ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-138/2017 от 09.03.2017 Карымского районного суда (Забайкальский край)

дело № 2-138/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Карымское

Карымского р-на

Забайкальского края 09 марта 2017 года

Карымский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Огурцовой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Ивановой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации муниципального района «Карымский район» Забайкальского края в лице комитета по управлению имуществом, земельным вопросам и градостроительной деятельности о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,

установил:

администрация муниципального района «Карымский район» Забайкальского края в лице комитета по управлению имуществом, земельным вопросам и градостроительной деятельности обратилась в Карымский районный суд Забайкальского края с указанным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. 12.03.2015 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю на учёт в качестве бесхозяйного имущества поставлена система теплоснабжения, кадастровый номер , протяжённостью 3200 м., расположенная по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, с. Шара-Горохон. Фактических владельцев, а также собственников у указанного недвижимого имущества не имеется, в течение одного года со дня постановки его на учёт в качестве бесхозяйного никто о своих правах на него не заявил, следовательно, спор о правах отсутствует. Учитывая изложенное, просила признать право муниципальной собственности муниципального района «Карымский район» Забайкальского края на систему теплоснабжения, кадастровый номер , протяжённостью 3200 м., расположенную по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, с. Шара-Горохон.

При обращении в суд с указанным заявлением в качестве заинтересованного лица администрацией муниципального района «Карымский район» Забайкальского края в лице комитета по управлению имуществом, земельным вопросам и градостроительной деятельности указана администрация сельского поселения «Тыргетуйское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края.

Определением от 17.02.2017 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае.

В судебном заседании представитель заявителя: администрации муниципального района «Карымский район» Забайкальского края в лице комитета по управлению имуществом, земельным вопросам и градостроительной деятельности, - ФИО1 заявленные требования поддержала.

Заинтересованные лица - администрация сельского поселения «Тыргетуйское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещёнными о его дате, времени и месте, своих представителей не направили, о причинах неявки своих представителей не сообщили, об отложении слушания или о рассмотрении гражданского дела в отсутствие своих представителей не просили.

Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд рассмотрел гражданское дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц - администрации сельского поселения «Тыргетуйское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае.

Заслушав объяснения представителя, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ), действовавшего по состоянию на 12.03.2015, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.

Как следует из пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относится, в том числе, принятие на учёт в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей.

По состоянию на 12.03.2015 действовал Единый для Российской Федерации порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, её территориальными органами, утверждённый Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.11.2013 № 701, в соответствии с которым принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (пункт 4).

Из приведённых положений следует, что полномочием на обращение в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, её территориальные органы с заявлением о постановке учёт объекта бесхозяйного недвижимого имущества по состоянию на 12.03.2015 наделялись органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, на территории которых находятся такие объекты.

Таким органом применительно к системе теплоснабжения, кадастровый номер , протяжённостью 3200 м., расположенной по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, с. Шара-Горохон, по состоянию на 12.03.2015 являлась администрация сельского поселения «Тыргетуйское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края, поскольку, согласно пункту 2 статьи 5 Устава сельского поселения «Тыргетуйское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края, принятого решением Совета сельского поселения «Тыргетуйское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края от 29.11.2014 № 92, с. Шара-Горохон находится в границах сельского поселения «Тыргетуйское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.03.2015 № , 12.03.2015 на основании заявления представителя администрации сельского поселения «Тыргетуйское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края А. Е.С. от 05.03.2015 № система теплоснабжения, кадастровый номер , протяжённостью 3200 м., расположенная по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, с. Шара-Горохон, принята на учёт в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

На момент рассмотрения гражданского дела Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 «Об установлении порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей» установлены положения, аналогичные положениям, содержавшимся в пунктах 1 и 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, пункте 4 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.11.2013 № 701.

При этом ни ранее действовавшее, ни новое правовое регулирование на наделяет полномочиями по обращению с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории конкретного сельского поселения, а не межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района.

Доказательств в подтверждение нахождения системы теплоснабжения, кадастровый номер , протяжённостью 3200 м., расположенной по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, с. Шара-Горохон, на межселенной территории заявителем - администрацией муниципального района «Карымский район» Забайкальского края в лице комитета по управлению имуществом, земельным вопросам и градостроительной деятельности, вопреки положениям части 1 статьи 12, части 1 статьи 56 ГПК РФ, согласно которым каждая сторона в связи с осуществлением правосудия по гражданским делам на основе состязательности и равноправия сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, суду не представлено.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В силу части 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесённые к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Вместе с тем, само по себе отнесение вопроса теплоснабжения населения с. Шара-Горохон Карымского р-на Забайкальского края с использованием системы теплоснабжения, кадастровый номер , протяжённостью 3200 м., расположенной по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, с. Шара-Горохон, к вопросам местного значения муниципального района «Карымский район» Забайкальского края не свидетельствует о наличии оснований для признания права собственности муниципального района «Карымский район» Забайкальского края на указанную систему как на бесхозяйное имущество в порядке главы 33 ГПК РФ, поскольку требовать признания права собственности на неё в силу приведённых норм вправе лишь администрация сельского поселения «Тыргетуйское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края.

При этом, как следует из части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться:

1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;

5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

Однако в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

В свою очередь, положение, установленное частью 5 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, не может быть преодолено путём обращения администрации муниципального района «Карымский район» Забайкальского края в лице комитета по управлению имуществом, земельным вопросам и градостроительной деятельности в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности муниципального района «Карымский район» Забайкальского края на систему теплоснабжения, кадастровый номер , протяжённостью 3200 м., расположенную по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, с. Шара-Горохон, как на бесхозяйную недвижимую вещь.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления администрации муниципального района «Карымский район» Забайкальского края в лице комитета по управлению имуществом, земельным вопросам и градостроительной деятельности о признании права муниципальной собственности муниципального района «Карымский район» Забайкальского края на систему теплоснабжения, кадастровый номер , протяжённостью 3200 м., расположенную по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, с. Шара-Горохон, как на бесхозяйную недвижимую вещь отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы в Карымский районный суд Забайкальского края.

Судья О.В. Огурцова

Решение суда в окончательной форме принято 09.03.2017.