Дело № 2-138/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Уйское 19 апреля 2017 года
Уйский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Е.В.Копытовой при секретаре Фоминой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Уйского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательномуучреждению« Ларинская средняя общеобразовательная школа «, Администрации Уйского муниципального района о возложении обязанностей,
С участием Холкиной Е.Ю.
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Уйского района обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Ларинская средняя общеобразовательная школа» (далее по решению Средняя школа ) о возложении обязанности на ответчика обеспечить оборудование устройства молниезащиты в здании школьного учреждения по следующим основаниям. В Средней школе в <...> также филиале школы <...> отсутствует устройство молниезащиты, что ставит под угрозу жизнь и здоровье воспитанников данного школьного образовательного Учреждения и его работников.( л.д.4-6).
Прокурор Холкина Е.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в иске.
Администрация Уйского муниципального района, Средняя школа своих представителей в судебное заседание не направили, уведомлены надлежаще ( л.д.22,23). С учетом мнения сторон дело рассматривается в отсутствие представителей ответчиков.
Средняя школа предоставили отзыв, в котором указали, что исковые требования не признают, в существующем здании необходимые меры по молниезащите были выбраны при проектировке здания, установка дополнительных средств молниезащиты необязательна ;за последние 5 лет пожары по причине грозовых разрядов в Уйском районе не регистрировались ( л.д. 24-30).
Заслушав участников процесса, исследовав все материалы дела, суд приходит к следующему.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".В соответствии с преамбулой указанного закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В силу ст. 20 вышеуказанного Федерального закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Из п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" следует, что с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются в технических регламентах.
В силу ст. 5.1 указанного Федерального закона особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").Во исполнение названного положения закона Правительством РФ издано Постановление от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Согласно п. 66 указанного Постановления обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения". Разделы 1, 3, 4 (пункты 4.1 - 4.7, 4.9 - 4.10, 4.11 (за исключением абзаца второго пункта 4.11), пункты 4.12, 4.14 - 4.22, абзацы первый и второй пункта 4.23, пункты 4.24 - 4.26, 4.28 - 4.30), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5.7, 5.9 - 5.13, 5.20 - 5.27, 5.32 - 5.36, 5.38 - 5.46), 6 (пункты 6.1 - 6.6, 6.8 - 6.12, 6.14 - 6.21, 6.23 - 6.28, 6.30 - 6.38, 6.40 - 6.48, 6.53 - 6.58, 6.64, 6.72, 6.77, 6.81 - 6.95), 7 (пункты 7.1 - 7.5, 7.8, 7.10 - 7.27, 7.35, 7.37 - 7.43, 7.46 - 7.49), 8 (пункты 8.1 - 8.7, абзац первый пункта 8.9, пункты 8.10, 8.11, 8.14, 8.18, 8.19, 8.21, 8.24 - 8.26, 8.28 - 8.34), 9 (пункты 9.1 - 9.5), приложение Г.
Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В, в котором указаны школьные образовательные организации (п. 1.1.1).
Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий школьных образовательных организаций, с учетом требований СО 153-34.21.122-2003.
Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Средняя школа является общеобразовательным учреждением, учредителем которого является администрация Уйского муниципального района, что следует из п. п. 1.4 Устава (л.д.12).В Ларинской средней школе есть филиал - Выдринская основная общеобразовательная школа по адресу <...> ( л.д. 16).
Из рапорта помощника прокурора Уйского района Рудаковой М.А. следует, что здания Средней школы как в с.Ларино, так и в с.Выдрино системами молниезащиты не оборудованы ( л.д.7). Согласно сведений госинспекции по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по результатам проверки установлено, что Средняя школа не оборудована устройством молниезащиты ( л.д. 8), что влечет удовлетворение заявленных требований.
Доводы Средней школы в части включении устройства молниезащиты в здание школы при проектировании ничем не подтверждены, опровергаются данными инспекции по делам гражданской обороны, чрезвычайных обстоятельств ( л.д. 8). Ранее действующие нормативные правовые акты, регулирующие обеспечение безопасности зданий также предусматривали отдельное устройство молниезащиты зданий и сооружений.Так, постановлением Госстроя СССР от 22 июня 1977 года была утверждена Инструкция по проектированию и устройству молниезащиты зданий и сооружений, СН 305-77. То, что в районе в течение 5 лет не было зарегистрировано пожаров по причине грозовых разрядов не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, так как законодатель не устанавливает необходимость установки устройства молниезащиты в зависимость от статистических данных по месту расположения образовательного учреждения.
Средняя школа является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, следовательно, на нее распространяются положения п.3 ст. 123.21 ГК РФ, в соответствии с которым она будет отвечать по своим обязательствам лишь находящимися в ее распоряжении денежными средствами. Если же указанных денежных средств недостаточно, то субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4-6 ст.123.22 и п.2 ст.123.23 ГК РФ несет собственник его имущества, то есть администрация Уйского муниципального района.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования прокурора являются законными и обоснованными и полагает необходимым возложить на Среднюю школу, а при недостаточности денежных средств на Администрацию Уйского муниципального района обязанность в срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание средней школы устройством молниезащиты. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Уйского района удовлетворить.
Возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ларинская средняя общеобразовательная школа «, а при недостаточности денежных средств данного учреждения на администрацию Уйского муниципального района Челябинской области обязанность в срок 6(шесть) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать здание муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ларинская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <...> района Челябинской области, устройством молниезащиты.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения, через Уйский районный суд.
Председательствующий:_______________________ Е.В.Копытова