РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 февраля 2021года г. Астрахань
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Кольцовой В.В.,
при секретаре судебного заседания Нугмановой М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к УМВД России по Астраханской области, МВД России, Министерству финансов в лице Управления федерального казначейства по Астраханской области о признании незаконным действий Управления Федеральной миграционной службы УВД России по Астраханской области при оформлении гражданства Российской Федерации, взыскании убытком в виде утраченных сумм, назначаемых по программе оказания содействия по переселению граждан, пенсионного обеспечения, компенсации морального вреда.
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам о признании незаконным действий Управления Федеральной миграционной службы области при оформлении гражданства Российской Федерации, взыскании убытком в виде утраченных сумм, назначаемых по программе оказания содействия по переселению граждан, пенсионного обеспечения, компенсации морального вреда, указав, что он родился в <адрес> ТССР ДД.ММ.ГГГГ. Он состоял в браке с ФИО5, родившейся в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ их семья на основании разрешения на переезд (переселение) из <адрес> АТ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного МВД РФ по делам миграции в Туркменистане, приехали на постоянное место жительство в <адрес> по государственной программе по оказанию содействия по добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом и членам его семьи переселяющихся совместно с ними в РФ. В начале сентября 2009 г. он обратился в УФМС России по Астраханской области по ул. Кирова, д.5 г. Астрахани, за оформлением необходимых документов, намереваясь получить гражданство Российской Федерации, однако в тот момент ему разъяснили, что он может только получить разрешение на временное проживание сроком на 3 года, затем оформиться на работу, подтвердить свою занятость и только после этого может получить гражданство Российской Федерации. Указывает, что Миграционная служба УФМС России по Астраханской области тщательно утаивала о государственной программе по оказанию содействия по добровольному переселению в РФ, проживающих за рубежом о материальной помощи переселенцам. В декабре 2010 года через 1 год после получения разрешения на временное проживание, он обратились в паспортно-визовую службу Наримановского РОВД по месту регистрации за получением вида на жительство в РФ, однако ему в этом было отказано. В июле 2012 г. за 6 месяцев до окончания разрешения на временное проживание он обратился в Наримановский РОВД Астраханской области для продления разрешения, однако ему было сообщено, что в связи с тем, что он осужден к 9 годам 6 месяцам лишения свободы, ранее полученное разрешение на временное проживание аннулировано. Указывает, что в результате по его мнению, незаконных действий сотрудников УМВД России по Астраханской области, миграционной службы, ему не разъяснили право на получение гражданства, без получения разрешения на временное проживание, что повлекло ряд негативных последствий как не получение установленный в тот период пособий по безработице в размере минимального размера оплаты труда в сумме 72 000 руб., ему не выплачено пенсионное обеспечение, в связи с чем он просит взыскать 316 200 руб. из расчета 9 311 руб. минимального размера пенсии за период с 12.12.2017 года по октябрь 2020 года т.е. за 2 года 10 месяцев, его семье должны быть выплачены по 120 000 руб. на каждого члена семьи, в виде материальной помощи по госпрограмме, в связи с чем просит взыскать 240 тыс. руб., а также компенсировать моральный вред в размере 500 000 руб.
В судебном заседании, проведенном с использованием видеоконференцсвязи ФИО3 заявленные требования поддержал.
Представитель УМВД России по Астраханской области ФИО6, возражая по существу иска, указала, что ФИО3 с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации и об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее по тексту - Государственная программа) в Управление по вопросам миграции УМВД России по Астраханской области в установленном порядке не обращался. ФИО3ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление о выдаче разрешения на временное проживание, которое было удовлетворено. По истечении пятилетнего срока проживания в Российской Федерации на основании вида на жительство, ФИО3 имел бы право на получение гражданства Российской Федерации, однако, ввиду его осуждения, оснований для приема ФИО3 в гражданство Российской Федерации не имеется. Требования о выплате ему пособия по безработице, подъемных на обустройство, предусмотренные Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 (далее по тексту - Государственной программы), также не состоятельны, поскольку, ФИО3 участником Государственной программы не является, данный статус ему не предоставлялся.
Представитель Министерства Финансов РФ в лице Федерального казначейства по Астраханской области ФИО7 также полагал заявленные требования необоснованными.
Выслушав доводы сторон, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица: а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства; обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации; имеют законный источник средств к существованию; владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
В силу ст. 14 этого же закона, прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке предусмотрен для лица без гражданства, достигшего возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, если указанные лица имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, и не получили гражданство этих государств, а также для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, при соблюдении определенных, указанных в данной статье условий.
Как следует из материалов дела, ФИО3 на момент принятия решения о переезде в Российскую Федерацию по Программе переселения из Туркменистана в Российскую Федерацию в 2009 году, являлся гражданином Туркменистана, т.е. получил другого государства, в связи с чем не относится к числу лиц, имеющих право на получение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.
Таким образом, исходя из положений ст. 13 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" он мог претендовать на прием в гражданство Российской Федерации лишь на общих основаниях, т.е. получив вид на жительство.
Суду представлены документы, свидетельствующие, что ФИО3 получил разрешение на временное проживание в 2009 году и для последующего получения гражданства он должен был соблюсти ряд условий, в том числе соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации; иметь законный источник средств к существованию.
Как следует из представленных данных, ФИО3 осужден по ч.1 ст. 105 УК РФ, что в силу статьи 16 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" является основанием для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО3 не имел права на прием в Гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, таким образом основания для признания незаконным бездействия со стороны МВД России по Астраханской области, выразившееся в не разъяснении прав ФИО3 на получение гражданства в упрощенном порядке не имеется.
Рассматривая доводы иска о лишении ФИО3 на участие в Программе содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию, суд также приходит к выводу, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
Так, Указом Президента РФ от 22.06.2006 N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" была утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, цель которой была в том числе обеспечить комплексный подход к решению вопросов оказания содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию и межотраслевой координации, получения возможности осознанного выбора соотечественниками мест своего будущего проживания, работы, обучения с учетом социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, объемов государственных гарантий и социальной поддержки, которые предоставляются переселенцу в зависимости от выбранной территории вселения.
Данная программа гарантирована адресность государственных гарантий и социальной поддержки, обусловленность их предоставления соблюдением участниками Государственной программы условий участия в ней и социально-экономическими характеристиками субъектов Российской Федерации, разрабатывающих региональные программы оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников и действовала в разные периода в разных регионах Российской Федерации.
В силу п.13, 15 Программы, решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания, работы и (или) учебы. Решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания. Соотечественник и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в установленном порядке представляют необходимые сведения.
Согласно п. 16 Программы, соотечественники, являющиеся иностранными гражданами, постоянно или временно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации либо прибывшие на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, признанные беженцами на территории Российской Федерации или получившие временное убежище на территории Российской Федерации, вправе подать заявление об участии в Государственной программе и получить на территории Российской Федерации свидетельство участника Государственной программы.
Государственная программа на территории Астраханской области реализуется с 2014 года (проект региональной подпрограммы утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2014 № 2691-р).
Постановлением Правительства Астраханской области от 12.09.2014 № 399-П «О государственной программе «Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области» утверждены критерии (основания) соответствия потенциального участника региональной подпрограмме «Оказание содействия добровольному переселению в Астраханскую область соотечественников, проживающих за рубежом».
Соотечественник, изъявивший желание принять участие в Государственной программе, подает заявление по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. N 196-р, а также пакет документов, утвержденный Государственной программой.
В судебном заседании ФИО3 не оспаривал, что он статус участника Программы не получал, с данным заявлением в компетентные органы не обращался.
ФИО3 прибыл на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения между Российской Федерации и Туркменистаном о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от ДД.ММ.ГГГГ, статуса беженца не имел.
При указанных обстоятельствах, требования о выплате ему пособия по безработице, подъемных на обустройство, предусмотренные Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 как и последующего назначения пенсии, не основаны на нормах действующего законодательства.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных ФИО3 требования не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска ФИО3 к УМВД России по Астраханской области, МВД России, Министерству финансов в лице Управления федерального казначейства по Астраханской области о признании незаконным действий Управления Федеральной миграционной службы УВД России по Астраханской области при оформлении гражданства Российской Федерации, взыскании убытком в виде утраченных сумм, назначаемых по программе оказания содействия по переселению граждан, пенсионного обеспечения, компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 09.02.2021 года.
Судья В.В.Кольцова