Дело 2-138/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Судья Смирныховского районного суда Сахалинской области Кабалоева М.В.,
при секретаре Карабанове А.А.,
с участием представителей РОО «Экологическая вахта Сахалина» ФИО1, ФИО2,
третьего лица Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО3,
представителей ответчика Артели старателей «Восток-2» ФИО4, ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области к Артели старателей «Восток-2» о возложении обязанности привести участок русла ручья ФИО6 притока реки Лангери в естественное состояние, путем рекультивации и восстановления нарушенного состояния окружающей среды,
у с т а н о в и л:
29.01.2016 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области (далее Росприроднадзор) обратилось в суд с исковым заявлением к Артели старателей «Восток-2» (далее Артель) о возложении обязанности привести участок русла ручья ФИО6 притока реки Лангери в естественное состояние, путем рекультивации и восстановления нарушенного состояния окружающей среды, в обосновании своих требований указав, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается выполнением требований природоохранного законодательства.
Была проведена проверка Артели по факту обращения региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» и причинения вреда окружающей среде в результате изменения границ естественного русла ручья ФИО6, притока реки Лангери Смирныховского района Сахалинской области.
Артель является производственным кооперативом (артель старателей) и имеет действующие лицензии на добычу россыпного золота и одну разведочную лицензию: ЮСХ 00012 БЭ-лицензия на добычу россыпного золота гидороэлеваторными установками в долине р. Лангери, лицензия зарегистрирована в ТГФ 15.01.1993. Согласно последнего дополнения от 13.11.2013 срок действия лицензии продлен до 01.01.2017; ЮСХ 01440 БР-лицензия на геологическое изучение, разведку и добычу россыпного золота на участке недр Россыпь р. Вальза, лицензия зарегистрирована 13.01.2014, срок действия лицензии до 01.01.2039; ЮСХ 01441 БЭ-лицензия на разведку и добычу россыпного золота на участке недр Россыпь р. Мулейка, лицензия зарегистрирована 13.01.2014, срок действия лицензии до 01.01.2034.
16.01.2015 Артели была выдана лицензия ЮСХ 01517 БП на право проведения поисковых и разведочных работ на участке недр Лангери-Дербыша, срок действия лицензии до 01.01.2020.
Осуществляя деятельность по добыче россыпного золота на участке ручья ФИО6, притока реки Лангери в рамках горно-подготовительных работ и обустройства гидротехнических сооружений, в соответствии с Техпроектом на разработку месторождения россыпного золота, провела работы по строительству гидротехнического сооружения-руслоотводной канавы (нового искусственного русла) для отведения воды из естественного русла реки (п.7.1. Проекта), что повлекло изменение русла водного объекта. На осушенном участка русла и поймы водного объекта осуществляет добычу золота.
При этом добываемое Артелью полезное ископаемое (месторождение россыпного золота) находится в недрах, в том числе под дном водного объекта ручья ФИО6, а согласно Техпроекта и Техдокументации, для его добычи недропользователю Артели необходимо провести горно-подготовительные работы, в ходе которых осушить участок, по которому протекает водный объект ручья ФИО6, путем переноса ее русла,-в связи с чем ответчику для добычи золота необходимо использовать водный объект ручья ФИО6 в целях разведки и добычи полезных ископаемых.
Однако решение о предоставлении водного объекта в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, равно как и для строительства гидротехнических сооружений (руслоотводной канавы), и других работ (учитывая, что строительство связано с изменением дна и берегов водного объекта), Артель, в установленном порядке не получало.
При этом, как следует из технической документации проекта, возведенная ответчиком отводная канава (фактически новое русло ручья ФИО6) по окончании деятельности Артели по добыче золота останется неизменной, возвращение водотока в координаты первоначального (естественного, природного) русла не планируется, и проектом рекультивационных работ не предусмотрено.
Поверхностные воды нового русла ручья ФИО6 перемещены ответчиком на участок земли лесного фонда, переданного ответчику в аренду для разработки месторождения золота Распоряжением Минлесхоза Сахалинской области от 06.02.2014 №-р и договора аренды лесного участка № от 6.12.2014, что повлекло изменение правового режима и целевого назначения участка лесного фонда, теперь занятого водой.
Изменения берегов и русла водного объекта ручья ФИО6 притока р. Лангери зафиксированы космическими снимками и картами-схемами за май 2012 и август 2014.
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, т.е. общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных нужд. Юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного Кодекса.
За отсутствие Разрешения на сброс в окружающую среду, а именно сброс загрязняющих веществ в р. Лангери Росприроднадзором в отношении в отношении юридического и должностного лиц Артели было возбуждено административное производство по ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ и лица привлечены к административной ответственности в январе 2015 (в соответствии со ст.4.6. КоАП РФ срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию составляет 1 год со дня окончания исполнения данного постановления).
23.04.2015 суд (дело 2-124/2015) обязал Артель устранить нарушение прав граждан и законодательства Российской Федерации путем осуществления мероприятий по технической и биологической рекультивации и восстановлению нарушенного состояния окружающей среды на участке недр «Россыпь» Восточно-Сахалинского месторождения золота» в Смирныховском районе Сахалинской области, за счет собственных средств, в соответствии с проектом восстановительных и рекультивационных работ.
Юридически и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде может возмещаться как в натуральной, та и в денежной форме.
Восстановление окружающей среды объективно возможно и Артель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
18.03.2016 истец уточнил исковые требования, просит возложить обязанность на Артель старателей «Восток-2» осуществить мероприятия по восстановлению ручья ФИО6 в прежнем русле по состоянию на 15 мая 2012 года и провести техническую и биологическую рекультивацию, восстановление нарушенного состояния окружающей среды на участке водоохранной зоны ручья ФИО6 и прилегающей территории в квартале 436 выделах 10,12 в Смирныховском районе за счет собственных средств в соответствии с согласованным проектом восстановительных и рекультивационных работ в срок до 31 августа 2017 года.
Истец Росприроднадзор, Сахалинская межрайонная природоохранная прокуратура, Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области о времени и месте судебного заседания извещены не явились; истец просил дело рассмотреть в его отсутствии, другие вышеприведенные лица причину неявки суду не сообщили.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в судебном заседании и, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствии указанных лиц.
09.03.2016 в судебном заседании представитель истца ФИО7, действующий на основании доверенности, исковое заявление поддержал по основаниям, изложенным в нем, просил удовлетворить, суду пояснил, что приток реки Лангери ручей ФИО6 в период времени с 2012 - 2014 годы изменил свое русло, внеплановые проверки проводились по требованию Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратуры, это были целевые проверки, они проводились по конкретным вопросам. В ходе последней проверки, основной вопрос был – загрязнение водного объекта, для этого привлекались соответствующие специалисты, брали пробы из водного объекта, в том числе и ручья ФИО6. Превышения загрязнения водного объекта не нашли. Вопрос о снимках в акте внеплановой проверки не стоял. На данном участке месторождения никто не работает, кроме артели старателей «Восток-2», также за указанный период никто не мог вмешаться и изменить течение ручья. Разрешительных документов по изменению берегов и дна водного объекта ручья ФИО6 артель старателей «Восток-2» им не представило, что является нарушением. Не было разрешительных документов по изменению берегов и дна водного объекта реки Лангери. Считает, что доказаны действия направленные на изменение русла ручья ФИО6.
В 2012 году Артель согласно проектной документации сделала руслоотводной канал на горную канаву для того, чтобы отвести водный объект р. Лангери от месторождений, где они добывают золото и отвели р. Лангери по- этому руслоотводному каналу. Ручей ФИО6 – приток реки Лангери, он не фигурирует не в одной документации. При изучении снимков увидели, что раньше ручей ФИО6 проходил по разрабатываемым месторождениям низовья реки Лангери и вдруг он резко поменял свое течение, распрямился и пошел напрямую. Кроме артели старателей «Восток-2» там никто ничего не делал. Без всяких разрешительных документов, изменяется течение ручья ФИО6. Были сделаны запросы в Министерство природных ресурсов Сахалинской области, они сказали, что таких документов они не выдавали.
Представитель ответчика Артели ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал представленный в суд письменное возражение, из которого следует, что Артель ведет разведку и добычу россыпного золота на территории Смирныховского района Сахалинской области на основании лицензии на право пользования недрами № (приложение 1) и горноотводных актов №№ от 31.01.2014 (приложение 2,3).
На россыпные месторождения «Низовье р. Лангери», «р.Лангери» и «Лангери-долинная» предприятием были составлены и согласованы следующие документы: Техническая документация «Разработка месторождения россыпного золота в долине р. Лангери гидромеханизированным способом в 2013-2016 годах, не требующая возведения объектов капитального строительства (приложение 4). Документация согласована территориальной комиссией по разработке месторождений твердых полезных ископаемых, Протокол ТКР-ТПИ Сахалиннедра № стп от 28.08.2013 (приложение 5) и является дополнением к Техническому проекту на разработку месторождения россыпного золота Низовье р. Лангери гидромеханизированным способом в 2006-2009» (приложение 6).
Перечень согласований Технического проекта на разработку месторождения россыпного золота Низовье р. Лангери (приложение 7): письмо Управления Россельхознадзора по Сахалинской области № от 13.01.2006 о согласовании «Технического проекта…» и Расчета ущерба к «техническому проекту...»; письмо Управления Роприроднадзора по Сахалинской области № от 27.09.2006 «О согласовании материалов проекта»; приказ Управления Роприроднадзора по Сахалинской области № от 22.12.2006 «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы»; письмо Управления Ростехнадзора по Сахалинской области от 27.01.2006 об утверждении экспертизы промышленной безопасности; письмо Сахалиннедра № от 31.01.2006 «О согласовании технического проекта на обработку участка недр»; Техническая документация «Разработка месторождения россыпного золота в долине р. Лангери гидромеханизированным способом в 2015-2016 годах, не требующая возведения объектов капитального строительства (приложение 8). Документация согласована ТКР по Сахалинской области, протокол согласования № тп от 19.06.2015 (приложение 9) Сахалино-Курильским территориальным управлением, исх. № от 06.10.2015 (приложение 10).
Решением суда по делу №2-124/2015 от 23.04.2015 предприятие обязано: прекратить деятельность по добыче россыпного золота на участке недр «россыпь р. Лангери» (прирезка «Низовье <адрес>»), осуществляемую с нарушением требований в области охраны окружающей среды; осуществить мероприятия по технической и биологической рекультивации и восстановлению нарушенного состояния окружающей среды на участке недр «россыпь р. Лангери (прирезка Низовье р. Лангери)», в соответствии с проектом восстановительных и рекультивационных работ, в срок до 31 октября 2016 года. Работы по добыче россыпного золота на месторождении «Низовье р. Лангери» завершены предприятием 27.07.2015. Суд вынес решение в отношении прирезки к лицензии № «Низовье р. Лангери», что подтверждается всеми документами, другие участки недр, указанные в лицензии № в решении суда не фигурировали; в связи с чем неясна ссылка истца на вышеуказанное судебное решение, а также на наказание артели за отсутствие разрешения на сброс сточных вод в р. Лангери в январе 2015, и взаимосвязь данных документов с предположительной работой по изменению местоположения ручья ФИО6 Смирныховского района Сахалинской области.
На россыпи ручья ФИО6 Артель в 2012-2015 работы не вела.
Доводы истца о том, что «добываемое артелью полезное ископаемое (месторождение россыпного золота) находится в недрах, в том числе под дном водного объекта ручья ФИО6, а согласно Техпроекта и Техдокументации, для его добычи недропользователю необходимо провести горно-подготовительные работы, в ходе которых осушить участок, по которому протекает водный объект» со ссылкой на Техническую документацию «Разработка месторождения россыпного золота…в 2013-2016» и «Технический проект на разработку месторождения… в 2006-2009», ответчик считает не состоятельным, поскольку ни в одном из указанных проектов не идет речь о ведении работ на россыпи ручья ФИО6.
Также в данных проектах отсутствует какая-либо информация о необходимости прохождения руслоотводной канавы для переброски части русла ручья ФИО6. Проектами предусмотрено строительство руслоотводной канавы только на р. Лангери, другие водные объекты руслоотводной канавой не затрагиваются.
Также истцом указывается, что основанием для предъявления настоящего иска являются результаты проверки, проведенной Управлением в отношении артели.
Управлением Росприроднадзора действительно была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Артели, результат которой оформлен в Акт проверки № от 04.12.2015 (приложение 11). Других проверок в отношении Артели Роприроднадзор в период с 25.11.2015 по январь 2016 не проводилось.
На странице 4 Акта проверки от 04.12.2015 в разделе «Геологический надзор» указано, что «фактическое состояние работ соответствует проектной документации…, работы осуществлялись в пределах горных отводов…, нарушений законодательства в части геологического надзора и охране недр не выявлено».
Роспироднадзору в ходе проверки были предоставлены Техническая документация «Разработка месторождения… на 2013-2016», Техническая документация «Разработка месторождения… на 2015-2016», «Технический проект на обработку… в 2006-2009», которые составлены на обработку россыпи «р. Лангери», прирезку «Низовье р. Лангери», россыпь «Лангери-долинная».
Поскольку результатом проверки выявлено, что фактическое состояние работ соответствует проектной документации, соответственно выездной проверкой (включающей натурный осмотр территории на местности) подтверждены работы артели только на вышеуказанных участках недр.
Работы Артели на россыпи ручья ФИО6 в акте не отмечено, что соответствует действительности, так как данные работы не предусмотрены ни одной технической документацией предприятия и деятельность по добыче россыпного золота на россыпи р. ФИО6 не велась.
На странице 4 Акта, в разделе «Земельный надзор» отмечено, что Артель русло реки Лангери отвела в 2013 в соответствии с технической документацией в руслоотводный канал. В акте нет ссылок на строительство артелью руслоотводной канавы для ручья ФИО6, а также информации об отведении ручья ФИО6.
На странице 5 Акта указано, что «нарушений земельного законодательства не выявлено».
На станице 5 Акта в разделе «Водный надзор» указано, что «в ходе натурного обследования территории осмотрены участки «низовье р. Лангери», «долина р. Лангери» по основной лицензии ЮСХ 00012БЭ, участок ручья ФИО6 и место впадения его в реку Лангери. При проведении водного надзора нарушений не выявлено».
В ходе натурного обследования ручей ФИО6 специалистами Росприроднадзора был изучен, изменение его местоположения либо границ, равно как и работы артели на предположительно «осушенном участке русла» не было выявлено, что отмечено в акте проверки.
Считают, что ссылка истца на материалы проверки, проведенной в период с 25 ноября по 04 декабря 2015 несостоятельной, поскольку, по результатам проверки не выявлено изменений границ и местоположения ручья ФИО6, а также ведения артелью добычных работ на предположительно осушенной части русла.
Артель также оспаривает, что на снимке 2012 обозначено естественное русло ручья ФИО6, а на снимке 2014-искусственное русло (руслоотводный канал).
Местоположение русла р. ФИО6 в 2000 представлено на Плане блокировки россыпи р. Лангери к отчету о результатах поисково-разведочных работ на россыпное золото по ручья ФИО6 и р. Лангери (приложение 12). План составлен с использованием данных мензульной съемки 1978 года, выполненной предприятием № и отражает реальное положение водного объекта на момент проведения съемки.
Опираясь на План 2000 года можно однозначно сказать, что местоположение ручья ФИО6, отмеченное на спутниковом снимке 2014, является естественным руслом, соответствующим плану мензульной съемки 1978 года.
Истцом не доказан факт строительства Артелью руслоотводной канавы для перепуска ручья ФИО6, также, как и отсутствуют данные о перепуске ручья Артелью.
ФИО4 дополнил, считает, что на момент съемки 2012 ручей ФИО6 протекает в руслоотводном канале, построенном 2000 году, то есть на землях лесного фонда. На снимке 2014 года ручей ФИО6 протекает в своем естественном русле, то есть на землях водного фонда.
В случаях удовлетворения требований истца, ручей ФИО6 должен быть перемещен из земель водного фонда на земли лесного фонда, что не допускается без получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и перевода земель из одной категории в другую. Ручей ФИО6 отрабатывался Артелью в 1999-2001 на основании согласованного «Технического проекта на разработку россыпного месторождения золота ручья ФИО6 гидромеханизированным способом в 1999-2001», в состав которого входил проект рекультивации нарушенных земель. По окончанию работ в 2001 рекультитвация была выполнена в полном объеме, земли сданы арендодателю. После 2001 никакие работы на ручье ФИО6 не велись.
По ручью ФИО6 никаких работ не планировали проводить, поэтому никаких разрешительных документов они не стремились получать. Ручей ФИО6 изменил русло осенью 2013 года из-за паводка, они только подправили дамбу, чтобы они не нависали, вверху сделали «мост». Это все рекультивированные земли, проекта 1999-2001 года. Ручей ФИО6 вернулся в свое русло естественным образом. Они сейчас ведут работы внизу, по окончании этих работ будет проведена еще одна рекультивация. Планирует эти отстойники убрать и ручей будет течь ручьем, а не через эти лужи. Будет рекультивирована и старая канава, через которую прокопали, чтобы ручей ФИО6 вышел и не затапливался.
Представитель ответчика Артели ФИО5, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, письменное возражение и доводы ФИО4 поддержал.
Представители РОО «Экологической вахта Сахалина» ФИО1 и ФИО2, действующие на основании доверенности, в судебном заседании поддержали письменные: отзыв и пояснения, представленные в суд, из которых следует, что согласно лицензии на право пользования недрами ЮСХ 00012 БЭ, горноотводных актов № от 31.01.2014 Артель осуществляет добычу россыпного золота в долине реки Лангери Восточно-Сахалинского месторождения в Смирныховском районе. Участок золотодобычи расположен примерно в <данные изъяты> км. от устья реки Лангери, в верхней части бассейна этой реки, примерно в <данные изъяты> км. к <данные изъяты> от пос. Первомайск. Добыча и промывка золота ведется в осушенном русле и пойме реки, в ее водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе.
Деятельность Артели осуществляется на основании «Технического проекта на обработку россыпного месторождения золота Низовье р. Лангери гидромеханизированным способом в 2006-2009 годах» и технической документации «Разработка месторождения россыпного золота в долине р. Лангери гидромеханизированным способом в 2013-2016 годах, не требующая возведения объектов капитального строительства». Работы были начаты в 2007, но затем законсервированы и возобновились в новь в 2013 и велись на протяжении всего полевого сезона 2014- с мая по ноябрь (приложение 1). Артель в целях добычи россыпного золота изменила границы, местоположение и естественное русло водных объектов-реки Лангери и ручья ФИО6, отведя их в новое искусственное русло-руслоотводную канаву. Участки реки и ручья, подвергшиеся изменениям, располагались на землях водного фонда, а искусственное русло построено на землях лесного фонда. Для осуществления указанной деятельности Артель должна была оформить, но не оформила перевод земель водного фонда в земли промышленности и земель лесного фонда в земли водного фонда, тем самым нарушив требования статей 7,8,102 Земельного кодекса РФ и статьи 12 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Таким образом, для пользования участком реки относящимся к землям водного фонда, в целях изменения его русла и местоположения для последующей добычи золота, необходимо сначала перевести этот участок из земель водного фонда в земли промышленности, а для создания нового изменения русла реки на землях лесного фонда необходимо осуществить перевод этих земель в земли водного фонда, прежде чем сооружать руслоотводную канаву.
Постановления Правительства РФ о переводе земель для изменения русла реки Лангери отсутствуют (приложение 2,3).
Факт изменения русла реки Лангери и ручья ФИО6 подтверждаются следующим: в ноябре 2015 специалистом РОО «Экологическая вахта Сахалина» по геоинформационным системам ФИО2, имеющим специальные экспертные познания в области обработки, анализа и дешифрирования космических снимков (приложение 4), были проанализированы космические снимки верхнего течения реки Лангери и установлено изменение границ и местоположения участков водных объектов, повлекшее осушение их естественных русел. Для анализа использовались космические снимки за май 2012 и август 2014, полученные в результате высоко детальной космической съемки с космического аппарата Ворлд-Вью-2 с пространственным разрешением 0,5 метров. Указанные снимки отображают поверхность земли в верхнем течении реки Лангери в районе участка добычи золота Артели в реальном состоянии на дату съемки. Снимки привязаны к географическим координатам, что позволяет проводить различные измерения (длину и площадь объектов, расстояния от того или иного объекта) при помощи специальной программы.
На прилагаемых картах-схемах (приложение 5) отображены результаты сравнения двух разновременных космических снимков за май 2012 и август 2014 и установлено, что в указанный промежуток времени были изменены границы и местоположение участка ручья ФИО6: сооружен новый участок искусственного русла для спрямления ручья ФИО6; вода из естественного русла ручья перепущена по искусственному руслу в реку Лангери; участок естественного русла ручья ФИО6 длиной не менее 2150 метров осушен в целях добычи золота. Осущение естественного русла ручья ФИО6 привело к уничтожению нерестилищ тихоокеанских лососей и мест обитания других водных биологических ресурсов на всем протяжении указанного участка.
Факт изменения русла ручья ФИО6 в ходе деятельности Артели подтверждается заключением специалиста: «Анализ спутниковых снимков бассейна Лангери в районе впадения ручья ФИО6» (приложение 11).
В результате деятельности артели по добыче россыпного золота в долине реки Лангери незаконно были изменены границы и местоположение водных объектов, что повлекло причинение водным биологическим ресурсам, в том числе тихоокеанским лососям.
Истец не оспаривает, что на россыпи (прирезке) ручья ФИО6 ответчик в 2012-2015 годах работы не вел, в исковом заявлении описываются результаты деятельности артели не на россыпи (прирезке) ручья ФИО6, а в той части русла ручья ФИО6, которая протекает через полигон добычи золота в границах участка недр «Россыпи реки Лангери» (приложение 1).
Доводы ответчика о «естественном» или «искусственном» русле ручья ФИО6 не могут приниматься во внимание, так как согласно данных высоко детальной спутниковой съемки, отображенные на фрагменте космического снимка за 30 апреля 2008 года участок русла ручья ФИО6 протекает в тех же границах, что и на фрагменте космического снимка за 15 мая 2013 года (приложение 2 на двух листах), в течение более 5 лет ручей протекал в одних и тех же границах и не менял своего местоположения вплоть до 2014 года, когда был отведен в другое русло в ходе работ Артели. Надлежащим образом оформленных документов на такое изменение границ и местоположения участка русла ручья ФИО6 Артель не имеет, данный отвод русла произведен незаконно.
Представитель ФИО1 дополнила, что акт Управления Росприроднадзора от 23.04.2015 года не имеет отношения к существу рассматриваемого дела, потому что в нем идет речь об изменении русла реки Лангери, а не о ручье ФИО6. Согласно проектной документации русло реки Лангери было отведено в руслоотводную канаву, это было установлено еще решением Смирныховского районного суда от 23 апреля 2015 года и никаких разрешительных документов на то, чтобы провести действия по изменению русла реки Лангери не было. Разрешительные документы – решение, а согласно Водному Кодексу РФ любое пользование водным объектом может осуществляться либо на основании решения по пользованию водным объектом, либо на основании договора водопользования. В данном случае требовалось решение, согласно п. 7 ст. 11 Водного Кодекса РФ для проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов необходимо иметь решение о предоставлении водного объекта в пользование. Такое решение артели старателей «Восток-2» не выдавалось ни на изменение русла реки Лангери, ни на изменение русла ручья ФИО6.
Помимо решения, поскольку в данном случае водный объект – земли водного фонда, а прилегающие к водному объекты земли – земли лесного фонда. Если проводится изменении русла водного объекта, но должна быть изменена категория земель. То есть если водный объект начинает течь по землям лесного фонда, то необходимо перевести земли лесного фонда в земли водного фонда, а земли лесного фонда в земли промышленности, так как в русле реки начинается вестись деятельность по добычи золота. Данного перевода не производилось.
Деятельность артели по разработке полигона в районе ручья ФИО6, была осуществлена незаконно, в отсутствии разрешительной документации, а именно договора аренды лесного участка, решения на пользование водным объектом, соответствующей документации об изменении категории земель и отсутствие согласования Сахалино-Курильского территориального управления. Согласно требованиям федерального закона «Об охране окружающей среды» при осуществлении такой деятельности с нарушением природоохранного законодательства нарушенные участки земель подлежат восстановлению в соответствии с проектами рекультивации, что собственно и заявлено управлением Росприроднадзора. Они полагают, что в материалах дела имеются доказательства того, что деятельность артели на данной участке была проведена с нарушением действующего законодательства, границы кварталов, указанных в требованиях Росприроднадзора, можно проверить по договору аренды лесного участка № от 26 августа 2014 года, который имеется в материалах гражданского дела. В нем имеется схема расположения лесного участка, где отмечет <данные изъяты> квартал и выделы <данные изъяты> и <данные изъяты><данные изъяты> где были проведены работы по изменению русла ручья Кузькини разработке полигона.
Необходимо восстановить не только ручей ФИО6, но и всю прилегающую к нему территорию на основании проекта рекультивации.
Представитель ФИО2 дополнил, что на первом фрагменте спутниковых снимков за 2012 и 2013 год нанесены границы прирезок и границы месторождений. Сиреневым цветом обозначена россыпь р. Лангери, желтым прирезка низовья ручья ФИО6, а синим - низовье р. Лангери, красным цветом выделен полигон, который расположен на русле ручья ФИО6. На снимке от 15 мая 2012 года видно, что на этом месте ручей ФИО6 протекает, а на снимке от 16 августа 2014 года на этом месте расположен полигон. На втором слайде представлена одна и та же территория на разных временных спутниковых снимках, 30 апреля 2008 года, 15 мая 2012 года и 16 августа 2014 года. Красным цветом выделены границы полигона, который был отработан на ручье ФИО6. Видно, в 2008 и в 2012 году на данной территории протекает ручей ФИО6, а в 2014 году вода из ручья ФИО6 была заведена в новое русло и уходит в р. Лангери, а данный участок был осушен. На третьем слайде в более крупном виде показан полигон для добычи золота в русле ручья ФИО6 на 30 апреля 2008 года. На нем видно, что русло ручья ФИО6 течет через полигон.
На первом снимке (том 4 л.д. 10) представлен фрагмент снимка, на котором отражен общий вид полигона в месте слияния ручья ФИО6 и реки Лангери, совмещенные с фотографиями, сделанными с вертолета 01 июня 2015 года. Видна форма полигона, которую можно сравнить на представленном спутниковом снимке и на фотографии и место расположения полигона, вплотную примыкающая к прирезки низовья реки Лангери и находящемуся на ручье ФИО6. Фотография, сделанная с вертолета (том 4 л.д. 11), на которой отражена производственная база артели старателей «Восток-2», технологическая дорога, ведущая с производственной базы к прирезке низовья реки Лангери, проходящая через полигон на русле ручья ФИО6. Также на этой фотографии виден фрагмент спутникового снимка максимально совпадающий по дате с датой фотографии, сделанной с вертолета. Дата фотографии 1 июня, а дата фотографии 16 июня. Видно, что прирезка низовья р. Лангери вплотную прилегает к полигону на ручье ФИО6. Третий слайд (том 4 л.д. 12) – сравнение спутниковых снимков за 2012 и 2014 год на котором видно, что в 2012 году русло ручья ФИО6 проходило в одних границах, затем на этом месте образовался полигон, и русло было отведено в реку Лангери. Четвертый слайд (том 4 л.д. 13) - тоже самое, но отмечено, где находится старое и новое русло, где полигон и протекают водные объекты. Видно, что в 2012 году на данном участке никаких работ не проводилось, что разработка полигона в низовьях реки Лангери началось в 2013 году, а в 2014 году – отработка на ручье ФИО6 то, что в 2008 году и в 2012 году ручей тек в одних и тех же границах, а затем он был отведен и образовался полигон добычи золота. Пятый слайд (том 4 л.д. 14). Тоже самое, что и на двух предыдущих фотографиях, но более детально, здесь видна четкая граница нарушения почвенного покрова. Шестой слайд (том 4 л.д. 15) - те же самые фрагменты, только обозначения окрашены цветом.
Седьмой слайд (том 4 л.д. 16) – анализ спутниковых снимков с другого космического аппарата LandSat-8, данный спутник среднего разрешения, поэтому картинки менее детальны, были проанализировали спутниковые снимки за 2013-2015 года и по ним определили, когда начались работы по обустройству полигона на русле ручья ФИО6. Согласно анализу спутниковой съемки, начало производства работ - период с 22 мая 2014 года по 7 июня 2014 года. Кружком обведён район, расположения полигона, видно, что нарушений никаких нет. 7 июня 2014 года появляется красное пятно, красный цвет характеризует нарушение, снятие плодородного слоя почвы и вплоть до 10 августа 2014 года оно частично меняет свои границы, разрастается. Восьмой слайд (том 4 л.д. 17) – фотография полигона на ручье ФИО6, видно, что снят плодородный слой почвы, видны следы планировки территории, работы техники, остатки водного объекта. Хорошо видно, что основная вода проходит за пределами полигона. Девятый слайд (том 4 л.д. 18). Условными обозначения нанесли старое русло ручья ФИО6, новое русло ручья ФИО6 и обозначили характерные для золотодобычи особенности: отвалы вскрышных пород, которые образуются при обработки полигона золотодобычи. Фотография, сделанная с вертолета 1 июня 2015 года (том 4 л.д. 19), видно, что границы золотодобычи по прирезки низовий реки Лангери, вплотную граничат с полигоном золотодобычи на ручье ФИО6 и видно, что техника артели старателей «Восток-2», практически вплотную. Следующий слайд (том 4 л.д. 20) - здесь нанесено, как по состоянию на 2012 год проходило русло ручья ФИО6.
Представить Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовств ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Росприроднадзора поддержал, просил удовлетворить, пояснил, что Артель свои действия с ними не согласовывали, изменение и осушение русла ручья ФИО6 приводит к уничтожению мест обитания водных биологических ресурсов.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и согласно Уставу Артель старателей «Восток-2» находится с. Первомайск, Смирныховского района Сахалинской области, является юридическим лицом, осуществляет разработку недр с целью добычи золота, платины и других полезных ископаемых, разведка полезных ископаемых и др….; председателем Артели является ФИО4 (<данные изъяты>).
Артель осуществляет деятельность по добыче россыпного золота на территории Смирныховского района Сахалинской области в долине реки Лангери Восточно-Сахалинского месторождения на основании Лицензии ЮСХ 00012 БЭ и горноотводных актов <данные изъяты> от 31.01.2014 ( <данные изъяты>).
Участок золотодобычи расположен примерно в <данные изъяты> км от устья реки Лангери, в верхней части бассейна этой реки, примерно в <данные изъяты> км к северу от с. Первомайск.
Деятельность Артели осуществляется на основании Технической документации «Разработка месторождения россыпного золота в долине р. Лангери гидромеханизированным способом в 2013-2016 годах, не требующая возведения объектов капитального строительства», являющейся дополнением к «Техническому проекту на разработку месторождения россыпного золота Низовья р. Лангери гидромеханизированным способом в 2006-2009 г.г.» (<данные изъяты>).
Техническая документация согласована комиссией по разработке месторождений твердых полезных ископаемых- Протокол ТКР-ТПИ Сахалиннедра № стп от 28.08.2013 (<данные изъяты>).
Согласно положений статей 9,15,42 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается выполнением требований природоохранного законодательства.
В силу статей 34,39 Федерального закона от 10.01.2002 №7 «Об охране окружающей среды», требования об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом.
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (ст.34).
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (ст.39).
В соответствии со статьями 5,6,9 Водного кодекса Российской Федерации, реки, ручья отнесены к поверхностным водным объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, находящимся в общем пользовании. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено ВК РФ и федеральными законами (ст.5,6).
Юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 ВК РФ (ст.9).
Частью 2 ст.11 ВК РФ установлено, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для: 5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;6) разведки и добычи полезных ископаемых;7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;
Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса (ч. 4 ст. 11).
Статьей 23 ВК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» установлен порядок обращения, подготовки и принятия решения о предоставлении поверхностного водного объекта или его части в пользование.
Частью 5 ст. 23 ВК РФ предусмотрено, что решение о предоставлении водного объекта или его части в соответствии с частью 1 настоящей статьи в пользование вступает в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре.
Полезные ископаемые находятся, как правило, в недрах. Поэтому, часть 1 статьи 52 ВК РФ устанавливает применение к разведке и добыче полезных ископаемых законодательства о недрах. Согласно преамбуле Закона РФ «О недрах» недра расположены «ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков».
В соответствии с п.п. 5, 6 ч. 2 ст. 11 Водного Кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
- строительства гидротехнических сооружений, … если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;
- разведки и добычи полезных ископаемых.
Согласно части первой статьи 25.1 Закона РФ «О недрах» земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Статьями 7,8,101,102 Земельного кодекса РФ установлено, что земли по целевому назначению подразделяются на категории: земли промышленности; земли лесного фонда; земли водного фонда,-которые используются в соответствии с установленным для них назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления,-вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли.
Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством. К землям водного фонда относятся земли: покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется ЗК РФ и водным законодательством.
Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности,-Правительством РФ.
Уполномоченным на рассмотрение ходатайства о переводе земель или земельных участков из состава земель водного фонда,-в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 №404 является Министерство природы РФ.
Особенности перевода земель водного фонда в другую категорию, а также особенности перевода земель другой категории в земли водного фонда,-регламентированы статьей 12 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», которой установлен закрытый перечень случаев перевода земель водного фонда в другую категорию, в том числе перевод допускается в целях изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов. Перевод земель другой категории в земли водного фонда допускается в том числе в случае изменения русла рек и иных изменений местоположения водных объектов.
Статьями,10,12,21,25,43,67,102 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено подразделение леса, расположенного на землях лесного фонда, по целевому назначению на: защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Освоение лесов, а также их использование осуществляются с соблюдением целевого назначения лесов и выполняемых ими функций.
Предусмотрены различные виды использования лесов, к которым, в частности, относится выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых. Для осуществления работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых на землях лесного фонда закон допускает строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Леса, расположенные в водоохранных зонах нерестовых рек, относятся к защитным лесам с соответствующим правовым режимом, и их освоение должно осуществляться с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным их использованием при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями, установив особенности их использования, охраны, защиты и воспроизводства. Допуская возможность строительства на землях лесного фонда объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления работ по геологическому и изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых.
В силу части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Смирныховского районного суда от 23.04.2015, вступившего в законную силу 28.07.2015 установлено, что Артель осуществляет деятельность по добыче россыпного золота на участке р. Лангери в рамках горноподготовительных работ и обустройства гидротехнических сооружений, в соответствии Техпроектом на разработку месторождения россыпного золота, провела работы по строительству гидротехнического сооружения-руслоотводной канавы (нового искусственного русла) для отведения воды из естественного русла реки Лангери (п.7.1. Проекта), что повлекло изменение русла водного объекта. На осушенном участке русла и поймы водного объекта р. Лангери Артель осуществляет добычу золота. Однако решения о предоставлении водного объекта (р. Лангери) в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, равно как и для строительства гидротехнических сооружений (руслоотводной канавы), и других работ (учитывая, что строительство связано с изменением дна и берегов водного объекта), Артель в установленном порядке не получило. На отведенном Артели участке недр реки Лангери, ответчик, в целях разведки и добычи полезного ископаемого, использовал указанный водный объект, производя его перемещение в другое место, т.е. произвел работы, находящиеся в прямой связи с пользованием недрами. Возведенная Артелью руслоотводная канава на реке Лангери-является гидротехническим сооружением; и посредством ее строительства и перепуском в нее течения р. Лангери, русло реки (ее берега и дно) было изменено.
Артель в нарушение требований ст. 50 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Постановлений Правительства РФ №380 от 29.04.2013 №384 от 30.04.2013, осуществляет деятельность по добыче россыпного золота в водоохранной зоне реки Лангери в отсутствие согласования Сахалино-Курильского ТУ ФАР.
Артель в нарушение требований ЗК РФ и ЛК РФ, без надлежащего согласования, изменила границы, местоположение и естественное русло водного объекта реки Лангери, что повлекло изменение правого положения и целевого назначения земель.
Осуществляя деятельность по добыче россыпного золота на участке реки Лангери, Артель в рамках горно подготовительных работ и гидротехнических сооружений, в соответствии с «Техническим проектом и разработку месторождения россыпного золота», провела сооружение русло отводной канавы для отведения воды из естественного русла реки Лангери, что повлекло изменение русла (дна и берегов) водного объекта. На осущенном участке, занятом ранее водами р. Лангери, Артель ведет разработку месторождения россыпного золота промышленным (гидро механизированным) способом, т.е. на участке земель водного фонда образован участок земли с иным правовым режимом, по своему целевому назначению относимый как земли промышленности.
Суд установил, и это следует из материалов гражданского дела, что оформив и получив в установленном законном порядке решения о предоставлении водного объекта в пользование № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ;№ от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ, (<данные изъяты>) Артель не оформила обязательные решения на пользования водным объектом-р. Лангери и ручья ФИО6, для целей разведки добычи полезных ископаемых, а также Артель построила гидротехническое сооружение-руслоотводную канаву, изменив при этом дно и берега реки Лангери и ручья ФИО6, в отсутствии решения о предоставлении водного объекта (ручья ФИО6) в пользование для указанных целей.
Судом также установлено, что в период с мая 2012 по август 2014 изменены границы и местоположения ручья ФИО6, т.е. сооружен новый участок искусственного русла для спрямления ручья ФИО6; ручей ФИО6 перепущен по искусственному руслу в реку Лангери, в связи чем участок русла ручья ФИО6 длиной 2150 метров, который протекал через полигон добычи золота Артели, осушен в целях добычи золота.
Представленные истцом и третьим лицом РОО «Экологическая вахта» письменные доказательства: космические (спутниковые) снимки, карты-схемы, фотографии, карты с координатами ручья ФИО6, планы к горному отводу, маркшейдерские съемки, заключение по анализу спутников снимков бассейна реки Лангери в районе впадения ручья ФИО6 (<данные изъяты>) устанавливают, что русло ручья ФИО6 с 2008 по 2014 год протекал в одних и тех же границах и не менял своего местоположения, в том числе и через территорию, где расположен, в настоящее время, полигон добычи золота Артели, а с августа 2014 ручей ФИО6 был заведен в новое русло- в р. Лангери.
Указанные доказательства судом тщательно исследованы.
Вышеприведенные письменные доказательства суд признает относимыми, допустимыми и достоверными, опровергающие доводы ответчика о том, что на ручье ФИО6 они не проводят никаких работ и, поэтому никаких разрешительных документов им необходимости получать не было.
Приведенные доказательства полностью согласуются с пояснениями представителя истца и представителей третьего лица ФИО1 и ФИО2 и дополняют их пояснения.
Доводы ответчика о том, что ручей ФИО6 изменил русло осенью 2013 года из-за паводка, и они только подправили дамбу, сделали мост, и что на ручье после 2001 года никакие работы не производятся, ручей вернулся в свое русло естественным образом, после проведенных работ 1999-2001 года, а также, что на момент съемки 2012 году ручей протекает в руслоотводном канале, построенном 2000 году-на землях лесного фонда и на снимках 2014 года ручей ФИО6 протекает в своем естественном русле, то есть на землях водного фонда, являются несостоятельными, доказательств, подтверждающие данные доводы ответчик суду не представил.
Суд приходит к выводу, что Артель в целях разведки и добычи полезного ископаемого, которое находится в недрах, в том числе под дном водного объекта-ручья ФИО6, использовал водный объект ручей ФИО6, производя его перемещение в другое место, то есть произвел работы, находящиеся в прямой связи с использованием недрами.
Суд считает, что разработка поверхностным способом месторождения россыпного золота, находящегося в недрах, в том числе под дном водного объекта, невозможна без воздействия на сам водный объект тем или иным способом.
Таким образом производится использование водного объекта в целях разведки и добычи полезного ископаемого, что в силу указания закона, предусматривает получение соответствующего решения, которое Артель не имеет.
При строительстве руслоотводной канавы и перепуском в нее течения ручья ФИО6 произошло изменение берега, а также дна водного объекта..
Статья 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» обязывает применять меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания при осуществлении деятельности, которая должна согласовываться с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. По смыслу части 2 указанной статьи закона, без согласования федерального органа такая деятельность осуществляться не может.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 N 384, утверждающим «Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания», территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование деятельности, проводимой на территории субъекта Российской Федерации (п. 36). В Сахалинской области таким органом является Сахалино-Курильское территориальное управление Росрыболовства. Согласование деятельности должно быть получено до начала всех работ по проекту и является обязательным условием их осуществления.
Согласно пункту 9 Правил решение о согласовании (об отказе в согласовании) деятельности оформляется в виде заключения и содержит, помимо прочего, меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, планируемые в соответствии с документацией; условия и ограничения, необходимые для предупреждения или снижения негативного воздействия деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания; выводы о допустимости влияния деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.
Вместе с тем, Сахалино-Курильское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству такого решения не давало.
Ответчик обязан при осуществлении своей деятельности выполнять требования, предусмотренные законодательством по защите и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, поскольку такая обязанность следует из части 1 статьи 34, части 2 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 22 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире», части 1 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», пункта 32 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 N 997 «Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередач», и не вправе осуществлять ведение работ, оказывающих постоянное прямое и косвенное негативное воздействие на водные биоресурсы ручья ФИО6 в отсутствие предусмотренного законом обязательного согласования такой деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из анализа вышеприведенных нор Земельного кодекса РФ, Водного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, следует, что что Артель в нарушение требований Земельного законодательства РФ изменил границы, местоположение и русло водного объекта – ручья ФИО6, что повлекло изменение правового положения и целевого назначения земель.
Особенности перевода земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также особенности перевода земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда регламентированы статьей 12 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон о переводе земель).
Указанной нормой установлен закрытый перечень случаев перевода земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, в том числе перевод допускается в целях прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов. Перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда допускается в том числе в случаеизменения русла рек и иных изменений местоположения водных объектов.
Осуществляя деятельность по добыче россыпного золота на участке недр «россыпь р. Лангери», ручья ФИО6 в Смирныховском районе Сахалинской области, Артель в рамках горно-подготовительных работ и гидротехнических сооружений, в соответствии с «Техническим проектом на разработку месторождения россыпного золота Низовье р. Лангери гидромеханизированным способом в 2006-2009 г.г.» провела работы по сооружению руслоотводной канавы (нового искусственного русла) для отведения воды из русла ручья ФИО6, что повлекло изменение русла (дна и берегов) водного объекта.
На осушенном участке, занятом ранее поверхностными водами реки ручья ФИО6 Артель вела разработку месторождения россыпного золота промышленным (гидромеханизированным) способом. То есть на участке земель водного фонда, деятельностью Артели был образован участок земли с иным правовым режимом, по своему целевому назначению относимый и определяемый как земли промышленности.
Поверхностные воды нового русла ручья ФИО6, перемещены ответчиком на участок земли, расположенный на землях лесного фонда, переданных ответчику в аренду для разработки месторождения полезного ископаемого, согласно договора аренды лесного участка № от 26.08.2014 г., что также повлекло изменение правового режима, и целевого назначения участка лесного фонда, теперь занятого водой.
При этом, в нарушение установленного для них целевого назначения, и правового режима земель, а также требований Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» Артель не осуществила перевод земель водного фонда в земли промышленности, и земли лесов в земли водного фонда.
Судом установлено, что на участке лесного фонда, переданном ответчику в аренду Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области для целей разработки месторождений полезных ископаемых, находится водный объект – ручей ФИО6, однако договором аренды лесного участка № от 26.08.2014 в пользование ответчику для указанных целей ручей ФИО6 не передавался (<данные изъяты>).
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области представило в суд письменное подтверждение о том, что в 2014 лесной участок, расположенный в квартале 436 выделы 10,12 Пограничного участкового лесничества Смирныховского лесничества «ручей ФИО6» Артель старателей «Восток-2», не представлялся.
Использование лесного участка без оформленного в установленном порядке договора аренды лесного участка, положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и лесной декларации недопустимо (<данные изъяты>).
Таким образом, изменение границ, местоположения части естественного русла водного объекта – ручья ФИО6 произведено ответчиком незаконно.
В соответствии со ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «Об охране окружающей среды» юридические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
При этом ч. 2 ст. 78 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что на основании решения суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
В соответствии с «Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», утвержденного Приказом Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 г. рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. Рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.
Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).
Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Рекультивации подлежат земли, нарушенные при: разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает возможным удовлетворить требования истца.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, ст. 61.1 и ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ, суд взыскивает с ответчика в доход муниципального образования городской округ «Смирныховский» Сахалинской области государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области к Артели старателей «Восток-2» о возложении обязанности привести участок русла ручья ФИО6 притока реки Лангери в естественное состояние путем рекультивации и восстановления нарушенного состояния окружающей среды, удовлетворить.
Обязать Артель старателей «Восток-2» осуществить мероприятия по восстановлению ручья ФИО6 в прежнем русле по состоянию на 15 мая 2012 года и провести техническую и биологическую рекультивацию, восстановление нарушенного состояния окружающей среды на участке водоохранной зоны ручья ФИО6 и прилегающей территории в квартале <данные изъяты> выделах <данные изъяты>,<данные изъяты> в Смирныховском районе Сахалинской области за счет собственных средств в соответствии с согласованным проектом восстановительных и рекультивационных работ в срок до 31 августа 2017 года.
Взыскать с Артели старателей «Восток-2» в доход бюджета муниципального образования городской округ «Смирныховский» Сахалинской области государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Смирныховский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.В. Кабалоева
Мотивированное решение постановлено 04 мая 2016 года.
Судья М.В. Кабалоева