официальный сайт в сети "Интернет") (часть 4.1 ст. 161 ЖК РФ)

Правительством Российской Федерации 10 сентября 2012 г. принято Постановление N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Согласно п. 1 названного Постановления для размещения информации о проведении открытых конкурсов по отбору юридического лица независимо от организационно-правовой формы, индивидуального предпринимателя для осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом (управляющей организации) определен адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно ч. 5 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 настоящей статьи, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.

(ч. 8 ст. 161 ЖК РФ)

Не допускается заключение договора управления многоквартирным домом по результатам открытого конкурса или в случае, если указанный конкурс признан несостоявшимся, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах указанного конкурса на официальном сайте в сети "Интернет". Данное требование не применяется до определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети "Интернет". (ч. 8.1 ст. 161 ЖК РФ)

Согласно ч. 9 ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

В соответствии с ч. 16 ст. 161 ЖК РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 года № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее по тексту – Правила проведения открытого конкурса).

В пункте 2 Правил проведения открытого конкурса дано понятие конкурса – форма торгов, победителем которых признается участник конкурса, предложивший за указанный организатором конкурса в конкурсной документации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в течение установленного срока выполнить наибольший по стоимости объем работ и услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, на право управления которым проводится конкурс.

Извещение о проведении конкурса размещается организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за 30 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе (п. 37 Правил N 75).

Согласно п. 39 указанных Правил, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.

Как следует из материалов дела, истцы являются собственниками долей в праве собственности на жилые помещения в многоквартирном <адрес>: ФИО1 - собственник ? доли в праве собственности на <адрес>; ФИО13 - собственник ? доли в праве собственности на <адрес>; ФИО3 - собственник ? доли в праве собственности на <адрес>, ФИО4 - собственник <адрес>; ФИО5 - собственник <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

Согласно реестра собственников жилых помещений в указанном многоквартирном доме, что не оспаривалось истцами и ответчиками в судебном заседании, жилой <адрес> является многоквартирным с количеством квартир - 36.

Как следует из протоколов общих собраний собственников данного многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, собственниками избран непосредственный способ управления МКД.

21.09.2015 года в соответствии с требованиями ст. 161 ЖК РФ главой администрации Талицкого сельского поселения вынесено постановление «О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами: все помещения в которых находятся в муниципальной собственности; в которых собственниками помещений не выбран способ управления, или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы, в случаях, установленных ЖК РФ». Указанным постановлением в состав конкурсной комиссии включены: председатель ФИО14, директор специализированной организации ООО «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов»; секретарь комиссии – ФИО15; члены комиссии: ФИО16, ФИО9, ФИО12, ФИО8 Данным постановлением на начальника отдела ЖКХ администрации Талицкого сельского поселения ФИО12 возложена обязанность направить извещение о проведении открытого конкурса в районную газету «Светлый Путь».

Извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирными благоустроенными (частично благоустроенными) домами, находящимися на территории Талицкого сельского поселения Южского муниципального района Ивановской области, а также конкурсная документация с перечнем домов, включенных в лот конкурса, размещены на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru 01.10.2015 года, что подтверждается протоколом осмотра доказательств серии нотариуса Ивановского городского нотариального округа от 21.03.2016 года (приложение №11) Указанные документы содержат, в том числе сведения о месте, порядке и сроках подачи заявок на участие в конкурсе.; дату окончания срока подачи заявок 02.11.2015 года, сведения о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе: <адрес> – 02 ноября 2015 года 09 часов 30 минут. Сведения дате и месте рассмотрения заявок: <адрес> 04 ноября 2015 года.

На момент вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе 02.11.2015 года поступила заявка одного участника ООО «Регион». 04.11.2015 года конкурсной комиссией рассмотрена заявка претендента ООО «Регион» на участие в конкурсе на соответствие ее требованиям, установленным конкурсной документацией. ООО «Регион» признано участником конкурса. Учитывая наличие одного участника конкурса, в соответствии с п. 71 Порядка проведения конкурсов, процедура торгов завершена. ООО «Регион» получило право на заключение договоров управления многоквартирными домами на территории с. Талицы на условиях указанных в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации.

Принимая во внимание, что собственниками жилых помещений многоквартирного <адрес>, количество квартир в котором превышает 30-ть, при непосредственном способе управления МКД, до назначения администрацией Талицкого сельского поселения Южского муниципального района конкурса по выбору управляющей организации (21.09.2015 года) и далее до дня проведения конкурса не реализовано право на выбор иного способа управления (кроме непосредственного), из числа установленных ч.2 ст. 161 ЖК РФ, действия администрации Талицкого сельского поселения по включению указанного дома в состав конкурсной массы (лот 1) конкурса по выбору управляющей организации являются обоснованными и соответствуют действующему законодательству.

При этом, суд считает не обоснованными и опровергающимися представленными доказательствами доводы истцов о том, что администрацией Талицкого сельского поселения не приняты меры для заблаговременного извещения жителей МКД о назначенном конкурсе по выбору управляющей организации.

Как следует из пояснений ФИО12 и представленных суду информационных сообщений, извещения о проведении конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договоров управления многоквартирными домами на территории с. Талицы со списками домов, включенных в конкурсную массу, местом и сроком подачи заявок на участие в конкурсе, датой и временем вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (02.10.2015 года), датой и местом проведения конкурса (05.11.2015 года) размещены на подъездах многоквартирных домов 30.09.2015 года, на досках объявлений на территории с. Талицы 29.09.2015 года, на официальном сайте администрации Талицкого сельского поселения 30.09.2015 года и в Южской районной газете «Светлый путь» №40 (11207) 01 октября 2015 года.

Как следует из распечаток (скриншетов) официального сайта администрации Талицкого сельского поселения, органом местного самоуправления на протяжении 2015 года проводилась работа с собственниками многоквартирных домов по разъяснению положений законодательства о необходимости выбора способа управления в соответствии с требованиями ЖК РФ, о чем свидетельствуют: объявление от 03.07.2015 года о собрании председателей Советов многоквартирных домов 06.07.2015 года с повесткой дня «Заключение договоров на содержание и обслуживание МКД до прихода новой управляющей компании»; объявление от 17.08.2015 года с информацией о том, что ранее назначенный конкурс по выбору управляющей компании признан несостоявшимся и извещение о предстоящем собрании с участием председателей и членов Советов МКД с. Талицы 20.08.2015 года с повесткой дня «Об изменениях в ЖК РФ, проведении собраний по выбору способа управления домом», объявление от 09.04.2015 года с информацией для жителей с. Талицы о том, что МУП «ЖКХ ФИО6» осуществляющее функции управления не получено лицензии на данный вид деятельности.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что администрацией Талицкого сельского поселения во исполнение требований п. 37 Правил организации конкурсов приняты необходимые меры для извещения о проведении конкурса не менее чем за 30 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. При этом истцы своим правом на выбор и реализацию иного способа управления (кроме непосредственного) до проведения конкурса, что явилось бы основанием для исключения МКД из конкурса, не воспользовались. Выбор собственниками МКД способа управления с помощью ТСЖ 17.11.2015 года, т.е. после состоявшихся торгов не является основанием для признания торгов недействительными.

Оценивая доводы представителя истцов ФИО7 о не подлежащих применению при разрешении данного спора положениях пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции изменений, внесенных Федеральным законом №255-ФЗ от 21.07.2014 года, согласно которому непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме допускается только при условии, что количество квартир в нем составляет не более чем тридцать (ранее 16), как противоречащих Конституции РФ, гарантирующей право гражданам иметь имущество в собственности, пользоваться и распоряжаться им, суд приходит к следующему:

как следует из определения Конституционного Суда РФ от 9 июня 2015 г. N 1228-О, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также признание и защиту, включая судебную, указанного права, реализуемую на основе равенства всех перед законом и судом (статья 19, части 1 и 2; статья 35, части 1 и 2; статья 45, часть 1; статья 46, часть 1).

Из названных положений Конституции Российской Федерации, предопределяющих правовое положение участников гражданского оборота, во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 2) и 17 (часть 3) вытекает требование о необходимости соотнесения принадлежащего лицу права собственности с правами и свободами других лиц, которое означает, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, если они не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и законные интересы других лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2005 года N 6-П и от 22 апреля 2011 года N 5-П).

Кроме того, в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1, Конституции Российской Федерации), каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для его осуществления (статья 40, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).

Соответственно, правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда - исходя из конституционных целей социальной политики Российской Федерации, обусловленных признанием высшей ценностью человека, его прав и свобод, которыми определяются смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), - должно осуществляться таким образом, чтобы гарантировать гражданам соблюдение конституционного права граждан на жилище.

По смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 17 (часть 3) и 55 (части 1 и 3), необходимость ограничений федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения жилым помещением предопределяется целями защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц. Это означает, что регламентация права собственности на жилое помещение, как и прав и обязанностей иных лиц, законно владеющих и пользующихся жилым помещением, должна осуществляться на основе баланса интересов всех участников соответствующих правоотношений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 5-П; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2006 года N 455-О).

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, право собственности на жилое помещение не может рассматриваться как исключительно экономическое право, поскольку выполняет социально значимую функцию и обеспечивает гражданину реализацию ряда основных прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Конституционные положения, предоставляя государству достаточно широкую свободу усмотрения в области экономической политики и одновременно исходя из того, что в силу фундаментальных принципов верховенства права и юридического равенства вмешательство государства в отношения собственности допустимо, только если оно не является произвольным и не нарушает равновесие между требованиями интересов общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности, предполагают разумную соразмерность используемых средств и преследуемой цели, с тем чтобы обеспечивался баланс конституционно защищаемых ценностей, а лицо не подвергалось чрезмерному обременению (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2012 года N 11-П и от 4 июня 2015 года N 13-П).

Федеральный законодатель, закрепляя право граждан иметь в собственности жилые (нежилые) помещения в многоквартирном доме и устанавливая правила управления таким комплексным объектом гражданских прав, вправе определять виды и способы такого управления, условия и порядок его осуществления, меры реагирования органов местного самоуправления на случай, если собственниками не выбран способ управления многоквартирным домом.

Соответственно, принимая во внимание уровень экономического и социального развития общества, законодатель определяет конкретные способы управления многоквартирным домом исходя из его размеров, количества квартир, числа собственников и других значимых факторов в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, а также обеспечения баланса между правами и законными интересами собственников помещений многоквартирного дома на владение, пользование и распоряжение имуществом и правами и законными интересами третьих лиц.

Так, статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1); собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом (часть 2); способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения; решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3); орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано; открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (часть 4).

Часть 2 данной статьи предусматривает три способа управления многоквартирным домом. Два из них - управление товариществом собственников жилья (жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом) и управление управляющей организацией - предполагают возможность их применения для всех многоквартирных домов, в то время как третий способ - управление непосредственно собственниками помещений - допускается только для такого многоквартирного дома, количество квартир в котором не более шестнадцати.

Правовой режим управления имуществом Конституция Российской Федерации непосредственно не определяет. Федеральный законодатель призван урегулировать вопросы управления таким сложным имущественным комплексом, как многоквартирный дом, таким образом, чтобы способ управления не вступал в противоречие с основным содержанием права собственности граждан, обеспечивая при этом возможность управления, гарантирующего благоприятные и безопасные условия проживания граждан.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение закрепленного в статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед законом (Постановление от 16 июня 2006 года N 7-П; Определение от 4 октября 2012 года N 1768-О и др.).

Дифференциация способов управления многоквартирным домом в зависимости от количества квартир в нем не может быть признана неразумной и несоразмерной, поскольку не является произвольной, а обусловлена организационными и техническими особенностями управления различными объектами, требующими, в частности, соответствующего уровня профессионализма. Определив в Жилищном кодексе Российской Федерации критерий для выбора такого способа управления многоквартирным домом, как непосредственное управление собственниками помещений, федеральный законодатель исходил из числа квартир в нем, гарантированно обеспечивающего надлежащее и качественное управление с учетом прав и интересов всех без исключения собственников многоквартирного дома. При таком регулировании учитывается и тот факт, что при большем количестве квартир (а потому, как правило, и участников общей собственности) значительно осложняется принятие решений, что снижает в итоге эффективность управления домом.

Установленное ограничение не означает лишение собственников помещений права на участие в деятельности по управлению домом. Из положений раздела VIII "Управление многоквартирными домами" в их взаимосвязи с положениями главы 6 "Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников" Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что при других способах управления многоквартирным домом собственники помещений имеют большую часть тех же прав, что и при непосредственном управлении, в том числе право участвовать в общих собраниях собственников помещений, участвовать в выработке их решений, коллективными решениями изменять способ управления многоквартирным домом, представлять и защищать свои права, законные интересы других собственников в органах государственной власти, органах местного самоуправления.

Следовательно, учитывая, что данное правовое регулирование не препятствует реализации гражданами Российской Федерации на равных условиях конституционного права собственности, притом, что данное право обеспечивается конституционными гарантиями его защиты, оно не может рассматриваться как направленное на ограничение прав граждан и не обусловленное конституционно значимыми целями.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, допускающий возможность выбрать в качестве одного из способов управления многоквартирным домом непосредственное управление собственниками помещений только при условии, что количество квартир в нем составляет не более чем шестнадцать, как направленный на достижение целей благоприятного и безопасного проживания в многоквартирном доме и надлежащего содержания общего имущества, не может рассматриваться как нарушающий конституционные права граждан (Определения Конституционного Суда РФ от 9 июня 2015 г. N 1228-О)

Учитывая изложенное, доводы представителя ответчиков ФИО7 о не подлежащих применению при разрешении данного спора положениях пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции изменений внесенных Федеральным законом №255-ФЗ от 21.07.2014 года, как противоречащих Конституции РФ являются не обоснованными и связаны с неправильным толкованием норм права.

Оценивая доводы истцов о нарушениях процедуры проведения конкурса по выбору управляющей организации в части принятия решений конкурсной комиссии, оформленных протоколом - вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами от 02.11.2015 года и протоколом конкурсной комиссии - рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными благоустроенными (частично благоустроенными) домами, находящимися на территории Талицкого сельского поселения Южского муниципального района Ивановской области, при отсутствии кворума, суд приходит к следующему:

как следует из Правил проведения открытого конкурса (п.22 ) в состав конкурсной комиссии должно входить не менее 5 человек, в том числе должностные лица органа местного самоуправления, являющегося организатором конкурса. За 20 дней до размещения извещения о проведении конкурса организатор конкурса направляет в представительный орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования запрос о делегировании депутатов в состав конкурсной комиссии. Указанный орган местного самоуправления вправе делегировать 2 депутатов для включения в состав конкурсной комиссии. В случае если в течение 15 дней после получения такого запроса представительный орган местного самоуправления делегировал депутатов в состав конкурсной комиссии, организатор конкурса включает указанных лиц в состав конкурсной комиссии.

Организатор конкурса не позднее чем за 5 рабочих дней до размещения извещения о проведении конкурса принимает решение о создании конкурсной комиссии, определяет ее состав и порядок работы, назначает председателя комиссии. Организатор конкурса может создать одну или несколько постоянно действующих комиссий, при этом срок полномочий комиссии не может превышать 2 года (п.21 правил).

Конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе и проводит конкурс (п.24 Правил).

Члены конкурсной комиссии должны своевременно и должным образом уведомляться организатором конкурса о месте, дате и времени проведения заседания комиссии (п. 26 правил).

Конкурсная комиссия правомочна, если на заседании присутствуют более 50 процентов общего числа ее членов. Каждый член конкурсной комиссии имеет 1 голос (п.27 Правил).

Решения конкурсной комиссии принимаются простым большинством голосов членов конкурсной комиссии, принявших участие в ее заседании. При равенстве голосов решение принимается председателем конкурсной комиссии (п.28 Правил).

Решения конкурсной комиссии в день их принятия оформляются протоколами, которые подписывают члены конкурсной комиссии, принявшие участие в заседании. Не допускаются заполнение протоколов карандашом и внесение в них исправлений (п. 29 Правил).

Для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе по форме, предусмотренной приложением N 4 к настоящим Правилам. Срок подачи заявок должен составлять не менее 25 дней. Прием заявок на участие в конкурсе прекращается непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (п.52 Правил)

Представление заявки на участие в конкурсе является согласием претендента выполнять обязательные работы и услуги за плату за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса, а также предоставлять коммунальные услуги.

В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, она рассматривается в порядке, установленном разделом VII настоящих Правил (п.58 Правил).

Наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для индивидуального предпринимателя) каждого претендента, конверт с заявкой на участие в конкурсе которого вскрывается, сведения и информация о наличии документов, предусмотренных конкурсной документацией, объявляются при вскрытии конвертов и заносятся в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (п.63 Правил)

Протокол вскрытия конвертов ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия всех конвертов (п. 65 Правил).

Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать 7 рабочих дней с даты начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (п. 69 Правил)

На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия принимает решение о признании претендента участником конкурса или об отказе в допуске претендента к участию в конкурсе по основаниям, предусмотренным пунктом 18 настоящих Правил. Конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе по форме согласно приложению N 7, который подписывается присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

В случае если только один претендент признан участником конкурса, организатор конкурса в течение 3 рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе передает этому претенденту проект договора управления многоквартирным домом, входящий в состав конкурсной документации. При этом договор управления многоквартирным домом заключается на условиях выполнения обязательных работ и услуг, указанных в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации, за плату за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса. Такой участник конкурса не вправе отказаться от заключения договора управления многоквартирным домом (п. 71 Правил).

Протоколы, составленные в ходе проведения конкурса, заявки на участие в конкурсе, конкурсная документация, изменения, внесенные в конкурсную документацию, и разъяснения конкурсной документации хранятся организатором конкурса в течение 3 лет (п. 88 Правил).

Согласно постановления администрации Талицкого сельского поселения №126 от 21.09.2015 года, органом местного самоуправления объявлено о проведении открытого конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирными домами. Также данным постановлением утвержден состав конкурсной комиссии. Постановлением Главы администрации Талицкого сельского поселения №131-а от 23.09.2015 года внесены изменения в п. 2 Постановления №126 от 21.09.2015 года о проведении открытого конкурса по выбору управляющей организации: постановлено включить в состав членов конкурсной комиссии главу администрации Талицкого сельского поселения ФИО10

Извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирными благоустроенными (частично благоустроенными) домами, находящимися на территории Талицкого сельского поселения Южского муниципального района Ивановской области, а также конкурсная документация размещены на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru 01.10.2015 года.

Как следует из протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе по отбору управляющей организации, представленного администрацией Талицкого сельского поселения, процедура вскрытия заявок на участие в конкурсе проведена 02 ноября 2015 года, членами конкурсной комиссии: ФИО14, ФИО16, ФИО15, что подтверждается их подписями в протоколе. На момент вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе поступила заявка одного участника ООО «Регион», которая содержит документы, предусмотренные п.п. 52-53 Правил проведения конкурса.

Согласно протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными благоустроенными (частично благоустроенными) домами, находящимися на территории Талицкого сельского поселения Южского муниципального района Ивановской области, конкурсной комиссией в составе: ФИО14, ФИО16, ФИО15 рассмотрена заявка претендента ООО «Регион» на участие в конкурсе на соответствие ее требованиям, установленным конкурсной документацией. ООО «Регион» признано участником конкурса.

Как следует из показаний свидетелей ФИО8, ФИО17, ФИО9, являющихся депутатами Талицкого сельского поселения, запрос на делегирование депутатов Талицкого сельского поселении для включения депутатов в состав конкурсной комиссии по проведению торгов администрацией Талицкого сельского поселения не направлялся. Депутаты ФИО8 и ФИО9, включенные в состав конкурсной комиссии, о проведении конкурса не информировались, участия в конкурсе не принимали.

Надлежащих доказательств, своевременного извещения членов конкурсной комиссии ФИО8 и ФИО9 о месте дате и времени проведения заседаний комиссии ответчиком - Администрацией Талицкого сельского поселения суду не представлено.

Доводы представителя администрации Талицкого сельского поселения о том, что конкурсная комиссия оспариваемого конкурса создана 11.02.2014 года постановлением главы администрации поселения №11, при этом администрацией поселения направлялся запрос в Совет поселения о делегировании депутатов в число участников комиссии; созданная комиссия является постоянно действующей и срок ее полномочий не истек, являются необоснованными. Как следует из постановления главы администрации Талицкого сельского поселения №11 от 11.02.2014 года, о проведении предыдущего открытого конкурса по отбору управляющей компании, данным постановлением объявлено о проведении конкурса, постановлено создать конкурсную комиссию, определен ее состав. При этом указанное постановление не содержит сведений о создании конкурсной комиссии на постоянной основе. Других доказательств о создании конкурсной комиссии на постоянной основе суду не представлено. Постановлением главы администрации Талицкого сельского поселения №126 от 21.09.2015 года вынесено новое постановление о проведении открытого конкурса, в котором также указано о создании конкурсной комиссии, члены которой определены данным постановлением.

Поскольку конкурсная комиссия создана постановлением Администрации Талицкого сельского поселения от 21.09.2015 года без запроса о делегировании депутатов Совета поселения для включения в ее состав, участники комиссии ФИО8 и ФИО9 о проведении конкурса не извещены (что не отрицалось представителем ответчика ФИО10), суд соглашается с истцами в том, что п. 22,26 Правил проведения конкурсов были нарушены.

Постановлением главы администрации Талицкого сельского поселения от 23.09.2015 года №131-а внесены изменения в постановление №126 от 21.09.2015 года «О проведении открытого конкурса…», в состав конкурсной комиссии включен глава администрации поселения ФИО10. Сведения о дате и номере постановления от 23.09.2015 года, внесенные в его копию, представленную суду «от руки», не могут свидетельствовать о подложности данного документа. То обстоятельство, что указанный документ не размещался администрацией поселения на официальном сайте поселения и официальном сайте торгов в сети Интернет, также не свидетельствуют об обратном.

Как следует из акта об обнаружении технической ошибки от 20.02.2016 года специализированной организации, выступающей при проведении конкурса ЗАО «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов», в ходе формирования электронной версии протоколов заседания конкурсной комиссии от 02 и 04 ноября 2015 года, обнаружены технические ошибки, а именно: в указанных протоколах не проставлено слово «отсутствует» при указании фамилии члена комиссии ФИО8, а также не указан член комиссии ФИО10

Кроме того, суд учитывает, что ФИО10 участия в работе конкурсной комиссии не принимал. Каких либо значимых юридических последствий постановление от 23.09.2015 года не повлекло.

Оценивая доводы истцов, о том, что согласно конкурсной документации ФИО8, принял участие в конкурсной комиссии в числе голосующих, что не соответствует действительности, суд приходит к следующему:

копии электронных версий протоколов от 02 и 04 ноября 2015 года до исправления технической ошибки не свидетельствуют о том, что ФИО8 удостоверил данные протоколы своей подписью, аналогичные сведения содержатся в протоколах представленных суду в их подлиннике, а также протоколах размещенных на официальном сайте торгов после устранения технической ошибки.

Внесение исправлений, описанных в акте об обнаружении технической ошибки от 20.02.2016 года, в протоколы заседания конкурсной комиссии свидетельствует о нарушении п. 29 Правил проведения конкурсов.

Как следует из представленных суду протоколов заседания конкурсной комиссии от 02 и 04 ноября 2015 года данная комиссия осуществляла свою деятельность в составе 3 членов: ФИО18, ФИО16, ФИО15, сведения об участии указанных членов комиссии в ее работе содержатся в электронных версиях протоколов, (до исправления технической ошибки), размещенных на официальном сайте торгов в сети Интернет соответственно 03.11.2015 года и 05.11.2015 года. Данный факт сторонами не оспаривался.

Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что в заседании конкурсной комиссии по проведению процедуры конкурса по выбору управляющей организации 02.11.2015 года приняло участие 3 члена комиссии: ФИО18, ФИО16, ФИО15, которыми произведено вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе по отбору управляющей организации, при этом на момент вскрытия конвертов с заявками поступила заявка одного претендента ООО «Регион». Как следует из протокола от 02.11.2015 года заявка содержит документы, предусмотренные п. 52,53 Правил проведения конкурсов, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.

04.11.2015 года конкурсной комиссией в составе: ФИО18, ФИО16, ФИО15, в соответствии с п. 70 Правил проведения конкурсов рассмотрена заявка претендента на участие в конкурсе ООО «Регион» на соответствие ее требованиям, установленным конкурсной документацией, претендент признан участником конкурса.

Таким образом, заседания конкурсной комиссии 02 и 04 ноября 2015 года проведены комиссией в составе 3-х ее членов из 7-ми, т.е. менее 50% из общего числа участников комиссии.

Как следует из п. 87 Правил проведения торгов, участник конкурса вправе обжаловать результаты конкурса в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Правил проведения конкурсов нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной настоящими Правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.

В соответствии со статьей 449 ГК РФ торги могут быть признаны недействительными в случае, если:

кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;

на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;

продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;

были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;

были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.

В п. 44 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Сада РФ и Пленума Верховного суда РФ от 29.04.2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», разъяснено, что сопоры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.

Согласно ст. 166 ГК РФ требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.

Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

Следовательно, как сами торги, так и сделка, относятся к оспоримым юридическим действиям. Последнее означает, что помимо установления факта несоответствия торгов закону или иным нормативным актам, должно быть установлено нарушение прав заинтересованных лиц.

Таким образом, в соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Реализация этого права заинтересованным лицом возможна в том случае, если оспариваемой сделкой нарушены его права или охраняемые законом интересы и целью предъявленного иска является восстановление этих прав и интересов.

Торги могут быть признаны недействительными в случае, когда допущены такие нарушения, которые могли повлиять на определение результатов торгов.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Нарушения порядка проведения конкурса не могут являться основаниями для признания его недействительным по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной по итогам конкурса сделки.

Под заинтересованным лицом следует понимать субъекта, имеющего юридически значимый интерес в деле. Такая заинтересованность может признаваться за лицами, чьи права и законные интересы нарушены оспариваемыми действиями и могут быть восстановлены в результате признания оспариваемых торгов незаконными.

С учетом требований п. 58 Правил проведения конкурса, на основании п. 71 Правил, из которого следует, что если только один претендент признан участником конкурса, организатор конкурса в течение 3-х рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе передает этому претенденту проект договора управления многоквартирным домом, входящий в состав конкурсной документации, при этом договор управления многоквартирным домом заключается на условиях, указанных в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации, конкурс по выбору управляющей организации не проводится.

Как, следует из пояснений представителей ответчика Администрации Талицкого сельского поселения и ООО «Регион» по результатам конкурса проект договора управления многоквартирными домами был подписан и предоставлен ООО «Регион» организатору конкурса. В последствии администрацией Талицкого сельского поселения с ООО «Регион» заключены договоры управления в отношении всех муниципальных квартир.

Открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами проводятся в силу прямого указания закона (статьи 163 ЖК РФ) и в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользователей.

Учитывая изложенное, истцами не представлено в судебном заседании доказательств в подтверждение их нарушенного права результатами указанного конкурса, а также в подтверждение того, каким образом признание конкурса недействительным будет способствовать восстановлению их прав и свобод. В связи с наличием единственного претендента, допущенного к участию в конкурсе, процедура конкурса завершена до его проведения. При этом, условия договора управления многоквартирными домами, включенными в конкурс, определены в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации, за плату за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса и в установленные сроки заблаговременно представлены на общедоступном официальном сайте торгов. ООО «Регион» не вправе отказаться от заключения договора управления многоквартирным домом.

Существенных нарушений при проведении процедуры конкурса, способных повлиять на его результаты, судом не установлено.

Истцы надлежащим образом извещенные о дате проведения конкурса, решения об изменении способа управления многоквартирным домом до окончания указанной процедуры не приняли, организаторами конкурса не являлись, заявок на участие в конкурсе не подавали, участниками конкурса не признавались.

Как следует из положений ст. 162 ЖК РФ договор управления МКД является возмездным.

Доводы истцов о том, что в настоящее время ООО «Регион» им выставляются счета по оплате за жилое помещение, не свидетельствует о нарушении их прав процедурой конкурса и не являются основанием для признания конкурса по выбору управляющей организации недействительным.

Учитывая данные обстоятельства, исковые требования о признании результатов конкурса по выбору управляющей организации и применении последствий недействительности торгов, в отношении многоквартирного дома истцов удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к администрации Талицкого сельского поселения Южского муниципального района Ивановской области и обществу с ограниченной ответственностью «Регион» о признании недействительными торгов – открытого конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирными благоустроенными (частично благоустроенными) домами на территории Талицкого сельского поселения Южского муниципального района Ивановской области в части отбора управляющей организации ООО «Регион» для заключения договора управления многоквартирным домом по адресу: <адрес> и применении последствий недействительности торгов - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Южский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись Пятых Л.В.

Решение в окончательной форме вынесено 18 апреля 2016 года